Урок Мужества "На войне даже дети должны быть героями..."
Submitted by Ирина Анатольевна Гермоний on чт, 02/04/2015 - 14:10
Методическая разработка Урока Мужества
«На войне героями должны быть даже дети…»
Методические рекомендации: данное мероприятие разработано для обучающихся 7 – 11 классов. При подготовке Урока Мужества дети делятся на группы: каждая группа выполняет отдельно порученное ей задание:
1 группа – готовит рисунки, плакаты, цветы для сцены.
2 группа – готовит сообщения о детях, работавших на заводах, фабриках, в колхозах и совхозах во время войны – детях-тружениках тыла во время войны.
3 группа – готовит сообщения о «О сыновьях Полка», о новороссийцах, чье детство прошло в годы войны.
4 группа – готовит сообщения о детях узниках концлагерей.
5 группа – выступает по сценарию учителя с сообщениями о пионерах-героях Великой отечественной войны.
в уроке используются видеоматериалы, которые можно скачать на сайте:
Цель: Приблизить героику грозных лет Великой Отечественной войны, установить связь с прошлым, примеры, которого воспитывают чувство гражданского долга и ответственности;
Задачи:
1. Развивать творческие способности детей; способности работать с архивными материалами, историческими документами;
2. Способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.
Образовательные технологии: коллективно-творческое дело; исследовательская деятельность учащихся при подготовке Урока Мужества; интерактивная технология «Метод Шляп» (исследование исторических событий с разных точек зрения).
Оборудование: компьютер, мультимедиа, фонограммы, фотографии пионеров-героев, презентация, Фон Реквием Моцарта.
Место проведения: Актовый зал.
Стулья расставлены как в кинотеатре, на сцене висит плакат (рисунок, композиция и др. по желанию и творчеству детей) «придуманный памятник Детям – героям Великой Отечественной войны». Цветы перед «памятником».
Ход Урока:
Звучит тихая музыка.(Приложение №1)
Учитель: Война…Кажется о ней уже все и помногу раз сказано, найти какое-то свежее слово о войне трудно. Особенностью сегодняшнего урока стало то, что мы будем говорить непросто об участниках войны, а о тех, кто в годы войны был ребенком. Хотелось бы приблизить войну к вам, к детям, посмотреть на нее глазами ваших сверстников. Так родился урок «На войне героями должны быть даже дети…».
Чугунным катком прокатилась по детям нашей страны война. Они гибли под бомбами и пулями оккупантов, мучились и умирали от голода, холода и болезней в осаждаемых городах, в оккупации, фашистской неволе. Мы очень мало знаем о детях – мучениках Второй мировой войны. Война отняла у них детство. И тогда эти два понятия, дети и война, стали неразделимы.
I ведущий:
Время героев, обычно ты кажешься прошлым.
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
II ведущий:
Время героев, по самому высшему праву
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть и славу, и долгую добрую память
Время героев, а что ты оставило нам?
I ведущий:
Ты нам оставило ясное небо отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни
Радость работы на мирной, счастливой земле.
II ведущий:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся Земля ещё - спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось!
I ведущий: Семьдесят лет назад, почти целый век, отгремели последние залпы Великой Отечественной войны – справедливой, освободительной войны нашего народа за свободу и независимость своей Родины, против фашисткой Германии. Немалую роль в победе сыграли маленькие солдаты, дети. II ведущий: Это была Великая война, ибо такого беспримерного героизма, такой воли к победе всего народа, от мала до велика, история ХХ века еще не знала.
1-й чтец:
Шло детство, поспела клубника
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико, что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей. Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слез удержать не могла
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик
И было нам, детям не просто
Понять этой скорби язык.
2 группа выступает:сообщения о детях, работавших на заводах, фабриках, в колхозах и совхозах во время войны – детях-тружениках тыла во время войны.
II ведущий:
Прервалась мирная жизнь людей.
Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.
2-й чтец:
Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
И не вянут травы в садах?
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер?
Неужели это – война…
Мы помним день, когда был мир расколот,
Когда несчастий хлынула волна
И, как на наковальню тяжкий молот,
На нашу жизнь обрушилась война
Народ собрался у военкоматов
Волнующей, гудящею толпой.
И даже те, кто не были в солдатах,
Со всеми вместе тоже рвались в бой.
Затем поспешно строились в колонны
И уходили в грозовой рассвет,
С собою вместо хлеба взяв патроны.
Смотрели скорбно женщины им вслед…
II ведущий:
Война. Жесточе нет слова
Война. Печальней нет слова
Война. Святее нет слова
I ведущий:
У войны было горя много
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
4-й чтец:
Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни мели
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики – где, не зная сами
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки
Не хотели мальчики поддаваться страху
Поднимались мальчики по свисту в атаку
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа
3 группа выступает:сообщения о «О сыновьях Полка», о новороссийсцах, чье детство прошло в годы войны.
I ведущий:
За время войны погибло тысячи детей, еще больше осталось без родных и
близких. На хрупких детских плечиках они несли бремя войны! 2 ведущий:
Блокада как далеко это слово
От наших мирных, светлых дней
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мерзли на пути,
И матери, не в силах
Своих детей на кладбище нести
I ведущий:
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг
Пионерка – Ленинградка,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова
II ведущий:
Женя умерла – 28 декабря в 12 часов утра 1942 г.
Бабушка умерла – 25декабря в 3 часа дня 1942 г.
Лека умерла – 17 марта в 8 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер – 13 апреля в 2 часа дня 1942 г.
Дядя Миша умер – 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама умерла – 13 мая в 7 часов - 30 минут утра 1942 г.
I ведущий:
Будьте бдительными, люди
Люди, вслушайтесь в дневник
В нем звучит сильней орудий
Тот безмолвный детский крик.
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
II ведущий:
«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что–то снять с их детских
плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».
Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем–то скажу, но они не услышат
Спрошу, не ответят.
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю, не встанут. Я все понимаю.
Зачем же я хлеб на три части ломаю?
Презентация-ролик «Дети войны» (Приложение №2)
I ведущий:
Дети разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Школьники умирали не только дома, но и на улице по дороге в школу, но, случалось, прямо в классе.
II ведущий:
Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
I ведущий:
В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людскими потоками, то эсэсовцы бросали живых детей в раскаленные печи.
4 группа выступает: сообщения о детях узниках концлагерей.
Видеоролик «Дети узники» (приложение №3)
5 группа выступает по сценарию учителя:
I ведущий:
Дети на войне
Есть поговорка. На войне детей не бывает
Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.
Они под танки бросались с гранатой
Каждый делал на совесть, что мог,
Потому, что как солдаты
Выполняли солдатский свой долг.
I ведущий:
Никто из них не помышлял о славе
О ней ли думать в страшный час?
Когда родную землю топчет и поганит
Проклятая германская орда.
Дети войны. Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчики и девочки? Бесстрашные
герои… Орлята Великой Отечественной войны.
IIIведущий:
Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся помнит! Помнит о подвигах, о боевых друзьях.
IVведущий:
Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.
По доносу провокатора была арестована вся семья Герасименко. Юную
подпольщицу Люсю пытали, но она молчала. Фашисты убили ее.
1 чтец:
Белая березонька у хаты
Наклонила ветви до земли
Мимо хаты пьяные солдаты
Юную разведчицу вели
Больно тело девичье томили,
И огнем пытали и водой
Никакие муки не сломали
Верность партизанки молодой.
Мать – Отчизну девушка любила,
Ей верна осталась до конца!
Не сломила вражеская сила
Молодые, дерзкие сердца.
Vведущий:
Леня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая
Лука Новгородской области.
VI ведущий:
Марат Казей погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромещин
в Белоруссии.
Vведущий:
Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.
VI ведущий:
Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в Керчи, помогая саперам
расчистить заминированные тропы.
Vведущий:
Зина Портнова расстреляна фашистами осенью 1943 года .
VIведущий:
Юный герой Витя Новицкий уже не помнил, сколько времени идет бой. Он стрелял и стрелял, и боялся лишь одного – что могут кончиться патроны. Горело небо, и пылал Новороссийск, и плыли над Цемесской бухтой чёрные шлейфы дыма. Стены старинной башни на Октябрьской площади были полуметровой толщины и, сложенные из камня-известняка, могли бы выдержать какой угодно обстрел. На подоконнике стояли пулемёты. А у двери – ящики с патронами и ручными гранатами. В доме напротив, через улицу Рубина, в подвале – мать с братишкой и сестрёнкой. Витя даже не мог предупредить их, что он тут. Витя бросился к ручному пулемёту и длинной очередью пропорол улицу Рубина.Рота гитлеровцев откатилась. А мальчишка уже пулей слетел вниз, открыл дверь и с размаху бросил связку гранат.Распахнул ворот солдатской гимнастёрки: пусть гады видят тельняшку – моряки не сдаются!Только бы патроны не кончились…*Не знал он, что в эту минуты двое фашистов уже поднимались по ступенькам лестницы. Пробили наскоро замурованное кирпичами окно первого этажа и проникли в башню.Скрипели старые ступеньки под их сапогами.
Но Витя не слышал. Опять он был у пулемёта и стрелял, стрелял…
Страшный удар обрушился на голову мальчика. Он повернулся, посмотрел непонимающими глазами и, упав на пол, потерял сознание.*Гитлеровцы швырнули худенькое тело на подоконник и облили горючей жидкостью.
Один из солдат чиркнул зажигалкой.Горящим факелом падал со второго этажа башни Витя… Два часа не могли пройти фашисты к центру Новороссийска по улице Рубина. Два часа сдерживал их Витя.
Он лежал лицом вниз у самого края траншеи, на чёрной взрытой земле. Только волосы не тронул огонь.Русые, выгоревшие на солнце, смешным ёжиком топорщились они на затылке...
Учитель: Один немецкий солдат записал в своем дневнике: «Мы никогда не
победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». Мы склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей
сражений. Почтим память погибших минутой молчания.
Минута молчания. (Звуки метронома)
На фоне видеоролика ведущие читают стихи (Приложение №4)
II ведущий:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям
Давайте, люди никогда об этом не забудем!
I ведущий:
Он пришел широким, твердым шагом,
День, когда утих последний гром,
День, когда над взорванным рейхстагом
Стяг победы полыхнул огнем.
Тех событий вестник непременный,
Майский ветер обежал страну
И швырнул на каждую антенну
Радостную радиоволну.
И, в домах не в силах оставаться
От таких волнующих вестей,
Люди выходили обниматься
На просторы гулких площадей.
Что-то пели, плакали, кричали,
Незнакомый сразу близким стал.
Всех военных не щадя качали:
Все равно, солдат иль генерал!
Вот она, высокая минута:
Музыка, букеты свежих роз…
И в огнях победного салюта
Искорки людских счастливых слез…
Звучит музыка.
Группы делают коллаж из плакатов и рисунков «Мы дети России, мы против ВОЙНЫ, Мы дети Кубани, мы за МИР!!!»