Submitted by Ольга Владимировна Бубнова on Tue, 16/12/2014 - 21:59
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, позволяющим решать главные задачи дошкольного образования: сохранение, поддержание, обогащение здоровья детей, а также обеспечение высокого уровня их реального здоровья. Кроме того - воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Множество различных здоровьесберегающих технологий можно классифицировать по группам. Это медико – профилактические и физкультурно – двигательные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально –психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду дети проводят значительную часть времени, и не помогать им, сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Принципы, лежащие в формировании единства:
- принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. Благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, энуреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ
- принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать и понимать, уважать и любить свое тело
- принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы
- принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию
Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера; закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка. Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении помогает
- повышать результативность воспитательно – образовательного процесса
- формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении: обеспечение высокого уровня реального здоровья детей; воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей детского сада и валеологическому просвещению родителей.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Конструктивное партнерство семьи, педагогов и детей в укреплении их здоровья, развития творческого потенциала.
здоровьесберегающих технологий:
Медико – профилактическая технология
Физкультурно – оздоровительная технология
Технология обеспечения социально – психологического благополучия ребенка
Медико – профилактическая деятельность позволяет обеспечивать сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского работника ДОУ и в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи медико – профилактической деятельности:
Организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по организации детского здоровья
Организация и контроль питания детей
Организация и контроль физического развития, закаливания детей
Организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (иммунизация, щадящий режим в период адаптации и т.д.)
Организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно - эпидемиологических нормативов
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинским работником детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений и противопоказаний в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт развития врач амбулатории составляет сводную схему по возрастам, которая помогает воспитателям и медицинскому работнику иметь четкую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности. Все рекомендации заносятся в « Журнал здоровья», чтобы воспитатели планировали физкультурно – оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
Физкультурно – оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи физкультурно – оздоровительной деятельности:
Развитие физических качеств
Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников
Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно – двигательного аппарата
Воспитание привычки повседневной физической активности
Оздоровление средствами закаливания
Физкультурно – оздоровительная деятельность осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и т.д.
Задача технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка – это обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально – эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.