План конспект урока по теме: «Выделение окончания в словах, неизменяющихся по числу»
Submitted by Евгения Степановна Медведева on Tue, 29/09/2015 - 16:18
Тема: «Выделение окончания в словах, неизменяющихся по числу»
Учитель высшей квалификационной категории: Медведева Е. С.
Цель урока:сделать вывод, что у слов, неизменяющихся по числу нет окончания, узнать о событии года 2014
Задачи:
1.продолжить работу по способу выделения окончания
2.развивать умение работать в группе.
3.развивать действия контроля и оценки учащихся.
4. развивать интерес детей к происходящим событиям своей Родины.
Форма урока: комбинированный урок с использованием интерактивной доски.
Оборудование: интерактивная доска, презентация учителя, индивидуальный раздаточный материал для работы в паре и группе.
Ход урока:
Эмоциональный настрой.
Сегодня на урок к нам пришли гости, я предлагаю вам поприветствовать их. Желаю вам успеха!
Ситуация успеха. Актуализация знаний.
--Ребята, о каких частях слова вы узнали вчера на уроке?( об окончании и основе)
--А что такое окончание? Какую работу оно выполняет(окончание это изменяемая часть и сообщает о количестве предметов)
Фиксирую на доске:
изм.часть
сообщ. о кол –ве
--А что такое основа? ( это все слово без окончания)
Какую работу она выполняет?
сообщ., что называет слово.
А как выделить окончание и основу? (дети рассказывают, учитель фиксирует схематически на доске)
1.изменить слово
2.сравнить слова
3.та часть, которая неодинаковая-окончание
4. та часть, которая одинаковая-основа
Оцените себя знаком «плюс» те дети, которые умеют выделять окончание и основу ( я вижу есть ребята, которые затрудняются в выделении окончания и основы)
Чему мы будем учиться? (учится выделять окончание и основу.)
как ? по способу!
3.Предлагаю эту работу выполнить в группе.
1. ягода
2.петух
3.улицы
4.Сочи
Повторим правила работы в группе:
Тихо.
Дружно.
Быстро.
Внимательно выслушивая друг друга.
Знак о завершении работы.
Распределите роли. Встаньте № 1,2,3..
Переверните лист и можете работать.
4.Проверка работ.
Назовите номер группы у которых работы получились одинаковые?
Есть ли у вас вопросы к группам?
С каким словом возникли проблемы?
Сочи 1.нулевое окончание
2.-И
3.нет окончания
Как узнать, какое же здесь окончание? (работаем по способу – изменяем по числу: Сочи-Сочи – не получилось. Как быть?)
Давайте обратимся к определению, что такое окончание? (изменяемая часть слова)
Мы изменили? (да)
Что у нас изменилось? (Ничего)
Тогда какое у нас будет окончание в этом слове? (Никакого, так как слово не изменилось)
Вывод: слово Сочи не имеет окончания, так как оно не изменяется.
Физминутка. Называю слово с нулевым окончанием – приседаем. Есть окончание – тянемся.
Дом, рука, окно, руль, нога, стол.
5. Ребята, а что вы знаете про слово Сочи? (это название города)
А какое событие должно произойти в Сочи в 2014 году? (Олимпийские зимние игры)
Да, Олимпийские зимние игры будут проходить с 7 по 23 февраля.
Вывесить табличку Сочи-2014.
А подробнее об этом событии вы узнаете из следующего фильма.
Начало фильма «Наследие Игр Сочи- 2014» ( продолжительность фильма-1,37 м,эл.адрес http://prepubertal.ru/video/kinofilmi/novinka-nasledie-olimpijskih-igr-s...)
В фильме говорилось не только об Олимпийских зимних играх, но и о Паралимпийских играх, что это за игры? Когда они будут проходить? (с 7 по 16 марта)
6.А что вы еще знаете про город Сочи?
Предлагаю вам прочитать текст и узнать о нем что-то новое.
Возьмите карточки и прочитайте текст про себя.
Читаем вслух.
Город Сочи находится в Краснодарском крае на побережье Чёрного моря.
Тёплый климат, ласковое море, красивые леса на высоких горах, чистый воздух, целебные источники - в России нет места, лучше Сочи.
Лучшее время года - осень, тёплая, солнечная и продолжительная. Зимы почти не бывает.
Вокруг города – снежные вершины гор, которые вы, наверное, видели в кино, а у их подножия - жаркое лето. Люди любят отдыхать на горнолыжных базах на Красной поляне и на пляжах побережья Чёрного моря.
Ребята, где находится Сочи?
Почему Сочи считают лучшим местом в России? Найдите в тексте и зачитайте.
Как вы думаете, почему именно из тысячи городов России теплый город Сочи, выбрали центром зимних олимпийских игр?
(П.ч. теплый климат соседствует с заснеженными вершинами гор, это удобное место для проведения Зимних игр)
7. Выпишите в тетрадь выделенные слова и выделите в них окончания. Работайте по способу.
8. Фронтальная проверка работы с доказательством.
При выполнении проверки могут возникнуть проблемы со словом осень, т.к. дети выделяют окончание –Ь, забывая о работе мягкого знака; если возникают проблемы с другими словами, то возвращаемся к способу и исправляем ошибки.
9. Молодцы, ребята! Хорошо поработали, сами ошибок не сделали, а сможете проверить работу Алеши? (Да, сможем)
Алеша записывал слова в два столбика: в первый столбик – слова, у которых есть окончания, а во второй – у которых нет окончаний.
буфет
яблоня
завтра
кофе
метро
море
Дети работают у себя на карточках, в это время один ребенок работает у доски.
Оцените работу.
Молодцы, ребята, неплохо справились с заданием!
10. Чему мы учились сегодня на уроке? Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Учились выделять окончания и основы.
Что у неизменяемых слов нет окончания.
Узнали о городе Сочи и предстоящем событии.
Ребята, поднимите руку, кто уже может сказать, что умеет выделять окончание. (Если все подняли руку, учитель спрашивает - «можно давать проверочную работу?» Если не все, то «я вижу, что еще не все ребята уверены в своих знаниях, значит чему мы будем учиться завтра на уроке?» – Учиться выделять окончания и основы)
Я предлагаю вам выполнить упр.232 дома. Не забывайте работать по способу.