Цель: создание эмоционального настроя. Учитель проводит психологический настрой обучающихся на ситуацию успеха.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит фронтальный опрос учащихся по теме предыдущего занятия:
Какие факторы среды вы знаете?
Какие местными примерами вы можете подтвердить прямое и косвенное влияние биотических факторов?
Докажите, что кроты изменяют среду своего обитания.
Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу в результате хозяйственной деятельности.
Каковы последствия изменения среды обитания?
У доски три ученика работают с индивидуальными карточками.
III. Изучение нового материала с использованием презентации.
Учитель проводит вводную беседу по теме урока с использованием презентации.
В любом биоценозе между видами существуют пищевые взаимоотношения. Пищевые взаимоотношения обеспечивают в биоценозах организмы энергией. Механизм передачи веществ и энергии в пищевых взаимоотношениях называется цепью питания. Таких цепей в биоценозе может быть много. Длина цепи питания может состоять из 4-6 звеньев.
Например:
сосна —> личинки насекомых —> синица —> ястреб
Учащиеся приводят свои примеры цепей питания.
В состав цепей питания входят продуценты, консументы, редуценты.
Дайте определения продуцентам, консументам, редуцентам (самостятельная работа учащихся с учебником на стр.275).
Назовите продуцентов, консументов и редуцентов в цепях питания, изображенных в таблице «Цепи питания». Чем отличаются консументы 1, 2 порядков?
Работа с интерактивной схемой (учащиеся составляют цепи питания из предложенных компонентов на интерактивной доске).
Почему пищевые цепи короткие? (В цепи питания каждое последующее звено теряет часть энергии органического вещества, получаемого с пищей, теряет часть извлеченной из нее энергии). На последующий уровень переходит только 10% энергии.
Пищевые пирамиды – равное убывание биомассы каждого последующего звена в цепи питания, заканчивающееся последним консументом. Учитель демонстрирует в презентации изображения пищевых пирамид, а так же знакомит учащихся с понятием энергетических пирамид.
IV. Закрепление нового материала:
По вопросам:
О чем говорит длина цепи питания?
Почему численность консументов цепи питания сокращается?
Каким образом природопользователи определяют продуктивность естественного биоценоза?
Работа учащихся с тестами (взаимопроверка).
1. К продуцентам относится:
А – сосна обыкновенная
Б – бактерии гниения
В – амурский тигр
Г – ласточка городская
2. К консументам I порядка относится:
А – сокол-сапсан
Б – тигр амурский
В – сосновый пилильщик
Г – рыжий лесной муравей
3. К консументам II порядка относится:
А – сокол-сапсан
Б – сосна обыкновенная
В – заяц русак
Г - дождевой червь
4. В пищевой цепи с одного трофического уровня на другой энергии переходит: