Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Художественная резьба по дереву

Данные об авторе
Автор(ы): 
Селедцов Сергей Петрович
Место работы, должность: 

МОУ-СОШ д.Березина Унечского района Брянской области учитель технологии

Регион: 
Брянская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 

• Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева;
• Привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу;
• Обучить практическим навыкам резьбы по дереву;
• Умению создавать собственные творческие композиции в традициях художественного промысла.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
6
Используемые учебники и учебные пособия: 

Технология  6 класс

Используемая методическая литература: 

Домовая резьба

Используемое оборудование: 

• Рабочие тетради, линейки, простые карандаши, ластики, копировальная бумага, эскиз рисунка для геометрической резьбы;
• Материал – заготовки древесины липы и сосны;
• Наборы резцов по древесине;
• Работы выпускников с резьбой по дереву.

Краткое описание: 
<p>Этапы урока:<br /> &bull; Организационный момент<br /> &bull; Актуализация опорных знаний<br /> &bull; Объяснение нового материала<br /> &bull; Проектные работы учащихся<br /> &bull; Практическая работа &laquo;Геометрическая резьба&raquo;<br /> &bull; Анализ практической работы<br /> &bull; Подведение итогов<br /> &bull; Рефлексия</p>

Организационные моменты:
• Приветствие всем присутствующим;
• Отметить в журнале отсутствующих;
• Озвучить и написать на доске дату и тему урока.
Актуализация знаний:

1. какие деревья растут в нашей местности?
(ответ: берёза, дуб, клён, сосна, ель…)
2. какие виды деревьев вы знаете?
(ответ: хвойные и лиственные)
3. какие породы древесины вы знаете:
(ответ: мягкие и твёрдые)
4. в каких изделиях может применяться резьба?
(ответ: картинные рамки, мебель, игрушки, спортивные снаряды, вазы, скульптуры и т.д….)



Исторические сведения:
С давних времён Россия славилась своим разнообразием лесных массивов, а также мастерами – резчиками по древесине. Русские избы строились из брёвен и обильно украшались резьбой с верху до низу (особенно карнизы, конёк, наличники на окна и двери), оттого наверное, глядя на эту красоту – невольно сравниваешь резной узор с русскими кружевами.
Резные работы можно было встретить везде, так как позволить себе купить что-то из металла, например – ложку, крестьянин просто не мог (было крепостное право).
«А Вы знаете что …?» В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи леса, домовые духи, лошадиные духи.
Чтобы задобрить такого духа и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно было его только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году) и произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйская лошадь на 5 дней в году останется беззащитной. А если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу.
А такой идол, изображённый на рисунке, охранял всю деревню. Выполняли его 52-мя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4 – 5 метров) у въезда в селение, «дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней и разбойников.
«А Вы знаете что …?» Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это для соблюдения гигиены.

В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Пётр – 1, отправляясь в путешествие по Европе, всегда брал с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших знатного и почётного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил своё здоровье и не желал рисковать им понапрасну.
Изучение нового материала: «Художественная резьба по дереву.»
Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.
Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки, прялки и многое другое.

Для резьбы выбирают хорошо высушенную однородную древесину всех лиственных пород без ярко выраженной текстуры (берёзы, липы, осины, тополя, ольхи, ивы и т.д.).
Миниатюрную резьбу выполняют на твёрдой древесине самшита, груши, яблони, клёна, граба и т.д.
Резьбу крупными элементами применяют на древесине хвойных пород.
Знакомство с инструментами по резьбе.

Ножи, резаки, стамески, клепики, ноготки, клюкарзы, гейсмусы, штихеля, косяки, ложечники, лобзики, рашпили, чеканы, прочие инструменты.
Виды резьбы по дереву.


Геометрическая, плоскорельефная, рельефная, прорезная (ажурная), скульптурная (объёмная), домовая (корабельная).
Виды геометрической (выемчатой) резьбы.
Четырёхгранно-выемчатая, трёхгранно-выемчатая, скобчатая.

Правила охраны труда при резьбовых работах.

• Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.
• Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов.
• Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку, сверху, а лампа должна находиться на достаточном расстоянии от резчика.
• Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках.
• Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии.
• Инструмент класть на верстак режущей кромкой от себя.
• Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками – отступления от этого правила – нет!
• Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора.
• Необходимо всегда иметь под рукой средства первой медицинской помощи.
Практическая работа.
Класс делим на две команды:
• 1 – команда «Молоток», работает на хвойной породе древесины – сосне
• 2 – команда «Гвоздь», работает на лиственной породе древесины – липе
Звучит спокойная классическая мелодия; по моему сигналу (хлопок в ладоши) учащиеся меняются заготовками и пробуют резать на другом материале.
Убирают рабочие места, моют руки и присаживаются на свои места.
Подведение итогов.
• С какими видами резьбы вы сегодня познакомились?
• Назовите основные инструменты, которые вы использовали при резьбе по дереву?
• Какие материалы лучше брать для начинающего резчика?
• Перечислите виды геометрической резьбы?
• Из какой древесины лучше делать миниатюрные изделия?
• Из какой древесины лучше делать крупные изделия?
Спасибо всем за активную работу во время урока. Все заслуживаете оценки – «5». Молодцы!!!
Записать домашнее задание в дневник.
• Придумать и нарисовать рисунок – схему для геометрической резьбы.
Рефлексия.
• Кем вы себя ощущали сегодня во время практической работы по резьбе?
Урок окончен, можно выйти на перемену отдохнуть.


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн