Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Педагогический анамнез девиантного поведения подростка и программа исправления отклонения

Фото пользователя Ирина Анатольевна Пулина
Submitted by Ирина Анатольевна Пулина on Tue, 18/11/2014 - 23:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пулина Ирина Анатольевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Войсковицкая СОШ № 1", социальный педагог

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>Педагогический анамнез &nbsp;девиантного поведения подростка и программа исправления отклонения</p>

Педагогический анамнез

девиантного поведения подростка и программа исправления отклонения

 

Алкоголь – самый распространенный и доступный наркотик для подростков. Первая проба алкоголя приходится на возраст от 10 до 13 лет, затем формируется в течение 2-х лет регулярное употребление с целью расслабления, приятного времяпрепровождения, чувства взрослости. Употребление алкоголя в подростковом возрасте часто характеризуется ранней стадией алкоголизма, которая проявляется такими признаками как регулярное употребление алкоголя 2-3 раза в неделю с утратой рвотного рефлекса, возможностью выпивать большие дозы спиртного и частичной утратой воспоминаний об опьянении. Столь ранняя алкоголизация приводит к формированию хронического алкоголизма к возрасту двадцати двух лет.

На этапе ранней алкоголизации при ее переходе в алкоголизм у подростков отмечается феномен групповой психической зависимости, когда тяга к спиртному возникает исключительно в "своей" компании (Строганов, Капанадзе, 1978). Отрыв от группы прекращает алкоголизацию. С точки зрения А.Е. Личко (1985) групповая зависимость является проявлением аддиктивного поведения подростков. Как правило, ранний алкоголизм свидетельствует об изначальной психопатичности. Подростки с аномалиями характера  наиболее склонны к выпивкам. Так эпилептоиды (возбудимые личности) характеризующиеся раздражительностью, вспыльчивостью, злобностью, упрямством, конфликтностью, напиваются до тяжелых степеней опьянения. Для них алкоголизация, сопровождающаяся агрессией, - это своеобразная "разрядка" накопившегося раздражения. Эпилептоидные психопаты легко переходят к алкогольной  алкоголизации. Деньги при этом вымогают у близких и сверстников. Для неустойчивой (безвольной) личности характерно безволие, отсутствие целеустремленности, повышенная внушаемость, некритичность, подверженность посторонним (чаще дурным) влияниям. У неустойчивых чаще встречаются неглубокие степени опьянения. Истероиды со свойственным им эгоцентризмом, театральностью в поведении, и в алкоголизации преувеличивают степень опьянения, хвастаясь сверстникам о том большом количестве спиртного, которое они способны выпить. Кроме психопатий, ранний алкоголизм отмечается у умственно отсталых подростков и у подростков с черепно-мозговыми травмами.

Среди биологических факторов способствующих развитию алкоголизма можно выделить индивидуальную высокую устойчивость к алкоголю (толерантность), отягощенную алкоголизмом наследственность, нарушение детоксицирующей функции печени.

Социальные факторы повышенного риска – это неблагополучная семья, неправильное воспитание, компания алкоголизирующихся сверстников.

В последнее время увеличилось количество молодых девушек страдающих алкогольной зависимостью. Она формируется в основном (77%) на предпочтениях относительно легких алкогольных напитков (пиво, джин-тоник). Но, в пересчете количества выпиваемого слабоалкогольного напитка на абсолютный этанол показывает, что этот объем превышает общее количество выпиваемого этанола любителями крепких алкогольных напитков. Хотя женский алкоголизм, по сравнению с мужским алкоголизмом, развивается в более позднем возрасте (25-35 лет), хочется отметить его особую тяжесть.

Развитие алкоголизма в подростковом возрасте происходит в несколько раз быстрее, чем у взрослого человека. Чаще всего подростки, регулярно употребляющие алкоголь, не видят проблемы в своем пристрастии к спиртному и отрицают все опасения близких, обеспокоенных их пристрастием к пьянству.

Цель исследования: изучить на практическом примере проблему подросткового алкоголизма, факторы его проявления и закрепления.

Объект исследования: Вася Р., 15 лет.

Предмет исследования: факторы, определившие появление подросткового алкоголизма.

База исследования: МБОУ "Войсковицкая СОШ № 1"

Методы исследования: теоретические – аспекный анализ литературы и материалов Интернет по проблемам девиантного поведения и подростковому алкоголизму; эмпирические – констатирующий эксперимент, включающий методы беседы, анамнеза, изучения школьной документации, беседы с воспитателем, родителем, другом и самим ребенком.

Особенности подросткового алкоголизма

Алкоголизм (синонимами понятия в медицинской и психологической литературе являются следующие термины: хронический алкоголизм, хроническая алкогольная интоксикация, алкогольная болезнь, алкогольная токсикомания, этилизм) — прогредиентное заболевание, характеризующееся патологическим влечением к спиртным напиткам, развитием абстинентного (похмельного) синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях — стойких соматоневрологических расстройств и психической деградации.

Алкоголизм формируется постепенно на фоне достаточно продолжительного злоупотребления спиртными напитками, всегда сопровождается многообразными социальными последствиями, неблагоприятными как для самого больного, так и для общества. Это связано, прежде всего, с психотропным действием алкоголя и вызываемым им состоянием опьянения.

К моменту, когда ребенку исполняется 10 лет, на физическое развитие расходуется меньшая часть его энергии.

В эти годы дети охотно учатся и стремятся развивать свои умственные способности и индивидуальность. Они уже имеют представление о том, для чего необходимо образование, и умеют учиться. Если их не слишком много ругают и у них не накопилось слишком большого количества плохих отметок, им по-прежнему нравится школа и нравится учиться. Работа с учащимися этого возраста может быть захватывающей, приносящей удовлетворение и интересной.

В эти годы дети, которые подвержены риску начать употребление алкоголя и наркотиков, начинают яснее осознавать неблагополучность обстановки в семье. Они начинают страдать от чувства собственной неполноценности; они проявляют признаки недостаточно добросовестного отношения к учебе; и у них может развиться убежденность в том, что школа не для них. Это убеждение возникает после чрезмерно большого количества неудач и плохих оценок.

В это время дети начинают принимать осознанные решения, касающиеся их жизни, включая решение о том, продолжать ли свое образование. Кое-кто начинает подумывать о том, чтобы бросить учебу, выбрав вместо этого путь, который по их мнению потребует меньших усилий и быстрее принесет конкретные плоды. Этот период является для них определяющим, временем принятия решений относительно будущего. Учителя и другие взрослые должны осознавать, что дети в этом возрасте чрезвычайно ранимы. Трудные подростки легко поддаются соблазну, заключающемуся в "быстром решении" проблемы, в обретении определенного веса среди сверстников или временного отрешения от жизненных проблем. Им также легко доступен алкоголь, который в начале обеспечит им удовольствие и уход от всех проблем.

Существуют, конечно, другие особенности, характерные для детей этого возраста. Например, они начинают становиться независимыми, процесс, который продолжается на протяжении всей юности. Хотя большинство детей все еще привязано к своим семьям, они все больше начинают стремиться принимать решения самостоятельно и проводить больше времени со своими друзьями и меньше в кругу семьи.

В этом возрасте дети стремятся развивать отношения со своими ровесниками. Характер этих отношений может быть самым различным от крепкой дружбы до принадлежности к группе или команде, члены которых обычно бывают одного пола и возраста. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от родителей и быть принятым среди сверстников.

В этом возрасте дети начинают одинаково одеваться, сбиваться в группки, придумывать свои шутки и собственный жаргон, в попытке быть своим среди своих. Дети не отчуждаются от своих семей, но все в большей степени обращаются к родителям, главным образом, когда нуждаются в защите, например, во время кризисных ситуаций, или в материальной поддержке, например, в деньгах. Как ни трудно для родителей это стремление детей к независимости, очень важно делать все, чтобы сохранять доверительность в общении с ними. Если дети не могут позволить себе быть откровенными в общении со своими родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в подростковом возрасте, а недостаточно хорошие отношения с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны сверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормой поведения.

Хотя большинство детей этого возраста не так сильно подвержены риску наркомании и алкоголизма, администрация школы и учителя должны присматриваться к учащимся своей школы и стараться воздействовать на тех из них, которые могут рассматриваться как неблагополучные. Определив таких детей, администрация и учителя смогут сделать попытку помочь им развить веру в свои силы прежде, чем они встанут на путь, где нет места образованию.

Важно, чтобы работающие с детьми взрослые:

    - помогали детям развить умение вести здоровый, продуктивный образ жизни;

- помогали детям обрести ориентиры на будущее, включающие продолжение их образования и ответственное отношение к себе и другим;

- помогали детям научиться правильно общаться со сверстниками и противостоять дурному влиянию с их стороны;

- помогали детям развивать дружеские отношения, которые оказывают благотворное влияние и способствуют их собственному развитию;

- помогали детям выработать правильное поведение, помогающее справляться с возможными неудачами, отказами и постигающими разочарованиями;

- информировали детей об алкоголе и каждом из видом наркотиков в отдельности и помогали им подыскать конкретные причины для отказа от каждого из них.

Дети 10-12 лет любят открывать и познавать мир вещей, будь то во время прогулки на природе или при чтении книги. Учебные занятия и материалы должны поощрять стремление к поиску. Они любят узнавать, как функционирует организм человека, например, и как конкретный наркотик может сказаться на нормальной жизнедеятельности организма. Они начинают разбираться во все более сложных вопросах и не довольствуются упрощенными ответами.

На этом этапе своего развития дети знают, что существует много источников информации, часть из которых полны противоречий. Им нужно помочь научиться выбирать, чему можно верить, а чему нет, и как поступать, когда трудно определить однозначно, что есть добро, и что - зло. Дети такого возраста любят что-нибудь коллекционировать. Эта страсть к коллекционированию часто развивается в неожиданном направлении, вместо кукол и моделей машин они начинают собирать плакаты, крышки и пробки от бутылок, вкладыши жевательных резинок "Super Girl" (изображения обнаженных женщин) и другие предметы. Несмотря на все разнообразие таких коллекций, в них часто совершенно прозрачно просматривается определенная направленность, на которую взрослым необходимо обращать внимание. Например, коллекционирование определенного вида бутылок или крышек от бутылок может подтолкнуть к знакомству с алкоголем. Собирание пластинок или записей часто знакомит детей со словами и мыслями, которые могут оказаться для них непонятными, что вызовет растерянность и стресс. Взрослые должны знать, что коллекционируют их дети и помочь им отделить правду от вымысла, определить, заслуживает ли доверия та или иная идея.

Взрослым легко получить ложное представление об уровне зрелости детей в этом возрасте, так как многие дети выглядят такими независимыми, они одеваются как более старшие молодые люди, и у них может быть уровень мышления взрослых и соответствующий лексикон. В действительности же эти дети все еще пугаются при просмотре фильмов ужасов, все еще нуждаются в продолжительном сне, чтобы справиться с нагрузкой школьного дня, и так же нуждаются в заданиях только на ближайшее будущее со множеством напоминаний, что подходит срок выполнения. Они по-прежнему нуждаются в ласке и тянутся к ней, им необходима уверенность в том, что взрослый человек, пользующийся их доверием будет рядом, чтобы защитить их даже, если никакая опасность им не угрожает. Им иногда все еще необходимо подержать за руку кого-нибудь, кому они доверяют.

В этот период жизни дети все чаще сталкиваются с алкоголем и наркотиками и нуждаются в информации о них. В обществе прочно укоренилась мысль, что употребление алкоголя является приемлемым. Поэтому учащимся нужны знания, чтобы начать осознавать опасность, которую представляет употребление алкоголя и противопоставить ее тем положительным упоминаниям об алкоголе, которые они постоянно слышат.

Выделим факторы  риска:

В семье:

  • Родители испытывают трудности по управлению семьей:

- родители испытывают воспитательную неуверенность (не могут пояснить свое поведение);

- не контролируют поведение детей;

- ведут себя непоследовательно, порой слишком сурово;

- отсутствует привязанность и любовь к другим членам семьи;

- мать и отец конфликтуют между собой. Родители попустительствуют в отношении потребления алкоголя и наркотических веществ.

 

  • Взрослые злоупотребляют алкоголем, табакокурением, потреблением других наркотических веществ.
  • Родители не ждут больших достижений от своих детей.
  • Имеются генетические особенности предрасположенности данной семьи к алкоголю и наркотическим веществам.
  • Сексуальные извращения/насилие.

Среди ровесников:

  • Отмечаются проявления асоциального поведения в раннем возрасте, в том числе бродяжничество, бунтарство.
  • Потребление наркотических веществ считается обычным делом.
  • Отмечаются попытки принимать наркотики в раннем возрасте.
  • В большей степени, чем на родителей, подростки полагаются на мнение друзей, находятся под их влиянием.
  • Подростки выбирают друзей, которые курят, употребляют алкоголь и наркотики.

В школе:

  • Существует недоброжелательный климат.
  • Позиция школы по данному вопросу не определена.
  • Педагогический коллектив находится в неведении относительно проблем табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков.

Учащиеся:

- часто переходят из одной школы в другую;

- имеют академические задолженности с 10-летнего возраста;

- не участвуют в общественной жизни школа, класса;

- пропускают занятия без уважительных причин или бросают учиться.

Учащимся навешиваются ярлыки "трудных".

Личностные:

  • Личностными предпосылками к употреблению наркотиков могут быть следующие:
  • - эмоциональная незрелость;
  • - нервозность;
  • - низкий самоконтроль;
  • - деформированная система ценностей:
  • - неумение удовлетворять свои потребности;
  • - завышенная самооценка;
  • - низкая устойчивость к стрессам;
  • - болезненная впечатлительность;
  • - обидчивость;
  • - повышенная конфликтность.

В обществе:

  • Отмечаются лишения социального и экономического характера, в том числе безработица, особенно среди молодежи.
  • Члены сообщества недостаточно общаются друг с другом, дезорганизованы.
  • Алкогольные напитки, табачные изделия и наркотические вещества легко доступны.
  • Законы и нормы, действующие в обществе, не препятствуют злоупотреблению алкоголем и наркотическими веществами.

Таким образом, проблема детского алкоголизма требует своего решения на этапе профилактики, поскольку уберечь детей от такого доступного по своей сути наркотика как алкоголь гораздо проще, нежели потом бороться с последствиями употребления алкоголя в детском возрасте.

 

Программа и результаты исследования

Описание методики исследования:

На первом этапе диагностики нами была проведена беседа с классным руководителем и социальным педагогом, направленная на выявление детей, страдающих детским алкоголизмом и определение причин возникновения девиации и ключевых проблем, с которыми сталкиваются педагоги и родители, в работе с этими детьми.

Беседа содержала следующие вопросы:

  1. Насколько актуальна для вашей школы проблема подросткового алкоголизма?
  2. Выделены ли дети, употребляющие алкоголь в отдельную «группу риска»?
  3. Какие формы работы используются для разрешения этой проблемы?
  4. Ведется ли в школе профилактическая работа по предупреждению различных форм девиаций?
  5. Назовите конкретные мероприятия, которые были проведены с детьми «группы риска»?
  6. Считаете ли вы проводимые меры эффективными?

На втором этапе мы общались с ребенком и его родителями. Вначале Васе и его маме были предложен тесты (Опросник РОД и Тест-опроснк родительского отношения, см. в Приложении).

Далее была проведена беседа с Васей.

Вопросы к беседе:

  1. Как ты относишься к себе?
  2. Когда ты впервые попробовал алкоголь?
  3. Твои ощущения от этого опыта тогда…
  4. Кто поспособствовал тому, что ты снова обратился к алкогольному напитку во второй и последующие разы?
  5. Для чего ты выпиваешь обычно?
  6. Помогает ли тебе алкоголь решить проблемы?
  7. Как ты себя ведешь, выпив?
  8. Знают ли о твоей привычке родители и друзья?
  9.  Как они к этому относятся?
  10. Пытался ли ты избавиться от своего недуга?
  11. Кто пытался тебе помочь преодолеть эту болезнь?
  12. Хочешь ли ты избавиться от этой привычки и веришь ли в благополучный исход?

Третий этап включал беседу с товарищем Васи Р. – Димой Л.

Диме предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Как давно ты дружишь с Васей?
  2. Считаешь ли ты его настоящим другом?
  3. Какие достоинства в нем тебя привлекают?
  4. Какие недостатки мешают вашей дружбе?
  5. Как он обычно проводит свободное время? Чем любит заниматься?
  6. Есть ли у него друзья? Кто они?
  7. Какие у Васи взаимоотношения с родителями?
  8. Предлагал ли тебе Вася поучаствовать в чем-нибудь, что считается неприемлемым в обществе?
  9. Как ты думаешь, зачем он употребляет алкогольные напитки?
  10. По твоему мнению, его можно вылечить от этой привычки?

Результаты исследования:

В ходе беседы с классным руководителем и социальным педагогом мы выяснили, что проблема детского алкоголизма актуальна для данного образовательного учреждения. Многие подростки не гнушаются  «выпить пивка», а некоторые употребляют и более крепкие спиртные напитки. Причем касается это не только юношей, но и девушек. Виной всему педагоги считают рекламу на телевидении, которая создает определенную моду на подобный образ жизни. Быть трезвенником становится не модным.

В школе выделена группа детей, находящихся в «группе риска», а также те дети, которые уже составляют группу детей, страдающих алкоголизмом, т.е. регулярно употребляют спиртные напитки и периодически приходят в школу «под шафе».

Одним из таких детей является Вася Р, которому 15 лет. Его воспитывает мать, отец с ними не живет, алименты не платит.

В школе проводятся профилактические мероприятия по предупреждению алкоголизма и наркомании (выставки рисунков, конкурс сочинений, выпуск стенгазет, лекции), однако, по признанию педагогов, они, увы, не слишком эффективны. С экранов ТВ дети видят совсем другие примеры и они порой оказываются для них более привлекательными. Таким образом, педагоги попросту не знают, каким образом, можно ершить данную проблему эффективно на уровне школы.

Диагностика внутрисемейных отношений показала, что мать Васи Р. ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ей маленьким и беззащитным. Поскольку сыну такая гиперопека кажется излишней, он стремится от нее избавиться и самоутвердиться всевозможными способами. Как следствие, он неосознанно выбирает девиантные формы поведения как способ доказательства своей самостоятельности.

Анкета Васи показала, что мать проявляет неустойчивость в своих отношениях к сыну. Она то пытается что-то требовать от него, то с легкостью отказывается от своих требований. Поэтому ребенок считает, что за его проступки ему ничего не будет. Он уверен в сильной любви матери и пользуется ею в своих интересах, которые, увы, часто оказываются отнюдь не полезными.

В беседе с мальчиком мы выяснили, что впервые алкоголь он попробовал в компании своих более старших друзей. Тогда водка ему не понравилась. Затем, общаясь со старшими приятелями, он все чаще стал употреблять пиво и оно не вызвало у него негативной реакции. Позднее он приобщился и к более крепким напиткам и заметил, что алкоголь улучшает его настроение. Поэтому, когда ему становилось скучно или тяжело на душе, он всегда искал утешения в напитке. Его постоянно угощали более старшие товарищи, периодически он сам тратил свои карманные деньги, выдаваемые матерью на приобретение алкогольных напитков. Проблем с приобретением алкоголя у него не возникло ни разу (т.е. ограничения по продаже алкоголя лицам, не достигшим совершеннолетия, на практике не выполняются).

Постепенно он стал все чаще прогуливать школу, болтаясь по улице со своими старшими товарищами или бывая у них в гостях. Из школьных друзей у него остался только один приятель, но и их отношения стали гораздо менее теплыми.

Как следствие, оценки в школе резко ухудшились, мать стали все чаще вызывать в школу, но изменить ситуацию самостоятельно мальчик уже не в силах.

Сам себя алкоголиком ребенок не читает, думает, что сможет пить, как только захочет. Но когда такой момент настанет, он не знает.

В школе с ним постоянно проводили различные беседы, но они его не заинтересовали.

В бесед с приятелем мальчика, его одноклассником Димой мы выяснили, что раньше Вася неплохо учился, но с ребятами практически не общался, потому что комплексовал по поводу тяжелого материального положения его семьи.

Дима считает, что раньше Вася был для него настоящим другом, а теперь они уже просто приятели.

Диме нравится в Васе, что он добрый и открытый человек, но, по его мнению, Васю сгубили его старшие товарищи, которые мешают учебе и вообще приобщают его к дурным привычкам. Дима с приятелями Васи знаком мельком.

Отношения с матерью, по мнению Димы, у Васи достаточно теплые, но мать не слишком строга к сыну, он ее не слушается.

Дима знает, что Вася регулярно употребляет алкогольные напитки. Он и ему предлагал, но мальчик занимается спортом и считает, что спортсмены алкоголь не употребляют.

По мнению Димы, Вася пьет потому что сначала хотел казаться взрослее, а теперь это стало уже привычным для него образом жизни.

Дима считает, что помочь Васе могут и должны взрослые, но как это сделать, он не знает.

 

Выводы и рекомендации

На основании проведенного исследования мы можем сделать выводы о том, что Вася Р. Приобщился к алкоголю по нескольким причинам.

Во-первых, у него низкая самооценка, он очень комплексует по поводу отсутствия отца и тяжелого материального положения своей семьи.

Во-вторых материнская гиперопека привела к тому, что он стремиться казаться взрослее, а то социальное окружение которое сложилось вокруг него стимулирует его к употреблению спиртных напитков.

Школа перестала быть для мальчика важным социальным институтом. У него отсутствует мотивация к учебе, и практически нет друзей.

СМИ также способствуют формированию неадекватных представлений о  правильном образе жизни.

Никаких досуговых занятий у Васи нет. Он предоставлен сам себе.

Рекомендации для педагогов и психолога:

Для решения проблемы по нашему мнению необходимо привлечь психолога и врача-нарколога.

Важно определить степень пристрастия ребенка к алкоголю и определить возможности для немедикаментозного излечения от пагубной привычки (например, с помощью гипноза).

Под руководством психолога следует разработать программы тренинга для ребенка, направленные на повышение самооценки, оптимизацию мотивации, развитие ценностных ориентаций.

Социальному педагогу следует определить досуговые интересы ребенка и предложить программы организации досуга (кружки, спортивные секции и проч.).

Классному руководителю необходимо организовать индивидуальный план обучения ребенка, с тем, чтобы он смог избавиться от накопленных задолженностей по разным предметам.

Кроме того, важно регулярно проводить профилактические мероприятия как на уровне класса, так и на уровне школы по следующим направлениям:

  • Социальная работа

Подростки вовлекаются в организацию и проведение различных мероприятий спортивного, познавательного и общественно значимого характера.

Существует система учреждений и организаций, позволяющая подросткам удовлетворить свое любопытство и потребности в признании, общении, самоутверждении.

Существует развитая и доступная подросткам система социальной поддержки, где они могли бы получить помощь психологов, психотерапевтов, волонтеров и т.п.

  • На уроках

Педагоги предъявляют высокие требования к ученикам.

Поощряется выбор цели и ее достижение.

Поощряется социально направленная деятельность (альтруизм, умение сотрудничать).

Предоставляется возможность:

- раскрыться лидерам;

- научиться принимать решения.

Учащиеся активно участвуют в жизни школы, класса.

Учителя имеют навыки социального общения.

Вовлекаются родители.

Проводятся различные акции антиалкогольного/антинаркотического содержания.

Персонал школы видит свою роль в качестве заботливых попечителей.

Психолог помогает детям в решении:

- видения жизненной перспективы:

- высокого самоконтроля, умения взять себя в руки;

- развитии системы ценностей, совпадающая с социальными ценностями;

- способности вести себя в группе в соответствии со своими ценностями;

- формировании адекватной самооценки;

- способности к конструктивному поведению в условиях конфликта;

- в  развитии чувства юмора.

 Проводятся тренинги по следующим направлениям:

    1. Стрессопрофилактика.

    По нашему мнению - это не столько нейтрализация стрессфакторов, воздействующих со всех сторон на подростка (часто нейтрализация или исключение этих факторов бывает просто невозможным, например, таких как отношения в семье, жилищные, материальные условия жизни подростка, социальное окружение и пр.), а обучение, воспитание и развитие в нем способности к самостоятельному, цивилизованному, психологически эффективному способу их (стрессфакторов) преодоления, а также сознательной психологической саморегуляции.

    2. Снижение внушаемости в процессе психоактивных тренингов и психокоррекционных упражнений.

    3. Психологическая коррекция свойственного подросткам любопытства и интереса к нездоровым переживаниям особых состояний сознания способами, раскрывающими положительный личностный потенциал на основе сенсомоторной активности (аутотренинги, медитативные тренинги, трансконтрольные психотехники и т.д.).

Все эти направления работы могут быть организованы при достаточной грамотности педагогического коллектива школы, включающего подготовленных соответствующим образом школьных психологов и социальных педагогов.

Рекомендации для родителей:

Матери Васи рекомендовано обратиться к психологу для получения консультации по вопросам воспитания сына и участие в психологическом тренинге для родителей трудных подростков.

Рекомендации для ребенка:

Мальчику предложена психологическая консультация, серия тренингов, а также возможность выбора досуговых занятий в соответствии со своими интересами и потребностями (первичная диагностика досуговых интересов, а занятием выбор кружка и/или секции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Опросник РОД (родителей оценивают дети)

Инструкция. Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы, в общем, согласны с ними, то на «Бланке ответов» зачеркните номер, им соответствующий. Если Вы не согласны, - не делайте никаких пометок.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

 1. Мои родители считают: все, что они делают, они делают ради меня.

2. У моих родителей часто не хватает времени позаниматься со мной чем-нибудь интересным: куда-нибудь пойти вместе, поговорить о каких-нибудь проблемах.

3. Мои родители часто разрешают мне такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.

4. Мои родители не любят, когда я обращаюсь к ним с вопросами. Говорят: «Догадайся сам».

5. Я имею дома гораздо больше обязанностей, чем большинство моих товарищей.

6. Меня даже мои родители не могут заставить что-нибудь сделать по дому.

7. Мои родители считают, что мне лучше не задумываться над правильностью их взглядов.

8. Обычно я возвращаюсь домой тогда, когда захочу.

9. Мои родители не оставляют безнаказанным ни одного моего плохого поступка, считают, что только тогда я стану человеком.

10. По возможности родители стараются меня не наказывать.

11. Когда мои родители в хорошем настроении, нередко прощают мне то, за что в другое время наказали бы.

12. Родители любят меня больше, чем друг друга.

13. Мне кажется, что раньше, когда я был маленький, родители любили меня больше, чем сейчас.

14. Когда я подолгу упрямлюсь или злюсь, родители часто понимают, что поступили по отношению ко мне неправильно.

15. У моих родителей долго не было детей, и моего появления очень ждали.

16. От своих родителей я часто слышу, что воспитание детей очень утомительное дело.

17. Я подозреваю, что у меня есть какие-то качества, которые выводят родителей из себя.

18. Мои родители часто конфликтуют из-за различия во взглядах на мое воспитание.

19. Мои родители говорят, что я для них самое главное в жизни.

20. Мои родители мало интересуются, где я пропадаю.

21. Родители стараются покупать мне такую одежду, какую я сам выберу, даже если она дорогая.

22. Мои родители считают меня непонятливым. Говорят: «Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить тебе».

23. Мне нередко приходилось (или приходится) присматривать за моим младшим братом (сестрой).

24. Мои родители предпочитают что-то сделать сами, чем «связываться» со мной.

25. Мои родители очень злятся, когда я подмечаю их слабости и недостатки.

26. Я сам (без участия родителей) решаю, с кем мне дружить.

27. Мои родители считают, что дети должны не только любить их, но и бояться.

28. Родители меня ругают очень редко.

29. В своей строгости по отношению ко мне у родителей бывают большие колебания. Иногда они очень строги, а иногда все разрешают.

30. Мы с мамой понимаем друг друга лучше, чем с отцом.

31. Моих родителей огорчает, что я слишком быстро стал взрослым.

32. Если я упрямлюсь, то родители делают так, как я хочу.

33. Мои родители считают меня слабым и болезненным.

34. Мои родители (или один из них) считают, что если бы у них не было детей, они гораздо большего в жизни добились бы.

35. У меня есть некоторые слабости, с которыми упорно борются мои родители.

36. Нередко бывает, когда меня наказывает один из родителей, другой упрекает его в излишней строгости и начинает утешать меня.

37. Мои родители часто говорят, что заботы обо мне занимают наибольшую часть времени.

38. Мои родители редко посещают родительские собрания.

39. Мои родители стараются купить мне все, что я захочу, даже если это стоит дорого.

40. От моих родителей часто можно услышать, что они сильно устают от общения со мной.

41. Мои родители часто поручают мне важные и трудные дела.

42. Мои родители считают, что на меня нельзя положиться в серьезном деле.

43. Мои родители считают, что главное, чему родители должны научить своих детей – это слушаться.

44. Я сам решаю – курить мне или нет.

45. Мои родители считают, что чем строже они относятся ко мне, тем лучше для меня.

46. Мои родители очень мягкие люди.

47. Если мне что-то нужно от родителей, то я стараюсь выбрать момент, когда они в хорошем настроении.

48. Мои родители часто говорят, что когда я вырасту, то они мне будут не нужны.

49. Мои родители считают, что чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.

50. Часто мое упрямство есть результат неправильного отношения родителей ко мне.

51. Мои родители постоянно переживают за мое здоровье.

52. Мои родители считают, что если бы у них не было детей, то их здоровье было бы гораздо лучше.

53. Мои родители считают, что несмотря на все их усилия, некоторые мои недостатки остаются без изменений.

54. Мой отец считает, что я его недолюбливаю.

55. Мои родители считают, что ради меня им от многого в жизни пришлось отказаться.

56. Бывает, что родители не знают о моих оценках и поведении, потому что редко заглядывают в мой дневник.

57. Мои родители тратят на себя значительно больше денег, чем на меня.

58. Мои родители не любят, когда я прошу. Говорят, что лучше знают, чего мне надо.

59. Мои родители считают, что у меня было более трудное детство, чем у большинства детей.

60. Обычно я делаю дома только то, что мне хочется, а не то, что хотят родители.

61. Мои родители считают, что я должен уважать их больше, чем всех других людей.

62. Я сам решаю, на что мне тратить свои деньги.

63. Мои родители строже относятся ко мне, чем другие родители к своим детям.

64. Мои родители считают, что от наказаний меня мало проку.

65. Члены нашей семьи неодинаково строги со мной. Одни балуют, другие, наоборот, очень строги.

66. Мои родители часто говорят, что им бы хотелось, чтобы я не любил никого кроме них.

67. Мои родители часто говорят, что когда я был маленький, то нравился им больше, чем теперь.

68. Часто я понимаю, что родители затрудняются в выборе решений, как поступить со мной.

69. Мои родители многое позволяют мне из-за моего слабого здоровья.

70. Я часто слышу от родителей, что воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд, Что они отдают мне все, а взамен не получают ничего.

71. Мои родители считают, что я не понимаю добрых слов и единственное, что на меня действует – это строгие постоянные наказания.

72. Моя мать считает, что отец настраивает меня против нее.

73. Мои родители говорят, что все время думают только обо мне, моих делах, здоровье и т.д.

74. Мои родители редко заглядывают в мой дневник.

75. Я всегда умею добиться от родителей того, чего мне хочется.

76. Мои родители говорят, что им больше нравится, когда я веду себя тихо и спокойно.

77. Я стараюсь во всем помочь родителям.

78. Мои родители считают, что если даже я уверен, что они не правы, то должен сделать так, как говорят они.

79. У меня мало обязанностей по дому.

80. Выходя из дому, я редко говорю родителям куда иду.

81. Мои родители считают, что бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.

82. Мои родители говорят, что многие недостатки пройдут сами собой с возрастом.

83. Мои родители берутся за меня лишь тогда, когда я что-то натворю. Если все тихо – они оставляют меня в покое.

84. Я часто слышу от матери (отца), что если бы я не был их ребенком, а она (он) была (был) бы помоложе, то наверняка в меня влюбилась бы.

85. Мои родители говорят, что когда я был маленьким, со мной было интереснее говорить, чем сейчас.

86. Мои родители считают, что в моих недостатках виноваты они сами, потому что неумело меня воспитывали.

87. Мои родители говорят, что моя жизнь и здоровье стоило им огромных усилий.

88. Мои родители считают, если бы у них не было детей, они бы жили лучше.

89. Мои родители считают, что если они предоставят мне свободу, то я немедленно использую это во вред себе и окружающим.

90. Нередко бывает, что если мать говорит мне одно, то отец говорит другое, и наоборот.

91. Мои родители говорят, что тратят на меня больше сил и времени, чем на себя.

92. Мои родители мало знают о моих делах.

93. Мои желания – закон для моих родителей.

94. Когда я был маленький, то очень любил спать с родителями (или с одним из них).

95. Мои родители считают, что у меня плохой желудок.

96. Мои родители говорят, что они нужны мне, лишь пока я не вырос, а потом я все реже буду вспоминать о них.

97. Иногда мне кажется, что ради меня родители пошли бы на любую жертву.

98. Мои родители считают, что мне нужно уделять значительно больше времени, чем они могут.

99. Когда я ласков с родителями, они мне все прощают.

100. Мои родители хотели бы, чтобы я обзавелся семьей как можно позже – после 30 лет.

101. Мои родителей беспокоит, что мои руки и ноги часто бывают очень холодными.

102. Мои родители говорят, что я маленький эгоист и совсем не думаю об их здоровье и чувствах и т.д.

103. Мои родители считают, что если бы они не отдавали мне все время и силы, то я плохо бы кончил.

104. Когда у меня все благополучно, родители меньше интересуются моими делами.

105. Мои родителям трудно сказать мне «нет».

106. Мои родители огорчены, что я все меньше в них нуждаюсь.

107. Мои родители считают, что мое здоровье хуже, чем у большинства моих сверстников.

108. Мои родители считают, что я испытываю по отношению к ним слишком мало благодарности.

109. Мои родители считают, что я не могу обходиться без их постоянной помощи.

110. Большую часть своего свободного времени я провожу вне дома.

111. Обычно у меня очень много времени для развлечений.

112. Я часто слышу от родителей, что кроме меня им больше никто на свете не нужен.

113. Моих родителей волнует мой беспокойный и прерывистый сон.

114. Нередко я слышу от родителей сожаления, что они слишком рано поженились.

115. Мои родители считают, что всего, чего я добился к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), я добился только благодаря их постоянной помощи.

116. Моими делами в семье в основном занимается кто-то один из родителей.

117. Кончив уроки, я обычно занимаюсь тем, чем мне нравится.

118. Когда я иду на свидание, у моих родителей портится настроение.

119. Мои родители обеспокоены тем, что я часто болею.

120. Мои родители не помогают, а усложняют мою жизнь.

 

Бланк ответов к опроснику РОД

1

19

37

55

73

 

Г+

6

2

20

38

56

74

 

Г-

7

3

21

39

57

75

 

У+

5

4

22

40

58

76

 

У-

4

5

23

41

59

77

 

Т+

4

6

24

42

60

78

 

Т-

4

7

25

43

61

79

 

З+

4

8

26

44

62

80

 

З-

3

9

27

45

63

81

 

С+

4

10

28

46

64

82

 

С-

4

11

29

47

65

83

 

Н

5

12

30

48

66

84

 

РРЧ

7

13

31

49

67

85

 

ПДК

4

14

32

50

68

86

 

ВН

3

15

33

51

69

87

 

ФУ

7

16

34

52

70

88

 

НРЧ

7

17

35

53

71

89

 

ПНК

4

18

36

54

72

90

 

ВК

4

91

97

103

109

115

 

Г+

 

92

98

104

110

116

 

Г-

 

93

99

105

111

117

 

У+

 

94

100

106

112

118

 

РРЧ

 

95

101

107

113

119

 

ФУ

 

96

102

108

114

120

 

НРЧ

 
 

 О себе сообщите:

Фамилия, имя ________________________________________________________

Возраст _____________________________________________________________

Где учитесь __________________________________________________________

Кол-во и возраст братьев и сестер ______________________________________

Тест-Опросник родительского отношения

(А.Я.Варга, В.В.Столин)

1.Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3.Я уважаю своего ребенка.

4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6.Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8.Мой ребенок часто неприятен мне.

9.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21.Я принимаю участие в своем ребенке.

22.К моему ребенку "липнет" все дурное.

23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25.Я жалею своего ребенка.

26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.Я всегда считаюсь с ребенком.

38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39.Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45.Я понимаю огорчения своего ребенка.

46.Мой ребенок часто раздражает меня.

47.Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.Я не доверяю своему ребенку.

50.За строгое воспитание дети благодарят потом.

51.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.Я разделяю интересы своего ребенка.

54.Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

  • Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
  • Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  • Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.
  • "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- отвержение,
- социальная желательность,
- симбиоз,
- гиперсоциализация,
- инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

 

1 шкала: "принятие-отвержение"

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Процентильный ранг

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

"сырой балл"

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Процентильный ранг

31,01

53,79

68,35

77,21

84,17

88,60

90,50

92,40

93,67

"сырой балл"

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Процентильный ранг

94,30

95,50

97,46

98,10

98,73

98,73

99,36

100

100

"сырой балл"

27

28

29

30

31

32

 

 

 

Процентильный ранг

100

100

100

100

100

100

 

 

 

 

2 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процентильный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80,93

 

3 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65

 

4 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

Процентильный ранг

4,41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,76

 

5 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

99,37

100,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол беседы с ребенком

  1. Личные данные: Вася Р., 15 лет
  2. Семья: неполная (воспитывает мать)
  3. Ответы, полученные в беседе:

№№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Как ты относишься к себе?

Нормально отношусь

2

Когда ты впервые попробовал алкоголь?

Точную дату не помню… В компании с друзьями

3

Твои ощущения от этого опыта тогда…

Не понравилось. Подумал, что редкая гадость и как это можно пить

4

Кто поспособствовал тому, что ты снова обратился к алкогольному напитку во второй и последующие разы?

Те же друзья (они меня старше)

5

Для чего ты выпиваешь обычно?

Чтобы стало не так плохо, настроение улучшить чтобы

6

Помогает ли тебе алкоголь решить проблемы?

Ненадолго помогает, а в целом, наверное, нет

7

Как ты себя ведешь, выпив?

Становлюсь более разговорчивым и смелым

8

Знают ли о твоей привычке родители и друзья?

Догадываются, я думаю

9

Как они к этому относятся?

Не очень, наверное

10

Пытался ли ты избавиться от своего недуга?

Пытался, но как-то все опять само собой получается

11

Кто пытался тебе помочь преодолеть эту болезнь?

Учителя, друг

12

Хочешь ли ты избавиться от этой привычки и веришь ли в благополучный исход?

Да, пожалуй, хочу

А то так ничего не добьешься в жизни.

Пожалуй, верю.

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн