Официальный сайт ufa-check 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



А.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.

Фото пользователя Зоя Максимовна Хрыкова
Submitted by Зоя Максимовна Хрыкова on Tue, 30/12/2014 - 15:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хрыкова Зоя Максимовна
Место работы, должность: 

МБУ СОШ № 94

Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Определить основные темы рассказа: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества; раскрыть образы защитников Севастополя; анализ переживаний автора; душевные переживания героев рассказа ; воспитание патриотизма, гордости за русских солдат, за русский народ.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Бунеев ,Р.Н., Бунеева, Е.В.  Литература. 6 класс( «Год после детства»): учеб. для общеобразовательных  учреждений: в 3 кн.  Кн.3.. – М.: Баласс, 2012.

Используемое оборудование: 

Компьютер.

Краткое описание: 
<table border="0" cellpadding="0" cellspacing="0"> <tbody> <tr> <td style="width: 236px;"> <p><strong><em>Приемы и стратегии используемой технологии </em></strong></p> </td> <td style="width: 765px;"> <p><strong><em>Чтение текста&nbsp; изучающим чтением, вычитывая&nbsp; в нём три уровня информации, словарная&nbsp; работа,</em></strong> <strong>опережающие задания, индивидуальные сообщения</strong>,<strong><em> беседа по содержанию текста в целом, выполнение творческих заданий</em></strong> , <strong>работа в группах</strong></p> </td> </tr> </tbody> </table>

КОНСПЕКТ урока по литературе  в 6 классе

 

Урок 49. А.Н. Толстой «Севастополь в декабре  месяце». Анализ собственных переживаний автора  в рассказе.

Раздел 4. «Открывая мир вокруг»

Рабочее название : «Как относится Толстой к войне, его мысли и чувства?»

 

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

 

I. Цель урока.

 

Цель данного урока:  учащиеся анализируют название нового раздела «Открывая мир вокруг…»  и говорят о

героизме  русских солдат и матросов в обороне Севастополя;                                                                            делают вывод  о  переживаниях Л. Н. Толстого, его отношении к войне, как самому величайшему злу человечества;

научить детей с помощью книги вглядываться в себя, анализировать собственные поступки

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

 

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрации).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

 

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

 

 

 

 

 

 

 

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

 

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

 

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

 

 

II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа  с текстом после чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа в тетради

 

 

 

 

 

 

 

– Мы подошли к новой части нашего учебника. О чём говорит название?

Давайте прочтём статью на стр. 4 (индивидуальная работа) и ответим на следующие вопросы:

- Почему «человек на войне»- особая  тема в литературе?

- Как вы думаете, о чём расскажет нам  отрывок из рассказа «Севастополь в декабре» Л.Н. Толстого?(предположение учащихся до чтения ) .

Л.Н.Толстой писал:“По долгу совести и чувству справедливости  не  могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”.

- Что такое война, нужна ли она человечеству?

-Какую цель ставит перед собой  автор? Легко ли это сделать?

 

Формулируем тему урока: «Как относится Толстой к войне, его мысли и чувства»

Давайте, для того, чтобы раскрыть тему урока, попробуем заглянуть в прошлое самого писателя.

 Слово учителя.  Л.Н. Толстой и Севастополь.

Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал  Был и студентом Казанского университета, и военным (на Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом.

В 1851 году Л.Н.Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии.

Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию  Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. “Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный” — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом.» "Он был в полном смысле душой батареи... Это был редкий товарищ, честнейшая душа, и забыть его решительно невозможно".                  В Севастополь Толстой прибыл7 ноября 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Сам писатель, в то время поручик артиллерии, 27 лет отроду, сражался на 4-ом бастионе вместе с простыми русскими солдатами

 Под сильным впечатлением увиденного, он пишет письмо брату Сергею: “Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: “Здорово, ребята!” - говорил: “Нужно умирать, ребята, умрете?” - и войска кричали: “Умрем, ваше превосходительство!” и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат… Я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время”.

В июле 1855 года Л.Н. Толстой награждён орденом святой Анны 4-й степени с надписью “За храбрость”, а в конце года – серебряной медалью “За защиту Севастополя”. По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль “В память войны 1953-1856»

- С какой целью Толстой отправился в действующую армию? ( Ему хотелось  прежде всего  увидеть войну собственными глазами, проверить себя на что способен)

- Какие произведения Л.Н. Толстого  рассказывают о событиях на Крымской войне?( «Севастопольские рассказы»)

Учитель. "Севастополь в декабре месяце" в виде статьи был впервые опубликован в журнале "Современник" в 1855 году. Лев Толстой писал его, основываясь на собственном опыте, ведь в ноябре 1854 года он сам побывал в этом прекрасном и живописном городе.

 

- А что вы знаете о Крымской войне?

 Рассказы  учащихся.

1. В  то время в России правил Николай I. Цель внешней политики – вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов (болгар, сербов), находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в дунайские княжества (Валахию, Молдавию). 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русские  не могли  предвидеть то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция, Сардиния.

В сентябре1854 года  армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Одиннадцать месяцев длилась его героическая оборона.

  Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. В октябре началась бомбардировка Севастополя

2.Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.

Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась последней для Николая I. 18 февраля 1855 года он умер. Суров был приговор современников

 

Учитель. В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских. Но на помощь англичанам вовремя пришли французы. Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Война приобрела затяжной характер.

- Кто осуществлял командование Севастополем в годы войны?                -Чем оно закончилось для России?

-Что мы знаем об участии  Л.Н. Толстого в Крымской войне?

- Как вёл себя Толстой, командуя батареей на 4-ом  бастионе?

- Какие награды  получил Толстой за участие в Крымской войне?

-Почему не получил Георгиевский крест?( У высшего начальства молодой Толстой был на плохом счету, Георгиевский  крест не положен, достаточно и медалей «За защиту Севастополя», «За храбрость», «В память войны 1853-1856гг.»

-Какое впечатление произвели военные действие в Севастополе на Л.Н. Толстого

В рассказе “Севастополь в декабре” Толстой передал свои первые впечатления. Впервые увидела Россия осажденный город в его величии. Автор изображает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремится дать полную панораму войны, осознавая, что “надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский.

Что же представлял собой Севастополь того времени?

    Айвазовский и Тимм, изображали  Севастополь и 4-й бастион. Приехав в 1854 году в осажденный Севастополь, художник Айвазовский увидел над водой только верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота, преградивших своими корпусами вход в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Этот вид он запечатлел в картине "Осада Севастополя.

Создал свою панораму  “Героическая оборона Севастополя 1854-1855 год”,  художник-баталист  Ф.А.Рубо.

С сентября 1854 года Севастополь находится на осадном положении, окружённый врагом со всех сторон. Как вы думаете, что должны были чувствовать жители, как они должны были бы воспринимать происходящее?

 А каков же Севастополь в описании Толстого?      

Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть веселым блеском(Какое настроение создаёт описание природы? В начале  рассказа настроение ожидания – ожидания нового дня, радости, “неумолкаемый гул моря” - продолжение жизни. Будто и нет войны ) с бухты несет холодом и туманом; снега нет -- все черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далекий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра. На кораблях глухо бьет восьмая склянка.( С какой целью вводится пейзажная зарисовка?  Показать, насколько противоестественна война)     

 На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат сбитень горячий, и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. ( Какие  цвета использует автор? Почему?) Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные козла; двигаются солдаты, матросы, офицеры, женщины, дети, купцы; ездят телеги с сеном, с кулями и с бочками; кой-где проедут казак и офицер верхом, генерал на дрожках. Направо улица загорожена баррикадой, на которой в амбразурах стоят какие-то маленькие пушки, и около них сидит матрос, покуривая трубочку. Налево красивый дом с римскими цифрами на фронтоне, под которым стоят солдаты и окровавленные носилки, -- везде вы видите неприятные следы военного лагеря.(Какое впечатление   складывается у вас о городе Севастополе?) - Отвратительный беспорядок, все суетятся, перепуганы. Странно смешались лагерная и городская жизни. Красивый город и грязный бивуак.)

Первое впечатление ваше непременно самое неприятное: странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком; вам даже покажется, что все перепуганы, суетятся, не знают, что делать. Но вглядитесь ближе в лица этих людей, движущихся вокруг вас, и вы поймете совсем другое. Посмотрите хоть на этого фурштатского солдатика, который ведет поить какую-то гнедую тройку и так спокойно мурлыкает себе что-то под нос, что, очевидно, он не заблудится в этой разнородной толпе, которой для него и не существует, но что он исполняет свое дело, какое бы оно ни было -- поить лошадей или таскать орудия, -- так же спокойно, и самоуверенно, и равнодушно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске. (На что обращает внимание автор? Каковы же эти героические люди? Что нас поражает?)То же выражение читаете вы и на лице этого офицера, который в безукоризненно белых перчатках проходит мимо, и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего Собрания, и в лице этой девицы, которая, боясь замочить свое розовое платье, по камешкам перепрыгивает чрез улицу.

Да! вам непременно предстоит разочарование,(Почему?) Потому что ни на одном лице не увидим следов суетливости, растерянности, готовности к смерти. Мы видим будничных людей, спокойно занимавшихся будничным делом) ежели вы в первый раз въезжаете в Севастополь. Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости, -- ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом, так что, может быть, вы упрекнете себя в излишней восторженности, усомнитесь немного в справедливости понятия о геройстве защитников Севастополя, которое составилось в вас по рассказам, описаниям и вида и звуков с Северной стороны.

Но прежде чем сомневаться, сходите на бастионы, посмотрите защитников Севастополя на самом месте защиты или, лучше, зайдите прямо напротив в этот дом, бывший прежде Севастопольским собранием и на крыльце которого стоят солдаты с носилками,(Кого вы увидите  в этом доме?) -- вы увидите там защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища.

Вы входите в большую залу Собрания. Только что вы отворили дверь, вид и запах сорока или пятидесяти ампутационных и самых тяжело раненных больных, одних на койках, большей частью на полу, вдруг поражает вас. Не верьте чувству, которое удерживает вас на пороге залы, -- это дурное чувство, -- идите вперед, не стыдитесь того, что вы как будто пришли смотреть на страдальцев, не стыдитесь подойти и поговорить с ними: (Зачем?)несчастные любят видеть человеческое сочувствующее лицо, любят рассказать про свои страдания и услышать слова любви и участия. Вы проходите посредине постелей и ищете лицо менее строгое и страдающее, к которому вы решитесь подойти, чтобы побеседовать.

   -- Ты куда ранен? -- спрашиваете вы нерешительно и робко(Почему нерешительно и робко?) у одного старого исхудалого солдата, который, сидя на койке, следит за вами добродушным взглядом и как будто приглашает подойти к себе. Я говорю: "робко спрашиваете", потому что страдания, кроме глубокого сочувствия, внушают почему-то страх оскорбить и высокое уважение к тому, кто перенесет их.

   -- В ногу, -- отвечает солдат; но в это самое время вы сами замечаете по складкам одеяла, что у него ноги нет выше колена. -- Слава Богу теперь, -- прибавляет он, -- на выписку хочу.

   -- А давно ты уже ранен?

   -- Да вот шестая неделя пошла, ваше благородие!

   -- Что же, болит у тебя теперь?

   -- Нет, теперь не болит, ничего; только как будто в икре ноет, когда непогода, а то ничего.

   -- Как же ты это был ранен?

   -- На пятом баксионе, ваше благородие, как первая бандировка была: навел пушку, стал отходить, этаким манером, к другой амбразуре, как он ударит меня по ноге, ровно как в яму оступился. Глядь, а ноги нет.

   -- Неужели больно не было в эту первую минуту?

   -- Ничего; только как горячим чем меня пхнули в ногу.

   -- Ну, а потом?

 

 

Беседа по вопросам.

1.В чём особенность построения повествования в рассказе?

(Рассказчик словно проводит экскурсию, призывает идти вслед за ним, он сам — участник обороны)

2. О ком в основном рассказывает Толстой?( о простых солдатах и матросах)
3.Можно ли считать этот рассказ анализом собственных переживаний автора?

Выберите из текста фразы, говорящие о состоянии его души. Как вы думаете, с какой целью писатель так подробно описывает свои чувства? («Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…».)
 

4. Почему на протяжении рассказа вместо «я» Л.Н. Толстой говорит «вы»? Где мы уже встречались с подобным примером? Чему учит писатель своих читателей?( Толстой делает читателей участникам событий.   Писатель учит их поведению на войне, общению с ранеными, с солдатами. Учит любви и уважению к солдату.)

 

5.Почему автор так подробно описывает путь на четвёртый бастион? Что он видит по дороге? Для чего передаёт нехитрые истории защитников? Как ведут себя солдаты, офицеры на батарее? Почему для Толстого они важнее батальных сцен? Докажите текстом.( «в каждом движении, спокойном, твёрдом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского,- простоты упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства». Раненый матрос трогательно просит прощение у своих товарищей: “Простите, братцы!” - “И так каждый день”, - говорит морской офицер. Нас удивляет стойкость этих людей, бесстрашие. Каждый “...исполняет своё дело, какое бы оно ни было”, - пишет автор)

6.Итак, вместе с рассказчиком мы проделали немалый путь к четвёртому бастиону. Чем же гордится офицер Л.Н. Толстой, рассказывая о жизни русского солдата? ( Лев Толстой убеждает нас, что русский народ сильный, выносливый, терпеливый. Севастополь не взять врагу. Севастополь несокрушим. Защитники Севастополя всё делают так просто и так усиленно, что убеждаешься: “они ещё могут сделать во сто раз больше...они всё могут сделать)

  1. К какому выводу приходит рассказчик сам и приводит нас?( Война противоестественна. « А теперь я хочу спросить вас: "Что такое война "в настоящем ее выражении"?
    … это "кровь, страдания, смерть" - именно так определяет сущность ее Толстой, показывая "войну не в правильном, красивом и блестящем строе..»)
  2. Кто же герой "Севастопольских рассказов", герой, которого, как признается автор, "он любит всеми силами своей души"?.( "Герой этот - правда"., «народ русский»)
     

Выполнение  творческого задания по вариантам.

1)написать о  переживаниях  автора  2) переживаниях солдат, матросов   3) ваши переживания.

 

 

 

III. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IVДомашнее задание.

 

 

 Чтение текста.  «Итак, вы видели защитников Севастополя на самом месте защиты и идете назад, почему-то не обращая никакого внимания на ядра и пули, продолжающие свистать по всей дороге до разрушенного театра, -- идете с спокойным, возвысившимся духом. Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, -- это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа, -- и эту невозможность видели вы не в этом множестве траверсов, брустверов, хитросплетенных траншей, мин и орудий, одних на других, из которых вы ничего не поняли, но видели ее в глазах, речах, приемах, в том, что называется духом защитников Севастополя. …

Вы ясно поймете, вообразите себе тех людей, которых вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжелые времена не упали, а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский..»

Вывод: . В рассказе Толстой показывает военные действия без прикрас, в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Л.И. Толстой заставил нас задуматься о том мире, который вокруг нас. Надо стать лучше, нравственно чище, чем мы есть, - такую задачу ставит писатель перед собой и читателем.
Главное в рассказе – размышления  о природе подвига, убеждённость в героизме русского народа, мысль о жестокости любой войны. Мужество защитников Севастополя воспето во

 

 

множестве произведений русской литературы. Нет ничего ценнее жизни, поэтому ради жизни не страшно умереть, зная, что спасаешь других…                                                                          Севастополь… Один из красивейших городов на земле… Получивший громкое имя — достойный поклонения — знает немало примеров подобного мужества… Наверное, поэтому до сих пор Севастополь считается городом русских моряков, русской славы, доблести…                                                                               Синее море, яркое солнце, корабли в бухтах, улицы и площади, где навсегда прописана история. И всюду стройные, подтянутые моряки, наследники славы отцов и дедов. Всё это Севастополь, город героической, легендарной судьбы.

“Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…” — писал Л.Н. Толстой. Действительно, трудно найти подобный город: 349 дней длилась оборона Севастополя во время Крымской войны, 250 — в Великую Отечественную. Поистине, город русской славы.

Вл. Коссинский

“Братская могила”. 
В Крыму, где всюду смерть витала, 
На бастионах, средь полей, 
Россия много потеряла 
Храбрейших, преданных детей! 
Таланты, доблести и силы 
Земле спасенной преданы 
Друзьями: "братския могилы" 
Могилы храбрых названы. 
 

 

 

 

Прошли года; где схоронили 
Героев падших, ныне там 

Над их бессмертною могилой 
Воздвигнут колоссальный храм. 

 

 

 

Написать письмо очевидца обороны Севастополя:

 

1. письмо солдата с фронта (мальчики I группа);

2. письмо офицера с фронта (мальчики II группа);

3. письмо сестры милосердия (девочкиIII группа)

 

 
Прикрепленный файл Size
КОНСПЕКТ6кл. открытого урока .docx 50.8 KB
Презентация к откр. ур..pptx 1.88 MB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн