Организационные моменты:
• Приветствие всем присутствующим;
• Отметить в журнале отсутствующих;
• Озвучить и написать на доске дату и тему урока.
Актуализация знаний:
1. какие деревья растут в нашей местности?
(ответ: берёза, дуб, клён, сосна, ель…)
2. какие виды деревьев вы знаете?
(ответ: хвойные и лиственные)
3. какие породы древесины вы знаете:
(ответ: мягкие и твёрдые)
4. в каких изделиях может применяться резьба?
(ответ: картинные рамки, мебель, игрушки, спортивные снаряды, вазы, скульптуры и т.д….)
Исторические сведения:
С давних времён Россия славилась своим разнообразием лесных массивов, а также мастерами – резчиками по древесине. Русские избы строились из брёвен и обильно украшались резьбой с верху до низу (особенно карнизы, конёк, наличники на окна и двери), оттого наверное, глядя на эту красоту – невольно сравниваешь резной узор с русскими кружевами.
Резные работы можно было встретить везде, так как позволить себе купить что-то из металла, например – ложку, крестьянин просто не мог (было крепостное право).
«А Вы знаете что …?» В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи леса, домовые духи, лошадиные духи.
Чтобы задобрить такого духа и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно было его только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году) и произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйская лошадь на 5 дней в году останется беззащитной. А если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу.
А такой идол, изображённый на рисунке, охранял всю деревню. Выполняли его 52-мя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4 – 5 метров) у въезда в селение, «дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней и разбойников.
«А Вы знаете что …?» Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это для соблюдения гигиены.
В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Пётр – 1, отправляясь в путешествие по Европе, всегда брал с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших знатного и почётного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил своё здоровье и не желал рисковать им понапрасну.
Изучение нового материала: «Художественная резьба по дереву.»
Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.
Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки, прялки и многое другое.
Для резьбы выбирают хорошо высушенную однородную древесину всех лиственных пород без ярко выраженной текстуры (берёзы, липы, осины, тополя, ольхи, ивы и т.д.).
Миниатюрную резьбу выполняют на твёрдой древесине самшита, груши, яблони, клёна, граба и т.д.
Резьбу крупными элементами применяют на древесине хвойных пород.
Знакомство с инструментами по резьбе.
Ножи, резаки, стамески, клепики, ноготки, клюкарзы, гейсмусы, штихеля, косяки, ложечники, лобзики, рашпили, чеканы, прочие инструменты.
Виды резьбы по дереву.
• Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.
• Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов.
• Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку, сверху, а лампа должна находиться на достаточном расстоянии от резчика.
• Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках.
• Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии.
• Инструмент класть на верстак режущей кромкой от себя.
• Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками – отступления от этого правила – нет!
• Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора.
• Необходимо всегда иметь под рукой средства первой медицинской помощи.
Практическая работа.
Класс делим на две команды:
• 1 – команда «Молоток», работает на хвойной породе древесины – сосне
• 2 – команда «Гвоздь», работает на лиственной породе древесины – липе
Звучит спокойная классическая мелодия; по моему сигналу (хлопок в ладоши) учащиеся меняются заготовками и пробуют резать на другом материале.
Убирают рабочие места, моют руки и присаживаются на свои места.
Подведение итогов.
• С какими видами резьбы вы сегодня познакомились?
• Назовите основные инструменты, которые вы использовали при резьбе по дереву?
• Какие материалы лучше брать для начинающего резчика?
• Перечислите виды геометрической резьбы?
• Из какой древесины лучше делать миниатюрные изделия?
• Из какой древесины лучше делать крупные изделия?
Спасибо всем за активную работу во время урока. Все заслуживаете оценки – «5». Молодцы!!!
Записать домашнее задание в дневник.
• Придумать и нарисовать рисунок – схему для геометрической резьбы.
Рефлексия.
• Кем вы себя ощущали сегодня во время практической работы по резьбе?
Урок окончен, можно выйти на перемену отдохнуть.