Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие интеллектуальной компетентности у учащихся начальных классов в процессе изучения курса "Литературное чтение"

Submitted by Ольга Евгеньевна Шуваева on Wed, 08/10/2014 - 20:29
В своей работе я реализую программу «Гармония» , позволяющую мне решать поставленные задачи. Главной целью предмета «Литературное чтение» является развитие личности ребенка,его интеллекта, воображения и эмоциональной сферы, творческих способностей .Учебники по данному предмету автора О.В. Кубасовой - это учебники нового поколения, убедили меня в том , что мною выбран верный путь в обучении детей чтению и творчеству. Среди большого разнообразия современных технологий ведущими для меня являются: развивающее обучение , проблемное обучение, технология использования игровых методов , проектные методы обучения, информационно-коммуникационные технологии . а также здоровье –сберегающие. Разнообразие заданий позволяет мне использовать разные методы и приемы : интерпритация , комментирование ,анализ содержания и формы произведения .проникновение в эмоциональную сферу произведения путем выразительного чтения и творческого воображения. В своей профессиональной деятельности я опираюсь на опыт автора программы «Гармония»по курсу «Литературное чтение .Мои любимые страницы» О.В. Кубасовой . А также использую передовой опыт педагогов-мастеров своего дела В.И.Аксеновой(г.Ставрополь).Н .Н. Светловской (г.Москва),Егоровой Т.Г.(г.Москва),Бушуевой Л.С. (г.Магнитогорск) Преломляя передовой педагогический опыт с учетом возможностей класса . стараюсь варьировать индивидуальную нагрузку , обеспечивая развитие учащихся с разным уровнем учебной мотивации. Работая под девизом «Успешность и комфортность для каждого ученика» стараюсь создать условия, повышающие интерес к рассматриваемым вопросам , познавательную активность , творческое отношение к учебной деятельности младших школьников. Эпиграфом моей работы являются замечательные слова В.А.Сухомлинского: «Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни». Я целенаправленно способствую формированию в каждом ученике «талантливого читателя ,т.е. читателя ,адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Ведь литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям , формирование их мировоззрения. Здесь еще следует сказать об интеллектуальном комфорте , или ситуации успеха ,все это говорит об удовлетворенности ребенка процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. Решая поставленные задачи стараюсь так организовать учебный процесс чтобы передать учащимся не только систему знаний , но и систему приемов учебной работы. Чтобы учащиеся не теряли интерес к предмету литературное чтение , а с увлечением его изучали ,добиваясь высоких результатов мною составлен список всевозможных упражнений ,направленных на формирование навыков чтения , известных из литературы , собственного опыта и опыта других учителейй. Все виды работ разделила на группы (хотя деление довольно условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения. Остановлюсь на упражнениях и приемах в которых превалирует «синтетический компонент»,что позволяет образно и ярко «оживить» прочитанное ,воссоздать его в воображении ,предоставить учащимся возможность заново прочувствовать ,пережить ,сделать ближе , а значит лучше понять то ,что описано в литературном произведении. Графическое и словесное рисование. Особенностью словесного рисования является то ,что словесная картина статична ,на ней герои не двигаются .на разговаривают ,они как бы застыли ,словно на фотографии ,а не действуют как на экране. Графическое рисование вызывает особый интерес . Оно ориентированно на авторское преподнесение того или иного героя ,эпизода. В работе по применению графического рисования я предлагаю еще такие виды работ : оформить обложку любимой книги , иллюстрирование любимых русских народных сказок , литературных сказок ,выполнение иллюстраций к игре «Угадайка».где дети по графическому образцу называют героя произведения и его название. Узнав о словесных играх , к которым относятся путаницы, небылицы ,был устроен конкурс «Небывальщин». Созданию ситуации успеха на уроках литературного чтения способствует составление диафильмов – это серия словесных и графических рисунков, содержание и порядок которых, соответствует последовательности событий в произведении (рисунки могут сопровождаться титрами) Мои учащиеся составили диафильмы по разным произведениям. Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу. Он необходим для творчества. Творческая деятельность формирует у ребёнка состояние психологического комфорта – успешность. Обучение по программе «Гармония» предпологает как раз усвоение различных способов творческой интерпритации художественного текста: выразительное чтение по книге и наизусть. На уроках и во внеклассной работе часто провожу конкурсы чтецов, где каждый учащейся имеет возможность успешно выступить передзрителями. Приём драматизации применяется мною в различных формах по сложности, которые вводятся постепенно, всё более усложняя их с учётом возрастных возможностей детей и целей урока. Выделю основные формы драматизации в порядке возрастания их сложности: анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев, постановка индивидуальных и групповых «Живых картин», подготовка и произнесение одной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности мимики, жестов, движений; чтение по ролям. . Творческий пересказ- есть трансформирование текста с целью его переосмысления. Здесь хочу заострить внимание на то, что детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую хочется открыть. Творческая индивидуальность учеников проявляется при выполнении следующих заданий: мини-сочинение «Мой любимый литературный герой», «Сочиняем свои сказки», «Проба пера»(мини-сочинения на выбранную тему). Творческое воображение детей активизируется при выполнении заданий на прогнозирование текста. Например: придумай продолжение разговора. Способность к воссоздающему воображению формируется при работе над загадками ,когда по нескольким признакам ученик успешно моделирует образ предмета или явление. Хочу поделиться опытом по этому вопросу, приведу в качестве примера конкурс «Моя загадка», который я проводила во втором классе при изучении темы «Читая- думаем». Здесь дети сочиняли свои загадки и оформляли в группах книжки - малышки. Эта работа – есть метод проекта .В основе этого метода лежит принцип успеха : «Все дети – звезды ,близкие и далекие, маленькие и большие , но одинаково красивые». Проектные работы выполняются коллективно, по группам, индивидуально. Книжки-малышки дети изготавливали еще на темы «Скороговорки»,»Пословицы», «Считалки», отбирая материал из разных источников ,а также проявляя творчество .С огромным интересом дети выполняли задание «Придумай считалку по началу:1,2,3,4,5 Не пора ли поиграть.)Немаловажным считаю участие родителей в оказании помощи своим детям при работе над проектом. Проектная методика, на мой взгляд , позволяет в определенной степени решить проблему мотивации ,создать положительный настрой для изучения предмета . когда дети учатся с увлечением раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка .Дети учатся сотрудничать ,в то же время конкурировать друг с другом , воспитывается желание и умение сопереживать . формируется творческая активность и творческие способности учащихся. Значение групповой работы трудно переоценить .т.к. все лучшие черты детей формируются в школьном коллективе. Отдельно хочу остановиться на заданиях для работы над всеми компонентами выразительности, развивающими культуру речи учащихся  :чтение труднопроизносимых слов, выделение голосом то одного, то другого слова в предложении с разной интонацией, разметка текста (паузы, логическое ударение, усиление и ослабления голоса), чтение под музыку, чтение с настроением, чтение по ролям, инсценирование, дикторское чтение и т.д, Включаемые мною в работу задания работы с текстом на уроках по разным темам направлены непосредственно на развитие: 1) умения вступать в диалог с автором. –В чем хочет убедить нас автор? -Как к этому относишься ты? -Нравится ли автору его персонаж? 2)Умения представлять героя , характеризовать его мотивы , поступки. 3) Умения давать собственную оценку персонажу , событиям. Знакомство с явлениями художественной речи осуществляется на практическом уровне . что вызывает интерес учащихся., который является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков , знаний . интеллекта. 1.Работа над рифмой. 2.Наблюдение над приемом звукоподражания. 3.Наблюдение над эпитетами. 4.Работа над сравнениями. Использование в учебной деятельности печатных тетрадей , требует совершения детьми следующих практических действий: -подчеркнуть -соединить -нарисовать или дорисовать -отметить -поставить цифры в порядке следования событий -сделать комикс , наклеив картинки в соответствии с фрагментами текста -найти и исправить ошибки -дописать фразу , пропущенные слова Используя упражнения и задания учебника, печатных тетрадей, обязательно дифференцирую и индивидуализирую работу с учащимися. Все задания разнообразны по сложности, а также по способу их выполнения ( коллективно, индивидуально, в группах) Литературное образование невозможно без развития речи школьника .Обогащение речи ,понимание смысла слова ,употребление в речи образных выражений , пословиц , сравнений- все это задачи уроков литературного чтения. Мною собраны подборки пословиц разной тематики: о Родине , о дружбе , о добре, о смелости и трусости , о правде и лжи , об учении. Я стараюсь разнообразить виды работ над пословицами (Приложение9) по следующей системе: в 1-м классе учащиеся знакомятся с пословицами и дают смысловую характеристику (самостоятельно или с помощью учителя ), во 2-м классе объясняют смысл, определяют тему пословиц, соединяют начало и продолжение пословиц, в 3-м классе выбирают пословицу, относящуюся к определенной теме, аргументируя свой выбор, в 4-м классе ученики пишут мини – рассказы по пословицам, отображают смысл пословиц в рисунках, разыгрывают мини-сценки , раскрывающие смысл пословиц, называют автора пословиц и название произведений , из которых они вошли в язык. Приведу пример:тема «Уж сколько раз твердили миру»(4 класс) Задание : назови автора следующих пословиц и названия произведений, из которых они вошли в язык. А воз и ныне там. А вы , друзья, как не садитесь все в музыканты не годитесь. Вперед чужой беде не смейся голубок. Кукушка хвалит петуха за то , что хвалит он кукушку. Я уделяю особое внимание объяснениям литературоведческих понятий , а также значений отдельных слов .Учащиеся самостоятельно объясняют значения слов ,пользуясь толковыми словарями , а также упражняются в подборе синонимов к «непонятным» словам, составляют предложения с этими словами ,пересказывают отрывок ,в котором употребляется это слово. Литературное чтение помогает решать вопросы человековедческого характера : что такое добро и зло ,честь и долг ,человек и природа , человек и человек , жизнь и смерть , человек и человечество .Эти понятия не являются специальным объектом изучения в процессе работы с произведением . но они служат служат основой формирования нравственно – ценностных качеств личности. Мои ученики с интересом участвуют в интеллектуальных играх «Кто хочет стать знатоком литературы?»,викторинах . Я стараюсь , чтобы в моей ежедневной работе присутствовало поощрение интеллекта учащегося , поддержка и помощь, справедливое оценивание , т.е. то , что необходимо для развития самодостаточности каждого ребенка. На каждом уроке чтения я применяю прием самооценки.Обращаюсь к схеме «Я узнал», «Я понял», «Я сомневаюсь». У каждого ученика моего класса есть «Портфолио»,где отслеживаются достижения учащихся по предметам.Есть здесь страницы , касющиеся предмета «Литературное чтение»,здесь фиксируется рост навыков работы с текстом и рост техники чтения каждого учащегося. Результатом моей работы над этой темой являются высокие и стабильные показатели навыков чтения учащихся ,качество знаний учащихся по литературному чтению.. Все мои ученики -активные читатели школьной и сельской библиотек. Моя тема вызвала интерес моих коллег по методическому объединению ,с которыми я поделилась опытом .Радует еще и то , что я получила хорошие отзывы .а еще мои коллеги желают использовать мой опыт в своей работе.