Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС
Размещено: Сергей Николаевич Ельцов - чт, 12/03/2015 - 13:21
«Технология развития
критического мышления
на уроках истории и обществознания
как одна из инновационных технологий ФГОС »
(выступление на конференции)
Разработал:
Ельцов Сергей Николаевич
учитель истории и обществознания
ГБОУ Школа №281 г.Москва
«Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти». Л.Н.Толстой.
Важнейшей задачей современной системы образования в условиях ФГОС является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, создание наиболее благоприятных условий для развития личности школьника как индивидуальности.
Поэтому, одной из актуальных проблем (важной не только для российской школы, педагогического сообщества, но и для общества в целом) является определение перспективной стратегии развития системы школьного исторического образования в условиях введения новых образовательных стандартов и информационной революции.
Если ранее образование было построено путем трансляции учителем информации, то в связи с введением ФГОС главным становится формирование умения учащихся учиться самостоятельно. Добиться этого, опираясь на традиционные методы обучения, невозможно. Сегодня мы должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Сегодня ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Перед учителем встает множество проблем: как можно добиться проявления внутренней активности учащихся; как мотивировать учебную деятельность; как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы?
Для разрешения этих проблем нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным. Поэтому меняется не только время, но и подходы в системе образования. Согласно ФГОС, владение педагогами современной методикой преподавания и педагогическими технологиями, является одной из значимых целей модернизации отечественной системы образования.
Такой технологией для меня является технология развития критического мышления.
Суть данной методики заключается в освоении учащимися активных способов мышления и активных способов работы с информацией, тем самым, пробуждение в них интереса к исследовательской работе, умение обобщить приобретенные знания.
Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: учащиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
Каждый учащийся должен научиться осуществлять хотя бы несколько мыслительных действий: анализировать, сравнивать, приводить аргументы «за» или «против».
Использование мною ТРКМ помогает учащимся на уроках истории и обществознания вырабатывать: умение выражать свои мысли; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Основа технологии развития критического мышления - трехфазовая структура урока.
1 этап: фаза «Вызов»
Задачи:
1.Актуализация знаний и смыслов.
2.Пробуждение познавательного интереса.
3.Определение направления в изучении темы.
2 этап: фаза «Реализация смысла (осмысление)»
Задачи:
1. Активное восприятие информации.
2. Обмен полученной информацией
3 этап ТРКМ - фаза «Рефлексия»
Задачи:
- помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;
- помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала.
На данной фазе учащиеся:
- соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления;
- производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы;
- выражают новые идеи и информацию собственными словами;
- самостоятельно выстраивают причинно – следственные связи