В нашей стране физкультура и спорт ещё, к сожалению, не стали жизненной потребностью большинства людей, поэтому вся система физического воспитания должна строиться так, чтобы способствовать гармоничному развитию человека. И немаловажно важно при этом воспитывать в каждом человеке потребность смолоду заботиться о своём физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, обогащая знания в любимых спортивных дисциплинах, личной и общественной гигиене, медицинской помощи. В немалой степени этому способствуют регулярные занятия и соревнования по волейболу.
Достоинства волейбола – в его эмоциональности и зрелищности. В волейболе, как ни каком другом виде спорта, физические нагрузки находятся в тесной связи со степенью подготовленности играющих. Этим объясняется одинаковый интерес, с которым занимаются им люди самых разных возрастов и профессий. Популярность волейбола делает его могучим средством пропаганды физической культуры и спорта. Новичок, заинтересовавшись волейболом, быстро убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности удара. Осознав это, он делает правильный вывод и начинает заниматься прыжками, бегом, метанием, общеразвивающими и другими видами упражнений.
Направленность программы – физкультурно-спортивная. Посредством занятий волейболом открыть подросткам доступ к регулярным занятиям спортом.
Актуальность
Волейбол в настоящее время стал одним из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Богатое и разнообразное двигательное содержание этой игры оказывает благотворное влияние на физическое и психическое развитие подростков.
Новизна и педагогическая целесообразность
Программа предусматривает как общее повышение уровня физического развития подрастающего поколения, так и освоение игровых навыков и соревновательной практики. Расширение сети спортивных секций, где желающие могут освоить навыки волейбола, содействует расширению круга подростков, вовлеченных в активные занятия спортом.
Цели и задачи работы секции волейбола.
Цели:
содействие укреплению здоровья и физической подготовленности детей и подростков, привлечение школьников к систематическим занятиям данным видом спорта
Задачи:
Образовательные:
обучить технике и тактике волейбола
познакомить с историей и современным состоянием спорта и волейбола в стране и мире
Развивающие:
развить опорно-двигательный аппарат и двигательные качества
развить спортивно-силовые качества
развить деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем
воспитать коллективизм и товарищество в ходе командной игровой подготовки
воспитать гигиенические навыки и привычки,
Тип программы –
Программа работы секции волейбола составлена на основе рекомендаций, разработанных ведущими специалистами и нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям работы руководимой ими группы.
В основе принципов построения спортивной подготовки лежат педагогические принципы воспитания и обучения .Главным принципом при планировании подготовки детей является постепенность, обеспечивающая планомерную тренировку и переход к напряженным нагрузкам, направленных на развитие основных физических качеств спортсмена.
При планировании многолетней подготовки необходимо учитывать следующее:
строгую преемственность задач, средств и методов тренировки детей и подростков
неуклонное возрастание объемов общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: увеличивается удельный вес специальной физической подготовки и уменьшается удельный вес общей физической подготовки;
непрерывное совершенствование спортивной техники;
планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом возраста занимающихся;
одновременного развитие физических качеств спортсмена на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных физических качеств в наиболее благоприятные периоды развития детского организма.
Любое планирование, в том числе и спортивных нормативов, начинается с постановки задач на определенный период подготовки. Нормативы должны быть реализованными, достаточно трудными, но выполнимыми, чтобы юный спортсмен верил в то, что он делает, и получал удовлетворение от выполнения поставленных задач.
Используемые средства и методы тренировки должны быть ориентированы на постоянное развитие врожденных, биологически обусловленных возможностей юных спортсменов. Педагог должен экономно расходовать арсенал средств и методов тренировки. Пока действует простое средство, более сложное нужно приберечь на будущее, чтобы всегда оставалось что-то, что не применялось ранее. Новизна и разнообразие средств в тренировочном процесс и сознательное отношение юного спортсмена к выполняемой работе способствуют поддержанию интереса к тренировкам и преодолению одного из основных отрицательных факторов тренировок: монотонности тренировочного процесса.
Организация образовательного процесса
Форма творческого объединения – спортивная секция
Возраст детей. В реализации данной программы принимают участие дети и подростки 12-17 лет. В каждой группе секции занимаются 12-15 человек.
Формирование учебных групп секции:
Секцию могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта.
Форма и режим занятия
В группах 1-3-го годов обучения занятия проходят 3 раза в неделю по 1 часу. Недельная нагрузка на группу составляет 3 часа в неделю и 108 часов в год. В группах 4-6-го годов обучения занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Недельная нагрузка на группу составляет 6 часов в неделю и 216 часов в год. Секция занимается в спортивном зале и на спортивной площадке школы.
Основными формами образовательного процесса является:
групповые теоретические и практические учебно-тренировочные занятия
участие в соревнованиях учебной группы
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 6 лет.
Проектируемые результаты
Проектируемые результаты В результате занятий по данной программе обучающиеся должны овладеть всеми известными современному волейболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях. Должны уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях перемещения. Разнообразить действия, сочетая различные приемы. Обучающиеся должны овладеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, а выполнять их с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей. Кроме того, обучающиеся должны научиться постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения.
Диагностика качества обучения
Основным показателем работы секции по волейболу является выполнение программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженное в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, уровня физического развития Оценка физического развития производится на общепринятой методике биометрических измерений.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции волейбола используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Примерные варианты тестов и упражнений приведены в приложении.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год. Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре, затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае. В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты.
Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в контрольных, контрольных и календарных играх. В систему заданий учебных игр последовательно включается программный материал данного года обучения по тактической и технической подготовке. В эту систему вводятся задания на переключение в тактических действиях с игры в нападении и защите на другую систему. Задания дифференцируются также с учетом игровых функций учащихся. Применяются игры уменьшенным составом. (4*4, 3*3, 2*2, 4*3, 2*3 и т. д.) Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и городского уровня.
II. Учебно–тематический план
1 год обучения
№п/п
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Что такое физическая культура?
1
1
2
История возникновения игры волейбол.
2
2
3
Места занятий инвентарь.
1
1
4
Правила игры в волейбол
2
2
5
Общая и специальная физическая подготовка
60
60
6
Основы техники и тактики игры
33
33
7
Контрольные игры и соревнования
2
2
8
Контрольные испытания
3
3
9
Экскурсия, посещение соревнований
3
3
ИТОГО:
108
10
98
2 год обучения
№п/п
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Физические качества организма (выносливость, быстрота, скоростно – силовое)
2
2
2
Состояние и развитие волейбола
2
2
3
Гигиенические требования
2
2
4
Судейская терминология
2
2
5
Общая и специальная физическая подготовка
55
55
6
Основы техники и тактики игры
35
35
7
Контрольные игры и соревнования
4
4
8
Контрольные испытания
3
3
9
Экскурсия, посещение соревнований
3
3
ИТОГО:
108
11
97
3 год обучения
№п/п
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Физическая культура и спорт в России.
2
2
2
История возникновения игры волейбол в России.
1
1
3
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
2
2
4
Правила соревнований
2
2
5
Общая и специальная физическая подготовка
45
45
6
Основы техники и тактики игры
42
42
7
Контрольные игры и соревнования
5
5
8
Контрольные испытания
4
4
9
Экскурсия, посещение соревнований
5
5
ИТОГО:
108
12
96
4 год обучения
№
Наименование тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Физическая культура и спорт в Мире.
2
2
-
2.
Развитие волейбола в Европе
2
2
-
3.
Сведения о строении и функциях организма человека.
2
2
-
4.
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
2
2
-
5
Общая физическая подготовка спортсмена
47
-
47
6
Специальная физическая подготовка спортсмена
44
-
44
7
Техническая подготовка спортсмена
46
-
46
8
Тактическая подготовка спортсмена
49
4
45
9
Контрольно-тестовые испытания
4
-
4
10
Судейская практика
6
-
6
11
Участие в соревнованиях
12
-
12
ИТОГО:
216
12
205
5 год обучения
№
Наименование тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Физическая культура и спорт в России
1
1
-
2.
Развитие волейбола в Азии
2
2
-
3.
Сведения о строении и функциях организма человека.
2
2
-
4.
Официальные правила волейбола и организация соревнований.
2
2
-
5.
Общая физическая подготовка спортсмена
47
-
47
6.
Специальная физическая подготовка спортсмена
45
-
45
7.
Техническая подготовка спортсмена
46
-
46
8.
Тактическая подготовка спортсмена
49
7
42
9.
Контрольно-тестовые испытания
4
-
4
10.
Судейская практика
6
-
6
11.
Участие в соревнованиях
12
-
12
ИТОГО:
216
14
202
6 год обучения
№
Наименование тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
История Олимпийских игр и их значение.
2
2
-
2.
Современный волейбол
3
3
-
3.
Влияние физических упражнений на организм человека
2
2
-
4.
Изменение правил игры волейбол
1
1
-
5.
Общая физическая подготовка спортсмена
47
-
47
6.
Специальная физическая подготовка спортсмена
44
-
44
7.
Техническая подготовка спортсмена
46
-
46
8.
Тактическая подготовка спортсмена
49
6
43
9.
Контрольно-тестовые испытания
4
-
4
10.
Судейская практика
6
-
6
11.
Участие в соревнованиях
12
-
12
ИТОГО:
216
14
202
III. Содержание программы
Первый год обучения
1. Что такое физическая культура?
Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительная и воспитательная значение.
2. История возникновения игры волейбол.
Где и когда был придуман волейбол. Как игра менялась со временем.
3. Места занятий инвентарь.
Площадка для игры в волейбол в спортивном зале, на открытом воздухе. Инвентарь и оборудование для тренировки и игры. Уход за инвентарём.
4. Правила игры в волейбол.
Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена мяча. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счёт и результаты игры. Права и обязанности игроков. Состав команды и замена игроков. Упрощённые правила игры. Судейская терминология.
5. Общая физическая подготовка спортсмена.
Общеразвивающие упражнения. Упражнения из лёгкой и тяжёлой атлетики. Плавание и лыжные гонки. Спортивные игры: футбол, баскетбол.
Передачи: двумя руками сверху, двумя руками снизу.
Подачи: нижняя прямая, нижняя боковая.
Нападающий удар: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены; бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега;
Тактика игры в волейбол.
Тактика нападения:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Тактика защиты:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
7. Контрольные игры и соревнования
Участие в соревнованиях различного уровня в своей возрастной группе. Дружеских встречах.
8. Контрольно-тестовые испытания
Контроль за уровнем технической подготовленности осуществляется путём раздельной оценки техники подач, передач. Контрольные испытания проводятся на основании нормативных документов.
9. Экскурсия, посещение соревнований
Посещение соревнований с участием ведущих команд города и России
Второй год обучения
1. Физические качества организма (выносливость, быстрота, скоростно-силовое)
Что такое физическое качество организма? Что такое выносливость, быстрота, скоростно-силовое качество? Как их развивать.
2. Состояние и развитие волейбола.
Развитие волейбола среди школьников. Соревнования для школьников. Оздоровительная и прикладная направленность волейбола.
3. Гигиенические требования.
Гигиенические требования к месту занятия, инвентарю, одежде.
4. Правила игры в волейбол.
Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена мяча. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счёт и результаты игры. Права и обязанности игроков. Состав команды и замена игроков. Упрощённые правила игры.
5. Общая физическая подготовка спортсмена.
Общеразвивающие упражнения. Упражнения из лёгкой и тяжёлой атлетики. Плавание и лыжные гонки. Спортивные игры: футбол, баскетбол, настольный теннис.
Передачи: двумя руками сверху, двумя руками снизу.
Подачи: нижняя прямая, нижняя боковая.
Нападающий удар: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены; бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером;
Тактика игры в волейбол.
Тактика нападения:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Тактика защиты:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
7. Контрольные игры и соревнования
Участие в соревнованиях различного уровня в своей возрастной группе.
8. Контрольно-тестовые испытания
Контроль за уровнем технической подготовленности осуществляется путём раздельной оценки техники подач, передач, нападающих ударов, блокирования. Контрольные испытания проводятся на основании нормативных документов.
9. Экскурсия, посещение соревнований
Посещение соревнований с участием ведущих команд города и России
Третий год обучения
1. Физическая культура и спорт в России.
Формы занятий физическими упражнениями детей школьного возраста. Массовый народный характер спорта в стране. Почётные спортивные звания и спортивные разряды, установленные в России.
2. История возникновения игры волейбол в России.
Когда волейбол появился в России. Характеристика сильнейших команд в России.
3 Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
Использование естественных факторов природы ( солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Режим дня. Режим питания. Дневник самоконтроля спортсмена.
4. Правила соревнований.
Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судьи.
5. Общая физическая подготовка спортсмена.
Общеразвивающие упражнения. Упражнения из лёгкой и тяжёлой атлетики. Плавание и лыжные гонки. Спортивные игры: футбол, баскетбол, настольный теннис.
Передачи: двумя руками сверху, двумя руками снизу.
Подачи: нижняя прямая, нижняя боковая.
Нападающий удар: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены; бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.
Блокирование: одиночное блокирование; ударов по мячу в держателе.
Тактика игры в волейбол.
Тактика нападения:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Тактика защиты:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
7. Контрольные игры и соревнования
Участие в соревнованиях различного уровня в своей возрастной группе.
8. Контрольно-тестовые испытания
Контроль за уровнем технической подготовленности осуществляется путём раздельной оценки техники подач, передач, нападающих ударов, блокирования. Контрольные испытания проводятся на основании нормативных документов.
9. Экскурсия, посещение соревнований
Посещение соревнований с участием ведущих команд города и России
Четвертый год обучения
1. Физическая культура и спорт в Мире.
Как относятся к спорту в других странах. Какие виды спорта предпочитают.
2. Развитие волейбола в Европе.
Начало распространения игры в Европе. Лучшие команды, игроки.
3. Строение и функции организма человека.
Строение и функции организма. Укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов с помощью физических упражнений. Причины травм, их предупреждение и оказание первой медицинской помощи.
4.Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок. Врачебных контроль, самоконтроль.
5. Общая физическая подготовка спортсмена.
Входе общей физической подготовки равномерно развиваются все двигательные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения выполняются в движении, на месте, с предметами на все группы мышц.
Подвижные и спортивные игры.
Подвижные: «Мяч в воздухе», «Передачи во встречных колоннах», «Волейбол с надувными мячам», «Мяч капитану» и т.п. Эстафеты с кувырками, передачами, изменением направления движения.
спортивная ходьба, кросс на 500, 1000, 1500 и 3000 м,
пробегание отрезков 30, 60, 100 м, бег с высоким подниманием бедра, бег с прыжками через предметы, многоскоки на одной ноге с продвижением вперед и подтягиванием ног вперёд-вверх,бег с захлёстыванием голени назад, семенящий бег, многоскоки одной и обеих ногах с продвижением вперёд, прыжки в длину, высоту, метание теннисного мяча, упражнения с использованием специальных тренажёрных средств.
Из тяжёлой атлетики: жим штанги стоя, сидя, лёжа; рывки и толчки штанги, прыжки со штангой массой 20-30% от собственного веса спортсмена, упражнения с гантлями.
Лыжи: длительные прогулки, кроссы по пересеченной местности на дистанции 1000, 3000, 5000 м.
6. Специальная физическая подготовка спортсмена.
Развитие скоростно-силовых качеств
Развитие скоростно-силовых качеств необходимо для овладения техникой подач, передач, нападающих ударов и блокирования. Используются подготовительные упражнения, способствующие укреплению кистей руке, мышц и связок лучезапястного и голеностопного суставов, увеличению силы ударов по мячу, повышению скорости перемещений, развитию прыгучести.
Развитие ловкости
перекаты, кувырок (вперёд, назад, в сторону), падение.
Упражнения для развития прыгучести и прыжковой выносливости
Развитие гибкости
растягивание мышц груди, живота, спины, плечевого и лучезапястного сустава.
7. Специальная техническая подготовка спортсмена.
Перемещения и стойки: прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки, прыжками, техническими приёмами, чередование способов перемещения на максимальной скорости, сочетание способов перемещения с изученными техническими приёмами нападения.
Передачи: двумя руками сверху в прыжке (вверх назад), двумя руками снизу, чередование способов передачи мяча (сверху, сверху с падением).
Подачи: верхняя прямая, верхняя боковая. Подачи с разной силой и в разные половины площадки.
Нападающий удар: прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей рукой из разных зон 4,3,2; с различных передач – коротких по расстоянию, средних и высоких по высоте.
Блокирование: одиночное блокирование; ударов по ходу в 4,2,3.
8. Тактика игры в волейбол.
Тактика нападения:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Тактика защиты:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
9. Контрольно-тестовые испытания.
Контрольные испытания проводятся на основании нормативных документов.
10. Судейская практика
Применение официальных правил в судействе товарищеских и неофициальных игр в тренировочном процессе. Судейство в поле, заполнение протоколов игр за секретарским столом.
11. Участие в соревнованиях
Участие в соревнованиях различного уровня
Пятый год обучения
1.Физическая культура и спорт в России.
Формы занятий физическими упражнениями детей школьного возраста. Усиление роли и значения физической культуры в повышения уровня общей культуры. Подготовка к Олимпийским играм 2014 года.
2. Развитие волейбола в Азии.
Начало распространения игры в странах Азии. Особенности игры. Лучшие команды, игроки.
3. Строение и функции организма человека.
Строение и функции организма. Укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов с помощью физических упражнений. Причины травм, их предупреждение и оказание первой медицинской помощи.
4. Правила соревнований, их подготовка и проведение.
Способы проведение соревнований. Содержание работы главной судейской коллегии. Документация при проведении соревнований
Правила игры в волейбол, действующие в настоящее время.
5. Общая физическая подготовка спортсмена.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения выполняются в движении, на месте, с предметами на все группы мышц.
Подвижные и спортивные игры.
Подвижные: «Мяч в воздухе», «Передачи во встречных колоннах», «Волейбол с надувными мячам», «Мяч капитану» и т.п. Эстафеты с кувырками, передачами, изменением направления движения.
спортивная ходьба, кросс на 500, 1000, 1500 и 3000 м,
пробегание отрезков 30, 60, 100 м, бег с высоким подниманием бедра, бег с прыжками через предметы, многоскоки на одной ноге с продвижением вперед и подтягиванием ног вперёд-вверх,бег с захлёстыванием голени назад, семенящий бег, многоскоки одной и обеих ногах с продвижением вперёд, прыжки в длину, высоту, метание теннисного мяча, упражнения с использованием специальных тренажёрных средств.
жим штанги стоя, сидя, лёжа; рывки и толчки штанги, прыжки со штангой массой 20-30% от собственного веса спортсмена, упражнения с гантлями.
Лыжи: длительные прогулки, кроссы по пересеченной местности на дистанции 1000, 3000, 5000 м.
6. Специальная физическая подготовка спортсмена.
Развитие скоростно-силовых качеств
Используются подготовительные упражнения, способствующие укреплению кистей руке, мышц и связок лучезапястного и голеностопного суставов, увеличению силы ударов по мячу, повышению скорости перемещений, развитию прыгучести.
Развитие ловкости
перекаты, кувырок (вперёд, назад, в сторону),
Упражнения для развития прыгучести и прыжковой выносливости
Развитие гибкости
7. Специальная техническая подготовка спортсмена.
Перемещения и стойки: прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки, прыжками, техническими приёмами, чередование способов перемещения на максимальной скорости, сочетание способов перемещения с изученными техническими приёмами нападения.
Передачи: двумя руками сверху в прыжке (вверх назад), двумя руками снизу, чередование способов передачи мяча (сверху, сверху с падением).
Подачи: верхняя прямая, верхняя боковая. Подачи с разной силой и в разные половины площадки.
Нападающий удар: прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей рукой из разных зон 4,3,2; с различных передач – коротких по расстоянию, средних и высоких по высоте.
Блокирование: одиночное блокирование; ударов по ходу в 4,2,3.
8. Тактика игры в волейбол.
Тактика нападения:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Тактика защиты:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
9. Контрольно-тестовые испытания.
Контрольные испытания проводятся на основании нормативных документов. Контроль за уровнем технической подготовленности осуществляется путём раздельной оценки техники подач, передач, нападающих ударов, блокирования.
10.Судейская практика.
Применение официальных правил в судействе товарищеских и неофициальных игр в тренировочном процессе. Судейство в поле, заполнение протоколов игр за секретарским столом.
11. Участие в соревнованиях.
Официальные соревнования:
ПервенствоЦентрального района
Первенство г.Новосибирска среди общеобразовательных школ
Летние городские игры школьников
Товарищеские игры с учащимися других школ города.
Шестой год обучения
1.История Олимпийских игр и их значение.
Олимпийских игр в древности и до наших времен.
2. Современный волейбол.
Просмотр и обсуждение игр.
3. Влияние физических упражнений на организм человека
Умение самостоятельно составить тренировочный график.
Правильно подобрать дозировку упражнений.
Пульсовой режим при выполнении упражнений.
4. Изменение правил волейбола и организация соревнований.
Правила игры в волейбол, действующие в настоящее время
5. Общая физическая подготовка спортсмена.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения выполняются в движении, на месте, с предметами на все группы мышц.
Подвижные и спортивные игры.
Подвижные: «Мяч в воздухе», «Передачи во встречных колоннах», «Волейбол с надувными мячам», «Мяч капитану» и т.п. Эстафеты с кувырками, передачами, изменением направления движения.
спортивная ходьба, кросс на 500, 1000, 1500 и 3000 м,
пробегание отрезков 30, 60, 100 м, бег с высоким подниманием бедра, бег с прыжками через предметы, многоскоки на одной ноге с продвижением вперед и подтягиванием ног вперёд-вверх,бег с захлёстыванием голени назад, семенящий бег, многоскоки одной и обеих ногах с продвижением вперёд, прыжки в длину, высоту, метание теннисного мяча, упражнения с использованием специальных тренажёрных средств.
жим штанги стоя, сидя, лёжа; рывки и толчки штанги, прыжки со штангой массой 20-30% от собственного веса спортсмена, упражнения с гантлями.
Лыжи: длительные прогулки, кроссы по пересеченной местности на дистанции 1000, 3000, 5000 м.
6. Специальная физическая подготовка спортсмена.
Развитие скоростно-силовых качеств
Используются подготовительные упражнения, способствующие укреплению кистей руке, мышц и связок лучезапястного и голеностопного суставов, увеличению силы ударов по мячу, повышению скорости перемещений, развитию прыгучести.
Развитие ловкости
перекаты, кувырок (вперёд, назад, в сторону),
Упражнения для развития прыгучести и прыжковой выносливости
Развитие гибкости
7. Специальная техническая подготовка спортсмена.
Перемещения и стойки: прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки, прыжками, техническими приёмами, чередование способов перемещения на максимальной скорости, сочетание способов перемещения с изученными техническими приёмами нападения.
Передачи: двумя руками сверху в прыжке (вверх назад), двумя руками снизу, чередование способов передачи мяча (сверху, сверху с падением).
Подачи: верхняя прямая, верхняя боковая. Подачи с разной силой и в разные половины площадки.
Нападающий удар: прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей рукой из разных зон 4,3,2; с различных передач – коротких по расстоянию, средних и высоких по высоте.
Блокирование: одиночное блокирование; ударов по ходу в 4,2,3.
8. Тактика игры в волейбол.
Тактика нападения:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Тактика защиты:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
9. Контрольно-тестовые испытания.
Контрольные испытания проводятся на основании нормативных документов. Контроль за уровнем технической подготовленности осуществляется путём раздельной оценки техники подач, передач, нападающих ударов, блокирования.
10.Судейская практика.
Применение официальных правил в судействе товарищеских и неофициальных игр в тренировочном процессе. Судейство в поле, заполнение протоколов игр за секретарским столом.
11. Участие в соревнованиях.
Официальные соревнования:
ПервенствоЦентрального района
Первенство г.Новосибирска среди общеобразовательных школ
Летние городские игры школьников
Товарищеские игры с учащимися других школ города.
IV. Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
Основной принцип построения учебно-тренировочной работы в группах - универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция программы - обучающая, заключающаяся в стремлении создать предпосылки для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижение высокого уровня физической подготовленности на всех этапах тренировочного процесса. Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с конкретными задачами подготовки, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования. Особое внимание нужно уделить физической и технической подготовке учащихся. На протяжении двухлетнего цикла занятий удельный вес отдельных видов подготовки меняется. Если в группах первого года занятий превалирует физическая подготовка, объем которой может доходить до 60-70% всего времени, то в группах второго года рекомендуется увеличение количества часов, отводимых в недельном цикле на техническую, тактическую и интегральную подготовку.
Большое внимание уделяется психологической (морально-волевой) подготовке, которая является важным условием успешного решения задач в системе многолетней подготовки баскетболистов. Высокий уровень волевых качеств необходим для достижения эффективности соревновательной деятельности волейболиста в напряженных игровых ситуациях. Психологическая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры. В дальнейшем она тесно связана с соревновательной подготовкой, оказывая существенное влияния на результаты соревновательной деятельности волейболистов. Выделяют общую психологическую подготовку и подготовку к соревнованиям. Психологическая (морально-волевая) подготовка решает следующие задачи:
воспитание высоких моральных качеств, необходимых в условиях напряженной спортивной борьбы.
воспитание волевых качеств - целеустремленности и настойчивости, выдержки и самообладания, решительности и смелости, инициативности и дисциплинированности
развитие навыков командных действий
адаптация к условиям соревнований и создание психологической установке на успешное проведение игры
Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов, в том числе: лекций, бесед, диспутов на этические темы, личного примера тренера, побуждения к деятельности убеждением, поощрением, проведения совместных занятий менее подготовленных волейболистов с более подготовленными (младших со старшими и т. д.).
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, достижению оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов
Y. Литература
Литература для педагога
Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих. Минск, «Палымя»,1985.
Волейбол.Справочник. М., Физкультура и спорт, 1984.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М., Физкультура и спорт, 1988.
Железняк Ю.Д., Слуцкий Л.Н. Волейбол в школе. М., Просвещение, 1989
Ивойлолв А.В. Волейбол. Минск, 1985
Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. М., Физкультура и спорт,1979
Пельман М.Р. Специальная физическая подготовка волейболиста. М., Физкультура и спорт,1969
Слуцкий Л.Н. Волейбол игра связующего. М., Физкультура и спорт,1984
Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. М., Физкультура и спорт,1983
Литература для обучающихся
Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М., Физкультура и спорт, 1978
Железняк Ю.Д., Кунянский. Волейбол. У истоков мастерства. М., «Фаир-пресс», 1998
Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. М., Физкультура и спорт, 1978.
YI.Приложение
Контрольные упражнения и нормативные требования
Физические
способности
Контрольные
упражнения
возраст
Уровень
Юноши
Девушки
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
Скоростные
Бег 30 м
12-13
6.3
6.1-5.5
5.0
6.4
6.3-5.7
5.1
14-15
6.0
5.9-5.4
4.9
6.3
6.2-5.5
5.0
16-17
5.9
5.6-5.4
4.8
6.2
6.1-5.5
5.0
Координа-ционные
Челночный
Бег 3х10 м
12-13
9.7
9.3-8.8
8.5
10.1
9.7-9.3
8.9
14-15
9.3
9.0-8.6
8.3
10.0
9.6-9.1
8.8
16-17
9.2
9.0-8.6
8.2
10.0
9.6-9.1
8.7
Скоростно-
силовые
Прыжок в длину с места,м
12-13
140
160-180
195
130
150-175
185
14-15
145
165-185
200
135
155-175
190
16-17
150
170-190
205
140
160-180
200
Выносливость
6-минутный бег
12-13
900
1000-1100
1300
700
850-1000
1100
14-15
950
1000-1100
1350
750
850-1000
1150
16-17
1000
1100-1200
1400
800
900-1050
1200
Гибкость
Наклоны
вперед ,кол-во
12-13
2
6-8
10
4
8-10
15
14-15
2
6-8
10
5
9-11
16
16-17
3
7-9
11
6
10-12
18
Силовые
Подтягивание
перекладине, кол-во
12-13
1
4-5
6
4
10-14
19
14-15
1
4-6
7
4
11-15
19
16-17
1
5-7
8
5
12-16
20
Учебно-материальная база программы
Эффективность тренировок возрастает, если используются в них дополнительные приспособления и тренажёры. Их применение целенаправленно совершенствует наиболее важные элементы техники, при этом можно повышать величину нагрузки и интенсивность упражнений.
Гантели, резиновые амортизаторы, гири, штанга, мешки с песком, набивные мячи используются для развития силы мышц рук, ног и туловища. Для развития специальных физических качеств применяют: прыжковую тумбу, прыжковой эспандер и для овладения точностью подач и передач применяют щиты-мишени .
Для успешной реализации программы имеется в наличие следующие оборудование и инвентарь: