Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по литературе "Жемчужины народной мудрости"

Фото пользователя Алия Жумагалиевна Кунаева
Submitted by Алия Жумагалиевна Кунаева on Tue, 12/05/2015 - 21:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кунаева Алия Жумагалиевна
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей" р.п.Степное Советского района

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Практическая значимость и актуальность:</strong></p> <ul> <li>Содержание урока связано с фольклорными традициями народа.</li> <li>Работая с пословицами и поговорками, ребята развивают речь, делают ее более образной, меткой и афористичной.</li> <li>Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки &ndash; хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,&nbsp;&nbsp; воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.</li> </ul>

Конспект урока по литературе в 5 классе

«Жемчужины народной мудрости»

Кунаева Алия Жумагалиевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей» р.п.Степное Советского района

Цели:

  • Осмысление и использование малых жанров фольклора в речи как нравственное воспитание человека;
  • Формирование понятия о пословице и поговорке;
  • Развитие речи учащихся;

Задачи:

  • Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;
  • Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;
  • Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;
  • Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование кабинета: мультимедийная установка, презентация.

Практическая значимость и актуальность:

  • Содержание урока связано с фольклорными традициями народа.
  • Работая с пословицами и поговорками, ребята развивают речь, делают ее более образной, меткой и афористичной.
  • Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,   воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

 

I  Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы встретились для того, чтобы научиться мудро, к месту употреблять пословицы и поговорки, этот своеобразный жанр народной поэзии.

II  Вступительное слово, сообщение цели и задач урока:

Сокровищницей народной мудрости, её  драгоценными жемчужинами являются  пословицы и поговорки – краткие суждения о различных проявлениях жизни, отличающиеся силой, глубиной смысла и особой образностью. Как  точно подметил Н.В. Гоголь в пословицах есть «издевка, насмешка, попрек, словом, - все шевелящее и задирающее за живое». А русский народ обобщил их достоинства по-своему: «Каждая поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Мы в праве гордиться пословицами, которые создали наш народ, так  как до сих пор продолжаем употреблять в своей речи пословицы и поговорки.

- Ребята, а вы употребляете в своей речи пословицы и поговорки? А какие употребляете наиболее часто, назовите их?

- Ребята, а что такое пословицы и поговорки? (слайд)

 Пословицы – это краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости, имеющие законченное суждение.

Примеры: Сделал дело – гуляй смело. Гусь свинье не товарищ.

Поговорка – меткое народное выражение, краткое по форме, острое по мысли, только часть суждения. Поговорку легко заменить одним словом. Например, у него ума палата - умный

 

      И сегодня мы с вами прикоснемся к энциклопедии народной мудрости в нашей игровой программе «Жемчужины народной мудрости».

      Участвуют 4 команды (разбиваются на команды). Каждая команда имеет свое название: «Веселые», «Находчивые», «Любознательные», «Мудрые». Каждое правильно выполненное задание приносит команде определённое количество победных очков – «жемчужин». Чья  нитка жемчуга окажется к концу игры самой длинной, та команда будет объявлена победительницей.

I Задание  «Домино пословиц». Этот конкурс является интеллектуальной разминкой для знатоков пословиц и поговорок.  На  одних бумажных прямоугольниках записано начало пословицы, а на других – окончание. Ваша задача  - верно собрать пословицы.

   1. Приложишь труд – будет и рыбка и пруд.

   Труд – радость жизни.

    Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

    Труд – мать счастья.

    Кто любит трудиться, тому без дела не  сидится.

Труд народ считал источником счастья и высоко ценил красоту и силу труда, умение создавать прекрасное в трудовой деятельности. В устном народном творчестве народ ясно выражает понимание труда как источника счастья и жизни на земле. Эта мысль отражена в пословицах, которые собрали вы.

                                                             

 Хоть шесть дней голодай, но отца почитай

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

Слово дедов – источник разума.

Поступай по совету старшего, если он даже старше тебя только на год.

Если будешь уважать старших, то будут уважать и тебя.

Для народов России характерно уважение к старшим, почитание их как носителей мудрости народа, его традиций и идеалов.

Лодырь да бездельник – им праздник и в    понедельник.

    У ленивой пряхи нет и для себя рубахи.

    Лень без соли щи хлебает.

    К пирогам идут, а от работы бегут.

    Лежебоке и солнце не в пору всходит.

 

Жадность, что река: чем дальше, тем шире.

Как собака на сене: сама не ест и другим не дает

Охотник до грошей, как кот до сала.

Как гусь, до воды жаден.

Таскает словно рак клешней.

 

 За каждую верную пословицу – «жемчужина».

II Конкурс  «Подбери пословицу». К предложенным пословицам  разных народов подобрать соответствующие по смыслу  русские пословицы.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Пословицы записаны на карточках (по 3 каждой команде – вытягивают сами). При ответе читают пословицу, называют синонимичную ей русскую. За правильный ответ – «жемчужина».

ІІІ «Перевертыши пословиц и поговорок».   Задача команд – по «перевертышам» узнать пословицу. Например:  Счастье  перемещается кучами (Беда  не ходит одна).

1)У смелости затылок мал (У страха глаза велики).

2)На милиционере валенки мокнут (На воре шапка горит).

3)Курица кабану подружка (Гусь свинье не товарищ).

4)Чужие ботинки дальше ног (Своя рубашка ближе к телу).

5)Ниже пяток не опустишься (Выше головы не прыгнешь).

6)Борщ соусом поправить (Кашу маслом не испортишь).

IV «Блицтурнир» для знатоков пословиц.  Командам предлагается ответить на вопросы блицтурнира. Время для каждой команды 1 минута. В случае затруднения участники могут сэкономить время, переходя  к следующему вопросу сигналом: «Дальше!»

Чья команда даст больше правильных ответов, та и получает «Жемчужину».

Вопросы для блицтурнира:

1)Он красен платежом (долг).

2)Разлетаются при заготовке дров в лесу (щепки).

3)Праздник, не являющийся круглогодичным для кота (масленица).

4)Приходит во время еды (аппетит).

5)Специалистка по поиску грязи (свинья).

6)Не укусишь. Не смотря на близость местонахождения (локоть)

7)Без труда из водоема не вытащишь (рыбка)

8)Дорога к обеду (ложка).

9)По нему провожают (ум)

10) Тихое место обитания нечистой силы (омут).

11) Птица, на которую похоже вылетевшее слово (воробей).

12) Он не приходиться товарищем свинье (гусь).

13) Если своя, то не тянет (ноша).

14) Какая птица предпочтительнее летающего по небу журавля, если она в руке (синица).

15) Его невозможно накинуть на всякий роток (платок).

16) Порядковый номер блина, получившийся комом (первый).

17) Всему голова (хлеб).

18) Куда не рекомендуется ходить со своим уставом (в чужой моностырь).

19)  У них нет товарищей (вкус и цвет).

20) Он спит, а служба идет (солдат).

21) Путеводитель до Киева (язык).

22) Им нельзя испортить кашу (масло).

23) Головной убор, который указывает на нечестного гражданина (шапка)

24) Единица счета по осени (цыплята).

25)Чужой, куда бросают камни (огород).

26) Мать ученья среднего рода (повторенье).

27) Знающий свой шесток (сверчок).

28) Любитель кататься в масле (сыр).

29) То, что хвалит каждый кулик, если оно свое (болото).

30) Они падают близко от  дерева, на котором росли (яблоки).

31)  После её завершения  бесполезно махать руками (драка).

32)  Для неё всегда хомут найдется (шея).

33) Время года для приготовления  саней (лето).

34)  Бегущий на ловца (зверь).

35)  Мудрое время суток (утро).

V  «Шифровка».   Задача команд – прочитать пословицу, записанную особым образом. Каждая пословица имеет свой секрет записи. Получает «жемчужину» та команда,  которой удастся быстрее других восстановить привычный облик пословичных выражений.

 
 

 

 

                  ШИФРОВКА                                                        ПОСЛОВИЦА

УТЕЛОП ОП АЦИТП АНДИВ                                  Видна птица по полету

                                                                               (Чтение  фразы справа налево.)

НВРШПАОИ                                                               На воре шапка горит.

АОЕАКГРТ                                                        (фраза написана в две строки: первая

                                                                              буква в верхней, следующая в нижней и т.д.)

ВС ЯККУЛИ КНАСС ВО ЕМБОЛ                            Всяк кулик на своём болоте велик.

           ОТЕВЕ ЛИК                                              (письмо с произвольным интервалом

                                                                                 внутри   текста).

В МИТОХ УЕТМО РЕЧЕТ                                        В тихом омуте черти водятся.

     ЯТЯСДВО                                                         (перестановка букв внутри слова).

 

VI  «Пословицы – золотые зерна языка»

 

Кого, согласно русской поговорке ноги кормят?

а) коня

б) бегуна

в) сапожника

г) волка

 

что летит, когда лес рубят?

а) птицы

б) щепки

в) бревна

г) шишки

 

как поступит умный человек, встретив на пути гору?

а) покорит

б) пробурит

в) сдвинет

г) обойдет

 

до какого события, согласно поговорке, должна зажить любая травма человека?

а) до получения паспорта

б) до призыва в армию

в) до свадьбы

г) до именин

 

на чужой каравай

а) гостей не созывай

б) песню не запевай

в) стол не накрывай

г) рот не разевай

 

курица по зернышку клюет, да

а) на всех плюет

б) яйцо несет

в) сыто живет

г) куд-куда поет

 

дурака учить

а) в стенку горох лепить

б) решетом воду носить

в) лаптем тесто месить

г) самому дураком слыть

 

кабы знал, где упал

а) тут бы сроду не ступал

б) тут соломки подослал

в) тут перинки раскидал

г) тут земельку бы вскопал

 

VII«Пословица недаром молвится».  

Команды должны по смысловой оболочке узнать пословицу. Задание читается одновременно обеим командам… «Жемчужину» получает тот, кто быстрее даст правильный ответ.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

VIII «Не совсем обычный вернисаж».   Демонстрируются иллюстрации, которые выполнил художник, понявший суть некоторых пословиц в прямом смысле. Командам необходимо назвать саму пословицу или поговорку.  «Жемчужину» получает вперёд ответивший.

В большом деле и маленькая помощь дорога.

Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

Хочется есть, да не хочется лезть.

Работай до поту, поешь в охоту.

Лень! Отвори дверь! Дом горит! – Хоть сгорю, но не отворю.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Поспешишь – людей насмешишь.

IX“Пословицы шутят”.

 

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?..

 

Первый клин комом. -  Первый блин комом.

Сашу маслом не испортишь.-  Кашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами. - Мы сами с усами.

Не ноги горшки обжигают.- Не ноги горшки обжигают

От бобра бобра не ищут. - От добра добра не ищут

В здоровом теле здоровый пух.-  В здоровом теле здоровый дух.

Крутится как булка в колесе. - Крутится как белка в колесе.

 

 

На безрыбье и бак — рыба. - На безрыбье и рак — рыба.

Яйца куницу не учат. - Яйца курицу не учат

Не делай из муки слова.- Не делай из мухи слова.

Голода не бойся, по пояс мойся.- Голода не бойся, по пояс мойся.

Два сапога — тара.- Два сапога — пара.

Ус хорошо, а два — лучше.- Ус хорошо, а два — лучше.

Голод — не щетка. - Голод — не тетка.

 

 

Один в золе не воин.- Один в поле не воин.

Трус своей лени боится. - Трус своей лени боится.

Жди у горя погоды. - Жди у моря погоды.

Толочь в ступе соду.-  Толочь в ступе воду.

Полк в овечьей шкуре.- Волк в овечьей шкуре.

Трус кормит, а лень портит. - Труд кормит, а лень портит.

 

Лучшее — врач хорошего. - Лучшее — враг хорошего.

 

 

Нашла коза на камень.- Нашла коса на камень.

Рожденный ползать метать не может. - Рожденный ползать летать не может.

Лось человека не красит.- Ложь человека не красит.

Терпение и пруд все перетрут. - Терпение и труд все перетрут.

Правда глаза полет.-  Правда глаза колет.

Не зная броду, не суйся в моду. - Не зная броду, не суйся в воду.

Купить кита в мешке.- Купить кота в мешке.

 

 

X «Фабрика пословиц»

Пословицы нельзя придумывать абы как, все пословицы должны соответствовать утвержденным стандартам. Всего стандартов более сотни, и каждому из них соответствует свой чертеж-алгоритм. Вам нужно по этому алгоритму составить свою пословицу, которая будет актуальна в совремееной жизни, н-р: «Не все то аспирин «УПСА», что шипит» или «Не все то бомба, что тикает», «Язык  - не пейджер, кнопкой не выключишь»

 

«Где…, там и …».

 «Была бы …, будет и …».

 «Без … нет …».

 «Велик …, да …».

 «Мал…, да …».

XI  Подберите заголовки к каждой группе пословиц:

 

 

XII     Послушайте стихотворение и определите сколько в нем пословиц.

            Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь полна пословицами:

Давайте вспомним их, друзья!

Ну, кто из вас не согласится,

Что без труда мечта мертва,

Что дело мастера боится,

Что жизнь дана нам для добра?

Что друг не тот, кто медом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет,

Что долог день до вечера, коли делать нечего.

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит.

Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время: «Не могу!»

Где растяпа да тетеря,

Там не прибыль, а потеря.

И почитай учителя, как своего родителя.

А в пословицах ведь говорится,

Что сами вы должны учиться.

Грамотей не тот, кто читать умеет,

А кто слушает да разумеет.

И конечно, без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

Помни: тот, кто хочет много знать,

Тот не должен долго спать!

Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

Согласитесь: лень и плут

До добра не доведут.

В общем, все вам расскажи да укажи,

Разжуй да в рот положи.

А «авось» да «как-нибудь»

До добра не доведут.

 

 Подведение итогов

          - Наша игровая программа подошла к концу. Я попрошу каждому из вас назвать любую пословицу или поговорку, соответствующую вашему состоянию сейчас, настроению, эмоциям.

          - Спасибо.

 - А теперь посмотрим, чья нитка «жемчуга» оказалась длиннее. Побеждает команда в составе….

 - А наградой вам будут те знания, которые вы получили, прикоснувшись к «жемчужинам» народной мудрости, а значит и сами стали чуточку мудрее.

 - В память о нашей игре – сувениры всем участникам.

 - Спасибо за вашу работу.

 

Прикрепленный файл Size
жемчужины нар мудрости.rar 3.79 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн