Уроки по произведению Л Н. Толстого « Отрочество».
Submitted by Светлана Михайловна Эйхнер on Tue, 16/12/2014 - 23:09
Урок 1. Тема : « Отрочество Николеньки Иртеньева . Николенька и его окружение : семья , друзья , учителя .
1 .Чтение домашнего сочинения : « Каким я увидел Николеньку Иртеньева в главе «Гроза» .(проверка домашнего задания)
2 .Сегодня мы продолжим наблюдение за душевным состоянием Николеньки и ответим на один проблемный вопрос : « Счастлив ли Николенька в прочитанных главах? Как вы думаете : откуда мы можем это узнать ? ( Верно , из наблюдений по тексту за душевным состоянием Николеньки.).
3.А внимательно ли вы прочитали текст ?
Вопросы на внимание : я читаю какое-то утверждение , а вы ставите «+»-если правильно и «-« - если неверно .
Тест « Верю – не верю»
1)По мнению Николеньки , учитель обратился к нему со злодейской полуулыбкой .
2 )Учитель попросил рассказать о крестовом походе Александра Македонского .
3 ) Володя получил за урок четверку .
4)Домашнее имя Николая – Коко .
5 ) Мальчику удалось воссоединить ключик .
6) Николенька ударил гувернера .
7)Мальчика посадили в чулан .
8) Николенька плакал в чулане .
9) Все мечты Николеньки сводятся к убийству гувернера .
10 )Заканчивается мечта встречей с матерью .
Ответы : 1) + 2)- 3)- 4)+ 5)- :6)+7)+ 8)- 9)+10)+
4.Пересказ гл. «Единица»
План : Чувства Николеньки :
1) ожидание урока «я сильно трусил»
2)встреча с Мими «я чувствовал себя кругом виноватым»
3)в конце урока отчаянье , мольба , упрек
Дополнительные вопросы по тексту главы :
1)Почему не было никаких чувств во время урока ?Автор не описывает их ?
2) Почему автор подчеркивает , что в конце урока слились воедино отчаянье , мольба . упрек ?
3) Каково отношение Николеньки к учителю ? Прав ли он в этом отношении?
4)Как вы понимаете выражение учителя « я не хочу деньги брать» ?
5) Почему Володя обманул гувернера по поводу отметки Николеньки ?
6)Почему глава называется «Единица».
Итак , счастлив ли Николенька в этой главе ? ( нет, т.к …мысли детей)
5.Пересказ гл.» Ключик»
План : Чувства Николеньки :
1) Портфель открыт « мне было стыдно и неловко»
2)После поступка « я находился в несколько раздраженном и
Неестественном , но чрезвычайно веселом
состоянии духа»
Дополнительные вопросы :
1)Как сам Николенька объясняет , почему он полез в портфель ?
2) Какое значение он вкладывает в выражение « чему быть , тому не миновать»?Как вы понимаете это выражение?
3) Почему это выражение названо в произведении фаталистическим ? Что значит «фатализм» ?
6.Пересказ гл.»Затмение» .
1) Разговор с гувернером «не помня себя от злобы ,мне сделалось дурно»,
«никто не любит меня , не понимает , как я
Несчастлив( сквозь слезы)»
Дополнительные вопросы :
1)Чем объяснить эту вспышку гнева ?
2)Какие ,по-вашему , чувства испытывает мальчик , когда слышит отвратительный , но торжественный голос гувернера , требующий от Василия принести розги ?
7.Беседа по гл.»Мечты» .
1) Найдите то главное чувство , которое испытывает Николенька в чулане ?
( Я не плакал , но что-то тяжелое , как камень , лежало у меня на сердце . Отчаянье и страх неизвестности )
2 ) Почему именно чувство отчаянья и страха преследовали Николеньку?
3) Кем воображал себя Николенька ? Какие ситуации представлялись ему ?
4) В чем искал причины ненависти к себе , которая , как ему казалось , была очевидна ?
5) Почему , как вам кажется мечты Николеньки описаны так подробно ?
6) Чем заканчиваются его мечты ? Почему именно встречей с матерью ? Какие чувства испытывает мальчик в этот момент ?
( …и я чувствую , что точно прекрасно , и мы вместе с ней летим выше и выше»)
8 Чтение высказываний Л Н Толстого из « Бесед с детьми по нравственным вопросам» .
Подумайте к каким главам подошли бы эти высказывания Толстого и почему?
« Для любой жизни нужен свет разума .А для того , чтобы разум был светел , нужна добрая жизнь . Одно помогает другому . А потому , если разум не помогает доброй жизни , это не настоящий разум . И если жизнь не помогает разуму , то это не добрая жизнь .
Постарайся полюбить того . кого ты не любил, кто обидел тебя . И если это удастся тебе сделать . то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе . Как свет ярче светит , так и на душе бывает особенно хорошо , когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому , кого не любил и кто обидел тебя .
Мы все знаем , что живем не так , как надо и как могли бы жить ..И потому всегда надо помнить , что жизнь наша может и должна быть лучше . Помнить это надо не затем , чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя ее , а затем , чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше , исправляя себя .
И в этом самое главное и самое радостное дело в жизни .»
9. Ответ на главный проблемный вопрос урока : « Счастлив ли Николенька Иртеньев в прочитанных главах ? Почему?»
Урок 2 . Тема : « Формирование взглядов подростка , его душевное состояние в разных жизненных обстоятельствах».
Слово учителя : Сегодня нам предстоит проанализировать три главы ,важные для понимания духовного состояния героя . Мы попробуем вчитаться в текст настолько внимательно , чтобы уловить все оттенки состояния Николеньки , а на основе этого сделать выводы о том , как меняется духовное состояние героя и каков он в разные моменты своей жизни .Для этой цели мы заполним таблицу , которая поможет сделать нам нужные выводы.
« Движение души Николеньки Иртеньева »
Эпизод
Что чувствует
Выразительные средства ,детали
Вывод
Под раскаленным солнцем .
Не знал куда деться , нетерпение приехать на постоялый двор, т. к гроза наводила на меня тяжелое чувство тоски и страха .
Раскаленные края брички , густая пыль , черное от пыли лицо Володи , зловещие черные тени , мрачная туча
Гроза наводила невыразимое чувство тоски и страха .
Встреча с приближающейся тучей .
Мне становится жутко и я чувствую , как кровь быстрее обращается в жилах…величественный гул невольно заставляет трепетать и сдерживать дыхание
Большая темно- лиловая туча , ее мрачная фигура , кучера крестятся при ударе грома , задрожала осиновая роща , оглушительный треск .
Гнев Божий страшен
Вынужденная остановка
Я боюсь пошевельнуьтся и с минуты на минуту ожидаю нашей общей погибели …С захватывающим дыханием . с замиранием сердца безнадежно сижу …
По спинам Василия и Филиппа замечаю , что они бояться
Всеобщий страх перед грозой
Минута безмолвия перед грозой
Тревожные чувства тоски и страха увеличились во мне , дошли до такой степени , что я бы умер от волнения
Не могу выразить чувства холодного ужаса , охватившего мою душу в эту минуту
Дрожь пробежала по моим волосам , а глаза с бессмыслием страха были устремлены на нищего .
Душа , испытывающая страх перед грозой, со страхом воспринимает нищего
Дождь
Раскаты грома уже были не так поразительны за шумом дождя
Косой дождь лил как из ведра…молния светила шире и бледнее
Страх начинает отступать
После дождя
Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни , быстро заменяющее во мне чувство страха
Дождь становится мельче , Туча начинает разделяться на волнистые облака , робкий луч солнца блестит в лужах дороги
Радость от того , что гроза миновала.
В лесу
Жадно впитываю в себя душистый воздух ..так обаятелен этот чудесный леса после весенней грозы
Не могу усидеть в бричке , соскакиваю с подножки , бегу к кустам, упиваюсь чудесным запахом черемухи
Не только испытывает сам радость , но и хочет доставить ее девочкам
Вывод : Николенька боится грозы , но стареется преодолеть этот страх, поэтому так велика его радость после грозы.
Глава « Единица» .
До урока
Находился в том раздраженном состоянии , в котором мысли отказываются остановиться на каком бы то ни было предмете .
Испытывая раздражение от невыученного урока , Николенька хочет перенести свою злость на других.
На уроке
Я чувствовал себя кругом виноватым – и за то , что был не в классе , и за то , что находился в таком неуказанном месте , поэтому я молчал и , опустив голову , являл в своей особе самое трогательное выражение раскаяния… мне пришла отрадная мысль , что про меня забудут …мне страшно больно было видеть , что учитель не останавливает и не поправляет меня…
Николенька только в первый момент раскаивается , потом начинает раздражаться всем и прежде всего учителем – злодеем, т.е настоящего раскаяния у него не произошло.
Вывод : Николенька в главе « Единица» показан не прилежным учеником , который не только может не выучить урок , но может обвинить в своем грехе других .
Глава « Ключик ».
В папиной комнате
Чувство любопытства с таким убеждением советовало мне узнать , какие это были бумаги , что я не успел прислушаться к голосу совести и принялся рассматривать то . что находилось в портфеле .
У Николеньки нет умения контролировать себя в своих поступках , т.е. любопытство правит им быстрее совести .
Сломанный замок
Открытия , почти нечаянно сделанные мною в портфеле папа , не оставили во мне никакого ясного понятия ,исключая темного сознания что я поступил нехорошо .Мне было стыдно и неловко
Мальчик еще ясно не может оценить свои поступки . происходит какая-то духовная , т.е подсознательная оценка их.
После происшедшего
«Чему быть , тому не миновать» - это фаталистическое выражение , подслушанное мною у Николая , во все трудные минуты моей жизни производило на меня благотворное влияние .Входя в залу , я находился в несколько раздраженном и неестественном , но чрезвычайно веселом состоянии духа .
Николенька вместо того , чтобы раскаяться , не только успокаивает себя , но и приходит в самое веселое состояние духа . а веселиться здесь совсем нечему.
Вывод : Николенька в этой главе предстает тоже не совсем воспитанным и порядочным ребенком ,который любит « сунуть нос» во взрослые дела, а честно раскаяться в совершенном плохом поступке не может.
Общий вывод
1) Каково же движение души Николеньки в этих трех главах ? Чего больше : положительного или отрицательного ?
2) Какую цель преследует автор, изображая больше греховного в душе героя ?
3) Как вы думаете , он научится преодолевать свои стремления к плохому ? Почему ?