Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Уроки по произведению Л Н. Толстого « Отрочество».

Фото пользователя Светлана Михайловна Эйхнер
Submitted by Светлана Михайловна Эйхнер on Tue, 16/12/2014 - 23:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Эйхнер Светлана Михайловна
Место работы, должность: 

Муниципальное автономное  общеобразовательное учереждение средняя общеобразовательная школа д.Передки Боровичского района Новгородской области

Регион: 
Новгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цели уроков :

1) познакомить учащихся с творчеством Л.Н.Толстого;

 2) сформировать умение анализировать текст , отбирая главное                                 по предложенной проблеме ;

3) воспитание нравственности на примере поведения Николеньки.

 

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.Ф.Курдюмова.Литература 6 класс

Используемая методическая литература: 

Л.Н Толстой"Беседы с детьми на нравственные проблемы"

Используемое оборудование: 

текст произведения 

Краткое описание: 
<p>Данное произведение изучается в 6 классе , правда, предлагается несколько глав из повести . Если учащиеся читали его полностью , то можно представить несколько вариантов работы . Я предполагаю , что изучение ограничивается предложенными в учебнике главами&nbsp;<span style="line-height:1.6">Один урок предлагается по проблемной технологии , но с элементами беседы, теста на внимание .</span><span style="line-height:1.6">Второй урок также построен на &nbsp;проблемной технологии , но используется форма таблицы , в которую отбираются детали текста , а потом делаются&nbsp; общие выводы.</span></p>

Урок 1. Тема : « Отрочество Николеньки Иртеньева . Николенька и его окружение : семья , друзья , учителя .

 

1 .Чтение домашнего  сочинения : « Каким я увидел Николеньку Иртеньева в главе «Гроза» .(проверка домашнего задания)

 

2 .Сегодня мы продолжим наблюдение за душевным состоянием Николеньки и ответим на один  проблемный вопрос : « Счастлив ли Николенька в прочитанных главах? Как вы думаете : откуда мы можем это узнать ? ( Верно , из наблюдений по тексту за душевным состоянием Николеньки.).

3.А внимательно ли вы прочитали текст ?

Вопросы на внимание : я читаю какое-то утверждение , а вы ставите «+»-если правильно и «-« - если неверно .

         Тест « Верю – не верю»

 

1)По мнению Николеньки , учитель обратился к нему со злодейской полуулыбкой .                           

2 )Учитель попросил рассказать о крестовом походе Александра Македонского .

3 ) Володя получил за урок четверку .

4)Домашнее имя Николая – Коко .

5 ) Мальчику удалось воссоединить ключик .

6) Николенька ударил гувернера .

7)Мальчика посадили в чулан .

8) Николенька плакал в чулане .

9) Все мечты Николеньки сводятся к убийству гувернера .

10 )Заканчивается мечта встречей с матерью .

 

Ответы : 1) + 2)- 3)- 4)+ 5)- :6)+7)+ 8)- 9)+10)+

 

4.Пересказ гл. «Единица»

План :                         Чувства Николеньки :

1) ожидание урока         «я сильно трусил»

2)встреча с Мими       «я чувствовал себя кругом виноватым»

3)в конце урока           отчаянье , мольба , упрек

Дополнительные вопросы по тексту главы :

 1)Почему не было никаких чувств во время урока ?Автор не описывает их ?

2) Почему автор подчеркивает , что в конце урока слились воедино отчаянье , мольба . упрек ?

3) Каково отношение Николеньки к учителю ? Прав ли он в этом отношении?

4)Как вы понимаете выражение  учителя « я не хочу деньги брать» ?

5) Почему Володя обманул гувернера по поводу отметки Николеньки ?

6)Почему глава называется «Единица».

Итак , счастлив ли Николенька в этой главе ? ( нет, т.к …мысли детей)

 

5.Пересказ гл.» Ключик»

 План :                             Чувства Николеньки :

1) Портфель открыт     « мне было стыдно и неловко»

2)После поступка        « я находился в несколько раздраженном и

                                      Неестественном , но чрезвычайно веселом

                                      состоянии духа»

Дополнительные вопросы :

1)Как сам Николенька объясняет , почему он полез в портфель ?

2) Какое значение он вкладывает в выражение « чему быть , тому не миновать»?Как вы понимаете это выражение?

3) Почему это выражение названо в произведении фаталистическим ? Что значит «фатализм» ?

 

6.Пересказ гл.»Затмение» .

1) Разговор с гувернером      «не помня себя от злобы ,мне сделалось дурно»,

                                               «никто не любит меня , не понимает , как я

                                                Несчастлив( сквозь слезы)»

 

Дополнительные вопросы :

1)Чем объяснить эту вспышку гнева ?

2)Какие ,по-вашему , чувства испытывает мальчик , когда слышит отвратительный , но торжественный голос гувернера , требующий от Василия принести розги ?

 

7.Беседа по гл.»Мечты» .

1) Найдите то главное чувство , которое испытывает Николенька в чулане ?

( Я не плакал , но что-то тяжелое , как камень , лежало у меня на сердце . Отчаянье и страх неизвестности )

2 ) Почему именно чувство отчаянья и страха преследовали Николеньку?

3) Кем воображал себя Николенька ? Какие ситуации представлялись ему ?

4) В чем искал причины ненависти к себе , которая , как ему казалось , была очевидна ?

5) Почему , как вам кажется мечты Николеньки описаны так подробно ?

6) Чем заканчиваются его мечты ? Почему именно встречей с матерью ? Какие чувства испытывает мальчик в этот момент ?

( …и я чувствую , что точно прекрасно , и мы вместе с ней летим выше и выше»)

 

8 Чтение высказываний Л Н Толстого из « Бесед с детьми по нравственным вопросам» .

Подумайте к каким главам подошли бы эти высказывания Толстого и почему?

« Для любой жизни нужен свет разума .А для того , чтобы разум был светел , нужна добрая жизнь . Одно помогает другому . А потому , если разум не помогает доброй жизни , это не настоящий разум . И если жизнь не помогает разуму , то это не добрая жизнь .

Постарайся полюбить того . кого ты не любил, кто обидел тебя . И если это удастся тебе сделать . то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе . Как свет ярче светит , так и на душе бывает особенно хорошо , когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому , кого не любил и кто обидел тебя .

Мы все знаем , что живем не так , как надо и как могли бы жить ..И потому всегда надо помнить , что жизнь наша может и должна быть лучше . Помнить это надо не затем , чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя ее , а затем , чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше , исправляя себя .

И в этом самое главное и самое радостное дело в жизни .»

 

9. Ответ на главный проблемный вопрос урока : « Счастлив ли Николенька Иртеньев  в прочитанных главах ? Почему?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 2 . Тема : « Формирование взглядов подростка , его душевное состояние в разных  жизненных  обстоятельствах».

 

 

 

 

Слово учителя : Сегодня нам предстоит проанализировать три главы ,важные для понимания духовного состояния героя . Мы попробуем вчитаться в текст настолько внимательно , чтобы уловить все оттенки состояния Николеньки , а на основе этого сделать выводы о том , как меняется духовное состояние героя и каков он в разные моменты своей жизни .Для этой цели мы заполним таблицу , которая поможет сделать нам нужные выводы.

 

« Движение души Николеньки Иртеньева »

 

Эпизод

Что чувствует

Выразительные средства ,детали

Вывод

Под раскаленным солнцем .

Не знал куда деться , нетерпение приехать на постоялый двор, т. к  гроза наводила на меня тяжелое чувство тоски и страха .

Раскаленные края брички , густая пыль , черное от пыли лицо Володи , зловещие черные тени , мрачная туча

Гроза наводила невыразимое чувство тоски и страха .

Встреча с приближающейся тучей .

Мне становится жутко и я чувствую , как кровь быстрее обращается в жилах…величественный гул невольно заставляет трепетать и сдерживать дыхание

Большая темно- лиловая туча , ее мрачная фигура , кучера крестятся при ударе грома , задрожала осиновая роща , оглушительный треск .

Гнев Божий страшен

Вынужденная остановка

Я боюсь пошевельнуьтся  и с минуты на минуту ожидаю нашей общей погибели …С захватывающим дыханием . с замиранием сердца безнадежно сижу …

По спинам Василия и Филиппа замечаю , что они бояться

Всеобщий страх перед грозой

Минута безмолвия перед грозой

Тревожные чувства тоски и страха увеличились во мне , дошли до такой степени , что я бы умер от волнения

Величественная минута безмолвия , предшествующая разражению грозы

Наивысшая точка напряжения . страха

Появление нищего

Не могу выразить чувства холодного ужаса , охватившего мою душу в эту минуту

Дрожь пробежала по моим волосам , а глаза с бессмыслием страха были устремлены на нищего .

Душа , испытывающая страх перед грозой, со страхом воспринимает нищего

Дождь

Раскаты грома уже были не так поразительны за шумом дождя

Косой дождь лил как из ведра…молния светила шире и бледнее

Страх начинает отступать

После дождя

Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни , быстро заменяющее во мне чувство страха

Дождь становится мельче , Туча начинает разделяться на волнистые облака , робкий луч солнца блестит в лужах дороги

Радость от того , что гроза миновала.

В лесу

Жадно впитываю в себя душистый воздух ..так обаятелен этот чудесный леса после весенней грозы

Не могу усидеть в бричке , соскакиваю с подножки , бегу к кустам, упиваюсь чудесным запахом черемухи

Не только испытывает сам радость , но и хочет доставить ее девочкам

 

Вывод : Николенька боится грозы , но стареется преодолеть этот страх, поэтому так велика его радость после грозы.

 

Глава  « Единица» .

 

До урока

Находился в том раздраженном состоянии , в котором мысли отказываются остановиться на каком бы то ни было предмете .

Испытывая раздражение от невыученного урока , Николенька хочет перенести свою злость на других.

На уроке

Я чувствовал себя кругом виноватым – и за то , что был не в классе , и за то , что находился в таком неуказанном месте , поэтому я молчал и , опустив голову , являл в своей особе самое трогательное выражение раскаяния… мне пришла отрадная мысль , что про меня забудут …мне страшно больно было видеть , что учитель не останавливает и не поправляет меня…

Николенька только в первый момент раскаивается , потом начинает раздражаться всем и прежде всего учителем – злодеем, т.е настоящего раскаяния у него не произошло.

 

Вывод : Николенька в главе « Единица» показан не прилежным учеником , который не только может не выучить урок , но может обвинить в своем грехе других .

 

Глава  « Ключик ».

 

В папиной комнате

Чувство любопытства с таким убеждением советовало мне узнать , какие это были бумаги , что я не успел прислушаться к голосу совести и принялся рассматривать то . что находилось в портфеле .

У Николеньки нет умения контролировать себя в своих поступках , т.е. любопытство правит им быстрее совести .

Сломанный замок

Открытия , почти нечаянно сделанные мною в портфеле папа , не оставили во мне никакого ясного понятия ,исключая темного сознания  что я поступил нехорошо .Мне было стыдно и неловко

Мальчик еще ясно не может оценить свои поступки . происходит какая-то духовная , т.е подсознательная оценка их.

После происшедшего

«Чему быть , тому не миновать» - это фаталистическое выражение , подслушанное мною у Николая , во все трудные минуты моей жизни производило на меня благотворное влияние .Входя в залу , я находился в несколько раздраженном и неестественном , но чрезвычайно веселом состоянии духа .

Николенька вместо того , чтобы раскаяться , не только успокаивает себя , но и приходит в самое веселое состояние духа . а веселиться здесь совсем нечему.

 

Вывод : Николенька в этой главе предстает тоже не совсем воспитанным и порядочным ребенком ,который любит  « сунуть нос» во взрослые дела, а честно раскаяться  в совершенном плохом  поступке не может.

 

Общий вывод 

1) Каково же движение души Николеньки в этих трех главах ? Чего больше : положительного или отрицательного ?

2) Какую цель преследует автор, изображая больше греховного в душе героя ?

3) Как вы думаете , он научится преодолевать свои стремления к плохому ? Почему ?


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн