Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



История Российского ледокола

Submitted by Елена Слепова on вс, 04/10/2015 - 18:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Слепова Елена Станиславна
Место работы, должность: 

МАОУ СОШ № 153, учитель географии

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p><span style="font-size:14px"><span style="font-family:times new roman,times,serif">Данный материал составлен для учащихся 5 - 6 классов, его можно использовать в творческих проектах по географии, интересно рассказать о появлении ледокола в России, о подвиге моряков в годы Великой Отечественной войны. О значении северного флота в освоении полярных широт и в хозяйстве страны.На</span></span></p>

       « История Российского ледокола»                                                           ( Материал подготовлен для творческих проектов учащихся по географии 5 – 6 классов)                                    Содержание:                                                                Введение.  История Российского ледокола Российская. Арктика. Коч – первая лодка ледокол. Первый Российский ледокол. Роль ледокольного флота в годы Великой Отечественной войны. Современный ледокол Значение Российского ледокольного флота в хозяйстве страны. Заключение .Приложение. Список литературы .                                Введение.  Ледокол – судно, предназначенное для плавания во льдах с целью поддержания навигации в замерзающих морях. Особое назначение ледокола – разрушение ледяного покрова для прокладывания пути другим судам и оказания им необходимой помощи при движении во льдах. Наша страна широко использует ледоколы уже не одного поколения для изучения Арктики. В мире существует 64 ледокола, из них 31 принадлежат России. Тема проекта: «История Российского ледокола» выбрана мною не случайно, очень интересно было проследить историю развития ледокольного флота в нашей стране. Актуальность этой темы в том, что мы начинаем расширять границы страны на север и полное изучение арктических широт, использование их в хозяйстве страны становится одной из важных задач. Россия – морская держава, значение флота играет огромную роль не только в военном направлении, но в хозяйстве страны. Ледокол является главным транспортным средством в полярных широтах в любое время года. Он – незаменимое средство доставки грузов в труднодоступные районы, куда нельзя добраться воздушным или наземным транспортом. Цель моей работы – проследить историю появления ледокола в России, его важную роль для нашей страны. В ходе работы над проектом я ставлю перед собой такие задачи: 1. Изучить материалы по истории появления ледокола. 2. Проследить путь совершенствования от первого ледокола до современного . 3. Изучить материалы по деятельности ледоколов в годы Отечественной войны. 4. Установить важность современных ледоколов в хозяйстве страны. 5. Подобрать интересный материал о ледокольном флоте России. В работе над проектом я применила такие методы, как исследовательский, изучение печатного материала о ледоколах России, подбор материала о подвигах полярников в годы войны.                                                                                     История Российского ледокола. «Российское могущество прирастать будет Сибирью,Северным океаном.» ( М Ломоносов). 2.1 Арктика Российская Арктика – это не только голубые льды и белые медведи. Хотя, и это тоже. В русской Арктике тоже бывает лето, растет трава, бегают зайцы, вылупляются птенцы, и наливаются соком ягоды. И живут тут бравые метеорологи, отважные геологи, трудяги - нефтяники , ловкие оленеводы и просто рядовые граждане — например, работники сбербанка, продуктового магазина, местной администрации, или школы. Да, города в Арктике тоже есть. АРКТИКА — район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Площадь Арктики — около 27 млн км². Арктика поделена на пять секторов ответственности между США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией. Тем не менее, точная граница Арктики не определена. Арктическая зона России - это земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, некоторые части Якутии. Эти географические объекты были объявлены территорией Советского Союза Постановлением Президиума ЦИК СССР еще 15 апреля 1926 года. ПОГОДА В АРКТИКЕ Средние температуры Арктики колеблются: от −4 °C до−60°C. Зимой в Арктике — полярная ночь. Летом — полярный день. В полярный день в Арктике — "белые ночи", то есть светло круглые сутки, в течение нескольких месяцев. Самый долгий полярный день — на полюсах, продолжительностью более шести месяцев. Северный ледовитый океан. Северный Ледовитый океан — раскинулся между Евразией и Северной Америкой, и является самым наименьшим океаном на нашей планете. Его площадь составляет 14,75 млн. кв. км, средняя глубина 1225 метров. Наибольшая глубина - 5,5 км. В Ледовитом океане, в пределах нашей страны находится 6 морей. По ним проходит наш знаменитый Северный морской путь. Ведут по морям караваны кораблей ледоколы. Они пробивают дорогу для грузовых судов в толще льда до2 метров. Россия – единственная страна в мире, которая владеет Северным морским путем. 2.2 Коч – первая лодка ледокол. Жителей северного побережья называли поморами. Основное занятие у них было рыболовство. Рыболовы научились строить лодки, которые разрезали лед и позволяли плавать по воде даже зимой. Эти лодки называются коч. Коч – старинное поморское парусно-гребное судно XI – XIX веков. Он имел характерные обводы для ледового плавания, был оснащён мачтой, навесным рулём и вёслами. Вначале кочи строили без применения металла: к скрепленному деревянными нагелями набору корпуса пришивали ремнями доски обшивки. Длина такого судна была 10 – 15 м, ширина 3 – 4 м, осадка 1 – 1,5 м. При попутном ветре ставили прямой парус, иногда выделанный из шкур, позволявший развивать скорость 6 – 7 узлов. Принцип ледокола был прост. Корма и нос у коча срезаны под острым углом. Рыбаки передвигая груз с носа на корму, заставляли лодку приподниматься надо льдом, возвращая груз на место, лодка резко опускалась на лед и резала его острой кормой как нож. Днище круглой формы, это позволяло раскачивать лодку и мешать ее оледенению Именно такие корабли позволили поморам сначала освоить акваторию Белого, Баренцева морей, а впоследствии выходцы из Поморья (поморы) на своих судах ходили вдоль всего арктического побережья как на запад в «свейские страны», так и на восток, «встречь солнцу» в Сибирь, на Дальний Восток и даже на Аляску, где основали город Ново-Архангельск (ныне г. Ситка). Поморы ходили на промысел не только в Белое и Баренцево моря. Северные мореходы владели секретами прохождения многих морских путей в Карском, Норвежском и Гренландском морях. 2.3 История первого ледокола России В 1864 году в Кронштадте промышленник, судостроитель и судовладелец Михаил Осипович Бритнев решил перенять опыт поморов и перестроил носовую часть одного из своих пароходов таким образом, чтобы судно могло наползать на лед и ломать его своей тяжестью. Первый рейс этого парохода-ледокола, который назывался «Пайлот», считается отправной точкой истории ледокольного флота России. В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября 1917 года был пущен в эксплуатацию ледокол , который был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем «Святогор» и вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим дизельным ледоколом в мире. Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск. с 1927 года носит имя «Красин» в честь Л. Б. Красина, добившегося его передачи СССР. В роли ледокола «Красин» работал до 1972 года, затем ветеран ледокольного флота был передан в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию. «Красин» из класса ледоколов был переведен в класс научно-исследовательских судов и стал использоваться для разведки нефти и газа в арктических морях. В 1989 году судно было отправлено в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола набережная лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана. В первых числах мая 2015 года Россия будет отмечать 151 годовщину Российского ледокольного флота. И старейший дизельный ледокол « Красин» тоже будет отмечать эту дату. 2.4 Роль ледокольного флота в годы Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны ледокольный флот оказал нашей стране неоценимую помощь. Противостоя крупным силам противника, флот за годы Великой Отечественной войны уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1 300 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1 463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1 548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров. Я приведу пример героических подвигов только двух ледоколов, но таких примеров мужества было гораздо больше. Ледокол «Красин» в 1942-1943 годах провел десятки судов сквозь льды Карского, Белого моря и моря Лаптевых. В 1942 году судно участвовало в конвое десяти судов с грузом леса и руды для Дальнего Востока и Чукотки, следующих из Архангельска по Северно-морскому пути. Во время атаки немецкого линкора «Адмирал Шеер», «Красин» увел караван во льды северных широт и спас их. Более 300 его моряков за мужество и отвагу, проявленные в годы войны, были награждены правительственными наградами. Подвиг ледокола «Александр Сибиряков». 25 августа 1942 года в неравном бою с немецким тяжелым крейсером геройски погиб советский ледокольный пароход До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» трудился в Арктике, в августе 1941 года вошел в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. А спустя год принял в Карском море неравный бой с фашистским рейдером и погиб, отказавшись сдаться, повторив подвиг «Варяга». 25 августа 1942 года немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» встретил ледокольный пароход «Александр Сибиряков», шедший с Диксона с оборудованием и персоналом для новой полярной станции на Северной Земле. Сигнальщик заметил дым неизвестного корабля. На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля. После двадцатиминутного диалога, в котором немцами на русском языке запрашивались сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого, капитаном Качаравой принято решение следовать на полном ходу к острову Белуха, для того, чтобы укрыть людей и груз. Сибиряковцы немедленно сообщили на Диксон о появлении вражеского рейдера. Немцы потребовали прекратить работу рации, спустить флаг и сдаться, сделали предупредительный выстрел. В ответ советские моряки открыли огонь из четырех маломощных орудий. После второго залпа «Шеера» на «Сибирякове» взорвались сложенные на корме бочки с бензином. Судно превратилось в факел, но оно продолжало стрелять. Через 20 минут горящий пароход медленно скрылся в водах Карского моря. В бою героически погибли 79 моряков и полярников. Но на Диксоне уже знали о приближении фашистского рейдера и подготовились к встрече с ним. Так «Александр Сибиряков» спас десятки судов и сотни людей от грозившей им опасности. В 1965 году координаты гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» (76 градусов с.ш., 91 градус 31 минута в.д.) были объявлены местом боевой славы. 2.5 Современные ледоколы России. Отечественный атомный ледокольный флот – это 6 тяжелых ледоколов мощностью 75 000 л.с. класса «Арктика», 2 ледокола мощностью по 40 000 л.с. класса «Таймыр», около 20 дизельных ледоколов и один атомный лихтеровоз ледокольного класса. Круглогодичную работу маршрута, а также обслуживание портов смогут надежным образом обеспечить 5-6 атомных ледоколов мощностью 60-110 МВт, 6-8 неатомных ледоколов мощностью 25-30 МВт и 8-10 неатомных ледоколов мощностью 16-18 МВт. При этом их загруженность не будет превышать 70%. Ледокол класса « Арктика» может проходить по льдам толщиной до трех метров, что обеспечивает доставку грузов в районы в течение всего года. По причине глобального потепления на Земле в Арктике стали интенсивно таять льды. «Чистой воды» ( поверхность воды свободной ото льда) становится больше, а значит понадобится больше судов высокого класса. Ледокол «Арктика» был построен в 1975 году на Балтийском заводе. При проекти ровании и строительстве атомохода «Арктика» решен целый ряд серьезных проблемных вопросов, в результате чего советскими корабелами создан тип ледокола, не имеющий аналогов в мировом ледоколостроении. Наибольшая длина ледокола-148 метров, ширина-30 метров (по конструктивной ватерлинии соответственно-136 и 28 метров). У «Арктики» четыре палубы и две платформы, развитая пятиярусная надстройка.В качестве движителей применены три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Корпус ледокола сделан из высокопрочной стали, а в местах наибольшего воздействия ледовых нагрузок имеет усиленную конструкцию. Конструкторы и строители предусмотрели все необходимые меры для предотвращения любых аварийных ситуаций. В числе этих мер средства раннего обнаружения микропротечек теплоносителя энергоустановки, контроль состояния наиболее ответственных участков контура первичного теплоносителя и состояния металла корпуса реактора. Для этих целей использованы ультразвуковые, гаммаграфические и оптические методы, приняты «на вооружение» проникающие краски, магнитные порошки и многое другое. Атомная паропроизводящая установка (АППУ) расположена в специальном отсеке в средней части ледокола. Она состоит из двух самостоятельных установок с реакторами водо-водяного типа. Комплекс конструктивных решений и технических средств обеспечивает полный технологический контроль за работой АППУ и полную безопасность всего личного состава. На ледоколе 155 кают, преобладающее большинство из них одноместные. Кроме традиционной кают-компании, есть столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, учебный класс, две финские бани, парикмахерская, фото-каюта и бытовая мастерская. Медицинский блок ледокола включает амбулаторию с физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями, операционное отделение, рентгеновский кабинет, лаборатории, стерилизационную, изолятор и лазарет. Создатели атомохода, учитывая условия плавания этого корабля, обеспечили доступ во все необходимые помещения без выхода на открытую палубу. Сегодня «Арктика»- самый мощный в мире атомный ледокол. Паротурбинная установка включает два турбогенератора мощностью по 37 500 лошадиных сил каждый, а источниками электроэнергии служат пять турбогенераторов по 2 000 кВт, резервный дизель-генератор мощностью 1 000 кВт и два аварийных дизельных генератора мощностью по 200 кВт. В России думают над дальнейшим развитием собственного ледокольного флота. Первоочередной задачей ряд специалистов называет создание ледокола, относящегося к новому поколению, который создается в рамках проекта 22220 (ЛК-60Я). Данный ледокол должен стать наиболее мощным из всех существующих на сегодняшний день атомных ледоколов. Срок окончания строительства - декабрь 2017 года. Ледокол мощностью 60 мегаватт по проекту ЦКБ "Айсберг" построит компания "Балтийский завод - судостроение". Ледокол ЛК-60 станет самым большим и мощным ледоколом в мире с водоизмещением в 33,54 тыс. тонн. Благодаря своим габаритам ледокол будет способен в одиночку проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн и преодолевать трехметровые льды. Срок службы ледокола также рекордный - не менее 40 лет. 2.6 Значение Российского ледокольного флота в хозяйстве страны Россия намерена превратить Северный морской путь в один из ключевых российских путей перевозки, заявил президент страны Владимир Путин, выступая на Международном Арктическом форуме в Архангельске. В результате, в мире должен появиться третий в истории крупнейший международный транспортный коридор (МТК), наравне с Суэцким и Панамским каналами. «Через Арктику лежит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута, это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы, поэтому государства, частные компании, которые выберут арктические перевозки, вне всякого сомнения, получат весомые экономические преимущества и дивиденды», - пояснил Владимир Путин. Россия имеет самый мощный в мире ледокольный флот и уникальный опыт конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. Сейчас «Росатомфлот» входит в Госкорпорацию «Росатом» и насчитывает 6 атомных ледоколов, 1 контейнеровоз и 5 судов технологического обслуживания, что позволяет ему быть мировым лидером по ледовым проводкам на Севере. Причем возможности в проводке судов практически не ограничены. Так 10 сентября атомный ледокол «Ямал» Росатомфлота за 8 суток завершил проводку по трассе Северного морского пути крупнотоннажного сухогруза-балкера Sanko Odyssey, принадлежащего японской компании Sanko Line. Для сравнения средняя скорость подобной проводки через Суэцкий канал составляет две недели, что почти в два раза дольше, чем через Северный морской. В планах «Росатомфлота» до десятка аналогичных проводок до конца года. Первый ледокол, нового типа, уже заложен в прошлом году. Закладка нового атомного ледокола может послужить толчком не только к более масштабному развитию северного морского пути, но и расширению присутствия России в арктическом регионе, успешному завершению борьбы за арктический шельф, где по оценкам специалистов сосредоточены самые перспективные мировые запасы углеводородов. Без Российских ледоколов и атомного флота в Арктике невозможно развитие северных территорий России.        Заключение.  Российская Арктика – это Северный Ледовитый океан, край не изученных ресурсов и возможностей. В Ледовитом океане, в пределах нашей страны находится 6 морей. По ним проходит наш знаменитый Северный морской путь. Ведут по морям караваны кораблей ледоколы. Они пробивают дорогу для грузовых судов в толще льда до 2 метров. Россия – единственная страна в мире, которая владеет Северным морским путем. Первый ледокол на Руси был создан рыбаками, живущих на берегу Белого моря – поморами и назывался он – коч. В основу первого ледокола Российской империи был взят чертеж судна коч. Назывался первый ледокол « Святогор», с 1927 года был переименован в « Красин». Это был дизельный ледокол. В годы Великой Отечественной войны ледокольный флот оказал нашей стране неоценимую помощь. Противостоял крупным силам противника, уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1 300 самолетов врага. Помогал эвакуировать больных и раненых из мест военных действий, охранял северные рубежи страны. В 1959 году в России был построен первый атомный ледокол « В.И.Ленин», он прослужил 30 лет, внес огромный вклад в развитие Арктики, не раз спасал суда из ледового плена. Сейчас в арктических широтах несут трудовую службу 6 тяжелых ледоколов мощностью 75 000 л.с. класса «Арктика», 2 ледокола мощностью по 40 000 л.с. класса «Таймыр», около 20 дизельных ледоколов и один атомный лихтеровоз ледокольного класса. В наше время атомные ледоколы не только выполняют функцию военных перевозок , охраны северных границ, проводку Российских судов и судов иностранных государств, доставка необходимых грузов в отдаленные районы. Атомный флот стал служить и в мирных целях. Его используют для перевозки туристов к северному полюсу. На ледоколе « Ямал» ежегодно проводят экскурсию к северному полюсу для учащихся России, которые на олимпиадах и в научной деятельности доказывали, что они самые лучшие. Работать над проектом по теме: « История Российского ледокола» было очень увлекательно, узнала много интересного. Считаю, что данная тема моего проекта может применяться на уроках географии с 6 – 8 класс.  Приложение 1. Поморский коч 2. Святогор 1917 год – первый ледокол Российской империи 3. Ледокол «Красин» капитальный ремонт на судоверфи в ГДР 4. Музей – ледокол « Красин» 5. Ледокол « В.И.Ленин» - первый атомный ледокол России 6. Атомный ледокол « Арктика» - первый ледокол достигший северного полюса. 7. Атомный ледокол « 50 лет Победы» - самый крупнейший ледокол в мире. 8. Ледокол « Ямал» не только перевозит грузы, но и проводит экскурсии для детей к северному полюсу. Может взять пассажиров около 100 человек. 9. Ледокол ЛК – 60, еще в стадии создания - самый мощный ледокол в мире, сможет преодолевать льды толщиной около 3 метров. 10. Лихтеровоз – уникальное ледокольное судно. За один рейс может провезти грузов столько, что их хватит на год всем жителям Севера. V. Используемая литература 1. Атлас океанов: т.3. Северный ледовитый океан. 1980 г. география мирового океана: северный ледовитый и южный океаны, 1985г.; 2. Свободная энциклопедия; 3.Северная энциклопедия, 2004 г. Издательство «Европейские издания»; 4. «Сокрушающие лед», 1983 г. (С. Белкин техника молодежи – морской путь); 5. Суда ледового плавания, 1946 г. «Ледоколы» (В.И. Каштелян, А.Я. Рывлин, О.В. Фадеев, В.Я. Ягодкин издательство "судостроение" 1972.); 6. Энциклопедия морского флота России; 7. Интернет ресурсы


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн