Submitted by Людмила Александровна Козловская on чт, 29/01/2015 - 14:32
Урок русского языка в 6А классе
тема "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"
имя урока: «Зная правило –ЕК, -ИК, грамотный будешь ты ученик»
Цели урока:
• познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик; систематизировать языковые факты, относящиеся к данной теме;
• развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; учить делать выводы; развивать орфографическую зоркость.
• воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами
ХОД УРОКА
Эпиграф Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след. Они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит. Паскаль Блез ( французский литератор и философ XVII века. В своей философской разработке он призывал «слушать свое сердце, а не разум»)
1. Организационный момент.
Приветствие Доброе утро. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!» Покажите мне, пожалуйста, карточки с Вашим настроением. У меня оно такое.
2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»
2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/ Отметить верные утверждения: 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета 2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? 3. Имена существительные изменяются по родам 4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам 5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь 6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм. 7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду. 8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. 9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно. 10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж. Чтобы легче запомнить буквы, после которых пишется суффикс –ЧИК, нужно запомнить предложение: Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ. Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10
2.2. Анализ ошибок
2.3. Орфографическая разминка «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных» Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке. 1 уровень: Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце. Примеры -чик - -щик- Налад..ик + Спор..ик + Учет..ик + Кладов..ик + Застрой..ик + Выдум..ик + Барабан..ик + Чистиль..ик + Рассказ..ик + Проектиров..ик + Водопровод..ик + Обой..ик + Для всех: Записать только буквы Ч или Щ в три столбика Буфетчица грузчик объездчик Разведчик прессовщик каменщик Автоматчик вертолетчик рассказчик Газовщик компьютерщик перебежчик Смазчик барабанчик лазутчик. Соедините буквы Ч, что у Вас получилось? (5)
2 уровень: Работа по картинкам. Вы должны назвать это одним словом, с употреблением суффиксов –чик- или –щик- (летчик, шарманщик, барабанщик, зачинщик, каменщик, грузчик)
3. Формулирование цели урока /слайд 6/. Чтение стихотворения учителем. О грамотее и больной ноге.
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею...
– Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.
– Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт. (В.Гончаров)
Учитель: Что нужно было грамотею, для того чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать.)
У.: Что значит «правильно писать»? (Писать без ошибок, грамотно.)
У.: Умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка. Сегодня вы станете грамотнее ещё на одно правило. Вы научитесь безошибочно писать гласные в суффиксах существительных -ек, -ик. Если вы усвоите эту тему на уроке, я буду вами гордиться, что при написании слов с этой орфограммой, вы не допустите ошибок.
Запишите тему урока в тетрадь.
Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы.
Используйте опорные слова:
1)Познакомиться с …
2)Учиться …
4. Изучение нового материала
4.1. Проблемные задачи /слайды 7-8/ Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?
4.2. Эксперимент /слайд 9/. Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради
• И.п. лучик, орешек •
Р.п. лучика, орешка •
Д.п. лучику, орешку •
В.п. лучик, орешек •
Т.п. лучиком, орешком, •
П.п о лучике, об орешке
Вот замочЕК.
К нему ключИК.
Нам они помогут лучше
Букву в суффиксе узнать,
Чтобы правильно писать.
Просим убедительно
В падеже родительном
Проследить за гласной,
Если вы согласны.
Если гласная исчезла,
Помнить должен человек:
В каждом слове повсеместно
Пишем только суффикс -ЕК-
Если гласная осталась,
Должен помнить ученик,
Что в словах (такая малость)
Пишем только суффикс –ИК-
4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-.
Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?
При помощи суффиксов -ек, -ик слова становятся меньше. Ср.: орех – орешек, самолет – самолётик. Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными. К ним относятся и такие: -ушк, -ышк, -иньк, -инк, -еньк и др. В детстве мы говорим ласковые слова: мамочка, мамуля, мамуся, маменька. А в ответ слышим: доченька, дочурка, сыночек, сынок, сынуля. Но есть так называемые «жалкие» слова. А.И. Куприн, вспоминая своё сиротское детство, писал: «Моя мать рано овдовела, и мои детские впечатления неразрывны со скитаньем по чужим домам, клянченьем, подобострастными улыбками, мелкими, но нестерпимыми обидами, угодливостью, слезливыми, жалкими гримасами, уменьшительными словами: кусочек, капелька, чашечка чайку». Сегодня подобные слова мы слышим от продавцов, парикмахеров. В таких случаях слова совершенно неуместны: они придают речи подобострастный (льстивый) оттенок. Уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают нам придать нежность и приятность имени или слову. Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы: -чик -ик -ек или -ик
Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/ -чик -ик -ек жирафчик бегемотик львёночек попугайчики котик тигрёночек пингвинчик зайчик котёночек крокодильчик слоник зайчоночек слонёночек В состав каких существительных входят два суффикса?
5.3. Развитие речи.
1 уровень: составить словосочетания со словами из таблицы
2 уровень: составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы
3 уровень: составить небольшой рассказ (5-6 предложений) со словами из таблицы
5.4. Тренировочное упражнение. /слайд 24/
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных. Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся работает у доски)
6. Обобщение. Подведение итогов урока.
Первичный контроль.
6.1. Вопросы самоконтроля /слайд 25/.
1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?
6.3. Самопроверка, консультация, рефлексия. По окончании урока каждый ученик должен прикрепить магнитик к Древу знаний на тот уровень, на который он освоил сегодняшний материал.
7. Домашнее задание: п.45, упр. 252
Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных»
Аутогенная тренировка (физкультминутка)
Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло…Лучик бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в горячий песочек, им тепло…Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки. Как хорошо, что я на уроке. И сейчас дальше буду с интересом работать.