Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Корень слова. Однокоренные слова

Submitted by татьяна викторовна черкасова on чт, 26/03/2015 - 21:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Черкасоватв
Место работы, должность: 

МБОУСОШ, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Цели урока:

  • Подвести учащихся к пониманию, что корень – значимая часть слова.
  • Сформировать умения подбирать родственные и образовывать однокоренные слова.
  • Дать понятие корня, омонимичных корней.
  • Рассмотреть изменение лексического значения слова при изменении его корня
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемое оборудование: 

Учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Используемые ЦОР: 

Компьютер, проектор

Краткое описание: 
<h2>Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.<br /> Данный урок представлен в ходе &nbsp;изучения раздела &laquo;Морфемика&raquo;.<br /> На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.&nbsp;Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я &nbsp;продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.<br /> На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.&nbsp;</h2> <p>Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.<br /> Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.<br /> &nbsp;</p>

Конспект урока русского языка  в 5 классе в условиях реализации ФГОС

                                              

                                                                             Выполнила учитель

 русского языка и литературы

первой категории

МБОУ  СОШ №151

Черкасова Татьяна Николаевна

 

Тема:Корень слова. Однокоренные слова.

Цели урока:

  • Подвести учащихся к пониманию, что корень – значимая часть слова.
  • Сформировать умения подбирать родственные и образовывать однокоренные слова.
  • Дать понятие корня, омонимичных корней.
  • Рассмотреть изменение лексического значения слова при изменении его корня

 

Задачи: 

- обучающие:конкретизировать полученные знаний о корне и однокоренных словах;закрепить умение распознавать однокоренные слова;обогащать речь детей.

- развивающие:развивать орфографическую зоркость, развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную);развивать кругозор учащихся.

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

 

Планируемые результаты:

  • формировать   интерес к русскому языку;
  • развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
  • расширить понятийную базу об однокоренных словах;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли ; устанавливать смысловую и  структурную связь однокоренных слов.                 

 

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы:индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

 

 

 

 

Технологическая карта урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

               УУД

1.

Организационный  момент

 Приветственное слово учителя:

На доске нарисовано солнышко, которое улыбается.

- Ребята, солнышко улыбается нам. Давайте мы улыбнёмся ему. А теперь улыбнитесь друг другу.

- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

УУД:

 личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний

 

Повторение пройденного материала по вопросам.

-Какой раздел языкознания мы с вами изучаем?

-Что изучает данный раздел?

- Назовите все морфемы.

-Какие из них мы уже изучили?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

 

3.

Введение в тему

Сегодня мы познакомимся еще с одной морфемой. Для этого прослушайте стихотворение.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

- О чем это стихотворение?

О какой морфеме сегодня пойдет речь?

 

Работая в группах, вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов

Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал.

С какими трудностями вы столкнулись, когда выполняли задание? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное)

Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов)

 

 

 

 

Учащиеся определяют , какую морфему они будут сегодня изучать.

 

УУД:

 

Регулятивные (поиск и выделение информации).

 

 

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

 

4.

Определение темы и целей урока.

Определите тему нашего сегодняшнего урока.

А разве эта тема для вас новая?
 Каковы же тогда цели нашей работы?

 Сформулируйте их, используя незаконченные предложения

Я хочу узнать …новое о корне слова

Мне надо учиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению

Я хочу развивать…орфографическую грамотность

 

Формулируют  тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование).

 

Познавательные (формулирование проблемы)

5.

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Что называется корнем слова?

Корнем слова называется общая часть родственных слов. Поэтому слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.

Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова.

Школа, школьник, пришкольный  – это однокоренные слова.

А  данные слова будут однокоренными?

Школа, в школу, к школе.

 Зто разные формы одного и того же слова. Окончание образует формы слова.

 

 Дети находят различия между однокоренными словами и разными формами одного слова, делают вывод.

 

 

 

 

Проблемное объяснение нового материала.

 

УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются различия однокоренных слов и форм одного слова)

 

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

 

   

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, какое  определение дает учебник.

П.74, с.158

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

6.

 

 

 

 

Закрепление знания

 

 

 

 

  1. Предлагает выполнить упр. 379 ( по заданию)

 

 

 

 

 

Выполняют задание (коллективная работа, проверка задания под контролем учителя).

 

 

 

 

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

 

Регулятивные (контроль)

 

 

 

 

  1. Работа в группах

 

1)Подобрать однокоренные слова.

1гр.- Лес, сад, школа.

2гр.- дерево, гриб, вода

3гр.- снег, камень, ветер

2)Игра «Четвертое лишнее».

На доске столбики слов:

вода                 полёт             слепой

водяной           навылет        ослепить

водитель         лететь            ослепнуть 

подводник       вылечить      слепок

Задание. Записать только однокоренные слова, исключив «лишнее» слово. Выделить корни.

Почему это слово вы посчитали лишним?

Вывод учителя: Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными.
 

 

3)Игра «Вырасти дерево».

Каждая группа получает на листочке корень слова, который нужно «вырастить», т.е. добавляя приставки и суффиксы, подобрать как можно больше однокоренных слов. (части речи могут быть разными)

1гр.- снег

2 гр.- мороз

3гр.- холод

4)  Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор
На скалу набрасывались яростные ва/олы.- На лугу пасутся большие ва/олы.

Ветер разве/ивает яркие флаги.- Чтение разве/ивает грамотность.

Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову

 Проверьте по ключу правильность своей работы. Сделайте вывод по вашим наблюдениям.

Способы проверки слов с орфограммой в корне «безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением»

 

 

 

Учащиеся выполняют работу в  группах, на которые были заранее разделены, один из группы отвечает.

Заполняют оценочный лист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какая из групп быстрее найдет лишнее слово и обоснует свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение учащимися задания самостоятельно. Осмысление различия однокоренных слов от разных  форм слова

 

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

 

Познавательные (поиск информации)

 

Регулятивные (контроль)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

 

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

 

7.

Физкультминутка

 

Играют

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

 

 

 

 

 

8.

Творческий проект

Работа в группах

Сделать красочный плакат по теме «Корень и однокоренные слова».

     Заслушиваем по представителю от каждой группы. Дети доказывают преимущество своих проектов, делятся своими удачными находками.

 

 

 

Участвуют в  создании проекта.

 

 

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

 

Познавательные (постановка и решение проблемы)

 

Личностные (самоопределение, самооценка)

 

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

9.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные (самооценка)

 

Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

10.

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня было …

 

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные  (рефлексия деятельности)

 

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

 

Личностные (самоопределение, самооценка)

 

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

 

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

8.

 

 Домашнее задание

1.§74,  упр. 382

 

2.Сочинить сказку или историю про корень и однокоренные слова.

 

Записывают домашнее задание

Личностные

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн