Submitted by Юлия Константиновна Грачева on чт, 29/01/2015 - 16:05
Этапы урока.
1.Организационный момент (1 мин)
2. Проверка домашнего задания: (2 мин)
В своем кабинете на сайте http://uztest.ru заранее подготовила тесты в качестве домашнего задания. Учащиеся заходят на сайт каждый под своим логином и паролем, и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант.
Интернет-журнал -
оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте, в который можно произвольно добавлять и другие оценки, замечания; учащиеся (и родители) всегда могут увидеть свои оценки. Эти оценки, а также процент выполнения работы учащиеся могут увидеть на слайде, который демонстрируется онлайн с помощью проектора и экрана.
3. Активизация деятельности головного мозга (5 мин) – устный счет по теме «Круговые диаграммы». Учащиеся отвечают на поставленные вопросы по теме «Чтение круговых диаграмм». В режиме онлайн предлагается тест, состоящий из 3 заданий, которые берутся из задания обоих открытых банков заданий ГИА по математике, затем ответы учеников вводятся в тест и происходит автоматическая проверка. Интернет – ресурс образовательный портал: http://sdamgia.ru/
4. Мотивация к уроку, 5 мин
Постановка учебной проблемы с помощью использования ассоциативной схемы, которая обеспечивает вдумчивое чтение, позволяет видеть перспективу: информация в тексте – не наглядно, табличное представление информации, и как следствие, графическое представление информации – все это пути достижения основной цели – умения строить круговые диаграммы и читать их.
Каждому ученику раздается текст, прочитав который ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока. Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других. Чтобы сформировать собственное мнение, знания необходимо черпать не из лекций и учебников, содержащих готовую оценку, а получать в результате самостоятельного поиска и анализа. Поэтому каждому ученику раздается текст. (При этом следует заметить, что критическое мышление не обязательно должно быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идеи и убеждения другого человека, как свои собственные.)
«С некоторых пор учёные на вопрос, сколько океанов в мире, отвечают: «Пять». Это Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий и Южный океаны.
Атлантический океан является вторым по величине после Тихого океана. Его границы начинаются на севере – между Гренландией и Исландией. На востоке он ограничен Европой и Африкой, на западе – двумя Америками и на юге – водами Южного океана. Площадь Атлантического океана составляет 91, 6 млн. км².
Индийский океан – третий по размеру. Его площадь примерно 76,2 млн. км², а объём – 282,65 млн. км³. Глубочайшая точка Индийского океана – Зондский жёлоб с 7209 м.
Северный Ледовитый океан – наименьший океан Земли, который расположен между Евразией и Северной Америкой. Имеет площадь 14,8 млн. км². Объём воды составляет 18,07 млн. км³. Наибольшая глубина океана находится в Гренландском море и равняется 5527 м. Моря его акватории: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Бофорта, Линкольна, Гренландское, Норвежское.
Тихий океан представляет собой самый большой по площади и глубине. С площадью 179,7 млн. км² и объёмом воды 723,7 млн. км³. Самое глубокое место в Марианском жёлобе равняется 10 994 м при средней глубине 3984 м. Тихий океан расположен между четырьмя материками – Евразией и Австралией на западе, и двумя Америками на востоке.
До весны 2000 года на этом список океанов исчерпывался. Но теперь мы говорим о наличии пятого, Южного океана, четвёртого по размеру океана планеты, омывающего Антарктиду. Упоминания о нём датируются ещё 1650 годом в трудах голландского географа Б. Варениуса. Международная гидрографическая организация объявила водное пространство от Антарктиды до 60° южной широты Южным океаном, основываясь на океанографических данных, доказывающих уникальность околоантарктических вод. Южный океан – это акватория значительных размеров, которая прилегает к Антарктиде на юге. На севере Южный океан ограничивают воды могучей холодной реки южного полушария – течения Западных ветров. В него входят южные окраины 3-х наибольших океанов – Тихого, Атлантического и Индийского. Приблизительная площадь океана составляет 20,3 млн. км². Самая глубокая точка непризнанного океана – 8428 м на дне Южно-Сандвичевого желоба.»
5. Актуализация опорных знаний поматематике,15 мин – «мозговой штурм» (Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах по 2 человека)
Вызов:
• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний;
Предмет география – 4 или 5 океанов?
• пробуждение интереса к изучаемой теме;
В некоторых источниках – 4, в некоторых - 5
• наглядное представление информации
Построение круговой диаграммы
• побуждение ученика к активной деятельности.
«Мозговой штурм», что необходимо для построения круговой диаграммы (тема проценты, дроби, построение циркулем, работа с транспортиром.)
На данном этапе происходит совместное заполнение таблицы:
Данные из текста учащиеся помещают в таблицу (более наглядную информацию), выбираются только те данные, которые необходимы для дальнейшей работы. Параллельно с этим происходят необходимые вычисления, а именно: нахождение процентного соотношения каждого океана от общего мирового океана (повторение темы «Проценты»), расчет угла для построения кругового сектора (повторение тем «Нахождение части от числа» и «Нахождение числа по его части», а также темы «Округление»)
6. Лабораторная работа (8 мин)
Практическая часть: построение диаграммы. Учащиеся на основе таблицы сводных данных выполняют построение круговой диаграммы (происходит закрепление навыка построения круговой диаграммы, плюс повторение навыка работы с такими чертежными инструментами, как циркуль и транспортир). Параллельно с индивидуальной работой каждого учащегося происходит совместное построение диаграммы на доске. В качестве сверки результата – слайд с автопостроением диаграммы, образцы которых нам предлагают встроенные средства программы MS Power Point.
7. «Составление кластера» (6 мин)
В результате проведенных действий на уроке совместно определяется тема урока «Пятый океан?!» (Метапредметные связи с географией позволяют открыть для себя историю «возникновения» пятого океана, а также его некоторых географических характеристик. Кроме того, красной нитью прослеживается связь со статистикой – наглядное представление информации в виде таблиц и диаграмм.) Для построения диаграммы нам понадобилось вспомнить ряд тем, изученных ранее – проценты, вычисления процентных отношений, нахождение числа по его части и нахождение части от числа, округление. Потребовались практические навыки работы с циркулем и транспортиром. При составлении кластера учащиеся сами определяют те или иные темы, затронутые ими в процессе урока, давая им небольшую характеристику (определение, правило). Если ученик затруднялся в процессе ответа с определением – шпаргалка по теме на ресурсе http://znaika.ru/catalog/5-klass/matematika/Krugovye-diagrammy. (Видеоурок Грачёвой Ю.К. + краткий красочный конспект по теме «Диаграммы»)
8. Самооценка и рефлексия. (3 мин)
Актуальность этапа определяется: степенью овладения информацией, возможностью использования полученных знаний и обмена друг с другом, необходимостью коррекции.
В зависимости от уровня своей оценки учащиеся выбирают домашнее задание по трем уровням сложности из пособия методического комплекта «Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса» - 5 –е изд.,испр. – М.: ИЛЕКСА, - 2011, - 208с. Работа С-36 «Круговые диаграммы».