Конспект занятия в школе раннего развития ( предмет «Знакомство с окружающим миром») тема: «Животные севера»
Submitted by Светлана Николаевна Федотова on Tue, 14/10/2014 - 09:18
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Центр детского творчества
муниципального образования Выселковский район
Конспект занятия в школе раннего развития
( предмет «Знакомство с окружающим миром»)
тема: «Животные севера»
подготовила педагог
дополнительного образования
Федотова С.Н.
2014 г.
Тема: ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА
ЦЕЛЬ:
• Обобщать знания детей о животных и птицах Севера.
• Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.
ЗАДАЧИ
Образовательные:
• закрепить знания детей о природе Крайнего Севера;
• обобщить знания детей о животных и птицах севера;
• развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран;
• учить понимать образный смысл загадок;
• учить детей сочетать движения и речь.
• развивать подражательные навыки, побуждать к импровизации.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к родной природе;
• учить видеть красоту природы Крайнего Севера;
• воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным и птицам севера;
• воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивающие:
• развивать интерес к жизни животных и птиц севера;
• развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;
• развивать речь детей, обогащать их словарь;
•развивать связную речь;
• учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Материалы: Глобус, , картинки с изображение севера, животных севера, обручи.
Ход занятия.
Педагог:
- Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети:
-Зима
ПЕДАГОГ:
- Назовите приметы зимы.
Дети:
- Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло.
ПЕДАГОГ:
- А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?
Дети:
- На Крайнем севере всегда холодно, много снега и очень морозно.
ПЕДАГОГ:
- Ребята, а вы знаете, что такое север?
Ребенок:
- Север – это часть света.
ПЕДАГОГ:
- Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?
Дети:
- На оленях, на снегоходе….
ПЕДАГОГ:
- Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
Физкультминутка.
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, ( закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (Соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. ( Руки на поясе, стоят смирно)
ПЕДАГОГ:
-А вы знаете, какие животные там живут?
Дети сидят на ковре.
Ответы детей: На поезде, на машине, пешком, на самолете.
ПЕДАГОГ: А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?
Дети: На самолете. ПЕДАГОГ: Почему?
Дети: Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится добраться до места.
Педагог: как думаете, для чего люди отправляются в путешествия? Куда бы вы хотели отправиться в путешествия? Ответы детей.
Необъятная страна
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)
Страна у нас большая, красивая и сильная, в ней живут люди разных национальностей. Ведь не спроста, говорят, что Россия – многонациональная страна. А знаете почему? Потому что все народы населяющие Россию, дружные.
Сейчас на севере весна, но все же не так, как у нас здесь, еще пока там холодно. Какие вещи мы возьмем с собой? Скажите, пожалуйста, а кто живет на Севере?
10. На чём коренные жители передвигаются по тундре?
11. Какие животные живут на Севере?
12. Что едят олени? (ягель, мох)
Дети:
- Да.
ПЕДАГОГ:
- Вот мы сейчас и узнаем, каких животных севера вы знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы?
Дети:
- Да, мы готовы.
ПЕДАГОГ:
- Если вы правильно отгадаете загадку, появится картинка – отгадка.
Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной.
Ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз.
Дети:
- Это белый медведь. Среди хищных зверей Севера самым крупным является он – белый медведь.
ПЕДАГОГ:
-Правильно. Молодцы.
Кто без компаса и карты.
Мчится в тундре, тянет нарты.
В ночь полярную и в день?
Это?
Дети:
- Северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.
ПЕДАГОГ:
- Молодцы, это тоже правильный ответ.
Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой».
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит.
Тук, тук дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай
Лапу мне давай.
3.Ловкий маленький зверек,
Живет на Севере суровом.
Шерсть его блестит, как шелк,
Как цвет блестящего покрова.
Дети:
- Это песец. Он похож на лису. Песцы бывают белые и голубые.
4.Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Как догонит - зубом щелк:
Белый - бедный, сытый?
Дети:
- Это полярный волк. У полярного волка теплая шуба, острое зрение,
умение охотиться и великолепный нюх.
5.Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы,
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый.
Дети:
- Морж. Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.
ПЕДАГОГ:
- Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Дети:
- Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец.
6.Большая птица-
Мороза не боится.
С крыльями, а не летает-
Ловко прыгает, ныряет.
Дети: Пингвин. Пингвин — это особенная птица, которая откладывает яйца, но совсем не умеет летать.
7.Летает бесшумно.
Кругом голова!
Полярная, белая
Птица?
Дети:
- Полярная сова. Полярная сова — активный хищник.
Педагог:
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Важенка и оленята». Ребята, кто
такая Важенка? Какая она?
Дети:
- Важенка – мама оленёнка. Она смелая и заботливая.
Подвижная игра «Важенка и оленята».
Бродит в тундре важенка,
С нею оленята.
Объясняет каждому,
Всё, что не понятно.
Топают по снегу
Оленята малые,
Терпеливо слушают
Наставленья мамины.
Игра - ФИЗМИНУТКА.
Дети – оленята бегают по тундре, ищут мох, едят его. По сигналу «Волк идёт!»
убегают в свои домишки – обручи. Тот, кто не успеет занять свой домик,
считается пойманным. Пойманного оленёнка волк уводит с собой. Важенка, у которой остались оба оленёнка, считается самой заботливой, а её дети – самыми послушными.
ПЕДАГОГ:
- Как вы хорошо играли.
Какая загадка для вас была трудной, а какая самой легкой?
Ответы детей.
ПЕДАГОГ:
- Молодцы, хорошо работали на занятии.
Вы меня сегодня, ребята, порадовали своими знаниями, умением общаться и образовывать новые слова.