Submitted by Тамара Николаевна Андреева on пн, 15/06/2009 - 12:16
План урока.
I.Детство и годы учебы.
II. Творчество 1840 – 50-х годов.
III. Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский.
IV. Издательская деятельность Некрасова.
V. Творчества 1860-70-х годов.
VI. Личная жизнь.
VII.Вывод.
Ход урока.
I.Сообщение темы и целей урока.
План урока.
Когда произносишь имя Н. А. Некрасова, то на память приходят строки:
1)«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...»
2)«Я лиру посвятил народу своему...»
3)«Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать»
II.Высказывания известных людей о Некрасове.
1)Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов...(Н. Г. Чернышевский)
2)Да знаете ли Вы, что Вы поэт и поэт истинный?(В. Г. Белинский)
3)Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она – как песня русская!(В. Бохов)
4)Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы все же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговеньем склонились ниже, чем перед памятью Некрасова.(А. В. Луначарский)
III.Слово учителя.
«То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть...»
Эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь – ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и желать ей счастья – значит ненавидеть все, что ее позорит.
- Что же повлияло на формирование характера, становление его как личности?
Познакомимся с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова.
IV.Выступления учащихся.
1)Детство и годы учебы.
-Большое значение имеет где вырос человек? Кто был рядом с ним? Какие люди его окружали. (Доклад Соловьевой Екатерины)
-Итак, Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души.
Послушайте отрывок из стихотворения«Родина». (Читает Михайлова Ирина)
-Это стихотворение звучит как исповедь, написанная не чернилами, а кровью (по словам одного из друзей Некрасова).
-Большое место в жизни Некрасова, как и в жизни любого человека, занимала мать. Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнес их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его поэтическое творчество. Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в поэме«Мать»(1877г.) такие строки... (Собко Олеся)
В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного разночинца.«О погоде».Стихотворение 1859г. (Иванов Алексей)
2)Творчество Некрасова в 1840-50-е годы.
-Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе. Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла юношу не только его одаренность, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость – качества, которые и потом сказались в его работе. (Рассказывает Васильева Елена)
3)Некрасов и Белинский.
-Огромная заслуга в формировании Некрасова-поэта принадлежит Белинскому. (Николаева Ольга)
-Что поражает Белинского в стихах Некрасова? (Суровая правда, без всяких прикрас, мастерство в передаче народного взгляда на жизнь)
4)Издательская деятельность Некрасова. (Рассказывает Ильина Александра)
-Некрасов возглавлял журнал «Современник» с 1847 – 1866г., т. е. журнал продержался почти 20 лет. Как вы думаете, благодаря каким качествам Некрасова так долго продержался журнал? Ведь он был под постоянной угрозой закрытия. (Благодаря мужеству и редакторской мудрости)
5)Творчество 1860-7-х годов.
-Особенно трудными для Некрасова были конец 60-х – 70г. (Рассказывает Дмитриева Надежда)
6)Личная жизнь.
-Мы привыкли к тому, что Некрасов-поэт – гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости. Но любой писатель, поэт – это прежде всего человек! (о личной жизни Некрасова рассказывает Петрова Оксана)
-Мало кто знает, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви. (Прочитает Федорова Ольга)
-(Стихотворение, посвященное жене«Зине»прочитает Петров Вадим)
V.Вывод.
1)Определим роль Некрасова в истории русской литературы. Значительное место занимает Некрасов в русской литературе.
2)Какой же вопрос мучил Некрасова на протяжении всего творчества?
Главный вопрос, который мучил Некрасова на протяжении всего творчества, - вопрос-сомнение: насколько его поэзия способна изменить окружающую жизнь и получить отклик в крестьянской среде. – Высказывание современника Некрасова.