Вы не зарегистрированы

Авторизация



Компьютер в управлении образовательным учреждением

Submitted by Кристина Алексаедровна Эслингер on Sat, 21/03/2015 - 10:14

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Это находит подтверждение в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утвержденной Президентом Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 года. Приказ №271): «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности» и в Проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статья 31: «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации. Ведение образовательной организацией собственного сайта в сети "Интернет" является обязательным», статья 32: «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации - обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет».

Во-вторых, современные информационно-коммуникационные технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Об этом говорится в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утвержденной Президентом Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 года. Приказ №271): «Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы».

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества. И это звучит в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утвержденной Президентом Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 года. Приказ №271): «Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции». И в Проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статья 67: «1.Дистанционные образовательные и (или) электронные образовательные технологии используются с целью предоставления обучающимся возможности обучения непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). 2.Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Под электронными образовательными технологиями понимаются  дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет».

Информационно-коммуникационные технологии затрагивают все сферы жизни общества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиально важное значение для России, находящейся на этапе сложных экономических преобразований, являются следующие:

-     повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью;

-     обеспечение нацеленности обучения на новые технологии информационного общества и, в первую очередь, на информационно-коммуникационные технологии;

-     обеспечение большей доступности образования для всех групп населения;

-     повышение творческого начала в образовании.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой.

По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования.

Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.

Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление информационно-коммуникационных технологий. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.

Примером успешной реализации информационно-коммуникационных технологий стало появление Интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.

«В целях информационного обеспечения системы образования органы, объединения и организации, способствуют созданию и поддержке в сети Интернет образовательных порталов, изданию научной, учебной и учебно-методической литературы и средств массовой информации соответствующей направленности, размещению электронных версий указанных информационных ресурсов в сети Интернет». (Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статья 23)

Сложность внедрения современных информационно-коммуникационных технологий определяется и тем, что традиционная практика их разработки и внедрения основывается на идеологии создания и применения информационных и телекоммуникационных систем в совершенно иных сферах: связи, военно-промышленном комплексе, в авиации и космонавтике.

Адаптацию информационно-коммуникационных технологий к конкретной сфере применения здесь осуществляют специалисты конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, имеющие большой опыт разработки подобной техники и, следовательно, хорошо понимающие назначение систем и условия их эксплуатации.

В современном образовании таких специализированных научно-исследовательских структур нет, они только начинают создаваться. По этой причине возникает «разрыв» между возможностями образовательных технологий и их реальным применением.

Примером может служить до сих пор существующая практика применения компьютера только как печатающей машинки. Этот разрыв часто усиливается тем, что основная масса школьных учителей не владеет современными знаниями, необходимыми для эффективного применения информационно-коммуникационных технологий.

Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т.п.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий и образовательных технологий должна стать новым этапом их более эффективного внедрения в систему российского образования.

Управление процессом информатизации в системе образования Сафакулевского района осуществляется путем скоординированных действий структур управления и методических структур.

Программы развития образовательной информационной среды района, образовательного учреждения, отдельного учебного предмета, используют показатели информатизации, характеризующие уровень:

-     оснащенности средствами информационно-коммуникационных технологий и информационными ресурсами;

-     их доступности (непосредственной и телекоммуникационной);

-     их реального использования, вызванных информатизацией изменений в образовательном процессе и укладе школы;

-     результативности применения информационно-коммуникационных технологий.

Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий  обусловлено образовательным процессом и предусматривается наличие устройств отображения аудиовизуальной информации для организации групповых занятий (мультимедийные проекторы, экраны и др.).

                      Определим основные направления деятельности руководителей  образовательных учреждений по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство учреждения:

1.   Способствует формированию общего видения целей и смыслов использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе у учителей, учащихся и родителей.

2.   Осуществляет управление процессом создания, реализации и контроля выполнения стратегического плана информатизации школы, обеспечивающего достижение поставленных целей.

3.   Использует информационные ресурсы и технологии при принятии управленческих решений.

4.   Создает условия для развития образовательной среды для личностно ориентированного обучения, где информационно-коммуникационные технологии используются для удовлетворения индивидуальных и разнообразных потребностей учащихся.

5.   Создает условия для обязательного обучения педагогического и административного состава использованию информационных и коммуникационных технологий для управленческой деятельности и повышения качества преподавания и учебной деятельности учащихся.

6.   Планирует и обеспечивает повседневное, целенаправленное и эффективное использование информационных и коммуникационных технологий в школе.

7.   Использует информационные и коммуникационные технологии для обмена информацией и организации совместной деятельности коллег, персонала, родителей, учащихся и местного сообщества.

8.   Сам создает профессиональные сообщества (в том числе сетевые) и участвует в сообществах, которые способствуют и стимулируют использование педагогами и персоналом информационных технологий для повышения эффективности своего труда.

9.   Постоянно повышает свою профессиональную квалификацию, используя информационные и коммуникационные технологии и ресурсы сети.

10. Знакомится с новинками информационных и коммуникационных технологий на предмет их использования в управлении общеобразовательным учреждение.

11. Использует технологии для совершенствования управленческой деятельности.

12. Обеспечивает совместимость используемых информационных и коммуникационных технологий.

13. Внедряет и использует программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности.

14. Распределяет финансовые ресурсы, чтобы обеспечить полную и стабильную реализацию плана информатизации школы.

15. Согласовывает и объединяет планы развития школы, планы информатизации и иные планы развития и инновационной деятельности для более эффективного использования ресурсов.

16. Обеспечивает постоянное совершенствование технологий, используемых в управлении, их обновление и замену.