Место работы, должность:
Цель урока: закреплять умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путем изменения формы слова.
Планируемые результаты:
- Предметные — повторить понятия «ударные» и «безударные» гласные; различать понятия «проверяемая» и «непроверяемая» гласная; совершенствовать навыки написания и проверки написания безударных гласных в корне слова; повторить написание «словарных» слов по теме «Птицы»
- Личностные — уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Метапредметные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение .
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
- Основной метод, используемый на уроке – проблемный.
- Проблема, решаемая на уроке — «Как правильно писать слова с безударными гласными?»
- Оборудование: ПК, экран, учебники, рабочие тетради.
Тип урока:
• урок закрепления и обобщения знаний.
Ход урока
1 Организационный момент:
В школе прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа . Объясните написание пропущенных букв в словах.
В.семнадцатое н.ября.
Классная р.бота.
2 Актуализация знаний.
- Что мы знаем о безударных гласных?
- Какие безударные гласные есть в записи числа? (Проверяемые и непроверяемые). Как быть, если в слове есть непроверяемая безударная гласная? ( Написание такого слова нужно запомнить. Это словарные слова.)
- Определите тему словарной работы.
Воробьи, вороны, галки
На снегу играли в салки,
А мороз их догонял
И за пяточки щипал!
Птички весело порхали -
Только пяточки сверкали!
Про мороз они забыли -
Свои лапки застудили!
Птички, птички! Улетайте!
Летом в салочки играйте!
Будет солнышко теплее -
Ваши лапочки согреет!
- Тема словарной работы «Птицы». Какие орфограммы будут в словах? (Безударные гласные непроверяемые ударением)
- Самостоятельно запишите слова по данной теме. (Картинный диктант)
- Два человека работают индивидуально у доски:
1 звуко-буквенный разбор слова: юла
2 Запись деформированного предложения: леж.т снег Кругом пуш.стый.
3 Постановка проблемной ситуации. Самоопределение к деятельности.
– Я хочу вам рассказать историю.
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не поиграли в футбол.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Дима? Помогите Диме исправить ошибку.
м.чом-мяч
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Безударные гласные ».)
– Чему мы будем учиться на уроке? (Правильно писать слова с безударной гласной )
– В течение урока будем отвечать на вопросы:
4 Работа по теме урока
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
- Работа с электронным приложением к учебнику. Самостоятельное выполнение упражнения с последующей взаимопроверкой.
5 Физкультминутка.
На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет -
Всем друзьям физкульт-привет!
6 Продолжение работы по теме урока
-Откройте учебник русского языка с. 97, упражнение 149. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Выписать слова в два столбика, вписывая безударную гласную)
- Как будете выбирать нужную букву? (Подбирать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.)
- У доски работает один ученик. Остальные дети пишут в своих тетрадях.
7 Игра « Найди и исправь ошибку». Устно.
• Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)
- Какое правило нужно помнить для написания слов с безударной гласной?
8 Итог урока:
– Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
– Кто хочет задать первый вопрос?
– Какое умение мы отрабатывали на уроке?
- Домашнее задание: с.98 упражнение 150.
9 Рефлексия:
-Продолжите предложения:
- Сегодня я научился…
- Мне понравилось…
- Я узнал, что…
- Мне было трудно… , но я старался.
Информационные источники:
- Журжина Ж.И. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс. – М., 1995.
- Скопина Е.В. Поурочные разработки по русскому языку 2 класс. – М.: Вако, 2004.
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, 1997.
- И.Ф.Яценко Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Перспектива» 2013.
- Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климанова Русский язык 2 класс.