Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа факультатива первые шаги в науку

Размещено: Людмила Аркадьевна Игумнова - пн, 06/04/2015 - 22:35

Пояснительная записка

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  возникла необходимость в разработке программы факультатива «Первые шаги в науку».

Актуальность программы   обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа факультативного курса «Первые шаги в науку»  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно   ориентированный,   деятельностный подходы.

Новизной  данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Программа факультатива «Первые шаги в науку» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность  в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный,  личностно  ориентированный,  деятельностный.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи  программы.

  1. Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской  деятельности.
  2. Способствовать формированию потребности  в самопознании и саморазвитии.
  3. Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Первые шаги в науку» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от обучающихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности школьников;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

 

 

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей обучающихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с обучающимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

 

Место учебного курса. Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «русский язык», «литература», «окружающий мир», «математика», «технология», «изобразительное искусство». ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Первые шаги в науку» по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 2 класса, и является  механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

 

Место в учебном плане

 

Программа предполагает обучение во 2 классе – 34 ч, 1 час в неделю.

 

 

 

Планируемые результаты.

 

В результате реализации программы факультатива «Первые шаги в науку» у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

 

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

 

Оценка успешности освоения программы

Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (выставки творческих работ, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан.

В ходе реализации данного этапа обучающийся составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев.

 

Графа «Название работы»

Напиши название своего проекта (исследования).

Графа «Техника исполнения»

Какую форму исполнения проекта ты выбрал?

Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.

Графа «Самостоятельность»

Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?

На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?

Графа «Сложность»

Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне,  который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.

Графа «Мое настроение»

С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.

Графа «Применение»

Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)

«Мои достижения»

 

 

 

 

Название проекта

 

 

 

Техника исполнения

 

 

 

Самостоятельность

 

 

 

Сложность

 

 

 

Моё настроение

 

 

 

Применение

 

 

 

 

Содержание программы

 

Содержание программы представлено следующими модулями:

 «Развитие познавательной сферы»  (8 ч)     

Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

«Миллион изменений». (Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) (1 ч)

Логическая игра «Молодцы и хитрецы» (1 ч)

Как сотрудничать со взрослыми (1 ч)

« Самый – самый!» Психологическая игротека (1 ч)

Искусство выдумывания историй (речевой тренинг) (1 ч)

Рисование в масштабе  (Графический тренинг, разви­тие пространственного воображения и умения пользовать­ся координатной сеткой) (1 ч)

Упражнение «Пословицы» (цель - развитие речи и мышления) (1 ч)

«Занимательная игротека» (цель – формирование навыка самоконтроля)

(1 ч)

«Формирование исследовательских умений» (10 ч)

Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

Учимся определять направления темы (1 ч)

Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой) (1 ч)

Учимся анализировать и обобщать (1 ч)

Виды оформления проектов (1 ч)

Что такое эксперимент? (1 ч)

Секреты знакомых предметов. ( Практикум проведения опытов и экспериментов) (2 ч)

Наши увлечения и исследовательская работа (диспут) (1 ч)

Игра. «Мы - журналисты» (знакомство с методом интервьюирования) (1 ч)

Маленькая дверь в большую науку. (Объясняем «фокус») (1 ч)

 «Исследовательская практика» (12ч)

 Задачами данного модуля являются: формирование у обучающихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

«Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты) (2 ч)

«Умная урна» (групповой  проект) (2 ч)

«Праздники в моей семье»  (инд. проекты) (1 ч)

«Разговор о правильном питании» (групповой проект) (1 ч)

«Мебель» (инд. и групповые проекты) (2 ч)

«Комнатные растения в нашем классе» (групповой  проект) (1ч)

« Новогодняя красавица» (инд. и групповые проекты) (2 ч)

«Инопланетяне»  (инд. проект.) (1 ч)

 «Защита проектов исследовательской работы» (4 ч)

 Задачей данного модуля  является формирование умения обобщать опыт

научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению.

В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти.

1 четверть «Уроки добра Виктора Астафьева».

2 четверть «Графы и их применение».

3 четверть «Загадочное число три в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и  работнике его Балде».

4 четверть «Золотое кольцо России».

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследовательской работы;
  • что такое информационный проект и практико – ориентирован-

          ный проект;

  • методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
  • правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления

      проектов;

  • правила осуществления самоконтроля;
  • правила успешной презентации работы.

 

Обучающийся будет уметь:

  • выбирать пути решения задачи исследования ;
  • классифицировать предметы, явления и события;
  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  • осуществлять сотрудничество со взрослыми;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

Способы проверки результатов освоения программы.

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов.

 

 

Тематическое планирование  2 класс (34 часа)

 

«Развитие познавательной сферы»  (8 ч)     

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

«Миллион изменений» (тренировка наблюдательности, восприятия, внимания)

1 ч

2

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1 ч

3

Как сотрудничать со взрослыми.

1 ч

4

« Самый – самый!» Психологическая игротека.

1 ч

5

Искусство выдумывания историй (речевой тренинг)

1 ч

6

Рисование в масштабе. (Графический тренинг, разви­тие пространственного воображения и умения пользовать­ся координатной сеткой)

1 ч

7

Упражнение «Пословицы» (цель — развитие речи и мышления).

1 ч

8

«Занимательная игротека» ( цель – формирование навыка самоконтроля)

1 ч

 

«Формирование исследовательских умений»   (10 ч)

 

1

Учимся определять направления темы

1 ч

2

Как найти книгу в школьной библиотеке? (Учимся работать с дополнительной литературой)

1 ч

3

Учимся анализировать и обобщать

1 ч

4

Виды оформления проектов

1 ч

5

Что такое эксперимент?

1 ч

6

Секреты знакомых предметов (практикум проведения опытов и экспериментов)

2 ч

7

Наши увлечения и исследовательская работа (диспут)

1 ч

8

Игра. «Мы - журналисты» (знакомство с методом интервьюирования)

1 ч

9

Маленькая дверь в большую науку. (Объясняем «фокус»)

1 ч

 

«Исследовательская практика» (12ч)

 

1

«Природные фантазии» (творческие групповые и индивидуальные проекты)

2 ч

2

«Умная урна» (групповой  проект)

2 ч

3

«Праздники в моей семье»  (инд. проекты)

1 ч

4

«Разговор о правильном питании» (групповой проект)

1 ч

5

«Мебель» (инд. и групповые проекты)

2 ч

6

«Комнатные растения в нашем классе» (групповой  проект)

1 ч

7

«Новогодняя красавица» (инд. и групповые проекты)

2 ч

8

«Инопланетяне» 

1 ч

 

«Защита проектов исследовательской работы» (4 ч)

 

1

«Уроки добра Виктора Астафьева».

1 ч

2

«Графы и их применение».

1 ч

3

«Загадочное число три в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

1 ч

4

«Золотое кольцо России».

1 ч

 

 

Материально-техническое обеспечение

 

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Первые шаги в науку» необходимы следующие принадлежности:

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор (оборудование есть в кабинете)
  • набор ЦОР по проектной технологии.

 

Литература для учителя

1.Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

2.Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст]. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.

3.Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для

учителя // К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008-45

4.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.];  под ред. Воронцова, А.Б. – М.: Просвещение, 2010.

4. Савенков, А.И. Маленький исследователь [Текст] //Как научить младших школьников приобретать знания. – Ярославль, Академия развития,  2002

5. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.

6.Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

7.Чечель, И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. [Текст] //Директор школы, № 3, 1998

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки  Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

 

Интернет-ресурсы для учителя

  1. http://schools.keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
  2. www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

Литература для обучающихся

1. Большая детская энциклопедия// серия книг в томах

2.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.

3. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

Интернет-ресурсы для обучающихся

  1. Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика http://matriz.karelia.ru/
  2. Портал исследовательской деятельности учащихся-  www.researcher.ru  
  3. Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»-   www.issl.dnttm.ru  
  4. Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского- vernadsky. info
  5. Уроки Кирилла и Мефодия.  - мультимедийный учебник из серии "Начальная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 


Поиск

Loading

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн