Официальный сайт fresher 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Закономерности наследственности

Размещено: Валентина Аверкиевна Лебедева - сб, 18/10/2014 - 11:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Васильева Татьяна Ивановна
Место работы, должность: 

учитель биологии и химии, МБОУ "Советская СОШ" Ядринского района Чувашской Республики,

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

контроль и обобщение знаний по теме; повышение мотивации к обучениюконтроль и обобщение знаний по теме; 

Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Краткое описание: 
<p>Вам предстоит виртуальное путешествие на космическом корабле на астероид 3388-К в экспериментальной ракете, с таким мощным двигателем, что могут измениться количество генов. Ваша задача &ndash; вернуться из путешествия со своими 46 хромосомами. Учтите, обменный генетический курс установлен так: 1хромосома = 30 генов.</p> <p>Прежде чем разрешат вам вылет, нужно пройти детектор лжи. В ракете нельзя врать. Любой, сказавший на детекторе лжи неправду и не ответивший на вопрос, теряет 1 хромосому. Делимся на команды &ndash; и вперед!</p>

 

Тема: Закономерности наследственности.

Форма: дидактическая игра-путешествие.

Цели: контроль и обобщение знаний по теме; повышение мотивации к обучению.

Ход игры.

І. Вводное слово.

Вам предстоит виртуальное путешествие на космическом корабле на астероид 3388-К в экспериментальной ракете, с таким мощным двигателем, что могут измениться количество генов. Ваша задача – вернуться из путешествия со своими 46 хромосомами. Учтите, обменный генетический курс установлен так: 1хромосома = 30 генов.

Прежде чем разрешат вам вылет, нужно пройти детектор лжи. В ракете нельзя врать. Любой, сказавший на детекторе лжи неправду и не ответивший на вопрос, теряет 1 хромосому. Делимся на команды – и вперед!

 

І І. Детектор лжи.

  1. Что такое аллель?
  2. Сколько аллелей в гамете?
  3. Фамилия ученого описавшего синдром Дауна?
  4. Как обозначаются родители при скрещивании?
  5. Каким значком обозначается скрещивание?
  6. Как обозначаются гибриды 1 поколения?
  7. Какой процесс при скрещивании нарушает сцепление генов?
  8. Что такое генотип?
  9. Что такое фенотип?
  10.  Какое растение изучал Мендель?
  11. Какой хромосоме находится ген гемофилии?
  12. Какой пол у человека гетерогаметный?
  13. Кто автор хромосомной теории наследственности?
  14. Сколько хромосом в клетке, у страдающего синдромом Дауна?
  15. Какие организмы называются гетерозиготные?
  16. При каком условии генотипы АА и Аа одинаковы по фенотипу?
  17. Сколько типов гамет образуют гомозиготы?
  18. Что такое доминирование?
  19. Назовите виды взаимодействия неаллельных генов?
  20. Как обозначается рецессивная аллель?

 

І І І. Полет ракеты.

 Итак, вы в ракете! Прежде чем вылететь за пределы Земли, необходимо пробный полет. Вы можете выбрать 1 из 3 маршрутов: а) Чернобыльский мир, б) мир моросийской богемы, в) Сказочный мир. В каждом из миров на каждой остановке решать задачи. ВЧернобыле 6 остановок, и на каждом можно получить или потерять по 5 генов каждому игроку. В мире Богемы по 4 задачи по15 генов, а Сказочном мире соответственно 3 задачи по30 генов.

Куда двигаемся? Можно при желании поменять маршрут на указанных станциях на карте.

 

Чернобыль

1.   Шестиносая женщина, родители которой имели 1 нос, вступает в брак с одноносым мужчиной, у матери которой 6 носов, а у отца 1 нос. Единственный ребенок в семье шестиносый. Какова вероятность появления в этой семье еще одного шестиносого ребенка, если одноность доминирует?

2.   Если у человека ген, определяющий 3 ноздри, неполно доминирует над геном,  определяющим 1 ноздрю, то сколько ноздрей может быть у детей в семье, где у родителей по 2 ноздри?

3.    Безмозглая женщина, отец и мать были безмозглые, вышла замуж за безмозглого мужчину. У них родился ребенок, имеющий мозг. Как наследуется признак?

4.    Известно, что мягкие губы и волосатые губы – доминантные гены, расположены разных парах хромосом. Женщина с твердыми зубами и волосатыми губами обманом вступила в брак с мягкозубым мужчиной, не имеющим волос на губах. Какова вероятность того, что их первый мягкозубый ребенок будет всю жизнь брить губы?

5.      В семье гетерозиготной квадратноголовой саблезубой женщины и треугольноголового нормальнозубого мужчины появились на свет 83 квадратноголовых саблезубых, 79 треугольноголовых нормальнозубых, 18 треугольноголовых саблезубых и 17 квадратноголовых нормальнозубых. Определите, как наследуются признаки?

6.     У альдебаранского ноздрехвоста  аллель, определяющий 3 ноздри, неполно доминирует над аллелем, определяющим 1 ноздрю. Сколько ноздрей на хвосте может быть у детенышей, если у обоих родителей по 2 ноздри.

 

 

Мир богемы

1.    У эстрадных певцов имеется серия множественных аллелей по гену В, определяющему      голос: В – оперный бас, bk – козельтон, b – фальцет. Каждый из аллелей полно доминирует над следующим ( В > bk > b ). В семье Концеррат Дезабилье (оперный бас) и Лучезариано Наповоротте (козельтон ) родились 2 ребенка: Грустилла Ализатти (фальцет ) и Диджер Квакер (козельтон ). А мог ли в подобной семье голосино Басотти?

2.    После музыкального фестиваля в концертном зале « Бутсванно» был найден ребенок. Группа крови была определена MN I группа Rh-.Подождение пало на 4 пары:

                             ♂ Rh+ NN III гр.

Мирмизани        

                             ♀ Rh- NN II гр.

                            ♂  Rh- MM II гр.

Крекерс

                              ♀ Rh+MM I гр.

                             ♂  Rh+ II гр

Симпсоны

                           ♀ Rh+ NN III гр

                           ♂  Rh- MN IV гр

Томпсоны

                           ♀ Rh- MM II гр

Определите, чей ребенок?

 

3.      Известно, что ген, ответственный за отсутствие слуха - доминантный ген полного доминирования, локализован в X –хромосоме. От брака Мерзина Ненсона ( имеет слух) и Кристины Агролейро ( нет слуха) рождается Бредни Сперлс ( есть слух). Может ли данная семья быть уверенной, что остальные дети будут иметь слух?

 

 

 

 

 

Сказочный мир

 

1.        У чебурашки большие уши (локализованы в Х хромосоме) и волосатая грудь – рецессивные гены.  Чебурашка с большими ушами и голой грудью, мать которой имела волосатую грудь, а отец большие уши, выходит замуж за чебурана с маленькими ушами  и голой грудью. Какова вероятность появления в этой семье чебурашек и чебуранов с большими ушами и волосатой грудью?

2.        У Белоснежки II крови, белое лицо, 35 размер ноги. У гномика III группа крови, черное лицо и 55 размер ноги. Какова вероятность рождения ребенка – гномика с черным лицом, I группой крови, 55 размером ноги, если белое лицо и 35 размер ноги – доминантные гены, лежащие в разных хромосомах?

3.       У колобков аутосомный ген лысости выступает как  доминантный, у колобих он рецессивен. Колобиха, имеющая лысого брата, выкатилась замуж за лысого колобка. Отец колобихи тоже был лысым. У них  родился лысый колобочек и лысая колобочка. Колобочка выкатилась замуж за лысого колобочка. Каково того ,что у них родится лысый колобочек?

 

ІV. Ответный удар( Зона восстановления генов.

Вы выдержали пробный полет, но при этом ваши гены пострадали. Мы можем нанести ответный удар – восстановить запас генов. Для этого за 5 минут сочинить задачу для учителя.

 

V. Астероид

Чужая  со ртом на животе и длинным яйцекладом скрестилась с чужим со ртом на спине и коротким яйцекладом. Она отложила яйца на астероиде и улетела. Из яиц вылупились все со ртом на животе и  и длинным яйцекладом. Они беспорядочно скрестились, и получилось:

58♀  со ртом на животе и длинным яйцекладом

21♀ со ртом на животе и коротким яйцекладом

29♂ со ртом на животе и длинным яйцекладом

11♂ со ртом на животе и коротким яйцекладом

9 ртом на спине и коротким яйцекладом

12♂ ртом на спине и длинным яйцекладом

Определите как наследуются признаки у чужих?

 

VІ. Космическое казино.

1.         На планете № 1бис обнаружена кремниевая жизнь. Животное жаброрыл имеет характерные выросты на носу, определяется 3-мя несцепленными генами полного доминирования. Ген А отвечает  за образование кремниевой кислоты; В обеспечивает вытягивание ткани в отросток; ген С – ветвление отростка. Какое потомство по фенотипу следует ожидать от скрещивания тригетерозиготы с полной гомозиготой по рецессиву?

2.         На планете Северное Сияние живут нерполы. При насильственном скрещивании нерполы с 1-й извилиной и сросшимися ушами и нерполы с 1-й извилиной и несросшимися ушами F1 было с 2-мя извилинами и сросшимися ушами. F2 произошло расщепление:

68 детей - 1 извилина – несросшиеся уши;

275 детей - 2 извилины – сросшиеся уши;

86 детей - 2 извилины – несросшиеся уши;

68 детей - 1 извилина – сросшиеся уши;

Определите, как наследуются эти признаки у нерпол.

 

V І І. Парад синдромов.

Вот подходит к концу наше путешествие. Пора возвращаться на Землю. Однако перед возвращением на Землю необходимо привести в порядок свой кариотип, подсчитать количество хромосом. Те, у кого кариотип не равен 46, должны придумать название синдрома.

 

V І І І. Выход из игры.

Вы снова на Земле в 11 классе Советской школы.

Прикрепленный файл Размер
gen_zadachi.doc 53.5 Кбайт
zakonomernosti.ppt 635 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн