Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Диафильмы как средство повышения уровня восприятия литературных текстов младшими школьниками».

Название проекта: «Диафильмы как средство повышения уровня восприятия литературных текстов младшими школьниками».

Постановка проблемы+актуальность: такая задача как научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению очень актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Формированию умения понимать текст необходимо уделить особое внимание на начальном этапе школьного обучения, ведь общение с книгой можно считать одним из важных источников социализации личности младшего школьника.

    Отсутствие в интеллектуальном багаже младшего школьника приемов понимания текста приводит к трудностям в овладении учебной деятельностью, проблемам развития логического мышления и воображения, несформированности внутреннего плана действий, потере интереса к познавательной деятельности вообще, к неумениям справляться с проблемами, стоящими внутри самого себя.

    В связи с этим в Федеральном государственном стандарте отмечается, что: «...лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески», а владение приемами понимания прочитанного определяется как важнейший компонент читательской компетентности, формируемый в начальных классах.

    В настоящее время проблема полноценного восприятия художественного произведения является недостаточно изученной, так как не создано единой классификации уровней восприятия, мнения ученых разделились относительно терминологии, количества уровней восприятия, умений, которыми должен обладать ученик на каждом из уровней. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, когда начинать обучать детей пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие художественного произведения.

    Достаточно часто дети, читая художественное произведение, воспринимают изображенное неточно и даже неверно, поверхность изучения не дает никаких психолого-педагогических результатов, потому что, на уроках чтения учитель не работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно.

    Таким образом, чтобы достигнуть наиболее полного уровня восприятия и запоминания информации нельзя ограничиваться стандартными формами деятельности на занятиях.

Цель проекта: повышение уровня восприятия художественных произведений посредством использования диафильмов.

Задачи проекта:

- создание условий для более глубокого восприятия художественных произведений при работе над диафильмами;

- развитие компонентов восприятия (сфера эмоций, воображения и осмысления) при помощи диафильмов.

- Развитие навыков самостоятельной работы, анализа и рассуждения.

Участники проекта: учащиеся 2 класса (можно адаптировать и под другой класс начальной школы).

Общий замысел: профессиональный проект «Диафильмы как средство повышения восприятия литературных текстов младшими школьниками» содержит программу с учениками, которая представляет собой систему 12 занятий по внеурочной деятельности, которые направлены на развитие различных компонентов восприятия художественных текстов. Занятия по развитию восприятия художественных текстов будут проводиться 1 раз в неделю, в течение 3 месяцев.

Занятия включают в себя следующие темы:

-Л. Н. Толстой. Рассказ «Лев и собачка».

-Л.Н.Толстой. Рассказ «Прыжок».

-Былина. Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь».

-Н. Некрасов «Мужичок с ноготок».

-А. П. Чехов «Степь»(2 занятия).

-А.П. Чехов «Белолобый».

-Чехов «Ванька».(2 занятия)

-Ш. Перро "Подарки феи".

Программа включает следующие этапы:

1 этап: Ориентировочный.(1 занятие)

2 этап: Основной.(2-10 занятие)

3 этап: Закрепляющий.(11-12 занятие)

    Целью ориентировочного этапа будет являться установление контакта, выявление актуального состояния детей, настрой и активизация детей. Создание благоприятного эмоционального фона и знакомство со структурой и формой занятий. А так же ориентировка учащихся в том, чем они будут заниматься в течение предстоящего эксперимента. Знакомство с понятием диафильм, ориентация этого понятия с занятием литературного чтения. Знакомство с ролями сценариста, иллюстратора и критика. А самое главное - проведение опроса для выявления актуального уровня восприятия (фрагментарный, констатирующий, аналитический и концептуальный) художественных текстов младшими школьниками.

    Основной этап выступает главным по формированию компонентов восприятия художественных произведений младшими школьниками. Сюда включается система разработанных занятий, направленная на устранение проблемы восприятия. В основе заданий будет лежать чтение, обсуждение, работа с текстом, диафильмами. Работа на занятиях будет проводиться в различных формах: коллективной, групповой и индивидуальной.

    И последний закрепляющий этап самостоятельная работа учащихся по созданию диафильмов, индивидуальная работа учащихся, подведение итогов. А также проведение повторного опроса для сравнения с первым, выявление эффективности данной программы.

График реализации проекта.

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Ориентировочный этап

1

Вводное занятие+мониторинг уровня восприятия.

07.09.15

Основной этап

2

Л. Н. Толстой. Рассказ «Лев и собачка».

14.09.15

3

Л.Н.Толстой. Рассказ «Прыжок».

21.09.15

4

Былина. Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь».

28.09.15

5

Н. Некрасов «Мужичок с ноготок».

05.10.15

6

А. П. Чехов «Степь».

12.10.15

7

А. П. Чехов «Степь».

19.10.15

8

А.П. Чехов «Белолобый».

26.10.15

9

Чехов «Ванька».

09.11.15

10

Чехов «Ванька».

16.11.15

11

Ш. Перро "Подарки феи".

23.11.15

Заключительный этап

12

Заключительное занятие (Повторный мониторинг уровня восприятия)

30.11.15

Ресурсное обеспечение

- интерактивная доска;

- проектор; - экран

; - канцелярские товары;

- компьютер.

Риски при реализации проекта

- выход из строя оборудования;

- болезнь участников проекта

Ожидаемые результаты. Исходя из цели и задач проекта, предполагается, что использование диафильмов значительно повысит уровень восприятия художественных произведений детьми младшего школьного возраста.

Перспективы развития проекта. Диафильмы могут быть использованы на всех этапах процесса обучения и во всех формах учебных занятий. Диафильмы в начальных классах можно использовать кна уроках литературного чтения, т.к. они прививают литературный вкус, пробуждают чувство прекрасного, всесторонне знакомят с богатством оттенков русского языка и помогают точнее и ярче воспринимать и осознать литературные образы. В случае выявления положительных результатов дальнейшее использование в своей практике, передача опыта коллегам для применения на других классах.

Прикрепленный файл Size
Проект Диафильмы как средство повышения уровня восприятия литературных текстов младшими школьниками..docx 109.04 KB

»  Размещено в сообществах:   
Молодой педагог - 2015

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн