Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль средств художественной выразительности в речи.

Submitted by инна юрьевна селюта on Tue, 01/09/2015 - 00:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Селюта И.Ю.
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

1. Образовательная: познакомить с видами средств художественной выразительности речи.

2. Развивающая: развивать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

3. Воспитательная: воспитывать у учащихся уважение к богатству русского языка, литературному наследию своей страны, к личности.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
32
Используемые учебники и учебные пособия: 

Львова С.И., Львов В.В. 

Используемая методическая литература: 

Учебник русского языка Львовой С.И., Львова В.В.,

произведения русских классиков.

Используемое оборудование: 

М/М проектор, ПК, таблицы рейтинговой оценки знаний.

Краткое описание: 
<p>Урок несёт в себе как образовательную цель:познакомить с видами средств художественной выразительности речи, так и развивающую: развивать умение оценивать себя правильно.</p>

Ход урока.

 

1. Сообщение темы и цели урока через проблемную ситуацию.

 

- Здравствуйте, ребята. У меня сегодня очень хорошее настроение. Я рада встрече с вами, рада, что к нам пришли гости. А какое настроение у вас?

 

- Как много хороших, красивых слов вами сказано. Думаю, что этими словами вы очень точно описали своё настроение.

 

- Я хочу представить вашему вниманию историю о мальчике, который не смог так красиво и точно, как вы, передать свои мысли и чувства собеседнику.

 

- Посмотрите и подумайте, почему это произошло.

 

Просмотр серии из киножурнала «Ералаш» («Почему мы так говорим» (1974 год Выпуск № 1 Сюжет № 2)

 

- Почему же собеседник не понял Вову? (у мальчика неправильная, невыразительная речь, маленький запас слов)

-  Что помогло бы Вове сделать свою речь выразительной? (правильные, красивые слова)

 

- Итак тема нашего урока: красивые, выразительные слова, а именно, роль средств художественной выразительности речи.

 

- Запишите название урока на листе №1.

 

- У каждого из вас есть ещё один лист, в котором вы будете оценивать свои знания. Подумайте, насколько ваша речь богата красивыми, выразительными словами. Дайте ей оценку от 1 до 10 баллов.

 

- Кто -нибудь поставил себе высший балл? Как повысить оценку? (Узнать как можно больше о средствах выразительности речи).

 

Цель урока: узнать средства художественной выразительности речи, чтобы говорить и писать красиво и образно.

 

Изучение новой темы.

 

Работа в группах (4 группы)

 

Эпитеты.

Перед вами стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка».

 

Прочитайте его, посовещайтесь в группах и подчеркните только определения (каждой группе одна строфа).

 

Назовите слова, которые подчеркнули.

(Светло-пушистая, белая, чистая,  смелая,  бурною,  лазурную, чудесную, безвестную, блистающих, умелая, тающих, сохранно –белая)

 

 

К. Бальмонт

СНЕЖИНКА

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

 

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

 

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

 

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

 

- В прямом или переносном значении использует автор эти определения? (в переносном)

 

- С какой целью автор использует определения в переносном значении? (для красоты образа)

 

- Какое определение в стихотворении дано в прямом значении? (белая)

 

- Итак, первое средство художественной выразительности речи – это определения в переносном значении, а именно,  эпитеты.

 

- Запишите правило в таблицу.

 

Упражнение в нахождении эпитетов.

 

Запишите в два столбика словосочетания: а) эпитеты, б) определения с прямым значением.

 

Чистые помыслы, чистые руки; быстрая река, быстрый ум; чугунная поступь, чугунная решетка; холодные руки, холодное сердце.

 

 

Железная воля, железный ключ, розовые мечты, розовый шарф, ледяной взгляд, ледяная сосулька, шёлковые волосы, шёлковое платье.

 

 

Тёплые слова, теплая погода, горький вкус, горькая жизнь, серебряное кольцо, серебряная паутина, мягкий диван, мягкий характер.

 

 

Кислый лимон, кислое настроение, острый подбородок, острый нож, пустой шкаф, пустая голова, глубокая река, глубокая печаль.

 

 

- Представитель каждой группы читает слова. Сверяет с правильным ответом (слайд презентации).

 

 

- Кому было трудно найти эпитеты? Оцените свою работу в нахождении эпитетов от 1 до 10 баллов, запишите в таблицу.

 

 

-Подведём первые итоги.

 

С каким тропом мы познакомились? (Эпитетом)

 

Дайте определение этому тропу и скажите, с какой целью его используют в речи.

 

(Эпитет – это яркое определение в переносном значении. Эпитет используют для того, чтобы ярко и точно описать предмет.)

 

Сравнение.

 

Прежде чем вы начнёте знакомство с новым средством выразительности, прочитайте известное высказывание Ф.Ницше:

 

«Всё познаётся в сравнении».

 

Каждая из групп должна сейчас объяснить, что означает это высказывание

 

(Сравнение помогает понять характерные черты предмета, осознать его уникальность).

 

Итак, второе средство художественной выразительности – это сравнение.

Оно основывается на

сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

 

Перед вами отрывки из замечательных сказок А.С. Пушкина.

Прочитайте их, назовите произведение.

 

( «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»)

 

              «…царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи…»

 

 

«А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит»

 

«…И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо                                                                                                                                       Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! — Она его ласкать…»

 

Вынырнул подосланный бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок:

 

Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

 

Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»

 

А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.

 

Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;

 

Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;

 

И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

 

Прочитайте отрывки и найдите сравнения.

Подчеркните слова, с помощью которых добавляется сравнение.

Объясните, для чего автор использует сравнения.

 

Прочитайте ответ.

 

Подведём итог. Что же такое сравнение и для чего оно служит?

 

Сравнение обозначает сопоставление предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку.

 

Запишите правило в таблицу.

 

 

Прежде чем вы узнаете о новом средстве художественной выразительности речи, подумайте , насколько хорошо вы научились находить в тексте сравнения.

 

Поставьте балл за понимание темы в таблицу.

 

Олицетворение.

 

- Ребята, кто из вас любит книги о чудесах, о волшебных превращениях?

 

А вы хотели бы научиться оживлять окружающие нас предметы и наделять их человеческими качествами ?

 

Что бы вы в нашем кабинете оживили?

 

Сегодня я вас научу это делать.

 

Посмотрите на картинку.

 

Что на ней изображено? (туча, дождь).

 

Найдите у себя в таблице слово туча.

 

Для того чтобы оживить тучу, достаточно лишь сказать о ней как о человеке.

 

Что она делает? (плачет)

 

А теперь оживите солнце. (Солнце смеётся). 

 

Как называется этот природный водоём? (река) Придумайте слово, которое её оживит (говорит).

 

Итак, что нужно делать, чтобы окружающие нас предметы ожили? (наделить их человеческими чертами).

 

Все эти превращения в художественных произведениях обязаны замечательному стилистическому приему — олицетворению.

 

Прочитайте правило на слайде и запишите его в таблицу.

 

Наделение животных, неживых предметов, явлений природы человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью называется олицетворением.

 

Под пером писателей окружающие нас предметы оживают: море дышит полной грудью; волны бегут, ласкаются к берегу; лес настороженно молчит; травы шепчутся с ветром; озера смотрят в бесконечные дали...

 

Очень часто олицетворение используют поэты.

 

Перед вами замечательное стихотворение И.А. Бунина «Под вечер».

 

Ваша задача на месте пропусков вставить глаголы, которые оживят описываемые предметы и явления природы.

 

Работа эта очень трудная, требующая живого воображения, хорошего запаса слов.

 

Во время работы я попрошу капитанов команд оценить деятельность каждого участника и поставить балл от 1 до 10. (стихотворение можно раздать и гостям) (можно включить музыку)

 

Под вечер.

Угрюмо шмель гудит, толкаясь по стеклу...

В окно зарница __глянула______ тревожно...

Притихший соловей в сирени на валу

__выводит_______ трели осторожно.

 

 

Гром, проворчав в саду, ___скатился_____ за гумно;

Но воздух ___дует______ , небо ___покрывает______ ,

А тополь ___смотрится______ в открытое окно

И ладаном благоухает.

 

Чтение стихов. Чтение оригинала.

 

Какой вариант вам больше всех понравился?

 

Участники этой группы добавляют себе по одному баллу.

 

Капитаны ставят баллы участникам команд.

 

3.Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

Подведём итоги нашего урока.

 

О чём мы сегодня говорили?

 

Что научились делать?

 

Зачем это нужно знать? (на слайде три вопроса) Спрашивать по личному желанию.

 

А сейчас я предлагаю вам написать добрые пожелания друг другу и гостям, используя изученные средства художественной выразительности.

 

Оценка работы учителем.

 

Каждый из вас сегодня старался, много работал.

 

Подведите итоги своей работы- посчитайте общее количество баллов. (25-30 – «5»; 18 – 24 – «4»)

 

- Сделайте вывод, насколько правильно вы оценили свои знания в начале урока.

 

Отметьте в дневники, какие средства выразительности вам нужно повторить.

 

- Закончить урок мне бы хотелось стихотворением о словах.

 

Выразительное чтение стихотворения.

 

Юрий Синицын

***

Каждое слово имеет свой вкус.

Одни слова –

Горьки, как полынь.

Другие – слаще абхазских дынь.

Те свежестью радуют нас

Особенной,

А эти –

Давно набили оскомину.

Есть слова,

Как приправы у горцев.

А есть еще

И такие слова,

Что морской воды

Солоней и горше.

Есть и безвкусные,

Как трава.

Всякие есть у людей слова.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн