Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разработка урока" Наречие:закрепление и систематизация знаний"

Фото пользователя Татьяна Александровна Митюкова
Submitted by Татьяна Александровна Митюкова on Wed, 19/11/2014 - 19:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Митюкова Татьяна Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ " Вырицкая СОШ№1"

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Заключительный урок по теме &quot;Наречие&quot;</p>

Урок русского языка в 7 классе

 

Тема: Наречие. Повторение и закрепление знаний.

Цель: повторить и систематизировать знания о наречии.

Задачи:

1) учить правильному написанию наречий, распознаванию их в предложении;

2) развивать навык различения наречий с омонимичными частями речи в потоке речи и зрительно; навык употребления их в речи;

3) воспитывать внимание, культуру слушания и культуру речи.

 

Содержание урока

Ι. Организационный момент и оглашение задач для учащихся

1) Ребята, как вы понимаете тему нашего сегодняшнего урока?

2) В чем особенность данной части речи?

(-У наречия очень сложная орфография;

-оно бывает трудноразличимым в предложении, т.к. его легко спутать с омонимическими частями речи;

-зачастую сложно установить синтаксическую роль наречия в предложении.)

 

ΙΙ. Проверка домашнего задания

1)«Чтение» схем (развивает абстрактно-логическое мышление)

 

 

 

2)Работа над связным текстом (формирует умение группировать орфограммы, развивает речь, обеспечивает сопутствующее повторение)

На предыдущем уроке учащиеся получили дифференцированные задания: повторить §§ 10, 12 , выделить орфограммы и пунктограммы в предложенном тексте (продиктованном заранее); определить, какие орфограммы отсутствуют; дописать текст так, чтобы он получился завершенным; создать тест для игры – молчанки с недостающими орфограммами (по желанию).

 

Текст

1)Гулять по лесу ничуть не__утомительно для любознательного человека.

2) Вглядываясь в растения, окружающие нас, мы делаем необыкновенно интересные открытия. 3) Есть растения, которые сами пытаются завязать знакомство с человеком. 4) Пробирается человек среди зарослей кустарников, взмахнет неосторожно рукой, вот уже и обожгла его крапива. 5) Пришлось неожиданно познакомиться с ней.

6) Знакомство это далеко не приятно. 7) Если вы найдете на одежде цепкие семена, знайте: так необычно знакомится с людьми череда…

- Какие орфограммы «иллюстрируют» этот текст?

- Определите синтаксическую роль наречия.

- Какую синтаксическую роль играет слово «не приятно» в 6 предложении? (Это краткое прилагательное с частицей «не». Оно является сказуемым, т.к. отвечает на вопрос знакомство (каково?) не приятно и относится к существительным.)

 

Учитель: Да, довольно  частое явление, когда наречие можно спутать с омонимичными частями речи.

 

ΙΙΙ. Демонстрация примеров при помощи ИКТ

Я по-прежнему скучаю по дому.

Шли по прежнему маршруту.

Она прошла мимо.

Мимо дома проехал трактор.

Солнце ясно.

Солнце светит ясно.

 

День стоял веселый

Раннею весной.

Шли мы после школы-

Я да ты со мной.

 

В куртках (каких?) нараспашку,

В шапках (каких?) набекрень-

Шли куда попало

В первый теплый день.

 

Шли куда попало-

Просто наугад.

Прямо и направо,

А потом назад.

Вывод: наречие может являться в предложении обстоятельством и даже(!) определением.

 

ΙV. Игра –молчанка

Один учащийся выходит к доске, ему диктуются слова по только что «озвученным» орфограммам, он должен опознать ее и показать указкой на соответствующую схему. Учащиеся хлопают 1 раз (или поднимают зеленую карточку), если верно; если неверно, то не хлопают (или показывают красную карточку). Если учащийся у доски ошибся, то игра останавливается, дается пояснение. Поясняется правило и в том случае, если ошибся с сигнальной карточкой кто-то из сидящих за партой. Этот вид работы очень эффективен: обеспечивается сиюминутная обратная связь, учитель видит, кто из учеников ошибается, не до конца усвоил правило.

 

Слова по только что «озвученным» орфограммам:

1)издавна                                       1) пахнет по-весеннему

2)досуха                                         2)приехал давным-давно

3)справа                                         3) плавать по-собачьи

4)налево                                         4) говорить подолгу

 

1)мчится вскачь

2) открыть настежь

3) упасть навзничь

4) выйти замуж

 

    V. Выборочный диктант на «опознавание» изученных орфограмм. (Данный вид работы над связным текстом способствует развитию орфографического слуха)

 

Текст

Начинает смеркаться. Солнце бросает несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес.

Все слилось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной, которая монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже. Но вот и она свистнула слабо, незвучно и уснула. Становилось все темнее и темнее. Вскоре в лесу стало как-то страшно.

 

«Исследование» текста

VΙ. Диктант с заданием. (Способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости; обеспечивает сопутствующее повторение)

Задание: самостоятельно найти орфограммы и пунктограммы , сформулировав вопросы для озвучивания их одноклассникам.

 

Текст

 

1)Сначала мы долго продвигались по равнине.

2)Прозрачно и чисто было небо с высокими облаками.

3)Горы начинались слева неожиданно отвесной стеной, поднимавшейся куда-то наверх.

4)Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее.

5)Под стеной просматривалась едва-едва заметная дорога.

6)Вдали дорога взбиралась на_верх горы, следуя изгибам каменного откоса.

 

 После чего классу дается время (5 минут), а учитель идет по рядам и проверяет написанное у слабых учащихся.

   По истечении 5 минут проверка диктанта идет путем «перекрестных» вопросов и ответов. Делается вывод.

Вопросы, которые были сформулированы детьми

1.Найти орфограмму «суффикс А на конце наречий»

2.Объяснить правописание слова (на)верх в 3 и 6 предложениях.

3.Найти предложения, осложненные обособленным определением и обособленным обстоятельством.

4.Какую роль играют слова прозрачно и чисто во 2 предложении.

5.Найти ССП (сложносочиненное предложение)

6.Найти наречие, которое требует написания через дефис.

7.Объяснить правописание н/нн в различных частях речи.

8.Найти слова с чередующимися корнями.

 

       VΙΙ. Вывод по уроку:

- что обозначает наречие

- морфологические признаки

- синтаксическая роль наличия

 

 

Домашнее задание:

1)написать сочинение-миниатюру «Похвальное слово наречию» или

2) упражнение № 310

 

Урок русского языка в 7 классе

 

Тема: Наречие. Повторение и закрепление знаний.

Цель: повторить и систематизировать знания о наречии.

Задачи:

1) учить правильному написанию наречий, распознаванию их в предложении;

2) развивать навык различения наречий с омонимичными частями речи в потоке речи и зрительно; навык употребления их в речи;

3) воспитывать внимание, культуру слушания и культуру речи.

 

Содержание урока

Ι. Организационный момент и оглашение задач для учащихся

1) Ребята, как вы понимаете тему нашего сегодняшнего урока?

2) В чем особенность данной части речи?

(-У наречия очень сложная орфография;

-оно бывает трудноразличимым в предложении, т.к. его легко спутать с омонимическими частями речи;

-зачастую сложно установить синтаксическую роль наречия в предложении.)

 

ΙΙ. Проверка домашнего задания

1)«Чтение» схем (развивает абстрактно-логическое мышление)

 

 

 

2)Работа над связным текстом (формирует умение группировать орфограммы, развивает речь, обеспечивает сопутствующее повторение)

На предыдущем уроке учащиеся получили дифференцированные задания: повторить §§ 10, 12 , выделить орфограммы и пунктограммы в предложенном тексте (продиктованном заранее); определить, какие орфограммы отсутствуют; дописать текст так, чтобы он получился завершенным; создать тест для игры – молчанки с недостающими орфограммами (по желанию).

 

Текст

1)Гулять по лесу ничуть не__утомительно для любознательного человека.

2) Вглядываясь в растения, окружающие нас, мы делаем необыкновенно интересные открытия. 3) Есть растения, которые сами пытаются завязать знакомство с человеком. 4) Пробирается человек среди зарослей кустарников, взмахнет неосторожно рукой, вот уже и обожгла его крапива. 5) Пришлось неожиданно познакомиться с ней.

6) Знакомство это далеко не приятно. 7) Если вы найдете на одежде цепкие семена, знайте: так необычно знакомится с людьми череда…

- Какие орфограммы «иллюстрируют» этот текст?

- Определите синтаксическую роль наречия.

- Какую синтаксическую роль играет слово «не приятно» в 6 предложении? (Это краткое прилагательное с частицей «не». Оно является сказуемым, т.к. отвечает на вопрос знакомство (каково?) не приятно и относится к существительным.)

 

Учитель: Да, довольно  частое явление, когда наречие можно спутать с омонимичными частями речи.

 

ΙΙΙ. Демонстрация примеров при помощи ИКТ

Я по-прежнему скучаю по дому.

Шли по прежнему маршруту.

Она прошла мимо.

Мимо дома проехал трактор.

Солнце ясно.

Солнце светит ясно.

 

День стоял веселый

Раннею весной.

Шли мы после школы-

Я да ты со мной.

 

В куртках (каких?) нараспашку,

В шапках (каких?) набекрень-

Шли куда попало

В первый теплый день.

 

Шли куда попало-

Просто наугад.

Прямо и направо,

А потом назад.

Вывод: наречие может являться в предложении обстоятельством и даже(!) определением.

 

ΙV. Игра –молчанка

Один учащийся выходит к доске, ему диктуются слова по только что «озвученным» орфограммам, он должен опознать ее и показать указкой на соответствующую схему. Учащиеся хлопают 1 раз (или поднимают зеленую карточку), если верно; если неверно, то не хлопают (или показывают красную карточку). Если учащийся у доски ошибся, то игра останавливается, дается пояснение. Поясняется правило и в том случае, если ошибся с сигнальной карточкой кто-то из сидящих за партой. Этот вид работы очень эффективен: обеспечивается сиюминутная обратная связь, учитель видит, кто из учеников ошибается, не до конца усвоил правило.

 

Слова по только что «озвученным» орфограммам:

1)издавна                                       1) пахнет по-весеннему

2)досуха                                         2)приехал давным-давно

3)справа                                         3) плавать по-собачьи

4)налево                                         4) говорить подолгу

 

1)мчится вскачь

2) открыть настежь

3) упасть навзничь

4) выйти замуж

 

    V. Выборочный диктант на «опознавание» изученных орфограмм. (Данный вид работы над связным текстом способствует развитию орфографического слуха)

 

Текст

Начинает смеркаться. Солнце бросает несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес.

Все слилось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной, которая монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже. Но вот и она свистнула слабо, незвучно и уснула. Становилось все темнее и темнее. Вскоре в лесу стало как-то страшно.

 

«Исследование» текста

VΙ. Диктант с заданием. (Способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости; обеспечивает сопутствующее повторение)

Задание: самостоятельно найти орфограммы и пунктограммы , сформулировав вопросы для озвучивания их одноклассникам.

 

Текст

 

1)Сначала мы долго продвигались по равнине.

2)Прозрачно и чисто было небо с высокими облаками.

3)Горы начинались слева неожиданно отвесной стеной, поднимавшейся куда-то наверх.

4)Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее.

5)Под стеной просматривалась едва-едва заметная дорога.

6)Вдали дорога взбиралась на_верх горы, следуя изгибам каменного откоса.

 

 После чего классу дается время (5 минут), а учитель идет по рядам и проверяет написанное у слабых учащихся.

   По истечении 5 минут проверка диктанта идет путем «перекрестных» вопросов и ответов. Делается вывод.

Вопросы, которые были сформулированы детьми

1.Найти орфограмму «суффикс А на конце наречий»

2.Объяснить правописание слова (на)верх в 3 и 6 предложениях.

3.Найти предложения, осложненные обособленным определением и обособленным обстоятельством.

4.Какую роль играют слова прозрачно и чисто во 2 предложении.

5.Найти ССП (сложносочиненное предложение)

6.Найти наречие, которое требует написания через дефис.

7.Объяснить правописание н/нн в различных частях речи.

8.Найти слова с чередующимися корнями.

 

       VΙΙ. Вывод по уроку:

- что обозначает наречие

- морфологические признаки

- синтаксическая роль наличия

 

 

Домашнее задание:

1)написать сочинение-миниатюру «Похвальное слово наречию» или

2) упражнение № 310

 

Урок русского языка в 7 классе

 

Тема: Наречие. Повторение и закрепление знаний.

Цель: повторить и систематизировать знания о наречии.

Задачи:

1) учить правильному написанию наречий, распознаванию их в предложении;

2) развивать навык различения наречий с омонимичными частями речи в потоке речи и зрительно; навык употребления их в речи;

3) воспитывать внимание, культуру слушания и культуру речи.

 

Содержание урока

Ι. Организационный момент и оглашение задач для учащихся

1) Ребята, как вы понимаете тему нашего сегодняшнего урока?

2) В чем особенность данной части речи?

(-У наречия очень сложная орфография;

-оно бывает трудноразличимым в предложении, т.к. его легко спутать с омонимическими частями речи;

-зачастую сложно установить синтаксическую роль наречия в предложении.)

 

ΙΙ. Проверка домашнего задания

1)«Чтение» схем (развивает абстрактно-логическое мышление)

 

 

 

2)Работа над связным текстом (формирует умение группировать орфограммы, развивает речь, обеспечивает сопутствующее повторение)

На предыдущем уроке учащиеся получили дифференцированные задания: повторить §§ 10, 12 , выделить орфограммы и пунктограммы в предложенном тексте (продиктованном заранее); определить, какие орфограммы отсутствуют; дописать текст так, чтобы он получился завершенным; создать тест для игры – молчанки с недостающими орфограммами (по желанию).

 

Текст

1)Гулять по лесу ничуть не__утомительно для любознательного человека.

2) Вглядываясь в растения, окружающие нас, мы делаем необыкновенно интересные открытия. 3) Есть растения, которые сами пытаются завязать знакомство с человеком. 4) Пробирается человек среди зарослей кустарников, взмахнет неосторожно рукой, вот уже и обожгла его крапива. 5) Пришлось неожиданно познакомиться с ней.

6) Знакомство это далеко не приятно. 7) Если вы найдете на одежде цепкие семена, знайте: так необычно знакомится с людьми череда…

- Какие орфограммы «иллюстрируют» этот текст?

- Определите синтаксическую роль наречия.

- Какую синтаксическую роль играет слово «не приятно» в 6 предложении? (Это краткое прилагательное с частицей «не». Оно является сказуемым, т.к. отвечает на вопрос знакомство (каково?) не приятно и относится к существительным.)

 

Учитель: Да, довольно  частое явление, когда наречие можно спутать с омонимичными частями речи.

 

ΙΙΙ. Демонстрация примеров при помощи ИКТ

Я по-прежнему скучаю по дому.

Шли по прежнему маршруту.

Она прошла мимо.

Мимо дома проехал трактор.

Солнце ясно.

Солнце светит ясно.

 

День стоял веселый

Раннею весной.

Шли мы после школы-

Я да ты со мной.

 

В куртках (каких?) нараспашку,

В шапках (каких?) набекрень-

Шли куда попало

В первый теплый день.

 

Шли куда попало-

Просто наугад.

Прямо и направо,

А потом назад.

Вывод: наречие может являться в предложении обстоятельством и даже(!) определением.

 

ΙV. Игра –молчанка

Один учащийся выходит к доске, ему диктуются слова по только что «озвученным» орфограммам, он должен опознать ее и показать указкой на соответствующую схему. Учащиеся хлопают 1 раз (или поднимают зеленую карточку), если верно; если неверно, то не хлопают (или показывают красную карточку). Если учащийся у доски ошибся, то игра останавливается, дается пояснение. Поясняется правило и в том случае, если ошибся с сигнальной карточкой кто-то из сидящих за партой. Этот вид работы очень эффективен: обеспечивается сиюминутная обратная связь, учитель видит, кто из учеников ошибается, не до конца усвоил правило.

 

Слова по только что «озвученным» орфограммам:

1)издавна                                       1) пахнет по-весеннему

2)досуха                                         2)приехал давным-давно

3)справа                                         3) плавать по-собачьи

4)налево                                         4) говорить подолгу

 

1)мчится вскачь

2) открыть настежь

3) упасть навзничь

4) выйти замуж

 

    V. Выборочный диктант на «опознавание» изученных орфограмм. (Данный вид работы над связным текстом способствует развитию орфографического слуха)

 

Текст

Начинает смеркаться. Солнце бросает несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес.

Все слилось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной, которая монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже. Но вот и она свистнула слабо, незвучно и уснула. Становилось все темнее и темнее. Вскоре в лесу стало как-то страшно.

 

«Исследование» текста

VΙ. Диктант с заданием. (Способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости; обеспечивает сопутствующее повторение)

Задание: самостоятельно найти орфограммы и пунктограммы , сформулировав вопросы для озвучивания их одноклассникам.

 

Текст

 

1)Сначала мы долго продвигались по равнине.

2)Прозрачно и чисто было небо с высокими облаками.

3)Горы начинались слева неожиданно отвесной стеной, поднимавшейся куда-то наверх.

4)Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее.

5)Под стеной просматривалась едва-едва заметная дорога.

6)Вдали дорога взбиралась на_верх горы, следуя изгибам каменного откоса.

 

 После чего классу дается время (5 минут), а учитель идет по рядам и проверяет написанное у слабых учащихся.

   По истечении 5 минут проверка диктанта идет путем «перекрестных» вопросов и ответов. Делается вывод.

Вопросы, которые были сформулированы детьми

1.Найти орфограмму «суффикс А на конце наречий»

2.Объяснить правописание слова (на)верх в 3 и 6 предложениях.

3.Найти предложения, осложненные обособленным определением и обособленным обстоятельством.

4.Какую роль играют слова прозрачно и чисто во 2 предложении.

5.Найти ССП (сложносочиненное предложение)

6.Найти наречие, которое требует написания через дефис.

7.Объяснить правописание н/нн в различных частях речи.

8.Найти слова с чередующимися корнями.

 

       VΙΙ. Вывод по уроку:

- что обозначает наречие

- морфологические признаки

- синтаксическая роль наличия

 

 

Домашнее задание:

1)написать сочинение-миниатюру «Похвальное слово наречию» или

2) упражнение № 310

 

Урок русского языка в 7 классе

 

Тема: Наречие. Повторение и закрепление знаний.

Цель: повторить и систематизировать знания о наречии.

Задачи:

1) учить правильному написанию наречий, распознаванию их в предложении;

2) развивать навык различения наречий с омонимичными частями речи в потоке речи и зрительно; навык употребления их в речи;

3) воспитывать внимание, культуру слушания и культуру речи.

 

Содержание урока

Ι. Организационный момент и оглашение задач для учащихся

1) Ребята, как вы понимаете тему нашего сегодняшнего урока?

2) В чем особенность данной части речи?

(-У наречия очень сложная орфография;

-оно бывает трудноразличимым в предложении, т.к. его легко спутать с омонимическими частями речи;

-зачастую сложно установить синтаксическую роль наречия в предложении.)

 

ΙΙ. Проверка домашнего задания

1)«Чтение» схем (развивает абстрактно-логическое мышление)

 

 

 

2)Работа над связным текстом (формирует умение группировать орфограммы, развивает речь, обеспечивает сопутствующее повторение)

На предыдущем уроке учащиеся получили дифференцированные задания: повторить §§ 10, 12 , выделить орфограммы и пунктограммы в предложенном тексте (продиктованном заранее); определить, какие орфограммы отсутствуют; дописать текст так, чтобы он получился завершенным; создать тест для игры – молчанки с недостающими орфограммами (по желанию).

 

Текст

1)Гулять по лесу ничуть не__утомительно для любознательного человека.

2) Вглядываясь в растения, окружающие нас, мы делаем необыкновенно интересные открытия. 3) Есть растения, которые сами пытаются завязать знакомство с человеком. 4) Пробирается человек среди зарослей кустарников, взмахнет неосторожно рукой, вот уже и обожгла его крапива. 5) Пришлось неожиданно познакомиться с ней.

6) Знакомство это далеко не приятно. 7) Если вы найдете на одежде цепкие семена, знайте: так необычно знакомится с людьми череда…

- Какие орфограммы «иллюстрируют» этот текст?

- Определите синтаксическую роль наречия.

- Какую синтаксическую роль играет слово «не приятно» в 6 предложении? (Это краткое прилагательное с частицей «не». Оно является сказуемым, т.к. отвечает на вопрос знакомство (каково?) не приятно и относится к существительным.)

 

Учитель: Да, довольно  частое явление, когда наречие можно спутать с омонимичными частями речи.

 

ΙΙΙ. Демонстрация примеров при помощи ИКТ

Я по-прежнему скучаю по дому.

Шли по прежнему маршруту.

Она прошла мимо.

Мимо дома проехал трактор.

Солнце ясно.

Солнце светит ясно.

 

День стоял веселый

Раннею весной.

Шли мы после школы-

Я да ты со мной.

 

В куртках (каких?) нараспашку,

В шапках (каких?) набекрень-

Шли куда попало

В первый теплый день.

 

Шли куда попало-

Просто наугад.

Прямо и направо,

А потом назад.

Вывод: наречие может являться в предложении обстоятельством и даже(!) определением.

 

ΙV. Игра –молчанка

Один учащийся выходит к доске, ему диктуются слова по только что «озвученным» орфограммам, он должен опознать ее и показать указкой на соответствующую схему. Учащиеся хлопают 1 раз (или поднимают зеленую карточку), если верно; если неверно, то не хлопают (или показывают красную карточку). Если учащийся у доски ошибся, то игра останавливается, дается пояснение. Поясняется правило и в том случае, если ошибся с сигнальной карточкой кто-то из сидящих за партой. Этот вид работы очень эффективен: обеспечивается сиюминутная обратная связь, учитель видит, кто из учеников ошибается, не до конца усвоил правило.

 

Слова по только что «озвученным» орфограммам:

1)издавна                                       1) пахнет по-весеннему

2)досуха                                         2)приехал давным-давно

3)справа                                         3) плавать по-собачьи

4)налево                                         4) говорить подолгу

 

1)мчится вскачь

2) открыть настежь

3) упасть навзничь

4) выйти замуж

 

    V. Выборочный диктант на «опознавание» изученных орфограмм. (Данный вид работы над связным текстом способствует развитию орфографического слуха)

 

Текст

Начинает смеркаться. Солнце бросает несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес.

Все слилось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной, которая монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже. Но вот и она свистнула слабо, незвучно и уснула. Становилось все темнее и темнее. Вскоре в лесу стало как-то страшно.

 

«Исследование» текста

VΙ. Диктант с заданием. (Способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости; обеспечивает сопутствующее повторение)

Задание: самостоятельно найти орфограммы и пунктограммы , сформулировав вопросы для озвучивания их одноклассникам.

 

Текст

 

1)Сначала мы долго продвигались по равнине.

2)Прозрачно и чисто было небо с высокими облаками.

3)Горы начинались слева неожиданно отвесной стеной, поднимавшейся куда-то наверх.

4)Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее.

5)Под стеной просматривалась едва-едва заметная дорога.

6)Вдали дорога взбиралась на_верх горы, следуя изгибам каменного откоса.

 

 После чего классу дается время (5 минут), а учитель идет по рядам и проверяет написанное у слабых учащихся.

   По истечении 5 минут проверка диктанта идет путем «перекрестных» вопросов и ответов. Делается вывод.

Вопросы, которые были сформулированы детьми

1.Найти орфограмму «суффикс А на конце наречий»

2.Объяснить правописание слова (на)верх в 3 и 6 предложениях.

3.Найти предложения, осложненные обособленным определением и обособленным обстоятельством.

4.Какую роль играют слова прозрачно и чисто во 2 предложении.

5.Найти ССП (сложносочиненное предложение)

6.Найти наречие, которое требует написания через дефис.

7.Объяснить правописание н/нн в различных частях речи.

8.Найти слова с чередующимися корнями.

 

       VΙΙ. Вывод по уроку:

- что обозначает наречие

- морфологические признаки

- синтаксическая роль наличия

 

 

Домашнее задание:

1)написать сочинение-миниатюру «Похвальное слово наречию» или

2) упражнение № 310

 

Урок русского языка в 7 классе

 

Тема: Наречие. Повторение и закрепление знаний.

Цель: повторить и систематизировать знания о наречии.

Задачи:

1) учить правильному написанию наречий, распознаванию их в предложении;

2) развивать навык различения наречий с омонимичными частями речи в потоке речи и зрительно; навык употребления их в речи;

3) воспитывать внимание, культуру слушания и культуру речи.

 

Содержание урока

Ι. Организационный момент и оглашение задач для учащихся

1) Ребята, как вы понимаете тему нашего сегодняшнего урока?

2) В чем особенность данной части речи?

(-У наречия очень сложная орфография;

-оно бывает трудноразличимым в предложении, т.к. его легко спутать с омонимическими частями речи;

-зачастую сложно установить синтаксическую роль наречия в предложении.)

 

ΙΙ. Проверка домашнего задания

1)«Чтение» схем (развивает абстрактно-логическое мышление)

 

 

 

2)Работа над связным текстом (формирует умение группировать орфограммы, развивает речь, обеспечивает сопутствующее повторение)

На предыдущем уроке учащиеся получили дифференцированные задания: повторить §§ 10, 12 , выделить орфограммы и пунктограммы в предложенном тексте (продиктованном заранее); определить, какие орфограммы отсутствуют; дописать текст так, чтобы он получился завершенным; создать тест для игры – молчанки с недостающими орфограммами (по желанию).

 

Текст

1)Гулять по лесу ничуть не__утомительно для любознательного человека.

2) Вглядываясь в растения, окружающие нас, мы делаем необыкновенно интересные открытия. 3) Есть растения, которые сами пытаются завязать знакомство с человеком. 4) Пробирается человек среди зарослей кустарников, взмахнет неосторожно рукой, вот уже и обожгла его крапива. 5) Пришлось неожиданно познакомиться с ней.

6) Знакомство это далеко не приятно. 7) Если вы найдете на одежде цепкие семена, знайте: так необычно знакомится с людьми череда…

- Какие орфограммы «иллюстрируют» этот текст?

- Определите синтаксическую роль наречия.

- Какую синтаксическую роль играет слово «не приятно» в 6 предложении? (Это краткое прилагательное с частицей «не». Оно является сказуемым, т.к. отвечает на вопрос знакомство (каково?) не приятно и относится к существительным.)

 

Учитель: Да, довольно  частое явление, когда наречие можно спутать с омонимичными частями речи.

 

ΙΙΙ. Демонстрация примеров при помощи ИКТ

Я по-прежнему скучаю по дому.

Шли по прежнему маршруту.

Она прошла мимо.

Мимо дома проехал трактор.

Солнце ясно.

Солнце светит ясно.

 

День стоял веселый

Раннею весной.

Шли мы после школы-

Я да ты со мной.

 

В куртках (каких?) нараспашку,

В шапках (каких?) набекрень-

Шли куда попало

В первый теплый день.

 

Шли куда попало-

Просто наугад.

Прямо и направо,

А потом назад.

Вывод: наречие может являться в предложении обстоятельством и даже(!) определением.

 

ΙV. Игра –молчанка

Один учащийся выходит к доске, ему диктуются слова по только что «озвученным» орфограммам, он должен опознать ее и показать указкой на соответствующую схему. Учащиеся хлопают 1 раз (или поднимают зеленую карточку), если верно; если неверно, то не хлопают (или показывают красную карточку). Если учащийся у доски ошибся, то игра останавливается, дается пояснение. Поясняется правило и в том случае, если ошибся с сигнальной карточкой кто-то из сидящих за партой. Этот вид работы очень эффективен: обеспечивается сиюминутная обратная связь, учитель видит, кто из учеников ошибается, не до конца усвоил правило.

 

Слова по только что «озвученным» орфограммам:

1)издавна                                       1) пахнет по-весеннему

2)досуха                                         2)приехал давным-давно

3)справа                                         3) плавать по-собачьи

4)налево                                         4) говорить подолгу

 

1)мчится вскачь

2) открыть настежь

3) упасть навзничь

4) выйти замуж

 

    V. Выборочный диктант на «опознавание» изученных орфограмм. (Данный вид работы над связным текстом способствует развитию орфографического слуха)

 

Текст

Начинает смеркаться. Солнце бросает несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес.

Все слилось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной, которая монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже. Но вот и она свистнула слабо, незвучно и уснула. Становилось все темнее и темнее. Вскоре в лесу стало как-то страшно.

 

«Исследование» текста

VΙ. Диктант с заданием. (Способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости; обеспечивает сопутствующее повторение)

Задание: самостоятельно найти орфограммы и пунктограммы , сформулировав вопросы для озвучивания их одноклассникам.

 

Текст

 

1)Сначала мы долго продвигались по равнине.

2)Прозрачно и чисто было небо с высокими облаками.

3)Горы начинались слева неожиданно отвесной стеной, поднимавшейся куда-то наверх.

4)Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее.

5)Под стеной просматривалась едва-едва заметная дорога.

6)Вдали дорога взбиралась на_верх горы, следуя изгибам каменного откоса.

 

 После чего классу дается время (5 минут), а учитель идет по рядам и проверяет написанное у слабых учащихся.

   По истечении 5 минут проверка диктанта идет путем «перекрестных» вопросов и ответов. Делается вывод.

Вопросы, которые были сформулированы детьми

1.Найти орфограмму «суффикс А на конце наречий»

2.Объяснить правописание слова (на)верх в 3 и 6 предложениях.

3.Найти предложения, осложненные обособленным определением и обособленным обстоятельством.

4.Какую роль играют слова прозрачно и чисто во 2 предложении.

5.Найти ССП (сложносочиненное предложение)

6.Найти наречие, которое требует написания через дефис.

7.Объяснить правописание н/нн в различных частях речи.

8.Найти слова с чередующимися корнями.

 

       VΙΙ. Вывод по уроку:

- что обозначает наречие

- морфологические признаки

- синтаксическая роль наличия

 

 

Домашнее задание:

1)написать сочинение-миниатюру «Похвальное слово наречию» или

2) упражнение № 310

 

Урок русского языка в 7 классе

 

Тема: Наречие. Повторение и закрепление знаний.

Цель: повторить и систематизировать знания о наречии.

Задачи:

1) учить правильному написанию наречий, распознаванию их в предложении;

2) развивать навык различения наречий с омонимичными частями речи в потоке речи и зрительно; навык употребления их в речи;

3) воспитывать внимание, культуру слушания и культуру речи.

 

Содержание урока

Ι. Организационный момент и оглашение задач для учащихся

1) Ребята, как вы понимаете тему нашего сегодняшнего урока?

2) В чем особенность данной части речи?

(-У наречия очень сложная орфография;

-оно бывает трудноразличимым в предложении, т.к. его легко спутать с омонимическими частями речи;

-зачастую сложно установить синтаксическую роль наречия в предложении.)

 

ΙΙ. Проверка домашнего задания

1)«Чтение» схем (развивает абстрактно-логическое мышление)

 

 

 

2)Работа над связным текстом (формирует умение группировать орфограммы, развивает речь, обеспечивает сопутствующее повторение)

На предыдущем уроке учащиеся получили дифференцированные задания: повторить §§ 10, 12 , выделить орфограммы и пунктограммы в предложенном тексте (продиктованном заранее); определить, какие орфограммы отсутствуют; дописать текст так, чтобы он получился завершенным; создать тест для игры – молчанки с недостающими орфограммами (по желанию).

 

Текст

1)Гулять по лесу ничуть не__утомительно для любознательного человека.

2) Вглядываясь в растения, окружающие нас, мы делаем необыкновенно интересные открытия. 3) Есть растения, которые сами пытаются завязать знакомство с человеком. 4) Пробирается человек среди зарослей кустарников, взмахнет неосторожно рукой, вот уже и обожгла его крапива. 5) Пришлось неожиданно познакомиться с ней.

6) Знакомство это далеко не приятно. 7) Если вы найдете на одежде цепкие семена, знайте: так необычно знакомится с людьми череда…

- Какие орфограммы «иллюстрируют» этот текст?

- Определите синтаксическую роль наречия.

- Какую синтаксическую роль играет слово «не приятно» в 6 предложении? (Это краткое прилагательное с частицей «не». Оно является сказуемым, т.к. отвечает на вопрос знакомство (каково?) не приятно и относится к существительным.)

 

Учитель: Да, довольно  частое явление, когда наречие можно спутать с омонимичными частями речи.

 

ΙΙΙ. Демонстрация примеров при помощи ИКТ

Я по-прежнему скучаю по дому.

Шли по прежнему маршруту.

Она прошла мимо.

Мимо дома проехал трактор.

Солнце ясно.

Солнце светит ясно.

 

День стоял веселый

Раннею весной.

Шли мы после школы-

Я да ты со мной.

 

В куртках (каких?) нараспашку,

В шапках (каких?) набекрень-

Шли куда попало

В первый теплый день.

 

Шли куда попало-

Просто наугад.

Прямо и направо,

А потом назад.

Вывод: наречие может являться в предложении обстоятельством и даже(!) определением.

 

ΙV. Игра –молчанка

Один учащийся выходит к доске, ему диктуются слова по только что «озвученным» орфограммам, он должен опознать ее и показать указкой на соответствующую схему. Учащиеся хлопают 1 раз (или поднимают зеленую карточку), если верно; если неверно, то не хлопают (или показывают красную карточку). Если учащийся у доски ошибся, то игра останавливается, дается пояснение. Поясняется правило и в том случае, если ошибся с сигнальной карточкой кто-то из сидящих за партой. Этот вид работы очень эффективен: обеспечивается сиюминутная обратная связь, учитель видит, кто из учеников ошибается, не до конца усвоил правило.

 

Слова по только что «озвученным» орфограммам:

1)издавна                                       1) пахнет по-весеннему

2)досуха                                         2)приехал давным-давно

3)справа                                         3) плавать по-собачьи

4)налево                                         4) говорить подолгу

 

1)мчится вскачь

2) открыть настежь

3) упасть навзничь

4) выйти замуж

 

    V. Выборочный диктант на «опознавание» изученных орфограмм. (Данный вид работы над связным текстом способствует развитию орфографического слуха)

 

Текст

Начинает смеркаться. Солнце бросает несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес.

Все слилось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной, которая монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже. Но вот и она свистнула слабо, незвучно и уснула. Становилось все темнее и темнее. Вскоре в лесу стало как-то страшно.

 

«Исследование» текста

VΙ. Диктант с заданием. (Способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости; обеспечивает сопутствующее повторение)

Задание: самостоятельно найти орфограммы и пунктограммы , сформулировав вопросы для озвучивания их одноклассникам.

 

Текст

 

1)Сначала мы долго продвигались по равнине.

2)Прозрачно и чисто было небо с высокими облаками.

3)Горы начинались слева неожиданно отвесной стеной, поднимавшейся куда-то наверх.

4)Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее.

5)Под стеной просматривалась едва-едва заметная дорога.

6)Вдали дорога взбиралась на_верх горы, следуя изгибам каменного откоса.

 

 После чего классу дается время (5 минут), а учитель идет по рядам и проверяет написанное у слабых учащихся.

   По истечении 5 минут проверка диктанта идет путем «перекрестных» вопросов и ответов. Делается вывод.

Вопросы, которые были сформулированы детьми

1.Найти орфограмму «суффикс А на конце наречий»

2.Объяснить правописание слова (на)верх в 3 и 6 предложениях.

3.Найти предложения, осложненные обособленным определением и обособленным обстоятельством.

4.Какую роль играют слова прозрачно и чисто во 2 предложении.

5.Найти ССП (сложносочиненное предложение)

6.Найти наречие, которое требует написания через дефис.

7.Объяснить правописание н/нн в различных частях речи.

8.Найти слова с чередующимися корнями.

 

       VΙΙ. Вывод по уроку:

- что обозначает наречие

- морфологические признаки

- синтаксическая роль наличия

 

Домашнее задание:

1)написать сочинение-миниатюру «Похвальное слово наречию» или

2) упражнение № 310