Вы не зарегистрированы

Авторизация



Снежная сказка

Данные об авторе
Автор(ы): 
Гурьева Светлана Владимировна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ 49 города Чебоксары, учитель начальных классов

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Русский язык
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 

1) Совершенствовать навык чтения , все виды речевой деятельности, формировать умение выражать свое отношение к прочитанному.

  2)Развивать речь , внимание, мелкую моторику рук.

  3)Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
30
Краткое описание: 
<p>Ребята отправляются в сказочную экскурсию, где их ожидает встреча с разными героями сказок. Чтобы помочь им, детям приходится потрудиться, решать задачи, преодолевать тудности. Но стемление к познанию нового , наблюдательность и внимание выручает ребят.&nbsp;</p>
  1. Организационный момент. Психологический настрой. 
    Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас необычный день. Мы с ребятами постараемся показать, чему мы научились, как мы умеем работать во время урока. Уважаемые гости, я постараюсь опросить каждого ученика, чтобы вы увидели, как работают ваши дети. Да и урок наш будет длиться чуть дольше обычного.  А вам, ребята, я предлагаю повернуться к нашим гостям, поприветствовать  их и начнем урок.

Ну-ка проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
Пожелаю всем удачи – 
За работу, в добрый час!

- Ребята, сегодня на уроке мы пойдем с вами на экскурсию. Но это будет не обычная экскурсия, а «сказочная», математическая.

- Скажите, а какие времена года вы знаете?

( лето, зима, осень, весна)

- А какое сейчас время года? ( зима)

- А какой месяц? ( декабрь)

- А какой зимний месяц по счету? (первый)

- А какое сегодня число? (16 )

- А сколько дней в декабре? ( 31 день)

- Так вот, ребята, мы отправляемся  с вами на сказочную математическую экскурсию в лес, где ждет нас немало интересных встреч, не только с жителями леса, мы встретим с вами и  сказочных героев.  И на протяжении всего урока лесные жители и сказочные герои будут помогать  нам выполнять различные задания.

- И так, мы отправляемся на экскурсию.

Дорогие ребята! Вы прекрасно знаете, что грамотная речь должна звучать не только на уроках русского языка, но и на других учебных предметах и вообще в повседневной жизни. Сегодня вам будет предоставлена возможность проверить это. Мы соединим знания, полученные на уроках русского языка, с умениями решать математические задания.

2. Устный счет.

 А) -Ребята, на тропинке, засыпанной снегом, на небольшом сугробе, нас встречает хозяин леса Старичок-Лесовичок

Слайд 1

Есть на свете старичок,

Старичок - Лесовичок,

Носит он из пестрых листьев

Разноцветный колпачок.

Сапоги берестяные,

Шаровары расписные.

Сам в зеленом армяке.

Посошок в его руке.

Как по узеньким тропинкам,

Ходит-бродит по травинкам,

Старичок-Лесовичок,

Разноцветный колпачок.

Каждый день и в дождь, и в зной

Сторожит он мир лесной.

-Но он, ребята, не один, а со своим сказочным другом Снеговиком, который приготовил нам интересные задания.

Слайд 2

- Наш снеговик составлен из геометрических фигур, скажите из каких?

( треугольники и круги)

  - По каким признакам можно разбить все фигуры?

 по цвету, по размеру, по форме.

-  Откройте тетради и самостоятельно составьте числовые выражения.

- На секретной доске два  ученика составляют числовые выражения

3+3           3+2      5-2       5-3       3+4   

- Назовите целое и части в выражениях.

Б) Блиц-опрос.

  1. Как называются компоненты при сложении?
  2. Как называются компоненты при вычитании?
  3. По каким признакам можно разбить фигуры?
  4. Как читается переместительное свойство сложения?

- Молодцы!

Снеговик предлагает решить

В)задачки в стихах

 

Пять ворон на елку сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро смело,

Сколько всех их прилетело?  (7)

Ну-ка, сколько здесь ребят

На горе катается?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается.     (4)

Двое шустрых поросят

Так замерзли, аж дрожат.

Посчитайте и скажите:

Сколько валенок купить им?  (8)

Хорошо зимой в лесу-

Встретить белку и лису.

Встретить волка и медведя

Зайца,  в общем всех лесных  соседей.(5)

Физминутка. (2 мин.) Потрудились мы на славу, отдохнуть имеем право.
Сами саночки бегут,

стелется поземка,

И бубенчики поют на морозе звонко!

Динь-дилинь, динь-дилинь,

Синими лесами

едут, едут динь-дилинь-

Сани с бубенцами.

Ветер весело гудит,

Подгоняя санки,

Остаются позади

Белые полянки.

Динь-дилинь, динь-дилинь,

Синими лесами

едут, едут динь-дилинь-

Сани с бубенцами.

 

3.Работа над пройденным материалом

- И так, мы с вами входим в лес, и нас встречают красивые заснеженные деревья.

- Посмотрите, ребята, пять снежинок упали нам на ладошки и что-то шепчут нам:

- Смотрите, на них - задания и буквы. Снежинки с заданиями

-Как выдумаете, может надо решить эти выражения? Давайте попробуем.

6 – 5 = 1               6 – 4 = 2        6 – 3 = 3         6 – 2 = 4         3 + 2 = 5

- Посмотрите, что получилось?

( если их переставить местами,  получится слово «приглашение», поставить по порядку)

- Но мы не можем поменять их местами просто так, там каждая снежинка связана с математическим заданием.

-Что делать? (Надо посмотреть на ответы: 5 снежинок с ответами)

-Умница! В каком порядке надо их расположить? (в порядке возрастания)

- Ребята, посмотрите на эти выражения, я думаю, что одно здесь «лишнее». Догадались?

( 3+ 2 = 5 «лишнее», так как все остальные выражения на вычитание)

- Замените это выражение так, чтобы в ответе было число 5

и действие вычитание: ( на доске и в тетради)

5 – 0 = 5                   8 – 3 = 5

10 – 5 = 5                 7 – 2 = 5

6 – 1 = 5                   9 – 4 = 5

- Скажите, а какое выберем? И почему? ( уменьшаемое во всех выражениях 6)

- Это снежинки приглашают нас в сказочный лес.

- А вы у меня молодцы! Здорово! У меня в классе все блестящие математики!

Физминутка  (Релаксация, муз.Вивальди)

-Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и перенестись из зимнего, завьюженного леса в лес осенний. Когда за окном уже снег приятно вспомнить   картины осени и вспомнить её приметы.

(Показ картины)

- Походите по лесу осеннему, понаблюдайте, а потом расскажете, что видели, кого встретили.

Реснички опускаются

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают,

Наши ножки отдыхают,

Наши глазки отдыхают.

Шея не напряжена и расслаблена она.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Но пора уже вставать

Крепче кулачки сжимаем

Их повыше подымаем.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза

И красиво сесть.

- И так, что же вы увидели?

1. Много цветов

2. шелест листвы, другие краски осени;

3.пение птиц услышали;

4.Запахи грибов, ягод.

Вспомните птиц, которых вы услышали и найдите их в слогах.

На доске слоги:  со  во ро ка  ро на

Дети составляют трёхсложные слова: сорока, ворона.

- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните опасные места (непроверяемая безударная гласная). Проверка .

Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым – 
Был он только словом
Чудо-слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло 
Стало много новых слов.
Запись слов  в тетради и на доске учителем: сад, садик, посадка, садовник.(Выделите общую часть – корень, суффиксы, опасные места)

  1. Закрепление.

 Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки тихо закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

 
 

- Ребята, многие лесные жители, звери  запасают осенью себе корм, готовятся к холодной, голодной зиме. Давайте вспомним как они это делают и поможем.

Сценка «Репортаж с лесной опушки». Сейчас мы услышим «репортаж с лесной опушки», где собрались ее обитатели. «Птицы» сидят кружком. Звучит запись «Голоса птиц».

Учитель: первая птица, у которой я взяла интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый. Дятел встает и проходит перед ребятами, давая им возможность полюбоваться разнообразием красок своего костюма.

Слайд 3

Дятел: Хоть я не молоток – по дереву стучу, в нем каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

Учитель: Кто же это, ребята? Вы догадались? (Это дятел.)
Дятел: Правильно, ребята.

Учитель: Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: «Дятел – лучший друг леса», вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки, например: «Не дровосек, не плотник, а лучший в лесу работник»…

Дятел: Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10–12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо «нанизываются» на его конец.

Учитель: Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник.

Дятел: А что вы знаете, ребята, о моих «кузницах»? (Они расположены на пнях. Вы закладываете шишку в щель и разбиваете ее.)А как можно найти эти «кузницы» в лесу? (Вокруг пня, где расположена ваша «кузница», очень много пустых шишек.) Звучит запись «Голоса птиц».

Учитель: А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: «синь-синь-синь»? Прислушайтесь…

Слайд 4

Синичка: Скинь кафтан, скинь кафтан. Пусть я птичка-невеличка. У меня, друзья, привычка: как начнутся холода, прямо с севера сюда!

Учитель: Ребята, вы узнали эту птицу? (Это синица).

Синичка: Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.

Учитель: Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них «столовые». К кормушке, куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала.

Учитель: Ребята, а как зовут эту птицу? На ветвях, украшенных снежной бахромой, яблоки румяные выросли зимой. Яблоки по яблоне весело снуют, гусениц мороженых яблоки клюют.

Слайд 5

Дети: Снегирь.

Снегирь: Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий – «жи-ши», но вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фю-фю» («фьи-фьи»).

Учитель: А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «Чуть-жив, чуть-жив»?

Слайд 6

Воробей: Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, мы главные защитники-сторожа городских парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

Учитель: Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?

Синица: Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес.

Игра «Перелетные и зимующие птицы».

 Учитель. А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется «Перелетные и зимующие птицы». Если я назову перелетную птицу, вы должны встать. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть(скворец, синица, сорока, журавль, дятел, ворона, ласточка, сорока, дикая утка, снегирь).

Слайд 7

Птичьи задачи.

А теперь, ребята, решите наши птичьи задачки:
1) Пять ворон на крышу сели, две еще к ним прилетели. Отвечайте, быстро, смело, сколько всех их прилетело, на кормушку нашу село? (7) (запись в тетради  схема ____5____|_______2____     5+2=7

Работа в тетрадях по математике.
1) Сколько граммов сала потребуется синичке на 5 дней, если в день она съедает 2 г сала? (записать в тетради 2+2+2+2+2=10)

2) Из геометрических фигур выложите на партах птицу. (составляют птицу, называя при этом каждую часть).
Работа в парах (Какую? По желанию учащегося. Геометрические фигуры лежат в конвертах на партах). Какие фигуры использовали в работе? Расскажите соседу по парте какие использовали фигуры.

Слайд 8

Рефлексия. Что нового вы узнали о зимующих птицах?

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Птички пролетали, крылышками помахали.

Дружно хлопаем, ножками топаем.

Хорошо погуляли и немножечко устали.

Работа по картине на доске «Корм для птиц».

Слайд 9
Рассмотрите рисунок на картине. Какой корм едят зимующие птицы? (Ответы детей.) Для различных видов птиц нужны различные корма (клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток, семена подсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь синицы и поползни, семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней, пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев, ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам, сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

Рефлексия:

Тест:
1.Какое дерево кормит зимой белку, клеста и лесных мышей?
а)клен  б)береза  в)липа  г)ель
2.Какое дерево кормит зимой снегирей и свиристелей?
а) ель  б)сосна  в)рябина  г)дуб
3.Какая птица любит кусочки сала?
а) ворона  б) сорока  в) синица
4.Какой корм могут найти птицы зимой?
а) ягоды рябины  б)семена подсолнечника  в)хлебные крошки  г)желуди

Физминутка.

Потрудились – отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

 

Изготовление  коробки для кормушки.

Изготовление коробки из бумаги .Оригами.

- Кто сможет правильно сосчитать, тот сможет оценку свою угадать.

8 – 1 – 6 + 2 + 4 – 5 + 4 + 3 – 2 – 3 + 1 = 5

 

8. Итог урока

-Вот и подходит к концу наша экскурсия. Не устали?

Интересно было в лесу?

- Ребята, наша гостья – зима очень довольна вашей работой на уроке. Давайте напомним ей, о чем мы говорили, что вам запомнилось и понравилось.

(Под каждую строчку стихотворения переворачиваю снежинки – читаем слово «молодцы»)

Красота природы

М   Красота подобна чуду!

О   Красота живет повсюду,

Л   Рядом с нами, вдалеке,

О   В каждом маленьком цветке.

Д   В каждой капельке дождя

Ц   Красоту встречаю я,

Ы  В круглой лужице, в травинке,

!    В белой легонькой снежинке.

 

Маленькие подружки Волшебницы – зимы обещают  еще долго радовать вас своей белизной и красотой; они дарят вам на память свою красоту.

Раздаю маленькие снежинки «Молодец»

- Оцените свою работу на уроке, Оживите ваши снежинки. (Улыбка, означает, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы научились и можете помочь другим. Прямые губы - вы считаете, что научились  многому, но вам  ещё нужна помощь. Опущенные вниз губы - вы считаете, что было трудно на уроке).