Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект открытого урока по истории России в 8 классе по теме: «Общественное движение в годы правления Николая I»

Submitted by Наталия Александровна Соколова on чт, 23/10/2014 - 10:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Соколова Н.А.
Место работы, должность: 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Конспект открытого урока по истории России в 8 классе по теме:</p> <p>&laquo;<strong>Общественное движение в годы правления Николая </strong><strong>I</strong><strong>&raquo;</strong></p>

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе по теме:

«Общественное движение в годы правления Николая I»

 

Цели урока: 
Образовательная: изучить основные направления общественно-политической жизни России во 2 четверти 19 в., познакомиться с консервативным, либеральным и революционным направлением общественной мысли России.
Развивающая: развивать общий кругозор, интерес к истории, умение выделять главное, умение пользоваться полученными ранее знаниями.
Воспитательная: воспитывать патриотизм, гражданскую позицию, стремление участвовать в жизни общества.
Формы и методы работы: Индивидуально-групповая работа, беседа, фронтальный опрос, тестирование, проблемное задание, мини-инсценировка, погружение в эпоху.

Оборудование: презентация, документы, справочный материал, учебник.

Словарь: альманах, социалистические учения, консерватизм, либерализм, революционеры-демократы, западники, славянофилы, «николаевская система»

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Начнем урок с хронологической разминки. Вам необходимо вспомнить даты указанных событий царствования Николая I. Расположите события в хронологическом порядке.

слайд

- Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства.

- Введение цензурного устава.

- Создание III отделения канцелярии его императорского величества.

 

- Как вы думаете, чему способствовали предпринятые Николаем I меры? (Укреплению самодержавия во всех сферах общественной и политической жизни.)

слайд

Высказывание писателя Глеба Успенского о времени Николая:

«Надо постоянно бояться – вот корень жизненной правды… атмосфера полна страха. «Пропадешь!» - кричало небо и земля, воздух и вода, люди и звери. И все ежилось и бежало от беды в первую попавшуюся нору».

- Вспомните, какая тенденция наметилась в социально-экономическом развитии страны в первой половине XIX века? (Начало в России промышленного переворота.)

 

- Что сдерживало развитие страны? (Феодально-крепостнические пережитки.)

 

- В чем состоят противоречия «николаевской системы»? (Сохранение внутреннего спокойствия в государстве, крепостного права и самодержавия, тогда как страна нуждалась в модернизации.)

 

- Когда произошло первое оживление организованного общественного движения против существующей системы? Назовите социальный состав этого движения. (После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов. Движение дворян-декабристов.)

 

- В чем значение восстания декабристов? (Декабристы всколыхнули передовую часть российского общества, вопреки усилению реакции.)

3. Определение темы и постановка целей урока

- Следовательно, определите тему сегодняшнего урока?

слайд

Тема: Общественное движение в годы правления Николая I.

- Как вы думаете, каковы цели урока?

слайд

Цели: - Познакомиться с основными направлениями общественного движения в России в 30-50 гг. XIX века, с их представителями и основными идеями.

- Определить особенности общественного движения в этот период.

4. Изучение нового материала

- Главными вопросами общественной мысли России являлись:

Запись на доске

  1. «Каково настоящее и будущее России?»

  2. «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»

 

- По тому, как предлагали решить эти вопросы возникли три направления общественной жизни. Что означают названия общественных движений? (слайд)

 

Направления общественных движений

Консервативное (самодержавно-охранительное)

 

Либеральное

Революционно-демократическое

Теория официальной народности

Славянофилы

Западники

Революционные кружки

 

- В чем суть теории официальной народности? (слайд)

суть теории официальной народности

Самодержавие

Православие

Народность

 

- В оппозиции «николаевскому режиму» и консервативному движению находились либеральное и революционно-демократическое движения.

- Большую роль в зарождении революционной идеологии сыграли студенческие кружки 20-30-х годов. Они представляли собой новую форму борьбы с политической реакцией и включали в себя представителей разных слоев общества. Кружки быстро раскрывались полицией.

слайд

1826г. – кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева

1827г. – кружок братьев Критских

1831г. – кружок Н.П.Сунгурова

1833г. – кружок философа и литератора Н.В.Станкевича

 

Инсценированный диалог западника и славянофила. Вопрос: кто из молодых людей относится к западнику, а кто к славянофилу?

1-й молодой человек: - Я вполне согласен с утверждением: у России своя дорога, по которой она движется, то убыстряя, то замедляя ход.

2-й: - Да-а, тогда вы должны согласиться и с этим: «Сначала дикое варварство, потом грубое невежество, затем унизительное чужеземное владычество, дух которого унаследовала позднее затем наша национальная власть,- такова печальная история нашей юности» Каково?!

1-й – А вот с этим я позволю себе не согласиться. Нельзя забывать о величии Русской земли! Если бы всё так и развивалось, мы сейчас бы не пожинали негативные плоды цивилизации, внесенной с Запада.

2-й – А мне думается, сударь мой, что Россия как раз должна брать пример с развитых стран, стремиться идти по пути, который они показывают…

 

Учитель: - Молодые люди, не спорьте! Вы союзники или нет? Если вы находитесь в оппозиции существующему режиму, в чем же тогда проблема? (Вопрос также обращен ко всем детям). Выясним этот вопрос подробнее.

Работа в группах

- Погрузитесь в XIX век и познакомьтесь с идеями западников (1 группа), славянофилов(2 группа) и революционеров-демократов(3 группа). Используя учебник, справочные материалы и документы, каждой группе необходимо заполнить таблицу. (Приложение 1)

Озвучивают результаты.(слайд)

Вывод:

- Каким видели будущее России представители оппозиции?

Западники: Россия не Европа, но она должна стремиться стать ею.

Славянофилы: Россия не Европа, следовательно, она должна идти своим путем.

Революционеры-демократы: в результате революции должен установиться новый политический строй.

5. Закрепление

Тесты по теме:

  1. Славянофильство - идейно-политическое  направление, объединившее:

-противников монархии в России

-сторонников сближения России с Европой

-сторонников особого пути развития России

-противников отмены крепостничества

 

        2. «Россия живёт и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещённого, должно проникать в народное воспитание и с ним вместе развиваться. Наряду с сими…национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность». Кому принадлежит данное утверждение:

- западникам

- славянофилам

-идеологам теории «официальной народности»

 

3.Формула теории «официальной народности»:

- Россия для русских

-Москва- третий Рим

-православие- самодержавие- народность

-богоизбранность России

 

6. Домашнее задание

Беседа о будущем России:

- Дети, актуальна ли проблема «Россия-Запад» сегодня?

- Есть ли предпосылки для того, чтобы Россия развивалась по западному образцу, или она должна следовать своим самобытным путем?

- Поразмыслите над этим вопросом дома и предложите свои варианты в форме эссе.

 

Приложение 1

 

 

 

Славянофилы

Западники

Революционеры-

демократы

Представители

 

 

 

 

Отношение к

самодержавию

 

 

 

Наилучший

государственный

строй

 

 

 

Отношение к

крепостному

праву

 

 

 

Отношение к

преобразованиям

Петра I

 

 

 

Отношение к

влиянию

Запада

 

 

 

Способы (методы) достижения целей

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн