Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методика проведения коллективно-творческих дел

Submitted by Наталия Сергеевна Мостовая on Wed, 11/02/2015 - 14:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мостовая Наталия
Место работы, должность: 

ГБОУ СО ДОД "ОЦРТПВиДПМ"

методист, педагог дополнительного образования

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Игровая программа</p>

Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области дополнительного образования детей

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Утверждена на педагогическом   совете ЦРТДиЮ                                      протокол №       от            г.                       директор _______ Киреев В.В.

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

«Игротека» объединение «Какаду»

 

 

 

                                                                                  Возраст обучающихся: 5 – 7 лет

                                                                                  Срок реализации –2 года

 

 

 

 

                                                                                  Автор:

Педагог дополнительного образования

Карамышева Маргарита Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2014 г.

 

                                                                              

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Игра – естественный спутник жизни ребенка, обладающий большой воспитательной силой, является источником положительных эмоций для каждого человека. Играть любят все дети от дошкольника, младшего школьника до старшеклассника. Необходимо только выбрать соответствующие возрасту виды игровой деятельности, формы и содержание игр.

 Игры являются традиционным средством педагогики. А.С.Макаренко говорил: « Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками,

учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".

В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо), формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

Итак, игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. С помощью игры   можно научить ребёнка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного члена общества.  Социально – психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие.

Большую часть времени ребенок проводит дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

В работе с детьми 5-7 лет предполагается активное включение родителей в организацию образовательного процесса и сам педагогический процесс, обучение родителей формам развивающего взаимодействия с детьми, оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания и образования детей. Образовательная программа «Игротека» ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребенка, на содействие его социализации, на выявление и развитие творческих способностей обучающегося.  В этом заключается   н о в и з н а  программы.  

 Среди детей 5-6-летнего возраста довольно много «домашних» детей, не посещающих детский сад. Поэтому нередко возникают проблемы в общении с другими детьми. Необходимо помочь детям 5-6-летнего возраста

 адаптироваться в детском коллективе перед поступлением в школу. В игровых ситуациях этот процесс идет быстрее и эффективнее. Поэтому программа «Какаду» 2-го года обучения входит в комплекс программы «Играя, познаем мир» объединение раннего развития и эстетического воспитания.

Во время обучения у детей будут совершенствоваться физические качества, а также инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость, появится навыки общения, самовыражения, физической и духовной самореализации. В этом   а к т у а л ь н о с т ь   программы «Игротека» в целом.

Педагогическая целесообразность.  

Игра облегчает процесс познания. Создание игровых ситуаций делает образовательный процесс наиболее эффективным и результативным.

Игра раскрывает характер ребенка. В игре определяются лидеры, проявляются способности. Многие игры имеют соревновательный характер, соответственно, в таких играх ребенок получает стимул к самосовершенствованию.

Игра моделирует различные ситуации, и ребенок имеет возможность примерить на себя разные роли и как результат познает самого себя.

Через игру в любом возрасте происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития. 

Отличительная особенность

Цель программы:

   - социализация личности ребенка через систему игр разных видов.

             Задачи:

  1-й год обучения (возраст 5-6 лет):

 

1.Поощрять участие детей в совместных играх; развивать интерес к различным видам игр.

2.В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему миру; способствовать формированию положительных эмоций от игры.

3.Совершенствование всех психических процессов: речь (умение строить  связное высказывание по теме), внимание, память, мышление.

4.Подготовка к школе «домашних» детей, не посещающих детский сад, их   адаптация в коллективе.

5.Укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, чему способствуют подвижные игры.

2-й год обучения (возраст 6-7 лет):

1.Дать представление об истории возникновения игры, игровых атрибутов (напр. мяча), старинных русских забав; познакомить с традициями и самобытностью русского народа и народов мира, сходством и оригинальностью игр разных народов земного шара; зависимостью характера и содержания игры от географических особенностей страны, в которой она возникла, ее истории;

 2. Научить самостоятельно, организовывать полезный и интересный досуг для себя и своих друзей, исключающий негативные проявления современного общества; укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития;

3. Обеспечить условия, при которых ребенок воспитывает у себя такие качества характера, как выдержка, ответственность, взаимопомощь, терпение, самостоятельность.

 Для выполнения этих целей и задач программа предусматривает использование подвижных, народных, интеллектуально-развлекательных, экологических, настольных игр. 

       Направленность:             социально-педагогическая

       Вид программы:              адаптированная

       Сроки реализации:           2 года

       Возраст детей:                  5-6 лет (1-й год), 6-7 лет (2-й год)

       Состав детской группы:   постоянный

       Категория детей:               дошкольники;

       Условия набора:               свободный

При разработке содержания программы 1-го и 2-го года обучения использовались некоторые разделы комплексных программ в детском саду.

 Формы и режим занятий

1-й год обучения – группа в количестве 15 детей,   занимаются 2 раза в неделю по 20 минут. Количество часов в год –

2-й год обучения – группа обучающихся в количестве 10 детей, занимаются 2  раза в неделю по 30 минут. Количество часов в год – 

Основные формы проведения занятий:

 - игра-путешествие;

- сюжетно-ролевая игра;

- игра-заочная экскурсия;

- игра-соревнование;

- игра-конкурс;

- игра-спектакль.

Формы работы с родителями:

- демонстрация родителям приемов работы с ребенком с целью привлечения их к учебному процессу.

- наблюдение родителей за ребенком на занятиях с целью формирования навыков сотрудничества при организации совместной деятельности.

- выполнение домашних рекомендаций родителями вместе со своими детьми с целью отработки дома пройденного материала.

- рекомендации родителям по изучению специальной литературы с целью повышения педагогической компетентности.

 

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

  • Обучающиеся должны уметь объединяться со сверстниками для игры в группы из 2-3 человек на основе личных симпатий; проявлять умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре;

  • Должны уметь придерживаться игровых правил в разученных играх;

  • Должны проявлять интерес к участию в совместных играх;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-й год обучения (возраст 5-6 лет):

 Должны знать:

  • названия дней недели и их последовательность;

  • последовательность наступления 4-х времен года, названия месяцев и их     последовательность;

  • названия видов деревьев (10);

  • 5 геометрических фигур и их основные характеристики;

  • основные профессии людей;

  • основные группы животных и птиц, их названия;

  • правила дорожного движения;

иметь представления о:

  • зависимости изменений в неживой и живой природе;

  • занятиях людей в разные сезоны;

  • форме Земли, строении Солнечной системы;

  • смене дня и ночи;

  • правилах поведения в обществе;

Уметь:

  • сделать рассказ-описание о времени года;

  • играть в настольные и подвижные игры.

 

2-й год обучения (6-7 лет)

 

 Должны знать:

  • иметь представление об истории возникновения игр и игровых атрибутов;

  • знать названия и правила игр, необходимые зачины и считалки, разучивание которых предусмотрено программой; роль ведущего или водящего, отведеннуюв игре;

Уметь:

  • уметь самостоятельно выбрать необходимый реквизит, атрибуты для проведения игры;

  • уметь самостоятельно изготовить простейшие атрибуты для разученных игр;

  • уметь объяснить правила и ход игры, самостоятельно провести, организовать каждую из разученных игр;

  • уметь самостоятельно выбрать игру, подходящую для определенных условий, ситуации и интересов.

 

Способы и формы определения результативности образовательной деятельности

 «Обобщающее повторение» - занятия проводятся для выявления результатов усвоения программного материала по каждой теме у обучающихся 2-го года.

 «Проведи игру сам» - такие занятия проводятся для выявления знаний и умений детей   2-го года обучения и их оценки. На этих занятиях обучающиеся самостоятельно выбирают игру (из разученных); напоминают или объясняют правила этой игры; подбирают реквизит и атрибуты; выступают в роли ведущего.

 Игры – конкурсы, игры – эстафеты, состоящие из разученных игр также являются показателем усвоения учащимися знаний и умений, полученных на занятиях.

Оцениваются результаты обучающихся с помощью жетонов красного, желтого и зеленого цветов, которые выдаются учащимся на итоговых занятиях. Цвета жетонов – это степень овладения знаниями и умениями:

  • Красный – «отлично»

  • Желтый – «хорошо»

  • Зеленый – «удовлетворительно»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Методическое обеспечение образовательной деятельности

    Игра это жизнь, особенно если мы говорим о детских играх, призванных развлечь, сплотить, развить, развеселить, научить, показать – чтобы было интересно, динамично и задорно.

    Все занятия объединения наполнены  разнообразными играми. Здесь следует отметить огромную роль  игр в  воспитании  и  развитии детей. Все известные педагоги не отрицали огромного значения игр.  «Игра, -  считал К.Д. Ушинский, - это мир практической деятельности для ребенка, в игре удовлетворяются и физические, и духовные потребности, в ней формируются его ум, сердце и воля». «Для ребенка игра – это самое серьезное дело, - читаем у В.А. Сухомлинского. – В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития». «Игра является естественной формой труда ребенка,- писал Л.С. Выготский, - присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».   Также высказывался и Ю.П. Азаров: «Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии ума, выдержки..» В играх исподволь отрабатывается довольно широкий круг важных в жизни движений и действий, ведь в стольких играх надо проявлять ловкость, находчивость, выдержку, активность. А игры с правилами требуют от участников организованности и внимания. «При умелом руководстве со стороны взрослых, - писал собиратель и автор многих игр Е.М. Минский, игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем».

    Игра – это школа общения. Особенно ценны игры в коллективе. Научиться играть в команде, быть может, не менее важно, чем успевать в школе, ведь человек живет среди людей. Сегодня – общая игра, завтра общее дело и как хорошо, когда люди умеют слушать, понимать, сочувствовать и помогать, а не мешать, злорадствовать и завидовать. Игра с детьми, педагог учит их играть и воспринимать выигрыш спокойно, без  неприличного ликования и злорадства, а проигрывая, не впадать в панику или отчаяние и не терять веры в себя, а переживать проигрыш с достоинством и юмором. Таким образом, игры уже сами по себе способствуют развитию многих моральных и нравственных качеств. «Игра – это дело серьезное» - озаглавлена одна из книг В.В. Волиной. Это стало девизом объединения.

    Педагог, использует  игровые ситуации в образовательном процессе. Направления педагогического руководства игровой деятельностью: 

  • Вовлечение детей в игру, используя особые приемы, пробуждающие

          желание играть;

  • Помогать решать игровые задачи, действуя по правилам;

  • Развивать творческие потенциал ребенка в процессе игры.

     Процесс игры включает:

    а) выбор роли;

    б) игровые действия, как средства реализации этих ролей;

    в) игровое использование предметов;

    г) реальные отношения между играющими;

    д) сюжет (область) действительности, условно производимые в игре;

    е) активное участие в подготовке игры и проведении ее.

    Для успешного взаимодействия с родителями детей творческого объединения, участвующих в проведении занятий, выбраны следующие направления работы:

    1. Формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами.

    2. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка.

    3. Повышение педагогической компетентности родителей:

     - обучение родителей специальным методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома;

    - обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для развития личности ребенка.

    При разработке программы учтены  основополагающие принципы:

    - учет возрастных особенностей (содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного возраста);

    - принцип наглядности (широкое использование наглядных пособий, делающих учебный процесс более эффективным);

    - принцип связи теории с практикой (органичное сочетание в работе с детьми необходимых теоретических знаний и практических навыков);

    - принцип индивидуализации программы (максимальный учет характерологических особенностей каждого ученика);

    - принцип актуальности (максимальная приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей). 

    Материально-техническое обеспечение

    Для проведения подвижных игр необходимо достаточно просторное, хорошо проветриваемое, светлое помещение.

    В  подвижных играх  используются игровые атрибуты, необходим следующий спортивный инвентарь:

  • мячи (разных размеров);

  • <!-- --><!-- --><!-- --><!-- --><!-- -->

    спортивные палки