Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе.

Фото пользователя Любовь Андреевна Зубовская
Размещено: Любовь Андреевна Зубовская - вс, 14/06/2015 - 21:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зубовская Любовь Андреевна
Место работы, должность: 

Учитель изобразительного искусства и черчения

Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5 классов &nbsp;общеобразовательных учреждений&nbsp;</p>

МБОУ «Краснобаррикадная средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена

на заседании  МО

руководитель  МО

 

 

_______________/_Л.А. Зубовская /

«___»_____________________20__г.

Согласовано

заместитель директора по УВР

МБОУ «Краснобаррикадная СОШ»

 

___________________/___________/

«___»_____________________20__г.

Утверждаю

директор  МБОУ

«Краснобаррикадная СОШ»

 

 

____________________/А.Ю.Рытченко/

«___»________________________20__г.

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Изобразительное искусство»

в  5 классе
 

Класс: 5

Учитель: Зубовская Любовь Андреевна, учитель изобразительного искусства и черчения, высшая категория.

Количество часов:

- на учебный год: 35

- в неделю:1

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка.

 

Интегрированная программа по изобразительному искусству для 5 классов общеобразовательных учреждений составлена Федерального образовательного стандарта основного общего образования и примерной программой: Изобразительное искусство: интегрированная программа И38 ма: 5-8(9) классы/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С.Медкова. – М.: Вентана – Граф, 2013.-200.с.

Программа выстроена с учётом современных направлений в преподавании изобразительного искусства: создания целостного представления о развитии и взаимодействии различных видов художественного творчества, развития у школьников визуально-пространственных способностей, сохранения преемственности в изучении предмета учащимися начального и среднего звена.

При составлении тематического планирования были учтены современные тенденции в области художественного образования школьников, изменения в культурной жизни России за последние десятилетия, новые формы в искусстве. Программа ориентирована на формирование, развитие и активацию творческого, духовно-нравственного, эстетического потенциала учащихся помогает им составить целостное представление о культуре народов мира, стимулирует учителя на реализацию его творческих способностей.

В программе учтены предметные и метапредметные требования, изложенные в федеральном государственном стандарте, предметной области «Изобразительное искусство»:

1)         Формирование более глубоких, по сравнению с начальной школой, знаний о роли изобразительного искусства в жизни и в духовно-нравственном развитии человека, становлении его мировоззрения;

2)         Овладение практическими умениями и навыками восприятия, анализа и эстетической оценки произведений искусства, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

3)         Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ.

Цель уроков изобразительного искусства в основной школе – реализация фактора общего и эстетического  развития учащихся; формирование целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве.

Задачи изучаемого предмета «Изобразительное искусство»:

Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений.

Развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии.

Освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; приемов работы с различными художественными материалами.

Овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве представления учащихся об окружающем мире в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями.

 

Характерными признаками полихудожественного подхода и развивающего обучения в условиях освоения изобразительного искусства являются следующие:

Духовное возвышение учащихся. Необходимость воспитания у подростков духовных потребностей и интересов, высоких эмоциональных переживаний по поводу искусства, нравственных помыслов как высшей задачи урока искусства и развития школьников.

Действие, радость, увлеченность школьников процессом творчества. Изобразительная деятельность должна порождать в ребенке чувство радости, инициировать самореализацию в творчестве и желание участвовать в коллективном творческом проекте, что является предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.

Живое общение с искусством. На уроках искусства необходимо организовать общение ребенка с живым словом, музыкой, ритмом, движением, красками, формами: дети должны быть свидетелями и непосредственными участниками в создании творческого труда.

Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. В ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся картину мира во всех его проявлениях. Природное окружение, архитектура, произведения искусства, люди с разнообразными характерами и жизненными устремлениями, ближний и дальний космос. Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены во взаимосвязи со всеми жизненными ситуациями в обществе.

Опора в обучении на региональный компонент художественной культуры. Региональный компоненте определяется как совокупность географических, климатических, нравственных, культурно-исторических характеристик местности, своеобразие художественной культуры региона.

Реализация полихудожественного интегрированного подхода. Полихудожественный подход, в сравнении с моножудожественным, и интегрированные формы организации занятий обладают большим педагогическим и воспитательным потенциалом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусства помогает учащимся почувствовать художественное явление в разных сенсорных обликах, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому педагогу следует сознательно планировать в работе с учащимися по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности.

Сенсорное насыщение представлений школьников, обогащение чувств и ощущений. Представления школьников нередко односторонни разрозненны, основаны на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Для многогранного восприятия мира, который познает школьник и в котором ему предстоит жить, необходимо развязать все каналы восприятия (слух, зрение, осязание, обоняние, движение).

Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс должен по возможности обеспечивать освоение и порождение учащимися полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практики существуют три стороны:

•          Исполнительская (техническая, механическая);

•          Творческая (образная, неожиданная, инновационная);

•          Самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу духовного наполнения.

Программа опирается на специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через основные направления в освоении выразительных средств искусства (формы цвета, композиции) а также через развитие пространственного мышления, фантазии и воображения учащихся.

Учащийся основной школы не столько зритель, слушатель и наблюдатель, сколько деятель, испытатель, творец. Практическая деятельность основана на интегрированном подходе к организации урока, она направлена на формирование универсальных учебных действий в области изобразительного искусства и развитие ведущих компетенций: коммуникативных, социальных, исследовательских, языковых, поли художественных,  предметных и метапредпетных.

Место курса в базисном учебном плане.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по изобразительному искусству, которая разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Изобразительное искусство в основной школе изучается с 5 по 8 класс. Общее число учебных часов за четыре года обучения – 140, по 35 часов в год (1 час в неделю).

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов на изучение

Вид занятия

Виды деятельности

Формы и методы контроля

1

Раздел 1.Человек, природа, культура как единое целое.

4

 

 

 

1.1

Тема 1. Природа и человек

1

Урок изучения нового материала

Изображение на плоскости.

упражнение

1.2

Тема 2. Природа и художник

1

Комбинированный урок

Изображение на плоскости.

опрос

1.3

Тема 3. Человек — природа — культура

1

Изучение нового материала

Изображение на плоскости и в объеме.

упражнение

1.4

Тема 4. Пространство и время. Многомерность мира

1

Урок контроля и проверки знаний

Изображение на плоскости.

Индивидуальные карточки

2

Раздел 2.Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

7

 

 

 

2.1

Тема 5. Зодчество

1

Комбинированный урок

Изображение на плоскости, работа за компьютером.

Тест, упражнение

2.2

Тема 6. Образы старинной архитектуры

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости с натуры. Обсуждение результатов коллективной работы.

Творческая работа

2.3

Тема 7. Конструктивные особенности архитектуры

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости по памяти и представлению.

упражнение

2.4

Тема 8. Объёмные формы в изобразительном искусстве

1

Урок формирования новых знаний

Работа на плоскости с натуры. Работа с учебником.

упражнение

2.5

Тема 9. Штрих в изобразительном искусстве

1

Урок применения знаний на практике

Работа в объеме и на плоскости.

Практическая работа

2.6

Тема 10. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)

1

Урок повторения, обобщения

Работа на плоскости с натуры.

упражнение

2.7

Тема 11. Перспектива в открытом пространстве

1

Урок контроля и проверки знаний

Работа на плоскости по представлению.

Творческое задание

3

Раздел 3.Путешествие в мир искусства Древней Греции

5

 

 

 

3.1

Тема 12. Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира

1

Урок формирования новых знаний

Восприятие явлений действительности и произведений искусства.

тест

3.2

Тема 13. Мифы Древней Греции

1

Урок применения знаний на практике

 Работа в объеме.

 

Практическая работа

3.3

Тема 14. Скульптура Древней Греции

1

Урок обучения умениям и навыкам

Работа в объеме.

упражнение

3.4

Тема 15. Рисуем человека по древнегреческим канонам

1

Урок формирования новых знаний

Работа в объеме и пространстве. Коллективная работа.

упражнение

3.5

Тема 16. Чернофигурные вазы Древней Греции

1

Урок повторения, обобщения

Работа на плоскости- декоративно-прикладная деятельность.

опрос

4

Раздел 4.Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

8

 

 

 

4.1

Тема 17. Славянские мифы о сотворении мира

1

Урок изучения нового материала

Работа в объеме по воображению.

упражнение

4.2

Тема 18. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек

1

Комбинированный урок

Работа в объеме. Поиск информации в Интернете.

Практическая работа

4.3

Тема 19. Былинный образ Русской земли

1

Комбинированный урок

Коллективная работа на плоскости. Обсуждение результатов коллективного творчества.

упражнение

4.4

Тема 20. Илья Муромец и Соловей-разбойник

1

Урок формирования новых знаний

Работа на плоскости. Изучение художественного наследия.

Творческая работа

4.5

Тема 21. Народный костюм.  Головной убор

1

Урок изучения нового материала

Работа в смешанной технике-декоративно-прикладная деятельность.

Индивидуальная работа по карточкам

4.6

Тема 22. Народный костюм. Одежда

1

Урок применения знаний на практике

Изучение художественного наследия. Работа в смешанной технике-декоративно-прикладная деятельность.

Практическая работа

4.7

Тема 23. Народные праздники. Святки

1

Урок изучения нового материала

Работа в объеме- декоративно-прикладная деятельность.

Творческая работа

4.8

Тема 24. Масленица

1

Урок повторения, обобщения

Работа на плоскости и объеме.

Творческая работа

5

Раздел 5. Народное декоративно-прикладное искусство

11

 

 

 

5.1

Тема 25. Этнографический музей

1

Урок изучения нового материала

Графическая работа по памяти.

упражнение

5.2

Тема 26. Печные изразцы

1

Урок обучения умениям и навыкам

Работа в объеме. Подбор иллюстративного материала к теме.

Практическая работа

5.3

Тема 27. Расписывание изразцов

1

Урок формирования новых знаний

Коллективная работа.

упражнение

5.4

Тема 28. Прядение — вид народного ремесла

1

Урок формирования новых знаний

Работа на плоскости. Восприятие явлений действительности и произведений искусства.

упражнение

5.5

Тема 29. Прялка

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости – декоративно-прикладная деятельность.

Творческая работа

5.6

Тема 30. Кукла как часть народной культуры

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости. Поиск информации в Интернете.

упражнение

5.7

Тема 31. Делаем куклу - «закрутку»

1

Урок применения знаний на практике

Работа на плоскости – декоративно-прикладная деятельность. Работа со схемами.

Практическая работа

5.8

Тема 32. Ткачество как вид народного искусства

1

Урок изучения нового материала

Работа на плоскости – декоративно-прикладная деятельность.

упражнение

5.9

Тема 33. Вышивка

1

Урок формирования новых знаний

Работа на плоскости – декоративно-прикладная деятельность.

Индивидуальная работа по карточкам

5.10

Тема 34. Лоскутное шитьё

1

Урок повторения, обобщения

Работа с материалом – декоративно-прикладная деятельность.

упражнение

5.11

Тема 35. Великие имена в искусстве

1

Урок контроля и проверки знаний

Восприятие явлений действительности и произведений искусства.

Беседа

кроссворд

 

Содержание тем учебного курса

В программе 5 класса содержатся темы, изучение которых расширяет представления учащихся о взаимодействии человека, природы и культуры. Существенная часть программы посвящена изучению и освоению средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема, пространства и перспективы. Программа предполагает постепенное погружение учащихся в специфику и историю изобразительного искусства, чему способствует выполнение творческих заданий, направленных на освоение графической грамоты в творческом процессе, формирование представлений о взаимосвязи «материал-форма-цвет-практическая значимость вещи (предмета)». Предметная среда рассматривается как особое, личное, определенным образом организованное пространство каждого человека.

В основе раздела, посвященного восприятию изобразительного искусства, лежит знакомство с Древней Греции, русским этносом, традиционным народным творчеством России, былинами и сказаниями, ставшими основой развития искусства. В разделе, посвященном творчеству знаменитых художников, представлены очерки о А.Г.Веницианове, П.П.Кончаловском, Н.К. Рерихе, Э.А.П. Гогене, П.Сезанне. Понять произведения искусства учащимся помогает осмысливание взаимосвязи «природа-человеку, человек – природе»: они знакомятся с нравами, привычками, нравственными устоями, национальными  и религиозными традициями, своеобразием ландшафта, климатическими особенностями местности разных народов и этнических групп, особенностями их мировосприятия и мировоззрения.

Восприятие изобразительного искусства у школьников связано с развитием представлений о целостности и взаимообусловленности истории жизни народа и его искусства, смысловой и образной связи во всём народном искусстве.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к личностным результатам освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:

1.         Социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину;

2.         Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

3.         Развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4.         Мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;

5.         Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;

6.         Развитие творческого потенциала ученика в условиях активации воображения и фантазии;

7.         Воспитание интереса подростков к самостоятельности творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;

8.         Развитие навыков сотрудничества;

9.         Бережное отношение к духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:

1.         Освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить  и самостоятельно решать творческие задачи;

2.         Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

3.         Развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;

4.         Развитие способности откликаться на происходящее в мире;

5.         Развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода ка восприятию эстетического в действительности в искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

6.         Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать, и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой;

7.         Воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства  и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения;

8.         Овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции и роди в совместной деятельности.

9.         Развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов;

10.       Освоение выразительных особенностей языка разных народов искусства;

11.       Формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.

Предметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:

•          Сформированность  представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

•          Сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;

•          Развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусств;

•          Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета  и формы в творческих работах;

•          Развитость коммуниктивного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожесвенного воспитания;

•          Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;

•          Развитие фантазии и воображения детей;

•          Использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

•          Умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать свое отношение к художественному произведению;

•          Использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;

•          Нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству.

Оценивать деятельность учащихся по освоению темы, художественной техники, технологии выполнения работы, овладению материалами и инструментами, композиционному, цветовому, пространственному решению работы на уроках изобразительного искусства необходимо с учетом возраста и личностного индивидуального роста каждого ученика. При оценке творческой работы каждого школьника надо найти и отметить положительный, пусть даже незначительный, успех и продемонстрировать его работу другим учащимся, попутно оценив уровень прилежания (желания работать). Такой подход к оценке определяется как педагогика успеха. В группе учащихся, выполняющих одно большое задание, надо стараться распределять работу так, чтобы каждый ученик выполнял то, что ему особенно удается. Это позволит все участникам коллективной работы выполнить свое задание на должном уровне, а детям, имеющим слабую художественную подготовку, постепенно расти и совершенствоваться.

Оценка должна быть аргументирована и понятна ученику. Перед выполнением работы учителю следует рассказать школьникам о критериях оценки художественного продукта.

На уроках изобразительного искусства оценивается не столько аккуратность, сколько реализация учеником собственной индивидуальности, его желание сделать что-то свое, выйти за рамки известного, традиционного, стандартного, предложить новое, оригинальное, индивидуальное решение.

Учитель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном, эстетическом, нравственном, духовном, возвышенном, гармоничном, прекрасном, положительно оценивать стремление детей к коллективным видам творчества. Работа, выполненная коллективно, оценивается как единое художественное произведение, работа каждого ученик в группе не оценивается

Перечень учебно-методического обеспечения.

  • Методические и учебные пособия:Уроки изобразительного искусства: 5 класс: методические рекомендации/Е.А.Ермолинская.-М.:Вентана-Граф,2014.-80 с.; Учебник:Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова «Изобразительное искусство» 5 класс. ФГОС.Вентана-Граф,2013.
  • Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов, настенная доска для вывешивания иллюстративного материала, мольберт, подставки для натюрморта, гипсовые фигуры, муляжи.
  • Технические средства обучения: Компьютер, мульти проектор, экспозиционный экран, веб-камера.
  • Дидактические материалы: Таблицы, иллюстрации, художественные альбомы, изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, керамические изделия, предметы быта, раздаточные наглядные пособия, диски с репродукциями картин из крупнейших музеев мира, диски с видеофильмами, диски с музыкальными произведениями.

Список литературы.

  • Примерная программа: Изобразительное искусство: интегрированная программа И38 ма: 5-8(9) классы/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова. – М: Вентана-Граф, 2013.-200 с.
  • Учебник: Е.А. Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова «Изобразительное искусство» 5 класс. ФГОС. Вентана – Граф, 2013.
  • http://900igr.net/prezentatsii/izo/Uroki-izobrazitelnogo-iskusstva/004-Vidy-i-priemy-khudozhestvennoj-dejatelnosti-shkolnikov-na-urokakh.html
  • http://www.arts-museum.ru /-Государственный музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина

 

Приложения к программе.

Основные понятия курса: Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процесса в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами. Художественно-творческая деятельность ведется по трем направлениям:

  • Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму;
  • Развитие фантазии и воображения;
  • Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).

Темы творческих работ: «Летний пейзаж», «Мое лето», «Мой любимый уголок природы», «Такие разные дожди», «Улица, на которой мы жили в древнем городе», «Люди за работой», «Пускаем змея», «Урок физкультуры», «Богатыри – святые воины», «Древняя Русь», «Хоровод», «За околицей», «У колодца», «Праздничное гуляние», «Маски к празднику Святки»,  «Макет фонарика», «Русская народная сказка», «Пекутся пироги», «Вся семья у печи», «Девушка Алёнушка в вышитом переднике», «Лоскутное одеяло».

Темы творческих проектов: «История создания картины», «Символика цвета», «Музыка цвета», «Народный костюм».


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн