Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» для учащихся 5-ых классов, исходя из требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является: формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Метод проектного обучения не исключает индивидуального подхода к отдельным учащимся, работающими над проектами, заниматься ими в начале и середине учебного года. Формами контроля за успеваемостью учащихся являются текущие оценки, итоговые контрольные работы по конечному результату практических работ, тестирование, технические диктанты, диктанты с ошибками. Учебные занятия проходят сдвоенными уроками один раз в неделю.
Весь учебный год занятия проходят в школьных мастерских. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы, объекты труда. Метод проектного обучения не исключает индивидуального подхода к отдельным учащимся, работающими над проектами, заниматься ими в начале и середине учебного года. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Занятия по направлению «Технология Технический труд» проводятся на базе учебных мастерских по обработке древесины и металла, которые имеют рекомендованные Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования. Каждая из мастерских оборудована на 12 рабочих мест.
В плане предусмотрены инструктажи по технике безопасности и электробезопасности. Подбор объектов труда, теоретических сведений, лабораторно-практических работ основан на творческой переработке нескольких авторов школьных учебников, учитывая индивидуальные способности и потребности учащихся и учителя, материальную базу и местные социально-экономические условия.
Формами контроля за успеваемостью учащихся являются текущие оценки, зачеты, итоговые контрольные работы по конечному результату практических работ, тестирование, технические диктанты, диктанты с ошибками. Учебные занятия проходят сдвоенными уроками один раз в неделю.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды./
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
-получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; основы черчения, графики и дизайна;
-знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов:
-творческая, проектно-исследовательская деятельность; технологическая культура производства;
-распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
-функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
-элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
-экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
-производительностью труда, реализацией продукции; устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
-предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
-методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
-информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
=основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
-умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
-умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
-навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
-навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
-навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
-навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
- умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий; Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы.
При этом предполагается , что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческого проекта в конце учебного года. Методически возможно введение творческой проектной деятельности с начала учебного года.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения технологии обучающийся получает возможность ознакомиться:
-видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
-профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
-рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках;
-применять конструкторскую и технологическую документацию;
-составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
-выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
-конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
-выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
-соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами , электрооборудованием;
-осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
-находить и устранять допущенные дефекты;
-проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
-планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
-распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
-понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
-развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
-самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
-развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
-осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
-самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
-формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
-самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
-комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
-виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
-осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
-организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
-оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
-соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
-осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
-практическое освоение обучающимися основ проектно- исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения:
-развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
-овладение средствами и формами графического отображения .объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
-формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения приклад- ных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
-овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
-контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
-документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
-оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательнотрудовой деятельности;
-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
-выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
-стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
-овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
-рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
-умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
-рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
-участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
-практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
-сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
-адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью;
Содержание учебного предмета.
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов
на основе конструкторской и технологической документации
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей
Основные теоретические сведения
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Практические работы
Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.
Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).
Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.
Технологии создания изделий из металла
на основе конструкторской и технологической документации
Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки
Основные теоретические сведения
Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.
Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.
Практические работы
Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.
Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).
Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Варианты объектов труда
Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово- огородный инвентарь.
Машины и механизмы.
Основные теоретические сведения
Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем.
Практические работы
Чтение кинематических схем простых механизмов. Сборка моделей механизмов из деталей конструктора типа “Конструктор-механик”. Проверка моделей в действии. Количественные замеры передаточных отношений в механизмах.
Объекты труда
Конструктор, механизмы оборудования школьных мастерских.
Электротехнические работы
Основные теоретические сведения
Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.
Практические работы
Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке. Проверка пробником соединений в простых электрических цепях.
Варианты объектов труда
Провода, электроустановочные изделия.
Основные теоретические сведения
Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме.
Практические работы
Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки.
Варианты объектов труда
Модели низковольтных осветительных и сигнальных устройств.
Технологии ведения дома
Основные теоретические сведения
Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт. Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Практические работы
Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.
Варианты объектов труда
Мебель, верхняя одежда, обувь.
Творческая, проектная деятельность
Основные теоретические сведения
Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки).
Практические работы
Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Презентация изделия.
Варианты объекты труда
Темы проектных работ даны в приложении к программе.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Учебно- тематическое планирование
Количество часов:
Всего: 70 час; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе примерного тематического плана федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования.
Учебник: ТЕХНОЛОГИЯ для учащихся 5 классов (вариант для мальчиков) под редакцией А.Т.Тищенко, В. Д. Симоненко, издательский центр
«Вентана-Граф» 2012 год
Разделы и темы
|
Количество часов
|
|
класс
|
5
|
В том числе:
|
|
|
|
|
уроки
|
практич.
работы
|
проекты
|
1.Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
1.1. Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации.
-Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей
1.2. Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации
-Технологии изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки
1.3.Машины и механизмы.
2.Электротехнические работы
3. Технологии ведения дома
4.Творческая проектная деятельность
(Моделирование).
5. Резерв учебного времени
|
36
16
16
4
8
4
16
6
|
4
6
4
2
-
6
-
|
8
8
-
6
2
-
2
|
4
2
-
-
2
10
4
|
ИТОГО:
|
70
|
22
|
26
|
22
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематический план прохождения учебного материала в 5-х классах.
№ занятия
|
Кол- во час.
|
Дата
|
Тема урока
|
Практическая, самостоятельная работа
|
План
|
Факт
|
1.Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов-36
|
1
|
2 ч
|
04.09.13
|
|
Вводное занятие. Правила внутреннего распорядка. Организация труда. Экскурсия по мастерской. Рабочее место столяра. Устройство верстака, назначение и уход за ним. Упражнения по закреплению заготовок, строгание и пиление древесины. Профессия столяр.
|
Таблица «Рабочему месту образцовый порядок»
Выставка работ учащихся. Демонстрация работ и станков учителем.
Шлифовальная колодка
|
2
|
2 ч
|
11.09.13
|
|
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений (технический рисунок, эскиз, чертеж). Нанесение размеров, Строгание и пиление древесины под размеры, указанные на чертеже.
|
Чертеж плоскостной детали в тетради. Бруски (2 шт.). Таблица (технический чертеж детали)
|
3
|
2 ч
|
18.09.13
|
|
Лабораторная работа «Определение пород древесины»
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов, области применения. Отходы и их рациональное использование.
|
Объекты труда:
а) 5 образцов пород древесины (определить по плану лабораторной работы, оформленного на доске)
б) подвижная игрушка (варианты)
|
4
|
2 ч
|
25.09.13
|
|
Технологическая карта и ее назначение. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины
|
Составление технологической карты на изготовление бруска для подвижной игрушки.
|
5
|
2 ч
|
02.10.13
|
|
Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Разметка заготовок по шаблону. Устройство лобзика. Организация рабочего места для выпиливания.
|
Фигурки подвижных игрушек (варианты из фанеры 5 мм.). Дом. задание : принести рисунки из книжек-раскрасок
|
6
|
2 ч
|
09.10.13
|
|
Отделка деталей шлифованием и выжиганием. Правила электробезопасности при выжигании. Окраска водными красителями, подготовка к сборке.
|
Фигурки подвижных игрушек (варианты из фанеры 5 мм.).
|
7
|
2 ч
|
16.10.13
|
|
Сборка деталей подвижной игрушки с помощью гвоздей. Испытание в работе. Строгание детали круглой формы с помощью рубанка.
|
Сборка 1 час.
Изготовление указки.
Вариант: черенок для детской лопатки (снег)
|
8
|
2 ч
|
23.10.13
|
|
Проект подвижной игрушки «Гимнаст». Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Отделка выжиганием.
|
Образец – готовое изделие. Дом задание – леска, болтик с гаечкой М:4.
|
9
|
2 ч
|
30.10.13
|
|
Устройство настольного сверлильного станка. Правила техники безопасности при работе на сверлильном станке.
|
Электрофицированный стенд. Таблицы по устройству НСС и правилам техники безопасности. Скобы-3 шт. Лопатка для очистки снега.
|
10
|
2 ч
|
13.11.13
|
|
Зачет по устройству НСС и техники безопасности при работе на НСС. Понятие об изделии и детали.
|
Тестирование.
Роспись в журнале по технике безопасности.
|
11
|
2ч
|
20.11.13
|
|
Изучение конструкции и технологии изготовления изделий, чертеж и разметка заготовки. Профессия слесарь. Инструктаж по технике безопасности.
|
Уголки крепежные, ушки крепежные.
Коробочка из жести.
|
12
|
2 ч
|
27.11.13
|
|
Резание тонколистового металла ножницами по металлу. Правка и гибка тонколистового металла.
|
Вешалка-крючок.
|
13
|
2 ч
|
04.12.13
|
|
Определение последовательности изготовления детали по технологической карте. Технологические операции. Опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.
|
Чертилка, запорный крючок.
|
14
|
2 ч
|
11.12.13
|
|
Проволока и способы ее получения. Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Правила безопасности труда.
|
Ручка к хозяйственному совку.
|
15
|
2 ч
|
18.12.13
|
|
Гибкка тонколистового металла и проволоки. Изготовление изделия из тонколистового металла и проволоки.
|
Ушки для полки из полосовой стали.
Учебные заготовки из полосовой стали.
|
16
|
2 ч
|
25.12.13
|
|
Рубка металла в тисках и на плите.
|
Слесарный верстак, тиски (смазка, подкручивание гаек ключами)
|
17
|
2 ч
|
15.01.14
|
|
Сверление заготовок из сортового проката и других материалов
|
Упражнения по выполнению безопасных приемов работы на станке. Практическая работа «Разметка и сверление сортового проката,
|
18
|
2 ч
|
22.01.14
|
|
Виды заклепочных соединений и способы их выполнения
|
Работа с учебником. Практическая работа «Выполнение приемов клепки на изделии
|
2.Электротехнические работы-8
|
19
|
2 ч
|
29.01.14
|
|
.Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока. Организация рабочего места для электромонтажных работ. Сращивание и оконцовывание проводов. Устройство электрической вилки. Правила электробезопасности. Профессия электромантер.
|
Таблицы по электробезопасности. Набор проводов.
Дом. задание-электроарматура, 2 лампочки по 6,12 Вольт, изолента.
Инструкция № ____.
Монтаж простейшей электрической схемы на электроконструкторе.
Контрольная работа.
|
20
|
2 ч
|
05.02.14
|
|
Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме. Работа с электроконструктором.
|
Модель светильника.
|
21
|
2 ч
|
12.02.14
|
|
Монтаж электрической схемы светильника из полуфабрикатов. Приемы пайки проводов. Испытание (36 Вольт). Устройство электрического патрона.
|
Последовательное и параллельное соединения 2-х лампочек с выключателем.
|
22
|
2 ч
|
19.02.14
|
|
Монтаж электросхем на электроконструкторе.
|
Индивидуальная практическая работа.
|
3.Технологии ведения дома-4
|
23
|
2 ч
|
26.02.14
|
|
Уход за мебелью и ее мелкий ремонт. Современные электрофицированные инструменты, облегчающие выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
|
Ремонт стульев. Демонстрация работы электроинструментов учителем.
|
24
|
2 ч
|
05.03.14
|
|
Проекты изделия декоративно-прикладного назначения с использованием художественной обработки материалов.
|
Разделочная доска.
|
4.Творческая проектная деятельность. (Моделирование)-16
|
25
|
2 ч
|
12.03.14
|
|
Выбор модели, конструирование боковой стенки модели автомобиля. Изготовление шаблона из картона.
|
Папка с рисунками. Шаблоны предыдущих работ. Таблица по моделированию.
|
26
|
2 ч
|
19.03.14
|
|
Выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру. Отделка шлифованием. Заготовка материала из древесины.
|
Боковые стенки моделей автомобиля, 2 шт.
Фанера 5 мм.
|
27
|
2 ч
|
02.04.14
|
|
.Строгание и пиление древесины. Сборочные операции.
|
Дно, капот, багажник, крыша - древесина.
|
28
|
2 ч
|
09.04.14
|
|
Изготовление сидений. Отделка деталей шлифованием. Частичная сборка.
|
Клей ПВА, гвозди без шляпок.
Чертеж сидений на доске, образцы готовых моделей.
|
29
|
2ч
|
16.04.14
|
|
Слесарные работы с жестью и проволокой. Изготовление скоб и осей. Установка скоб на днище модели.
|
Таблица по моделированию, скоба (2 шт.), оси (2 шт.).
|
30
|
2ч
|
23.04.14
|
|
Внутренняя окраска водными красителями, частичная сборка деталей, изготовление задней стенки.
|
Дом. задание: дизайнерское оформление внешнего вида автомобиля.
|
31
|
2ч
|
30.04.14
|
|
Шлифовка кузова на шлифовальном круге. Дизайн. Изготовление бамперов, зеркал, антенны.
|
Модели автомобилей.
|
32
|
2ч
|
07.05.14
|
|
Установка колес, испытание, выставка: «Парад автомобилей».
|
Отбор выставочных работ.
|
33
|
2ч
|
14.05.14
|
|
Защита проекта. Резервное занятие.
|
|
34
|
2ч
|
21.05.14
|
|
Резервное занятие
|
|
35
|
2ч
|
28.05.14
|
|
Резервное занятие
|
|
Раздел - 7.
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
В нашей школе имеются две мастерские (столярная и слесарная) и инструментальная комната. Каждая мастерская имеет отдельный вход, между собой они соединены друг с другом внутренним входом с запирающейся дверью. Деревообрабатывающие станки (2шт.) отгорожены перегородкой, к ним подведены отдельные электрические щитки с защитой от перегрузки. Из столярной мастерской имеется запасной выход наружу здания школы. Каждая мастерская оборудована на 12 рабочих мест. Крышки столярных верстаков (столешницы) изготовлены из бука по заказу на одном их московских заводов. Верстак имеет 2 зажима и гнезда для клиньев. Подверстачье состоит из металлической конструкции. Слесарные верстаки металлические, имеют выдвижные ящички для инструментов, тиски и защитные экраны. Верстаки закреплены к полу стационарно. Выдержаны нормативы расстояний между верстаками в рядах и от токарных станков. Рабочие места учителя оборудованы классными досками, аварийными кнопками отключения станочного оборудования. К рабочему месту учителя подведено понижающее напряжение 12 вольт. Рядом с учителем находятся электрические щитовые шкафы.
В слесарной мастерской рабочий верстак учителя оборудован тумбочкой с выдвижными ящичками для инструментов и заготовок. Токарная группа станков по дереву в столярной мастерской состоит из 3-х станков чешского производства фирмы «Прома» ДСЛ-900, станки установлены 4 года назад, очень удобны в эксплуатации, бесшумные, производительные. Всё станочное оборудование заземлено, на каждый станок имеется резиновый коврик, защитные очки. Электрические щитовые шкафы устроены так, что можно каждый станок и розетку включить и выключить отдельно. В мастерских эл. розетки и выключатели установлены на высоте 1. 80 от пола. Для сидения учащихся предусмотрены регулирующиеся по высоте круглые табуреты. Все верстаки и сидения пронумерованы. В слесарной мастерской находятся: 3 токарно-винторезных станка, 3 сверлильных станка, 2 эл. точила, строгальный станок, механическая пила, отрезной станок, 2 металлических тумбочки для инструментов и заготовок.
Для удобной и быстрой подготовки учителя к урокам приобретен комплект электроинструментов: эл. пила, эл. рубанок, эл.фрезер, 2 эл. дрели, 2 шуруповерта. 2 эл. лобзика, угловая шлифовальная машина, шлифовальная машина по дереву, эл. пила для пиления под углом, ленточная пила по дереву. На каждого учащегося имеется отдельный инструмент по различным видам работ. В столярной мастерской находится умывальник с холодной и горячей водой и сушилкой для рук. Стенды для оформления кабинетов выполнены в едином стиле (ламинатные щиты под дерево). Это: уголок безопасности, 3 постоянно обновляющиеся выставки работ учащихся, профили сортового проката, металлы и сплавы, электротренажеры для изучения устройства станков, плакаты по охране труда и технике безопасности.
Для рабочей одежды имеются вешалки с занавесками и полки для портфелей. Освещение в мастерских лампами дневного света. Мастерские находятся на 1-ом. этаже, окна защищены металлическими решетками. Ключи от замков находятся в специальных ящичках с выдвижным стеклом, имеют своё обозначение. В столярной и слесарной мастерских, инструментальной комнате находятся огнетушители. Медицинские аптечки стоят на полочках на рабочем месте учителя с табличкой номеров телефонов ближайшего лечебного учреждения, срок годности лекарств периодически контролируется школьным медработником. На каждый новый учебный год учителем технологии в апреле месяце подается заявка на имя директора школы на приобретение материалов и инструментов с ориентировочной стоимостью. Древесину, фанеру, оцинкованную жесть, клей, саморезы, гвозди и инструменты учитель выписывает и получает сам.
Инвентаризация проходит один раз в год, списание израсходованных материалов и сломанных инструментов проводится по четвертям во время каникул. Влажную уборку кабинетов ежедневно проводит технический персонал школы. Генеральную уборку в конце четверти проводят классы, занимающиеся в последний день по расписанию, в этот же день проводится техническое обслуживание станков и верстаков (смазка, подтяжка креплений).
Материально-техническая база мастерских МОУ СОШ №2 позволяет в полном объёме выполнять требования образовательных стандартов учебной программы.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Научится:
- находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
- читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
- выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Получит возможность научиться:
- грамотно пользоваться графической документацией и техникотехнологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Научится;
- распознавать материалы по внешнему виду. Организовывать рабочее место.
- Составлять последовательность работ. Выполнять измерения.
- Выполнять работы ручными инструментами. Соблюдать правила безопасного труда.
Получит возможность научиться:
- изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов:
- распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы.
- Организовывать рабочее место для слесарной обработки.
» Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.
- Разрабатывать технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
- Соблюдать правили техники безопасности.
Получит возможность научиться:
- изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
- Выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Контролировать качество изделий, выявлять и устранять дефекты.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов:
- выпиливать изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком.
- Отделывать изделия из древесины выжиганием.
- Соблюдать правила безопасности труда.
Получит возможность научиться:
- изготовлять изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам.
- Представлять презентацию результатов труда.
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов:
- применять контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах. Выявлять дефекты и устранять их.
- Соблюдать правила безопасного труда.
Получит возможность научиться:
- ■ выполнять работы на настольном сверлильном станке.
Научится:
- выполнять мелкий ремонт мебели, чистку обуви. Осваивать технологии удаления пятен с одежды и обивки мебели.
- Соблюдать правила безопасности и гигиены.
“ Оценивать микроклимат в помещении. Подбирать бытовую технику по рекламным проспектам. Разрабатывать варианты размещения бытовых приборов.
Получит возможность научиться:
- ■ изготовлять полезные для дома вещи.
Научится:
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;
планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла;
осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться
основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Получит возможность научиться:
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
-
- Раздел - 9.
Список литературы.
Список литературы
- Учебное издание «Алгоритм успеха».
Тищенко Алексей Тимофеевич, Синица Наталья Владимировна
Технология
Программа 5-8 классы 2012 год.
- Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/
А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. - М. Вентана-Граф, 2012.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010 года.