Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок - диспут в 8 классе

Submitted by Нелли Владимировна Ломоносова on Sat, 30/05/2015 - 17:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ломоносова Нелли Владимировна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №5 г. Майского

Регион: 
Республика Кабардино-Балкария
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Что значит быть счастливым?(по рассказам И.Бунина, А.П.Чехова, А.И.Куприна) Цели урока: подготовка к сочинению по изученным произведениям.</p> Задачи: обобщить, подвести итог изучения темы рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов проследить за мастерством писателей в изображении мира человеческих чувств выявление их отношение к любви как одной из главных человеческих ценностей обучение умению вести дискуссию, отстаивать свою позицию, высказывать своё мнение воспитание нравственных качеств личности на примере вечных ценностей художественной литературы воспитывать у учащихся культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

Урок - диспут в 8 классе

«Что значит быть счастливым?

(по рассказам И.Бунина, А.П.Чехова, А.И.Куприна)

 

Цели урока: подготовка к сочинению по изученным произведениям.

 

Задачи:

 

обобщить, подвести итог изучения темы;

рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов;

проследить за мастерством писателей в изображении мира человеческих чувств;

выявление их отношение к любви как одной из главных человеческих ценностей;

обучение умению вести дискуссию, отстаивать свою позицию, высказывать своё мнение;

воспитание нравственных качеств личности на примере вечных

ценностей художественной литературы.

воспитывать у учащихся культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

 

Оформление: выставка книг по теме, портреты писателей, презентация, иллюстрации к произведениям.

Слайд

Учитель: Мы закончили знакомство с рассказами русских писателей А.П.Чехова, И.А.Бунина и А.И.Куприна, объединённых общей темой. Какой? Сегодня у нас не совсем обычный урок, а  в форме дискуссии. Давайте уточним, что означает слово «дискуссия».

(Ответы учащихся)

Слайд

Учитель: Дискуссия предполагает диалог, а чтобы он состоялся, необходимо помнить несколько основных правил. Давайте их установим и будем стараться соблюдать. Каковы ваши предложения?

(Ответы учащихся)

Учитель:  Что значит быть счастливым? Такова тема нашей дискуссии, и я приглашаю вас к разговору.   Что для вас означает «быть счастливым»?       

Групповое задание (2-3 пары): у доски на листах записать всё, что, по мнению учащихся, включает

это понятие.  Класс: учащиеся высказывают своё мнение.

Слайд

Учитель:  Чтобы ответить на этот вопрос, давайте заглянем в толковый словарь.

Счастье —

Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

Успех, удача.

Индивидуальное задание. Учащийся зачитывает несколько пословиц о счастье.

Проверка задания у доски. Обсуждение.

Учитель: Итак, можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Почему?

(Ответы учащихся)

Учитель: попробуем ответить на этот вопрос на примере прочитанных рассказов.

Название рассказа А.П.Чехова говорит само за себя: о чём этот рассказ?

( «О любви») А конкретнее?

Учитель:  Вспомним, кто является рассказчиком и героем в рассказе?(Рассказчик и герой- одно лицо). Как называется такая композиция? (Рассказ в рассказе)

- Что мы узнали об Алехине?

(Ответы учащихся) ( Он человек благородный и благодарный, умный, образованный искренний и чувствительный, т.е интеллигент. Помещиком Алехин становится вынужденно. Окончив курс в универ­ситете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца, то есть для Алехина это - вопрос чести имени, задача глубоко нрав­ственная. Ему чужда и неприятна его новая жизнь: «Я решил, что не уеду отсюда и буду работать, признаюсь, не без некоторого отвращения».

Как это решение характеризует героя? (Как человека порядочного, с высокими нравственными принципами)

Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь мно­го друзей. Единственные близкие знакомые его - семья Лугановичей. Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алек­сеевну и любовь эта взаимна.

Их любовь - это сложное чувство, в котором сочетаются и нежность, и дружба, и взаимное уважение. (Свободная дискуссия)

Любят ли герои друг друга?  Что их сближает?

(Ответы учащихся)

Учитель:  «Влюбленность указывает человеку, каким должен быть», - писал Чехов.

Изменила ли любовь героя? (Ответы учащихся)

Почему они не смогли быть счастливы? Что им мешает?

Почему герой не мог поступить иначе? (Все видели во мне благородное существо)

Достойны ли герои осуждения за эти сомнения, или их можно понять?

( Они скрывают своё чувство. Алёхин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену Лугановича и будучи любим ею, надевает на своё и её чувство «футляр», рассуждает, к чему приведёт любовь, как долго может продолжаться их счастье, если они решатся соединиться, что будет, если они разлюбят друг друга, если кто -нибудь из них заболеет, умрёт?

Сомнение с одной стороны отравляет жизнь человека, делает его слабым; а с другой - даёт человеку и человечеству импульс к развитию.

Учитель: Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Не желая причинить зла другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой цели  либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.

Учитель: Свободное чувство любви заглушается, окружается оболочкой условностей, соображениями о грехе и добродетели, благородстве, сковывается боязнью нарушить, хотя и явно несправедливые и несчастливые, но установившиеся нормы личной жизни.

Поэтому Финал рассказа «О любви» печален. В уста главного героя Алёхина Чехов вкладывает своё понимание любви:

«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Герои оказались в плену обычных и сковавших их души представлений о любви».

 

«Любовь для героев Чехова - всегда переломный момент, путь в иную реальность. Полюбив, человек неизбежно прерывает привычное течение жизни, останавливается. Это время переосмысления, самопознания... Полюбив, чеховский герой перестает быть человеком без лица, одним из толпы. Он внезапно обнаруживает свою индивидуальность, уникальную и неповторимую. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность:

Но герой может устрашиться этой открывшейся ему бездны собст­венной души, испугаться внезапного превращения знакомого и уютно­го мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от люб­ви и самого себя.

Учитель: Вся жизнь этого героя проходит в ожидании решительного поворота, яркого события. Но, когда это событие действительно происходит, оказывается, что человек не может действовать .  И в результате жизнь катится дальше своим чередом, без изменений, а все из-за того что у человека не хватает смелости.

Вывод: А.П.Чехов считает, что очевидно, человек, с какой бы то ни было целью не должен запирать себя в рамках какого-либо ограниченного пространства, в том числе в рамках поместья, усадьбы. Оказавшись в подобных условиях, человек мельчает, опускается, теряет духовные интересы, оказывается в плену собственного быта: крыжовника, щей, пирожков, бараньих котлет и чая с вареньем. Так живут целые поколения (вспомним портреты на стенах гостиной дома Алёхина; эти люди тоже когда-то здесь "пили чай"). Чехову не даёт покоя мысль о том, что человеку нужны "не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа", и он боится, что Алёхин, который в общем и целом симпатичен ему, пойдёт по пути Беликова и Николая Ивановича, найдя свой футляр в виде этой усадьбы, где он тяжко трудится, крутится, как белка в колесе, ничего больше не видит, а ему уже 40 лет.

Слайд:

Учитель:  Бунин глубоко убеждён в трагедийности любви и кратковременности счастья. Любовь в бунинских рассказах может вести к разрушению и горю, потому что она возникает не только тогда, когда человек "имеет право"

Какой рассказ можно привести в качестве примера? Учащиеся: Рассказ «Кавказ»

Учитель:

О чём этот рассказ? Назовите главных героев.

Любят ли герои друг друга?  (Да)

Чем отличаются их взаимоотношения от предыдущей ситуации? (Они решительны, свободны от каких-либо условностей)

Учитель: все произведения Бунина отличаются психологизмом. Описывая поведение героя, Бунин использует глаголы(см. текст) на что это похоже? Почему?

Почему Бунин не рассказывает подробно об отношениях героев?

   Как перекликаются в произведении писателя  картины природы  и взаимоотношения героев?

Счастливы ли герои? (Нет, они расстались. Рассказчик говорит об этом спокойно)

Осуждает ли он своих героев, наказывает или оправдывает их? (Свободная дискуссия. Позиция писателя скрыта. )

Учитель: После изучения рассказов Бунина, Чехова, Куприна, я предложила учащимся написать сочинение.

Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» - тот человек, который любил героиню, и про которого упоминалось лишь вскользь.

Таким образом, рассказ Бунина заставил меня понять, что нужно быть очень внимательным к людям, которые любят тебя и которых любишь ты. Нужно нести ответственность за свое чувство. Кузнецова Карина

Учитель: Согласны вы с таким мнением?

По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого.

 

 

Учитель: Пришло время подвести итоги. Кто из героев прочитанных рассказов, на ваш взгляд, по - настоящему счастлив?

 

Учитель: Что же нужно для того, чтобы быть счастливым?

Можно ли быть полностью счастливым в жизни? Почему?

Учащиеся:      

Учитель: Всегда я вам выставляю оценки за урок, а сегодня я вас прошу выставить мне оценку за урок почему?

А теперь оцените каждый свою работу на уроке (дети показывают на пальцах) и поставьте эту оценку в дневник.

Ведущий: Спасибо, ребята, за откровенный разговор. Надеемся, что он

оказался полезным. Мы желаем вам быть счастливыми. А что такое счастье,

это каждый понимает по - своему.

 

(дополнительно)

Попробуйте найти внутреннюю эмоциональную связь между рассказом А.П.Чехова "О любви" и стихотворением В.Тушновой "Мы шли пустынной улицей вдвоём".

Ученица читает наизусть стихотворение

(Тексты стихотворения лежат на столах у учащихся.)

В.Тушнова "Мы шли пустынной улицей вдвоём". Мы шли пустынной улицей вдвоём
В рассветный час, распутицу кляня.
И, как всегда, под самым фонарём
Ты вдруг решил поцеловать меня.

А нам с тобой навстречу в этот миг
Весёлые студенты, как на грех:
Мы очень, видно, рассмешили их -
Так дружно грянул нам вдогонку смех.

Их разговор примерно был таков:
- Видали вы подобных чудаков?
- И впрямь чудак, ведь он не молод:- Да,
Но и она совсем не молода!

Ты сердишься за дерзкие слова?
Но что же делать - молодёжь права.
Попробуй на меня когда-нибудь
Пристрастным взглядом юности взглянуть.

Давай простим их неуместный смех:
Ну, где ж им знать, что мы счастливей всех?
Ведь им прожить придётся столько лет,
Пока поймут, что старости-то нет!

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн