Submitted by Наталья Николаевна Кузнецова on Wed, 01/07/2015 - 17:45
Цель: продолжить знакомство с произведениями русских поэтов.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить с творчеством С.А. Есенина и со стихотворением “Пороша”;
– работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы;
– обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
– развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление;
– развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний;
Воспитывающие:
– воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке;
– воспитывать самостоятельную творческую активность.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
I. Вступительная беседа. Определение темы урока.
3 слайд- Продолжите и назовите авторов.
Белый снег пушистый в воздухе….
Буря мглою небо кроет…
Однажды в студёную….
- Скажите, а какая тема объединяет все эти произведения? (зима)
- А какие ассоциации у вас возникают при слове зима? (...)
- Почему мы сегодня на уроке литературного чтения заговорили о зиме? (будем знакомиться с произведением о зиме)
II. Работа по теме урока.
1. Биографическая справка.
- Сегодня на уроке мы начнем знакомство с творчеством еще одного поэта. Это Сергей Александрович Есенин (4 слайд)
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки.
Родители его были бедными крестьянами.
С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже. Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных.
Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.
Любимой темой поэта была природа. Поэтому в творчестве Сергея Есенина много стихов о природе.
И сегодня мы познакомимся с одним стихотворений С.Есенина, которое называется "Пороша" (5 слайд)
- А кто знает, что такое пороша? (6 слайд)
- Послушайте, пожалуйста (чтение стиха)
-Понравилось ли вам это произведение?
- Какие картины вам представились?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
2. Работа по четверостишиям.
- Прочитайте 1 четверостишие.
- Найдите ключевые слова.
- Что это за слова? (слова - краски, красивые слова, которые в первую очередь помогают нарисовать картину)
Еду. Тихо.
- Как едет автор?
- А на ком он едет?
- А по чему едет автор?
- Представьте: лошадь, снег.
- Что вы услышали?
- О каких звонах говорит поэт?
- А кто же все нарушил?
- Почему?
- Какое слово подчеркивает, что тишину нарушили?
- Прочитайте 2 и 3 четверостишия.
- Что нам сообщил автор о лесе? (дремлет)
- Какой же сон у леса? (сказочный)
- Что это за белая косынка, которой подвязалась сосна? (шапка снега)
- Кого напоминает вам сосна? (старушку)
- А что такое клюка? (изогнутая палка)
Докажи текстом…
- Кто возвращает нас из сказки? (дятел)
- Прочитайте 4 четверостишие.
- Вспомните начало стиха. Как двигался конь? (медленно, тихо)
- А что делает теперь конь? (скачет)
- Как говорит о просторе поэт? (его много)
- Какой С.Есенин называет дорогу? (бесконечная дорога)
- А с чем он ее сравнивает? (с лентой, которая убегает вдаль)
- С какой интонацией нужно читать это стихотворение?