- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
формировать интерес к русскому языку;
развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
расширить понятийную базу об однокоренных словах; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли ; устанавливать смысловую и структурную связь однокоренных слов.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы:индивидуальная, работа в группах, коллективная
- Ребята, солнышко улыбается нам. Давайте мы улыбнёмся ему. А теперь улыбнитесь друг другу.
- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).
Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях
УУД:
личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2
Актуализация знаний
Повторение пройденного материала по вопросам.
-Какой раздел языкознания мы с вами изучаем?
-Что изучает данный раздел?
- Назовите все морфемы.
-Какие из них мы уже изучили?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Регулятивные (контроль, коррекция знаний).
3.
Введение в тему
Сегодня мы познакомимся еще с одной морфемой. Для этого прослушайте стихотворение.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- О чем это стихотворение?
О какой морфеме сегодня пойдет речь?
Работая в группах, вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов
Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал.
С какими трудностями вы столкнулись, когда выполняли задание? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное)
Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов)
Учащиеся определяют , какую морфему они будут сегодня изучать.
УУД:
Регулятивные (поиск и выделение информации).
Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).
4.
Определение темы и целей урока.
Определите тему нашего сегодняшнего урока.
А разве эта тема для вас новая?
Каковы же тогда цели нашей работы?
Сформулируйте их, используя незаконченные предложения
Я хочу узнать …новое о корне слова
Мне надо учиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению
Я хочу развивать…орфографическую грамотность
Формулируют тему и цель урока.
УУД:
Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).
Познавательные (формулирование проблемы)
5.
Открытие нового знания.
1.Объяснение новой темы.
Что называется корнем слова?
Корнем слова называется общая часть родственных слов. Поэтому слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.
Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова.
Школа, школьник, пришкольный – это однокоренные слова.
А данные слова будут однокоренными?
Школа, в школу, к школе.
Зто разные формы одного и того же слова. Окончание образует формы слова.
Дети находят различия между однокоренными словами и разными формами одного слова, делают вывод.
Проблемное объяснение нового материала.
УУД:
Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются различия однокоренных слов и форм одного слова)
Познавательные (наблюдение, поиск информации).
2. Работа с текстом учебника.
Посмотрим теперь, какое определение дает учебник.
П.74, с.158
Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.
Познавательные (наблюдение, поиск информации).
6.
Закрепление знания
Предлагает выполнить упр. 379 ( по заданию)
Выполняют задание (коллективная работа, проверка задания под контролем учителя).
Предметные
Познавательные (общеучебные действия)
Регулятивные (контроль)
Работа в группах
1)Подобрать однокоренные слова.
1гр.- Лес, сад, школа.
2гр.- дерево, гриб, вода
3гр.- снег, камень, ветер
2)Игра «Четвертое лишнее».
На доске столбики слов:
вода полёт слепой
водяной навылет ослепить
водитель лететь ослепнуть
подводник вылечить слепок
Задание. Записать только однокоренные слова, исключив «лишнее» слово. Выделить корни.
Почему это слово вы посчитали лишним?
Вывод учителя: Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными.
3)Игра «Вырасти дерево».
Каждая группа получает на листочке корень слова, который нужно «вырастить», т.е. добавляя приставки и суффиксы, подобрать как можно больше однокоренных слов. (части речи могут быть разными)
1гр.- снег
2 гр.- мороз
3гр.- холод
4) Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор
На скалу набрасывались яростные ва/олы.- На лугу пасутся большие ва/олы.