Вы не зарегистрированы

Авторизация



Семинар

    Выберите действие:

                                                        Семинар «Инновационные технологии сопровождения качества

                                  профессионально - педагогической деятельности педагога в условиях реализации ФГОС»

                                                                     

                                                                        ЭОР в практике современного урока литературы. 

 

                                                                                                                          Стебенькова Людмила Николаевна,

                                                                                                                          учитель  русского языка и литературы

                                                                                                                          МБОУ «СОШ п. Новопушкинское»

                                                                                                                          Энгельсского района Саратовской области.                         

    Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Электронные  образовательные ресурсы – программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

  Широкое внедрение различного рода ЭОР в практику современной школы – это не просто стремление использовать все возможности быстро развивающейся техносферы, а способ широкомасштабной реализации прогрессивных педагогических технологий, что в массовой школе ранее было невозможно.

    Использование ЭОР в образовательном процессе обеспечивает:

     – индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;

      – расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;

     – расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);

     – формирование информационной культуры учащихся;

     – повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.

  ЭОР выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников. Происходит усиление мотивационных сторон учебного процесса и интенсификация обучения в целом. 

 С ЭОР изменяется и способ получения информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

   На современном этапе образования можно и нужно вовлечь ребят в создание мультимедийных  ресурсов к урокам литературы. 

   Достойное место  на уроках художественного восприятия произведения, а также  на уроках, обобщающих изучение произведения, займут работы в сервисах Imagechef (http://www.imagechef.com)  и плейкаст (http://www.playcast.ru/). Как  ввести в урок работу в Сервисах?

    Плейкаст – оригинальный способ выразить себя, поделиться своими мыслями и настроением, соединив в единое творение стихи, фотографии, музыку, и получить свой уникальный маленький шедевр. Это - возможность материлизовать свои чувства, эмоции и мысли. («Play»- играть, исполнять  «broad Cast»  вещание, широковещание) 

 

Плейкаст   "О, не скрывай! ты плакала об нём..."                                          

О, не скрывай! ты плакала об нём..

Автор плэйкаста:Лена_Якимова
Создан: 9 октября 15:23

   Этот плейкаст - работа ученицы  к уроку в 10 классе  «Любовная лирика М.Лермонтова»

   Работа в Сервисе интересна для обучающихся разных возрастов. Вот, к примеру, плейкаст обучающейся 7 класса   «У писателя, художника, музыканта...» (Об одном литературном произведении), которая смогла показать, как литературное произведение «живет» в живописи и музыке.

 

 

Парус

Автор плэйкаста:al-88
Создан: 9 февраля 20:25

   При опросе обучающихся по выявлению отношения к работе в Сервисе и эффективности и результативности этой работы на уроках литературы отмечалось, что «во время просмотра подобной работы мелодия словно проникает  в сердце, обязательно находит отклик в душе», «взгляд на изображение переносит в мир эмоций», «подобранные слова всегда волнуют, западают в душу», «работать над плейкастом всегда интересно», «работаешь и не замечаешь, как летит время - так увлекаешься процессом»

Сервис Imagechef http://www.imagechef.com. «Мозаика из слов» соединяет слова, символы и цвет.

 

                                                                        ImageChef.com

     Работа «Сердце должно быть зрячим!» –  результат размышления ученицы  над  идейным   содержанием рассказа А.Платонова  «Юшка»  (7 класс).

   Сервис « Поэтический калейдоскоп» - возможность представить свое любимое стихотворение, текст, изображение с помощью этого инструмента.  Он позволяет объединить тексты, символы,  фотографии.

     Вот как выглядит работа группы обучающихся на заключительном этапе урока изучения рассказа Л.Андреева «Кусака» (7 класс) (Таким  креативным  был ответ на вопрос  «О чем  заставил задуматься рассказ Л.Андреева?»). Обучающимися  заранее сделаны фотографии,  выбираются подходящие, на их взгляд, символы (в данном случае - падающие осенние листья), подбираются выразительные слова…(Вглядитесь в глаза брошенных собак. В них - горя бездна. Собака тоже человек).

 

                                                       

 

      Подобная работа обладает большими возможностями мотивационно – побудительного характера,  развивает творческие способности,  несет творческий поиск учащихся. Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала,  «обогащения» изучения, предполагают усиление личной сопричастности к происходящему.     

В нашем опыте работы создания  мультимедийных  ресурсов для современного урока литературы – создание видеокли́па, видеоро́лика или просто клипа (от англ. clip) — непродолжительной по времени художественно составленной последовательности кадров. 

 

 

 

   Наконец, еще один ресурс - буктрейлер.    Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут.

      Этапы нашей работы над созданием  буктрейлера:

                  *Продумать идею  работы

                 * Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации,  

                  видеоматериал: по одному кадру к коротким предложениям, по два-три к длинным. Вынести в  

                  заголовок трейлера основную идею книги.

                 * Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки, музыку.

                 * Объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя  

                 соответствующее ПО (например,Windows Movie Maker для создания любительских роликов).     

       

 

     Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей, способ реализовать себя.  Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно сегодня — в режиме дискуссии, а не монолога.

 

 


»  Tags for document: