Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"История одного экспоната"

Submitted by Елизавета Олеговна Ляхова on чт, 18/09/2014 - 09:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ляхова Елизавета Олеговна
Место работы, должность: 

МАОУ "СОШ №67 г. Челябинска при ЮУрГУ с углубленным изучением отдельных предметов", учащийся 8 "А" класса

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p>Работа написана ученицей 8 &quot;А&quot; класса Ляховой Елизаветой.&nbsp;<strong>цель</strong>: исследовать историю &nbsp;нового музейного предмета - шкатулки. Целью данной работы было вызвать интерес к изделиям &laquo; аппликации из соломки&raquo;, созданию&nbsp; изделий своими руками.</p>

Вступление

         В  школьном музее ежегодно выставляются новые экспонаты, собранные  юными краеведами за лето.  Мой выбор остановился на необычной шкатулке.    Она украшена аппликацией из соломки.В ходе подготовки к народным календарным праздникам я имела представление о соломе как жизненно необходимом материале для крестьян. Солома обувала и одевала крестьянина, утепляла его дом и служила ему постелью. Крестьяне считали, что в соломе заключается сила плодородия, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники славян сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы. Теперь передо мной совершенно иной  музейный предмет – произведение прикладного искусства. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создавали свои произведения из разнообразных материалов. Наша шкатулка украшена аппликацией из соломки и является хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры 50-х годов прошлого века.  Возрастающий в последнее время интерес к истокам народного творчества очень актуален. Этот интерес возник и у меня:

          « Искусство заключается в том,

        чтобы найти необыкновенное в

обыкновенном и обыкновенное

         в необыкновенном»

                                             Дидро

         И ещё одно обстоятельство заинтересовало меня. На крышке шкатулки  интересная открытка. Однажды где-то я её видела.

        Я поставила  цель: исследовать историю  нового музейного предмета - шкатулки. Вызвать интерес к изделиям « аппликации из соломки», интерес к созданию  изделий своими руками.

        Актуальность работы:возрастающий интерес к истокам народного творчества. Шкатулка – предмет народного промысла, - это нить, ведущая вглубь истории,  хранящая историческую память и традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Задачи исследования:

  • узнать, что такое аппликация,
  • изучить истоки зарождения и развития  «аппликации из соломки», познакомиться с  их видами,технологией  изготовления изделий.
  • найти дарителя шкатулки,
  • найти  имя автора и название открытки.

Методы исследования:

  • работа со специальной литературой, раскрывающей историю и секрет  технологии «аппликация из соломки»,
  • встречи с дарительницей шкатулки,
  •   опрос учащихся, интервью с участниками выставок,
  •    поиск автора открытки, чему посвящён её сюжет.

Гипотеза (результат работы): мои исследования помогут мне написать текст экскурсии  «История одного экспоната», выступить на краеведческой конференции.

    Во время проведения исследования, передо мной встали разные вопросы: что такое аппликация, когда  и где она впервые появилась, Необходимо былопроследить виды орнаментации, стилевые особенности. Ознакомиться с технологией приготовления материала. Я решила обратиться к научной литературе, энциклопедиям, интернету. Мне удалось узнать, чтоаппликация (от латинского слова «прикладывание») – интересный вид художественной деятельности. Это способ работы с цветными кусочками бумаги, ткани, кожи, меха, высушенными листьями и т.д. Ознакомившись со специальной литературой по технологии  «аппликация из  соломки»,  я узнала, что самые старые   изделия, украшенные аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к XVIII началуXIX веков.В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями.  На Казанской выставке 1890 года мастер Иван Васильевич Садаков представляет изделия инкрустированные соломкой.Впрочем, прежнее название художественного приема «аппликация из соломки» является более точным, поскольку соломка именно наклеивается на поверхность изделия, а не врезается в нее.  Эффект рисунков,  нарезанных ромбами, квадратами, треугольниками, полосками, кругами  и переливающихся,как перламутр,  что кажется именно инкрустацией. Отсюда и возникло ныне употребляемое название.В середине XX века все большую популярность получает аппликация соломкой.Рисунок наклеивается на ткань или бумагу. Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей.

         Солома - стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя – дешевый и доступный материал  аппликации.Солому собирают незадолго до жатвы, когда злаки пожелтеют. Рожь для плетения срезают в период молочной зрелости колоса. Известны два способа обработки соломки. При холодном способе соломину  разрезают вдоль ствола ножницами. Затем раздвигают края в обе стороны и проглаживают с лица кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность, блеск ияркость.Горячий способ заключается в том, что соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут  двадцать. Проваренную соломку так же разрезают, как при холодном способе,   разглаживают горячим утюгом с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушивают, проглаживая с лица.Основа для такой аппликации должна быть плотной (фанера, древесина, картон, пластмасса). Квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники – главные составляющие элементы узора – в различных комбинациях образуют множество    орнаментов. Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов. Основное его назначение – украсить предмет, подчеркнуть форму, красоту используемого материала. Главным мотивом изображений является живая природа: солнце, звезды, деревья, цветы, травы, звери, птицы, человек и т. д. Однако орнамент не передает их в натуральном виде, а стилизует наиболее характерные черты и формы.

         Обратим теперь внимание на нашу шкатулку. Изделие  украшено аппликацией из соломки и  представляет собой сундучок прямоугольной формы, изготовленный из прессованной фанеры. Длина шкатулки22,3см., ширина -  14 см., глубина 7 см.

         Орнамент нашей шкатулки соответствует определенному ритму, то есть рисунок  закономерно чередуется, элементы его повторяются и соподчиняются. Узор  распределяется на декорируемой плоскости гармонично. Ритмическое построение достигается различными приёмами. Так для украшения боковых сторон нашей шкатулки используются розеты.

         Это условно изображенный цветок, имеющий нескольколепестков.    Розеты выполнены из ромбов. В центр украшаемой поверхности ставился циркуль и проводился круг.   Окружность делиласьна 8 частей, в каждой части расположен ромб – лепесток. Между ромбами вклеены по одному маленькому прямоугольнику.

         Крышка шкатулки украшена открыткой. Следующий этап исследования – поиск в интернете открытки, наклеенной на  крышку шкатулки. Но я нашла не открытку, а картину художника Григорьева, которая называется «Приём в комсомол». Значит, на шкатулке не открытка, а копия этой картины. 

         Специальная литература  указывает, что крышкишкатулок украшалиськаймой.Кайма может быть как сложной, так и простой. На наш взгляд, наше изделие  относится к сложной конструкции, так как состоит из одинаковых повторяющихся элементов по всей плоскости изделия.Строится она из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор, и  по своему характеру соответствует общему художественному замыслу.

         Первый ряд представляет собой простую соломенную полоску. Второй ряд состоит из цепочки  квадратных ромбов. Ромбы соприкасаются друг с другом, образуя стройный ряд, напоминающий гармошку, которая  особенно красиво  выглядит, так как  ромбы расположены так, что происходитчередование направления волокон. Интересная цепочка получается из ромбов, которые соприкасаются одной стороной. Третий ряд представляет чередование прямоугольных ромбиков по три, которые разделяет ромб горизонтальный.

         Шкатулка вызывает интерес как творчество народного умельца, искусно владеющего методом работы с соломкой.

         Следующим этапом исследования былпоиск ответа на вопрос,  кто подарил шкатулку, кто её хозяин и как она попала в наш музей. Картина прояснилась, когда я изучила акт приёма музейного предмета. В октябре месяце по случаю Дня пожилого человека в школе принимали почётных гостей, ветеранов нашего микрорайона,  они посетили нашмузей «Быт народов Урала» и «История школы».  Среди гостей была Сергеева Александра Павловна. Ей особенно понравилась экспозиция, рассказывающая о деятельности пионерской и комсомольской организаций. Накануне юбилея комсомола она  передала в дар музею свою шкатулку.

          Передо мной встала следующая задача  исследования: найти и встретиться с дарительницей шкатулки. И встреча, наконец, состоялась (хозяйка шкатулки большую часть времени живёт за городом). В ходе продолжительной  беседы я получила исчерпывающие ответы на  все  интересующие меня вопросы.

         Александра Павловна оказалась очень приветливой, доброжелательной интересной собеседницей. Она окончила среднюю школу с серебряной медалью, химический факультет Свердловского университета. Работала в закрытом предприятии инженером – исследователем.  

          Александра Павловна  поведалаинтересную и необычную  легенду –быль.    Шкатулка – подарок отца.   Нужный предмет для девочки. Как пояснила Александра Павловна «девочки тех времён занимались рукоделием и хранили все необходимые предметы для этой цели в шкатулках». Не мудрено, почему отец выбрал именно этот предмет для подарка дочери. Но оказалось, что есть ещё один секрет этого подарка, связанная с важным семейным событием – вступление дочери в комсомол. Александра Павловна дала высокую оценку деятельности комсомола: «Комсомол в те годы был школой воспитания, университетом знаний и жизненной закалки, дающий путёвку в будущее, был трамплином социального становления, воспитывал взгляд на жизнь и деловитость».  По словам Александры Павловны, она была активной пионеркой, в старших классах – лидером, поэтому вступление  в комсомол было её осознанным выбором и одобрено родителями.

         Александра Павловна с теплотой вспоминает своих родителей. Они были простыми рабочими. Жили трудно, вели большое хозяйство, приучали и детей к труду и заботе друг о друге. Всем детям дали высшее образование. Устраивали простые, но запоминающиеся праздники  по случаю встречи Нового года, дня рождения.Вот и вступление  дочери в комсомол стало событием семейногомасштаба.  Дома по этому случаю был устроен семейный праздник -   чаепитие. Родители  вручили подарок – шкатулку с символическим названием «Приём в комсомол».  По рассказам отца эту шкатулку  купил на базаре у инвалида Отечественной войны. Он  был без ног, но, как видим, с умелыми руками, не опустил руки, а нашёл в себе силы в мирное время заняться тем, что умел.  Золотые руки  и творческая натура помогли заработать на жизнь.  

         Содержание открытки соответствует семейномусобытию. Родители хотели, чтобы дочь запомнила этот день, как важное событие в её жизни.  Александра Павловна оченьдорожила подарком  родителей.  Хранила в шкатулке мулине (нитки для вышивания) крючки, спицы, одним словом, всё для рукоделия, а рукодельничать она любилаи создавала прямо произведения искусства (вместе со шкатулкой она подарила музею  вязаную скатерть 50-х годов прошлого века).  Александра Павловна сказала нам, что многие семейные традиции  она сохранилаи в своей семье.

Заключение

         Вот такой на первый взгляд небольшой музейный предмет заставил меня порыться в специальной литературе, интернете, чтобы узнать о изделиях, изготовленных из соломки.   И я не только узнала, что народные художественные промыслы – неотъемлемая часть отечественной культуры, но что в них воплощён вековой опыт эстетического восприятия мира, обращённый в будущее, сохранены глубокие художественные традиции,  сохранена историческая память. Произведения народного творчества имеют духовную и материальную ценность, отличаются какой-то теплотой, скромной красотой и неповторимостью.

         Конечно, я поинтересовалась,   как же обстоят дела с аппликацией изсоломки в настоящее время. Неужели она была вмоде только  в 50-60 годы прошлого века? Совсем нет!В развивающемся сегодня художественном рынке и культурном туризме изделиям художественных промыслов принадлежит одно из ведущих мест.   В городе Кирове с 1991 года работает предприятие,специализирующееся на производстве шкатулок с соломенной инкрустацией – ООО «Вятские промыслы». Главный художникпредприятия СолоницынаЕ.Ю. разработала свой стиль инкрустациисоломкой на небольших по размерам  деревянных шкатулках.

Активно развивается  на производстве  ООО  «Идеал Плюс». Мастера Л.А. Коркина, С.Л. Багина  стали создавать собственный стиль.

              Я опросила своих одноклассников, подруг,  знакомы ли они   с изделиями «аппликаций из соломки».  Многие  встречали изделия на выставках народных промыслов в Челябинске,  на Бажовском фестивале, даже принимали участие вмастер – классе.  Посетила я и занятие нашей школьной ИЗО-студии. Ребята этим видом творчества  занимаются в Домах творчества и подарили мне небольшой сувенирчик. Значит, интерес к этому виду декоративно-прикладному искусству востребован и сегодня.

            Первоначальной целью моего исследования был интерес к истории и секретам «аппликаций из соломки».Эту цель я выполнила: изучила теорию, попробовала свои умения в мастер-классе, нашла в школе учеников, которые занимаются этим видом   творчества.  Написала текст новой экскурсии «История одного экспоната» для школьного музея.

            Но в ходе работы неожиданно для себя   удалось ещё узнать, какзарождаются,   сохраняютсяи передаются семейные традиции.

         К сожалению, мне не удалось установить личность автора изделия. Но я твёрдо уверена, что    незнакомый мне защитник Отечества сохранил в себе Человека, добрые качества, не поддался слепому чувству ненависти и ожесточения, сохранил душу творца и  остался нужным и востребованным в мирное время.

         Благодаря таким экспонатам мы помним и  сохраняем историческую память.

Литература

Бубнова Е.В.  Поделки из природного материалов. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Гуляц Э.К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. –М.: Просвещение, 1999.

Калугина В.Т и др.  -  С именем ленинского комсомола. - /Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982.

Перевертень Г.И. Поделки из соломки. – Донецк: “Сталкер”, 2004.

Чернышов И.В. Поделки из природного материалов. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Филиппова И.А. К 80-летию ВЛКСМ: Сборник очерков и документов о комсомоле. – Челябинск: ЧГПУ, издательство «Факел», 1998.

Интернет ресурсы.

Аппликация из соломки http://gorodigrushek.ru/2011/09/15/applikaciya-iz-solomki/

Поделки из природного материала http://www.babylessons.ru/tag/podelki-iz-prirodnyx-materialov/

Аппликация из соломки http://straw.iatp.by/docs/applikacia/hist.ap.htm

История аппликации из соломки. http://www.rukodelye.ru/info/58.html

 

Прикрепленный файл Size
История одного экспоната Ляхова Елизавета 67 школа.docx 444.73 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн