Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Submitted by Людмила Александровна Козловская on чт, 29/01/2015 - 14:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Козловская Людмила Александровна
Место работы, должность: 

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Волжский городской лицей"

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Цели урока: • познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик; систематизировать языковые факты, относящиеся к данной теме; • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; учить делать выводы; развивать орфографическую зоркость. • воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова

Используемая методическая литература: 

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс.-М.: ВАКО, 2013

Используемое оборудование: 

презентация PowerPoint,компьютер, проектор

Краткое описание: 
<p>Педагогические концепции, используемые на уроке: 1. Развитие мотивации к обучению 2.Учить учащихся применять полученные знания на практике. 3.Учить самостоятельно делать какие-то открытия. 4. &laquo;Но из всех задач главнейшая &ndash; счастье ученика&raquo;. Структура урока была такова. Сначала была проведена рефлексия настроения, для того, чтобы узнать настроение детей, поднять его, настроить детей на рабочий лад Во время актуализации знаний по теме &laquo;Имя существительное&raquo; и фронтальному опросу работа была построена по уровню восприятия учащимися учебного материала, а именно для визуалов (показ вопросов на слайде), аудиалов (развитие слуховых ощущений),кинестетиков (отметить правильность ответов) Какие положения моей педагогической концепции нашли отражение на этом уроке? Рассмотрим это подробнее. 1. Развитие мотивации к обучению 2.Учить учащихся применять полученные знания на практике. Дети сами показали практическую направленность изучаемой темы. 3.Надо научить самостоятельно делать какие-то открытия. И эту задачу на одном уроке не решить. Но тем не менее, урок был построен так, чтобы новые знания дети получали в основном самостоятельно, дети привыкали к самостоятельному труду, а это необходимо для будущих научных открытий. Кроме того, на уроке для каждого ученика была создана ситуация успеха, дети поверили в свои силы, почувствовали силу аналитического мышления и человеческого интеллекта, а это непременные слагаемые научного открытия. 4. &laquo;Но из всех задач главнейшая &ndash; счастье ученика&raquo;. Хорошее настроение детей на уроке действительно подарило частичку счастья. Таким образом, все положения моей педагогической концепции нашли отражение на уроке. Урок был построен таким образом, что ребята самостоятельно вывели еще одно правило, тем самым у ребят развивалась творческая сторона мышления на основе применения метода проблемного обучения</p>

Урок русского языка в 6А классе

тема "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

имя урока: «Зная правило –ЕК, -ИК, грамотный будешь ты ученик»

Цели урока:

• познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик; систематизировать языковые факты, относящиеся к данной теме;

• развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; учить делать выводы; развивать орфографическую зоркость.

• воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами

ХОД УРОКА

Эпиграф Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след. Они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит. Паскаль Блез ( французский литератор и философ XVII века. В своей философской разработке он призывал «слушать свое сердце, а не разум»)

1. Организационный момент.

Приветствие Доброе утро. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!» Покажите мне, пожалуйста, карточки с Вашим настроением. У меня оно такое.

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/ Отметить верные утверждения: 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета 2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? 3. Имена существительные изменяются по родам 4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам 5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь 6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм. 7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду. 8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. 9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно. 10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж. Чтобы легче запомнить буквы, после которых пишется суффикс –ЧИК, нужно запомнить предложение: Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ. Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10

2.2. Анализ ошибок

2.3. Орфографическая разминка «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных» Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке. 1 уровень: Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце. Примеры -чик - -щик- Налад..ик + Спор..ик + Учет..ик + Кладов..ик + Застрой..ик + Выдум..ик + Барабан..ик + Чистиль..ик + Рассказ..ик + Проектиров..ик + Водопровод..ик + Обой..ик + Для всех: Записать только буквы Ч или Щ в три столбика Буфетчица грузчик объездчик Разведчик прессовщик каменщик Автоматчик вертолетчик рассказчик Газовщик компьютерщик перебежчик Смазчик барабанчик лазутчик. Соедините буквы Ч, что у Вас получилось? (5)

2 уровень: Работа по картинкам. Вы должны назвать это одним словом, с употреблением суффиксов –чик- или –щик- (летчик, шарманщик, барабанщик, зачинщик, каменщик, грузчик)

3. Формулирование цели урока /слайд 6/. Чтение стихотворения учителем. О грамотее и больной ноге.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:

– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею...

– Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.

– Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт.

– Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.

– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт. (В.Гончаров)

Учитель: Что нужно было грамотею, для того чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать.)

У.: Что значит «правильно писать»? (Писать без ошибок, грамотно.)

У.: Умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка. Сегодня вы станете грамотнее ещё на одно правило. Вы научитесь безошибочно писать гласные в суффиксах существительных -ек, -ик. Если вы усвоите эту тему на уроке, я буду вами гордиться, что при написании слов с этой орфограммой, вы не допустите ошибок.

Запишите тему урока в тетрадь.

Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы.

Используйте опорные слова:

1)Познакомиться с …

2)Учиться …

4. Изучение нового материала

4.1. Проблемные задачи /слайды 7-8/ Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

4.2. Эксперимент /слайд 9/. Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради

• И.п. лучик, орешек •

Р.п. лучика, орешка •

Д.п. лучику, орешку •

В.п. лучик, орешек •

Т.п. лучиком, орешком, •

П.п о лучике, об орешке

Вот замочЕК.

К нему ключИК.

Нам они помогут лучше

Букву в суффиксе узнать,

Чтобы правильно писать.

Просим убедительно

В падеже родительном

Проследить за гласной,

Если вы согласны.

Если гласная исчезла,

Помнить должен человек:

В каждом слове повсеместно

Пишем только суффикс -ЕК-

Если гласная осталась,

Должен помнить ученик,

Что в словах (такая малость)

Пишем только суффикс –ИК-

4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-.

Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

5.Закрепление

Работа с учебником.

Чтение правила 5.1.

Упражнение 251. Работа в парах. Вставьте пропущенные буквы: СыночЕк, подарочЕк, мячИк, самолётИк, звоночЕк, дружочЕк, ключИк, карандаш.Ик, орешИк, пузыреч.Ек, кирпичИк, василёчЕк, огонечЕк, кусочЕк, ларчИк.

Аутогенная тренировка (физкультпауза)

5.2. Фотодиктант /слайды 13-22/

Вспомните слова из известной сказки:

Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,

И в руке его горит маленький фонарик.

При помощи суффиксов -ек, -ик слова становятся меньше. Ср.: орех – орешек, самолет – самолётик. Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными. К ним относятся и такие: -ушк, -ышк, -иньк, -инк, -еньк и др. В детстве мы говорим ласковые слова: мамочка, мамуля, мамуся, маменька. А в ответ слышим: доченька, дочурка, сыночек, сынок, сынуля. Но есть так называемые «жалкие» слова. А.И. Куприн, вспоминая своё сиротское детство, писал: «Моя мать рано овдовела, и мои детские впечатления неразрывны со скитаньем по чужим домам, клянченьем, подобострастными улыбками, мелкими, но нестерпимыми обидами, угодливостью, слезливыми, жалкими гримасами, уменьшительными словами: кусочек, капелька, чашечка чайку». Сегодня подобные слова мы слышим от продавцов, парикмахеров. В таких случаях слова совершенно неуместны: они придают речи подобострастный (льстивый) оттенок. Уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают нам придать нежность и приятность имени или слову. Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы: -чик -ик -ек или -ик

Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/ -чик -ик -ек жирафчик бегемотик львёночек попугайчики котик тигрёночек пингвинчик зайчик котёночек крокодильчик слоник зайчоночек слонёночек В состав каких существительных входят два суффикса?

5.3. Развитие речи.

1 уровень: составить словосочетания со словами из таблицы

2 уровень: составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы

3 уровень: составить небольшой рассказ (5-6 предложений) со словами из таблицы

5.4. Тренировочное упражнение. /слайд 24/

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных. Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся работает у доски)

6. Обобщение. Подведение итогов урока.

Первичный контроль.

6.1. Вопросы самоконтроля /слайд 25/.

1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

2. Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?

3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

6.2. Самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

Работа по вариантам:

I вариант: Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце. Примеры -ек- -ик- Стол..к + Фонар..к + Лоскут..к + Мешоч..к + Гвозд..к + Ломт..к + Журавл..к + Сверточ..к + Листоч..к + Ящич..к + Котеноч..к + Пальч..к +

II вариант: Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце. Примеры -ек - -ик- Дом..к + Луч..к + Песоч..к + Ёж..к + Крючоч..к + Ножич..к + Хвост..к + Дождич..к + Осл..к + Куст..к + Букет..к + Кружоч..к +

6.3. Самопроверка, консультация, рефлексия. По окончании урока каждый ученик должен прикрепить магнитик к Древу знаний на тот уровень, на который он освоил сегодняшний материал.

7. Домашнее задание: п.45, упр. 252

Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных»

Аутогенная тренировка (физкультминутка)

Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло…Лучик бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в горячий песочек, им тепло…Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки. Как хорошо, что я на уроке. И сейчас дальше буду с интересом работать.

Нужно тихо нам подняться

И немножко всем размяться.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки все подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Улыбнулись, тихо сели,

Принялись мы вновь за дело.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн