Конспект открытого урока по истории России в 8 классе по теме: «Общественное движение в годы правления Николая I»
Submitted by Наталия Александровна Соколова on чт, 23/10/2014 - 10:02
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе по теме:
«Общественное движение в годы правления НиколаяI»
Цели урока:
Образовательная: изучить основные направления общественно-политической жизни России во 2 четверти 19 в., познакомиться с консервативным, либеральным и революционным направлением общественной мысли России.
Развивающая: развивать общий кругозор, интерес к истории, умение выделять главное, умение пользоваться полученными ранее знаниями.
Воспитательная: воспитывать патриотизм, гражданскую позицию, стремление участвовать в жизни общества. Формы и методы работы: Индивидуально-групповая работа, беседа, фронтальный опрос, тестирование, проблемное задание, мини-инсценировка, погружение в эпоху.
- Начнем урок с хронологической разминки. Вам необходимо вспомнить даты указанных событий царствования Николая I. Расположите события в хронологическом порядке.
слайд
- Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства.
- Введение цензурного устава.
- Создание III отделения канцелярии его императорского величества.
- Как вы думаете, чему способствовали предпринятые Николаем I меры? (Укреплению самодержавия во всех сферах общественной и политической жизни.)
слайд
Высказывание писателя Глеба Успенского о времени Николая:
«Надо постоянно бояться – вот корень жизненной правды… атмосфера полна страха. «Пропадешь!» - кричало небо и земля, воздух и вода, люди и звери. И все ежилось и бежало от беды в первую попавшуюся нору».
- Вспомните, какая тенденция наметилась в социально-экономическом развитии страны в первой половине XIX века? (Начало в России промышленного переворота.)
- Что сдерживало развитие страны? (Феодально-крепостнические пережитки.)
- В чем состоят противоречия «николаевской системы»? (Сохранение внутреннего спокойствия в государстве, крепостного права и самодержавия, тогда как страна нуждалась в модернизации.)
- Когда произошло первое оживление организованного общественного движения против существующей системы? Назовите социальный состав этого движения. (После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов. Движение дворян-декабристов.)
- В чем значение восстания декабристов? (Декабристы всколыхнули передовую часть российского общества, вопреки усилению реакции.)
3. Определение темы и постановка целей урока
- Следовательно, определите тему сегодняшнего урока?
слайд
Тема: Общественное движение в годы правления Николая I.
- Как вы думаете, каковы цели урока?
слайд
Цели: - Познакомиться с основными направлениями общественного движения в России в 30-50 гг. XIX века, с их представителями и основными идеями.
- Определить особенности общественного движения в этот период.
4. Изучение нового материала
- Главными вопросами общественной мысли России являлись:
Запись на доске
«Каково настоящее и будущее России?»
«По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»
- По тому, как предлагали решить эти вопросы возникли три направления общественной жизни. Что означают названия общественных движений? (слайд)
Направления общественных движений
Консервативное (самодержавно-охранительное)
Либеральное
Революционно-демократическое
Теория официальной народности
Славянофилы
Западники
Революционные кружки
- В чем суть теории официальной народности? (слайд)
суть теории официальной народности
Самодержавие
Православие
Народность
- В оппозиции «николаевскому режиму» и консервативному движению находились либеральное и революционно-демократическое движения.
- Большую роль в зарождении революционной идеологии сыграли студенческие кружки 20-30-х годов. Они представляли собой новую форму борьбы с политической реакцией и включали в себя представителей разных слоев общества. Кружки быстро раскрывались полицией.
слайд
1826г. – кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева
1827г. – кружок братьев Критских
1831г. – кружок Н.П.Сунгурова
1833г. – кружок философа и литератора Н.В.Станкевича
Инсценированный диалог западника и славянофила. Вопрос: кто из молодых людей относится к западнику, а кто к славянофилу?
1-й молодой человек: - Я вполне согласен с утверждением: у России своя дорога, по которой она движется, то убыстряя, то замедляя ход.
2-й: - Да-а, тогда вы должны согласиться и с этим: «Сначала дикое варварство, потом грубое невежество, затем унизительное чужеземное владычество, дух которого унаследовала позднее затем наша национальная власть,- такова печальная история нашей юности» Каково?!
1-й – А вот с этим я позволю себе не согласиться. Нельзя забывать о величии Русской земли! Если бы всё так и развивалось, мы сейчас бы не пожинали негативные плоды цивилизации, внесенной с Запада.
2-й – А мне думается, сударь мой, что Россия как раз должна брать пример с развитых стран, стремиться идти по пути, который они показывают…
Учитель: - Молодые люди, не спорьте! Вы союзники или нет? Если вы находитесь в оппозиции существующему режиму, в чем же тогда проблема? (Вопрос также обращен ко всем детям). Выясним этот вопрос подробнее.
Работа в группах
- Погрузитесь в XIX век и познакомьтесь с идеями западников (1 группа), славянофилов(2 группа) и революционеров-демократов(3 группа). Используя учебник, справочные материалы и документы, каждой группе необходимо заполнить таблицу. (Приложение 1)
Озвучивают результаты.(слайд)
Вывод:
- Каким видели будущее России представители оппозиции?
Западники: Россия не Европа, но она должна стремиться стать ею.
Славянофилы: Россия не Европа, следовательно, она должна идти своим путем.
Революционеры-демократы: в результате революции должен установиться новый политический строй.
2. «Россия живёт и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещённого, должно проникать в народное воспитание и с ним вместе развиваться. Наряду с сими…национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность». Кому принадлежит данное утверждение:
- западникам
- славянофилам
-идеологам теории «официальной народности»
3.Формула теории «официальной народности»:
- Россия для русских
-Москва- третий Рим
-православие- самодержавие- народность
-богоизбранность России
6. Домашнее задание
Беседа о будущем России:
- Дети, актуальна ли проблема «Россия-Запад» сегодня?
- Есть ли предпосылки для того, чтобы Россия развивалась по западному образцу, или она должна следовать своим самобытным путем?
- Поразмыслите над этим вопросом дома и предложите свои варианты в форме эссе.