В настоящее время в России, в области образования актуальным является вопрос специального образования, а также системы работы коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет. Одним из направлений развития системы специального обучения и воспитания согласно ФГОС рассматривается введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы общеобразовательных учреждений.
Если опираться на классификацию, которую предложили В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов, к категориям детей с ОВЗ относятся и дети с нарушением речи (логопаты). Данная категория детей крайне разнообразна. Их объединяет наличие стойкого системного недоразвития речи. Страдают все её стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая.
Обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, в которых каждый ребенок сможет удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровня его развития образования.
В условиях реализации программы Федерального образовательного стандарта, дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы методическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Ему необходимо помочь овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной устной речью и коммуникативными навыками, что является основой для дальнейшей социализации ребенка в нашем мире.
От того, насколько целенаправленно, планомерно и регулярно проводится коррекционная работа с детьми-логопатами, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. В группе дошкольного учреждения для детей с ОВЗ, помимо выше сказанного, должны быть созданы оптимальные условия для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития познавательных качеств личности каждого ребёнка, его оздоровления. Для каждой группы детей с нарушением речи, помимо индивидуальной программы рассчитанной конкретно на данную категорию детей, определяется индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребенка.
Создав необходимые условия, важно обеспечить участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушения, вместе с нормально развивающимися детьми при проведении групповых занятий, культурно – развлекательных и других мероприятий.
Существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОВЗ:
уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата;
развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке.
нормализация просодической системы речи
формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи
развитие фонематического восприятия и звукового анализа
развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук
нормализация лексико-грамматических навыков
В условиях коррекционной группы общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе, многие из них – в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности за счёт применения специальных технологий и упражнений.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется исключительно в результате непрерывного сотрудничества воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. И, конечно же, мы должны привлекать к работе родителей, сделать их не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.
Дети легко устанавливают контакты между собой, быстро начинают общаться, играть, сотрудничать друг с другом. Одновременно ребята учатся быть заботливыми и терпеливыми, осознавать себя частью общества. Предоставляется возможность для развития навыков и талантов конкретного человека. Все воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объеме участвуют в жизни коллектива. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
|