Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Submitted by Гульнара Изетовна Мазинова on чт, 29/01/2015 - 15:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Учитель биологии: Мазинова Гульнара Изетовна
Место работы, должность: 

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Волжский городской лицей".

Учитель биологии.

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Цель: Изучить способы вегетативного размножения цветковых растений с целью привития учащимся интереса к занятию растениеводством, садоводством и практическим применением полученных знаний. Задачи: Образовательные задачи: • изучить способы вегетативного размножения при помощи побегов, корней, листьев, почек; раскрыть значение понятий: черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой; • показать роль вегетативного размножения в природе и сельском хозяйстве; Развивающие задачи: • развивать общеучебные и коммуникативные умения и навыки (сравнение, анализ, обобщение); Воспитательные задачи: • способствовать воспитанию эстетической и экологической культуры учащихся; Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока); Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД: Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст таблицу). Коммуникативные УУД: Кооперация усилий по решению учебной задачи.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Биология. Бактерии Грибы Растения В.В.Пасечник, 6 класс. Москва. Дрофа 2011.

Используемое оборудование: 

Проектор,компьютер, растения Сансевьера, Фиалка, таблицы серии «Вегетативное размножение растений»; видоизмененные побеги (клубни, луковицы); побеги, листья растений.

Краткое описание: 
<p>Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью привития учащимся интереса к занятию растениеводством, садоводством для практического применения полученных знаний Планируемые результаты обучения:</p> <p>&nbsp;</p> <p>Учащиеся должны знать: значение вегетативного размножения в природе; способы вегетативного размножения: черенками, отводками, отпрысками, ползучими побегами, подземными видоизмененными побегами, прививкой, культурой тканей; растения, которые размножаются вегетативным способом.</p>

Конспект открытого урока биологии в 6 «А» классе по теме «Вегетативное размножение покрытосеменных растений».

Цель: Изучить способы вегетативного размножения цветковых растений с целью привития учащимся интереса к занятию растениеводством, садоводством и практическим применением полученных знаний.

Задачи:

Образовательные задачи: • изучить способы вегетативного размножения при помощи побегов, корней, листьев, почек; раскрыть значение понятий: черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой; • показать роль вегетативного размножения в природе и сельском хозяйстве;

Развивающие задачи: • развивать общеучебные и коммуникативные умения и навыки (сравнение, анализ, обобщение);

Воспитательные задачи: • способствовать воспитанию эстетической и экологической культуры учащихся;

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока); Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД: Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст таблицу).

Коммуникативные УУД: Кооперация усилий по решению учебной задачи.

Методы и формы обучения: объяснительно - иллюстративные, слово учителя, частично - поисковый: индивидуальная, фронтальная работа. Образовательные ресурсы: презентация, видеофильм.

Оборудование: компьютер, растения Сансевьера, Фиалка, таблицы серии «Вегетативное размножение растений»; видоизмененные побеги (клубни, луковицы); побеги, листья растений.

Используемые технологии: ИКТ, технологии проблемного обучения, оценивания, сотрудничество, здоровьесберегающая.

Планируемые результаты обучения: Учащиеся должны знать: значение вегетативного размножения в природе; способы вегетативного размножения: черенками, отводками, отпрысками, ползучими побегами, подземными видоизмененными побегами, прививкой, культурой тканей; растения, которые размножаются вегетативным способом.

Ход урока:

1.Организационный момент (вступительное слово учителя).-(1 минута) Здравствуйте ребята. У нас сегодня на уроке гости, давайте поприветствуем их, улыбнемся гостям, друг другу, спасибо. Настроение хорошее. Тогда начинаем.

2. Этап «Проверка знаний, повторение пройденного». (7-8 минут) На прошлом уроке мы рассмотрели тему? Размножение голосеменных растений. Есть ли вопросы по домашнему заданию? Задание по карточке. Выполнить тест. (Тестирование: 3человека по карточке выполняют задание письменно, при проверке 1ученик – дает ответы у доски, комментируя их. Время выполнения 4 минуты).

1. У сосны обыкновенной женские и мужские шишки образуются:

1. на разных растениях; 2. на одних и тех же растениях.

2. Семена в шишках сосны созревают через:

1. полгода после опыления; 2. несколько месяцев после опыления; 3. три года после опыления; 4. полтора года после опыления.

3. Старые женские шишки у сосны и ели:

1. опадают целиком вскоре высыпания из них семян; 2. опадают целиком после длительного пребывания на деревьях; 3. не опадают, но постепенно рассыпаются на чешуйки.

4. Голосеменные растения в отличие от папоротников:

1. живут на суше; 2. имеют корень и побег; 3. размножаются семенами; 4. образуют плод с семенами.

5. Признаки высших семенных растений:

1. для размножения им необходима вода; 2. споры мелкие, содержат мало питательных веществ; 3. крупные яйцеклетки с запасом питательных веществ; 4. процесс оплодотворения не зависит от наличия воды.

Ответы на тест: 1- 2, 2- 4, 3- 2, 4- 3, 5-4;

2)Проверяем выполнение упражнения № 153 по печат.тетради.

 (1 уч. Устно отвечает у доски без тетради (если сможет), класс проверяет правильность ответа). 1. Растение сосна 2. Пыльцевой мешок (шишечки с пыльцой) 3. Пыльца 4. Шишечки с семязачатками 5. Опыленная шишечка 6. Зрелая шишка 7. Семя с крылышком 8. Семя 9. Проросток

???Дополнительные вопросы: Какие растения относят к голосеменным? Почему их так называют? В чем преимущество семян перед споровыми?

3.Этап «Постановка цели и задачи урока». (5 минут)

Демонстрация видеофрагмента. 

(Внимание на экран, звучит красивая музыка, на фоне которой демонстрируются комнатные растения, украшающие жилые помещения, офисы, кабинеты, квартиры).

Беседа с учащимися после просмотра видеофильма.

Нравится? А что именно? А хотите ли вы чтобы ваша квартира, комната, школьный кабинет были такими же красивыми? А как самому украсить свой дом, квартиру, класс, рассадить в огороде понравившиеся растения? Что для этого необходимо знать, чему научиться? Значит: Нужно знать способы размножения растений. Как можно размножить растение? При помощи семян или частями растения. То есть половой и вегетативный способ. Какой способ половой или вегетативный более трудоемкий, более длительный и почему? Семенами. Выращиваем проростки, рассаду. Как развиваются растения, появившиеся путем вегетативного размножения? Развиваются значительно быстрее, чем особи, появившиеся из семян, т. е. половым путем. Они могут раньше перейти к плодоношению, быстрее расселиться на большой территории. Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида. В этом заключается его биологическое значение. О каких растениях идет речь, что общего у всех этих растений? Наличие цветка. Цветковые растения. Как называют отдел, к которому относят цветковые растения? Отдел покрытосеменные.

Так какой способ размножения и каких растений мы должны изучить, чтобы суметь создать сад в своем классе, доме?

Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Записываем в тетрадь число и тему урока.

А имя урока слова народной пословицы «Без листка и черенка, не будет и цветка».

4.Этап изучение новой темы: «Способы вегетативного размножения».

??? Почему размножение называют вегетативным? Вегетативус с латинского растительный, составляют тело растения, обеспечивают рост, питание, обмен веществ. (предварительно вспомнить с.91) Какие органы цветковых растений относят к вегетативным? Корень и побег (это стебель, листья). Значит, какие органы покрытосеменных растений будут обеспечивать способы вегетативного размножения? Корень, побег (стебель, лист).

Рассмотрим основные способы размножения, для этого нам необходим учебник: п. 43, стр.200, рис.147, 148, печатную тетрадь убираем в сторонку, она пока не нужна, берем опорный лист, на котором дана таблица (таблица отображается на экране), по мере изучения материала вы должны заполнить эту таблицу. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц и комнатных растений о способах размножения листовыми и стеблевыми черенками, корневыми черенками, ползучими побегами, отводками и подземными видоизмененными побегами. Заполнение таблицы по ходу объяснения нового материала). Вегетативное размножение цветковых растений широко распространенно в природе, но еще чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных растений, например в саду, и при размножении декоративных, например комнатных растений. Чаще всего растение размножают черенками. С этим способом вы знакомились на уроках окружающего мира. Что же такое черенок. Посмотрите, поддержите в руках и попробуйте сформулировать определение черенка. (Учитель раздает детям листовые черенки, стеблевые черенки). Черенок – это отрезок любого вегетативного органа. Вы, очевидно, наблюдали, как ветер ломает ветки у тополей или ранней весной при ледоходе отламываются вмерзшие в лед ветки ивы, растущей по берегам. И если это ветка попадает во влажную почву, то дает придаточные корни, укореняется и так вырастает новая ива. Так что позволяет черенкам укорениться? (Придаточные корни). А теперь самостоятельно найдите в учебнике (с.201-203, рисунок 147.) виды черенков, примеры растений и запишите их в таблицу, но вам необходимо сопоставить способ размножения с органом размножения. Работать можно в паре, можно совещаться. Кто затрудняется, спрашиваем. Время работы 5 минут. Проверяем, смотрим в таблицу на экран, сверяем ваш ответ, если что, то пропущено дополняем. Виды черенков? Дайте определение. Приведите примеры растений. Стеблевой черенок – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями (смородина, роза, тополь, виноград, традесканция). Листовые черенки – целым листом (бегония, фиалка). Способ для комнатных растений. Корневой черенок – это отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений – одуванчик, малина, вишня. Это еще один способ размножения при помощи корней. Корневые отпрыски – это побеги, вырастающие на корнях из придаточных почек (осина, рябина, тополь, малина). Давайте проверим, что у вас получилось? (Учащиеся комментируют записи в таблице). Делаем вывод: Способ-черенкование. Виды черенков: Стеблевые, листовые, корневые. Способ – с помощью корневых отпрысков. (Учитель на доску при помощи магнитов выставляет рисунки - способы черенкования, без подписей.) Но, к сожалению, при размножении черенками, например стеблевыми не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками, то есть побегом. Итак, размножение надземными частями побега. Работаем по вариантам 1 вариант изучают и записывают способ размножение Надземным побегом – отводками (стр.203). 2 вариант изучают и записывают способ размножение Надземными побегами - ползучими побегами – усами (стр. 203). 3 минуты на работу. Кто сможет выступить в роли специалиста по размножению отводками? (Ученик рассказывает и демонстрирует таблицу «Размножение крыжовника отводками»). По мере консультации вносим пометки в таблицу. Размножение отводками. Отводок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег. Так размножают крыжовник, смородину, жасмин, виноград. Размножение усами. А каких «усах» идет речь? Что это за способ? Кто специалист в этой области. Ваши ответы. (Демонстрация таблицы размножение виктории усами). Усы – это удлиненные надземные ползучие недолговечные побеги с длинными междоузлиями, в узлах которых развиваются маленькие растения с листьями корешками. А какие растения размножают усами? Это хлорофитум, виктория, луговой чай. (Раньше цветки и листья заваривали, используя их вместо чая «луговой чай», это вид вербейника, его выращивают в садах и как балконное. Может кто то решит украсить свой балкон этим растением. А если растение большое, применяют способ деления кустов. Способ делением кустов – растение с побегами и корнями делят на части, которые затем рассаживаются. Так размножают пионы, полынь, маргаритки. Не забываем вносить записи в таблицу. Посмотрите на это растение. (Учитель показывает коланхоэ). Кто знает его название? У кого это растение растет дома? Чем оно интересно? Его называют домашний доктор, почему? Сок этого растения закапывают в нос при насморке, Человек начинает чихать, очищается носовая полость. Так вот оно размножается листовыми детками. Поднимите руки, кто хотел бы иметь такого домашнего доктора? Таким образом, делаем вывод: Орган размножения: Надземный побег Способы размножения – Отводки, Ползучие побеги – усы, Деление куста, Листовые детки. Способ листовые детки отнесем к органу Лист, он у нас выделен отдельно в таблице. (Учитель на доску при помощи магнитов выставляет рисунки - способы черенкования, без подписей.)

А теперь разминка.  Тянем ручки верх, как веточки растения к солнышку, в сторону как корешки растения. Улыбнулись. Садимся. Спинки выпрямили и продолжаем работать.

Чтобы рассмотреть размножение подземными видоизменёнными побегами нам необходимо их вспомнить. Кто желает рассказать и показать видоизмененные побеги? (На подносе лежат луковицы и клубни картофеля). Рисунок в учебнике 148. Луковица. Растения, размножающиеся луковицей - лук, чеснок, тюльпан, нарцисс. (Ученик передает право ответа другому ученику). Клубень. Клубень — это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму, и зачаточными листьями, из пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, топинамбур, георгин). Корневище. Видоизмененным побегом является корневище. Размножаются пырей, ландыш, ирис, орхидея.

Какой вывод мы можем сделать: Орган размножения: Видоизмененный подземный побег Способы размножения – Клубень, Луковица, Корневище. (Учитель на доску при помощи магнитов выставляет рисунки - способы черенкования, без подписей.) Прививка. Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия. Сообщение о размножении прививкой. Прививка - это приживление одной части растения на другое растение. Растение, на которое прививают, называется – подвоем, а растение, на которое прививают – привоем. В с/х прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых деревьев всегда осуществляется прививками. Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые). Прививка: а) почкой или глазком (летом) окулировка. Сращивание глазка с подвоем происходит через 10-15 дней. б) черенком (весной). Черенки срезают у сильных здоровых растений, как правило, зимой. Хранят черенки до весны в прохладном месте, обычно под снегом. А как вы думаете, можно ли вырастить растение из клеток? Кто как считает, так ли это. Давайте удостоверимся. Слушаем сообщение. Способ - культура тканей. Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа.

Вывод по этапу «Способы вегетативного размножения».

Основные способы вегетативного размножения: (по картинкам) назовите. Назовите орган растения и способы его размножения (по презентации), проговариваем все вместе. Проверьте таблицу, все ли у вас получилось? Если необходимо внесите дополнения. А теперь вернемся к началу нашего урока. Какую цель мы поставили перед собой? Изучить способы вегетативного размножения покрытосеменных растений, чтобы использовать их на практике: в огороде при рассаживании виктории, дома, для украшения интерьера комнатными растениями, в школе, чтобы наш лицей был красивым, цветущим. знание особенностей вегетативного размножения растений позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку. На следующем уроке мы научимся навыкам рассаживания растений.

А какого его значение? Значение вегетативного размножения покрытосеменных растений: • Растения быстро расселяются на новой территории. • Сохраняются все признаки материнского растения. • Успешная конкуренция с другими растениями.

5.Этап «Первичное закрепление знаний».

Работа в парах. Необходимо сопоставить: орган растения и способ растения. Взаимопроверка. Орган растения Способ размножения A. Корень B. Лист C. Надземные побеги D. Подземные побеги 1) Прививка 2) Листья 3) Луковица 4) Листовые черенки 5) Стеблевые черенки 6) Корневые черенки 7) Листовые детки 8) Усы 9) Ползучие побеги 10) Корневище 11) Корневые отпрыски 12) Клубень 13) Корнеклубни 14) Отводки

Правильные ответы. Задание и ответы на слайдах. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 С В Д В С А В С С Д А Д А С

6.Этап «Домашнее задание». Объяснить сущность домашнего задания: 1. П. 43, стр. 200-207, читаем, отвечаем устно на вопросы после параграфа. 2.Чтобы мы могли применить полученные знания на практическом занятии нам необходимо найти информацию о комнатном растении, любом одном растении, которое вы хотели бы размножить: 1) Название растения. 2) Найти информацию о полезных свойствах растения. 3) Способ размножения. Всю информацию записать в тетрадь.

3.По желанию подготовить сообщение на 3 минуты о Мичурине Иване Владимировиче (задание написать на листочке), значение его работ для нас, как будущих садоводов. Кому интересно?

7Этап «Рефлексия». Обсуждение: Для меня было открытием … Наиболее удобным для себя, считаю способ… За что ты можешь похвалить себя? Как ты понял изученный материал, все ли тебе было доступно? Отмечаем оценку на линеечке. Есть у кого ниже 3, а кого можно назвать специалистом по размножению культурных растений, у кого 4 и 5?

 Дополнительное задание. Выберите правильное утверждение.

Биологическое значение вегетативного размножения:

Значительно быстрее захватить необходимую им площадь.

Быстрее расселиться на большой территории .

Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида, все признаки материнского растения.

Размножение растений в случае повреждения значительной части растения (пожары, вырубки и пр.) .

Если семенное размножение затруднено, и вегетативный способ размножения является единственным .

Хозяйственное значение вегетативного размножения.

Возможность быстрого воспроизводства двулетних и многолетних растений

Необходимость сохранения наследственных признаков сорта.

Возможность сочетания полезных признаков нескольких растений в одном Успешная конкуренция с другими растениями.

Растения, появившиеся путем вегетативного размножения могут раньше перейти к плодоношению.

Растения, возникшие вегетативным путем, обладают такими же свойствами, какие были у материнского растения.

Лишь в новых условиях окружающей среды у них могут проявиться иные свойства, например, могут измениться размеры растения.

Прикрепленный файл Size
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. К уроку..ppt 1.66 MB
Вегетативное размножение растений.wmv 8.79 MB

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн