- расширение и обобщение знаний учащихся о диких животных; развитие логического и образного мышления, умения сопоставлять, сравнивать; путём ответов на вопросы и логические задания корректировать мыслительную деятельность учащихся.
- воспитание любви, интереса и бережного отношения к животному миру и желания сохранить экологическое равновесие в природе.
Оборудование: предметные и наглядные картинки с изображением растений леса, животных, карточки с названиями животных, запись на кассете (диске) голосов птиц, раздаточный материал с изображением трафарета животных, карандаши; выставка литературного материала о животных; иллюстрации из русских народных сказок.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель сообщает учащимся о теме урока; рассказывает чем будем заниматься на уроке, напоминает детям, что отвечать на вопросы нужно полными предложениями. А для того что бы говорить чётко и правильно логопед проведёт с учащимися артикуляционную гимнастику.
- Какой опорный сигнал подходит к жилью диких животных? (учащимся предлагается на выбор 2 опорных сигнала: картинка дома и картинка ели.)
Учащиеся выбирают. На доске крепится картинка ели)
Учитель:
- Мы с вами, ребята, сейчас изобразим на доске лес. А для этого выберете только те картинки, что подходят к лесу. Что растёт в лесу? (учащиеся из набора картинок выбирают только подходящие к лесу). Каждый ученик крепит картинку на доске и произносит предложения типа «В лесу растут цветы» и «В лесу растут грибы» и т.д.
На доске получается изображение леса.
Гимнастика для глаз
(звучит аудиозапись голосов птиц)
Учитель: Ребята, чьи голоса слышны? (ответы)
Давайте глазками последим за птичкой, залетевшей к нам
Учитель: Ребята лес у нас готов, но в нём нет животных. А кто живёт в лесу нам расскажут ребята. Каждому давалось домашнее задание. Вместе с родителями нарисовать и составить рассказ о животном. Давайте посмотрим и послушаем рассказы ребят.
Каждый ученик со своим рисунком выходит к доске и рассказывает о животном.
Примерный рассказ ученика: Медведь – дикое животное. Он живёт в лесу. Летом бродит по лесу, ищет пищу, а зимой спит в берлоге. Тело медведя покрыто густой шерстью. Медведь любит есть мясо, рыбу, ягоды. Детёнышей медведя называют медвежата.
Рисунок ученика крепится на доску, где уже изображён лес.
Физ.минутка.
Учитель предлагает учащимся встать и показывает карточку с надписью животного, дети читают и изображают медведя, зайца, ежа и т.д. (3-5 минут)
Логопедические упражнения
Логопед предлагает ребятам ответить на вопросы по картинкам:
- Чьи это лапы? (Это лапы лисы)
- Чей это хвост? (Это хвост белки) и т.д.
- Какой ёж? (Маленький, колючий, подвижный и т.д.)
(Подбор прилагательных к существительному)
- Кто как передвигается? (Белка прыгает, волк ходит, бегает и т.д.)
- Назвать детенышей. (У медведя – медвежата, у лисы – лисята и т.д.)
- Назвать волк один – много волков,
лиса одна – много лис и т.д.
- Ответить полным предложением: У кого длинные уши? У кого пушистый хвост? У кого острые когти? И т.д.
Угадывание сказок
Учитель предлагает рассмотреть разные иллюстрации из сказок, назвать сказку, рассказать какие дикие животные в этой сказке.
- Какая это сказка? (Колобок)
- Какие дикие животные есть в этой сказке? (лиса, медведь, волк) и т.д.
Выбор и штриховка трафарета
Учитель: На листе у каждого из вас изображены трафареты животных. Вам нужно заштриховать только диких животных.
Учитель проверяет выполнение задания. Задаёт вопросы: - кого ты заштриховал? Почему?
Выставка литературы о животных
Учитель обращает внимание учащихся на то, как много книг, журналов о диких животных, какой разнообразный животный мир леса и предлагает детям почитать дома, в библиотеке книги о животных.
Подведение итога, выставление оценок.
Учитель задает вопросы:
- О ком мы сегодня на уроке говорили?
– Почему они так называются?
Учитель отмечает работу каждого ученика (домашний рисунок, составление рассказа, ответы на вопросы логопеда) и выставляет оценку ученику.