Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



учебно-методическое пособие для подготовки к экзамену по МДК Теория и методика развития речи у детей

Submitted by Елена Владиславовна Завалина on Sat, 17/10/2015 - 14:15

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

 

 

 

 

 

 

 

Е.В. ЗАВАЛИНА

 

 

 

 

 

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

(для студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)

 

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вольск  2015

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

 

 

Настоящее учебно-методическое пособие позволит студентам по специальности 44.02.01 Дошкольное образование систематизировать знания в области методики развития речи детей дошкольного возраста.

Структура пособия включает информационный материал по программным лекционным темам, контрольные вопросы и задания, педагогические задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Родной язык в системе дошкольного воспитания.

Теоретические основы теории и методики развития речи детей..…………4

 

  1. Методика обучения связной речи……………………………………….8

 

  1. Грамматический строй речи……………………………………………..9

 

  1. Методика развития словаря…………………………………………….10

 

  1. Звуковая культура речи……………………………………………........12

 

  1. Художественная литература………………………………………........13

 

  1. Подготовка к обучению грамоте……………………………………….15

 

Педагогические задачи………………………………………………………15

 

Список литературы…………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Раздел: «Родной язык в системе дошкольного воспитания. Теоретические основы теории и методики развития речи детей»

 

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук.

Предметом изучения методики развития речи является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

 

Фундаментальные и прикладные задачи методики как науки

 

Фундаментальные:

  • Исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением;
  • Изучение закономерностей обучения родной речи;
  • Определение принципов и методов обучения.

 

Прикладные:

  • Чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);
  • Как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);
  • Почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).

 

Научные основы методики развития речи:

 

-Методологическая;

-Естественнонаучная (учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах);

-Психологическая  (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и др.);

-Лингвистическая.

 

Функциональные характеристики родного языка

 

Группа характеристик

Функциональные характеристики родного языка

1.Характеристики, отражающие социальные функции человека

1.Средство общения, форма социального взаимодействия

2.Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализация личности

3.Средство приобщения к культурным, историческим ценностям

2.Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции

4.Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию

5.Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата

6.Средство опосредствования высших психических функций человека

7.Средство развития познавательного интереса

8.Средство решения коммуникативных, познавательных задач

3.»Личностные» характеристики языка

9.Средство осознания собственного «Я», рефлексия

10.Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции

 

 

Методы исследования в методике развития речи

 

Теоретические:

  • Изучение и анализ теоретической литературы
  • Моделирование
  • Анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем.

 

Эмпирические:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Рейтинг (оценки компетентных судей)
  • Изучение опыта работы воспитателей
  • Опытно-экспериментальная работа
  • Педагогический эксперимент

Контрольные задания

1.Вопросы:

1.Каковы предмет методики и ее фундаментальные и прикладные задачи?

2.Какова роль языка и речи в развитии ребенка?

3.Каким образом методика использует данные психолингвистики, физиологии, языкознания и других наук? Приведите примеры, иллюстрирующие связь методики со смежными науками.

4.Какими профессиональными умениями развития речи детей должен овладеть воспитатель детского сада?

2.Дополнить:

1.Методика развития речи детей дошкольного возраста является отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и  относится к прикладным наукам, поскольку решает задачи развития и воспитания детей.

2.Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операции. Включают: навыки оформления языковых явлений.

3.Речевое умение – это особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.

4.В группу характеристик, отражающих социальные функции человека входят общение как форма взаимодействия, социализация, приобщение к культурным, историчеким ценностям.

5.Спецификой проявления «личностных» характеристик языка является осознание человеком собственного «Я», рефлексия, самовыражение, саморегуляция.

 

3.Установить соответствие:

 

Теоретические основы методики развития речи

Их характеристика

1.Методологическая

А.Учение о языке как знаковой системе

2.Естественнонаучная

Б.Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека

3.Психологическая

В.Учение о языке как продукте общественно-исторического развития

4.Лингвистическая

Г.Учение о речи и речевой деятельности

1 – В  2 – Б  3 – Г  4 – А

4.Определить правильную последовательность этапов исследования

1.Определение рабочей гипотезы

2.Апробация полученных данных

3.Контрольный этап исследования

4.Констатирующий этап

5.Формирующий этап

6.Составление плана исследования

7.Изучение научной литературы

 

7,1,6,4,5,3,2

5.Выбрать вариант правильного ответа

«Методы исследования в методике развития речи»

1.Направлен на проверку гипотезы, установление причинно-следственных связей в учебном процессе

А.Беседа

Б.Наблюдение

В.Эксперимент

Г.Изучение документации

Д.Моделирование

Е.Изучение и анализ литературы

В

2.Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения

А.Беседа

Б.Наблюдение

В.Эксперимент

Г.Изучение документации

Д.Моделирование

Е.Изучение и анализ литературы

Д

3.Используется для изучения постановки процесса обучения и выяснения проблем по ходу исследования

А.Беседа

Б.Наблюдение

В.Эксперимент

Г.Изучение документации

Д.Моделирование

Е.Изучение и анализ литературы

А

6.Определить, верно ли данное утверждение

1.Методика развития речи является отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики.

2.К фундаментальным задачам относится: чему учить, как учить.

3.Психологическую основу методики развития речи составляет учение о языке как знаковой системе.

4.Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания.

5.Речь занимает центральное место в процессе психического развития.

1-да, 2-нет, 3-нет, 4-да, 5-да

7.Выбрать вариант правильного ответа –

определить, чьи это высказывания?

1. «Обучение детей родному языку через народное творчество, в том числе словесного»

А.Усова А.П.

Б.Флерина Е.А.

В.Сохин Ф.А.

2. «Словарь детей должен отражать их знания об окружающем, особенно знания о жизни людей, их труде»

А.Ушинский К.Д.

Б.Крупская Н.К.

В.Усова А.П.

3. «Развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка»

А.Тихеева Е.И.

Б.Усова А.П.

В.Флерина Е.А.

4. «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств…»

А.Тихеева Е.И.

Б.Крупская Н.К.

В. Ушинский К.Д.

5. «Язык – важнейшее средство человеческого общения»

А.Флерина Е.А.

Б. Крупская Н.К.

В.Сохин Ф.А.

 

 

2.Раздел: Из истории методики развития речи

(на самостоятельное изучение)

Контрольные вопросы:

1.Как решалась проблема речевого развития детей в педагогических системах прошлого?

2.Охарактеризуйте взгляды К.Д. Ушинского на родной язык и его роль в жизни общества и воспитания личности.

3.Почему становление методики как науки связывается с именами Е.И. Тихеевой и Е.А. Флериной?

4.Чем отличаются современные подходы к изучению детской речи?

 

 

3. Раздел: Система работы по развитию речи в детском саду

 

Цель и задачи развития речи детей

 

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи с учетом возрастных особенностей и возможностей.

Три аспекта характеристики задач развития речи:

-структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

-функциональный, или коммуникативный (формирование навыков овладения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);

-когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

 

Задачи речевого развития

 

 

Основные единицы языка

Формы речевого общения

Задачи развития речи

Слово

 

1.Развитие словаря

Звук

 

2.Воспитание звуковой культуры речи

Словоформа

Словосочетание

Предложение

 

3.Формирование грамматического строя речи

Текст

Диалог

Монолог

4.Развитие связной речи:

-формирование диалогической (разговорной) речи,

-формирование монологической речи

5.Подготовка к обучению грамоте (элементарное осознание явлений языка и речи)

 

Методические принципы развития речи

 

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей
  • Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи
  • Принцип развития языкового чутья
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
  • Принцип обеспечения активной речевой практики

 

Современные программы развития речи

 

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой). Является обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском» под редакцией М.А. Васильевой (1985).

Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи детей. Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда».

 

Программа «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой). Рекомендована Министерством образования России, учитываются современные требования к речевому развитию детей. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды.

 

Программа «Развитие» (научный руководитель Л.А. Венгер). Ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления:

  1. ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений);
  2. освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи);
  3. развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой.

 

Программа «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и другие). Разработаны и четко выделены, содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности. Представлены критерии для оценки речевого развития.

 

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова). Подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи.

Средства развития речи:

 

  • Общение взрослых и детей;
  • Культурная языковая среда, речь воспитателя;
  • Обучение родной речи и языку на занятиях;
  • Художественная литература;
  • Различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр)

 

Методы и приемы развития речи:

 

 

Методы

Направления

Приемы

Наглядные

Непосредственные (наблюдения). Накопление содержания речи и обеспечение связи двух сигнальных систем. Опосредованные (рассматривание, рассказывание и описание игрушек, картин). Закрепление знаний, словаря, обучения связной речи

Показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

Словесные

Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа и др.

Речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Практические

Применение речевых навыков и умений и их совершенствование

Игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды и др.

 

Контрольные задания

 

1.Вопросы:

1.На какой основе выделены цель и задачи развития речи детей?

2.Какие задачи развития речи являются ведущими в разных возрастных группах?

3.Что такое методические принципы обучения? Каким образом методические принципы обучения определяют содержание, средства и методы развития речи?

4.Дайте определение программы развития речи.

5.Почему основным средством речевого развития детей является общение?

6.Почему в дошкольном учреждении необходимо обучение речи на специальных занятиях?

2.Дополнить:

 

1. Основная цель работы по развитию речи и обучение   родному языку детей – формирование устной речи  и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения  литературным языком своего народа.

2. Общение  - взаимодействие двух и более   людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений.

3.Установить соответствие:

 

Задачи развития речи

 

1. Развитие словаря.                   

А. Основная форма общения.

2. Звуковая культура речи

Б. Воспитывать поэтический слух.

3. Грамматический строй речи.                                                       

В. Формирование умений слушать и понимать связные  тексты, пересказывать.

4. Диалогическая речь.          

Г.Осознание устной речи как языковой действительности.

5.Монологическая речь.            

Д. Формирование морфологической стороны речи.

6.Художественная литература. 

Е. Развитие речевого слуха, выработка четкой дикции.

7. Обучение грамоте.                  

Ж. Освоение значений слов и их уместное употребление.

1 – Ж  2 – Е  3 – Д  4 – А  5 – В  6 – Б  7 - Г

 

Методические принципы развития речи

 

1.Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей

А.От мотива зависит качество речи и успешность обучения

2.Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи

Б.В основе лежит неосознанное обобщение явлений языка

3.Развитие языкового чутья

В.Понимание речи как речемыслительной деятельности, связанное с познанием окружающего мира

4.Формироввание элементарного осознания явлений языка

Г.Понимание речи как деятельности и использовании языка для коммуникации

5.Взаимосвязь работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования

Д.Неосознанное владение закономерностями языка

6.Обогащение мотивации речевой деятельности

Е.Освоение всех уровней языка во взаимосвязи

7.Обеспечение активной речевой практики

Ж.Язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики

 

1 – В  2 – Г  3 – Д  4 – Б  5 – Е  6 – А  7 – Ж

 

4.Определить, верно ли данное утверждение

1.Формирование устной речи – основная цель работы по развитию речи в детском саду.

2.Метод развития речи – способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков.

3.Практические методы в детском саду применяются реже, чем словесные.

4.Опосредованные методы основаны на применении наглядности.

5.Словесные методы направлены на применение речевых умений и навыков, их совершенствование.

1-да, 2-да, 3-нет, 4-да, 5-нет

4. Раздел: «Методика обучения связной речи»

 

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и другие)

 

Формы связной речи

 

Диалогическая речь – яркое проявление коммуникативной функции языка.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

 

Задачи и содержание обучения связной речи

 

1.Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Можно выделить несколько групп диалогических умений:

 

1.Собственно речевые умения:

  • Вступать в общение;
  • Поддерживать и завершать общение;
  • Говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2.Умения речевого этикета.

3.Умение общаться в группе сверстников.

4.Умение общаться для планирования совместных действий.

5.Неречевые (невербальные) умения.

2.Монологическая речь.

 

Признаки монологического высказывания:

  • Целостность;
  • Структурное оформление;
  • Связность;
  • Объем высказывания;
  • Плавность.

 

Типы монологов:

  • Описание – характеристика предмета в статике.
  • Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях.
  • Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства.

 

Виды монологов:

  • Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
  • Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

 

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1) По игрушкам и картинам. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений.

2)Рассказывание из опыта опирается на представления, полученные в процессе наблюдений, а также разных видов деятельности, и отражает переживания и чувства ребенка.

3)Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях.

 

В зависимости от ведущего психического процесса выделяют рассказы

1) по восприятию;

2)по памяти;

3)по воображению.

 

Приемы обучения рассказыванию: совместное рассказывание, образец рассказа, анализ образца рассказа, план рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, моделирование.

 

Контрольные задания

1.Вопросы:

1.Раскройте содержание понятия «связная речь».

2.Дайте обоснование места и роли обучения связной речи в общей системе работы по развитию речи.

3.Проследите усложнение содержания работы по развитию диалогической и монологической речи в возрастных группах.

4.Охарактеризуйте приемы обучения связной речи и их использование в зависимости от возраста и уровня речевых умений детей.

 

3 раздел: «Грамматический строй речи»

 

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах, которая представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис.

 

Основные направления формирования грамматической стороны речи

 

1.Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка.

2.Помочь детям в овладении синтаксической  стороной.

3.Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразовании.

 

Пути формирования грамматической стороны речи у детей

 

  • Создание благоприятной языковой среды.
  • Специальное обучение детей трудным грамматическим формам.
  • Исправление грамматических ошибок.

 

4.Раздел: «Методика развития словаря»

 

Современная методика рассматривает словарную работу как целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умений использовать их в конкретных условиях общения, содержание которого обеспечивает слово.

 

Задачи и содержание словарной работы в детском саду

 

  • Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
  • Закрепление и уточнение словаря.
  • Активизация словаря.
  • Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

 

Содержание словарной работы

 

Дошкольный возраст прежде всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.

 

  • Бытовой словарь;
  • Природоведческий словарь;
  • Обществоведческий словарь;
  • Эмоционально-оценочная лексика;
  • Лексика, обозначающая время, пространство, количество.

 

Основные направления словарной работы

 

1.Освоение названий предметов, объектов и их действий.

2.Создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качества материалов, из которых они изготовлены.

3.Освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.

4.Освоение новых и переносных значений слов.

 

Виды занятий по словарной работе

 

  • Наблюдения, экскурсии, осмотры
  • Рассматривание игрушек, предметов
  • Рассматривание картин
  • Дидактическая игра как средство активизации словаря детей
  • Загадки как средство языковой выразительности.

 

Методы словарной работы

 

 

Введение новых слов в словарь

Закрепление и активизация словаря

Методы

Возраст

Методы

Возраст

1.Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

Рассматривание и обследование предметов

 

Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых

 

Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки

 

Экскурсии (социальное окружение)

 

 

Во всех возрастных группах

 

 

 

 

 

 

 

Начиная со средней группы

 

 

Рассматривание игрушек

 

 

Рассматривание картин знакомого содержания

 

 

Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками

 

Словесные игры

Во всех возрастных группах

 

Во всех возрастных группах

 

 

 

Во всех возрастных группах

 

 

 

В средней и старших группах

2.Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием

 

Чтение и рассказывание литературных произведений

Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач

Главным образом в старших группах

 

Во всех возрастных группах

Лексические (словарные) упражнения

 

 

Загадывание и отгадывание загадок

 

Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале)

Во всех возрастных группах, чаще в старших

Во всех возрастных группах

 

Преимущественно в средней и старших группах

 

5. Раздел: «Звуковая культура речи (ЗКР)»

 

Задачи воспитания звуковой культуры речи

 

  • Формирование правильного звукопроизношения
  • Развитие голосового аппарата
  • Выработка умеренного темпа речи
  • Выработка правильного речевого дыхания
  • Развитие навыков умелого использования интонационных средств выразительности.

Направления реализации задач:

 

1.Развитие восприятия речи:

-слуховое внимание;

-речевой слух;

-фонематический слух;

-звуковысотный слух;

-ритмический слух;

-восприятие темпа и громкости голоса.

 

2.Развитие речедвигательного аппарата:

-артикуляционный аппарат;

-голосовой аппарат;

-речевое дыхание.

 

3.Формирование произносительной стороны речи – произношение звуков и четкая дикция.

 

4.Система работы по звуковой культуре речи:

  • Занятия по ЗКР
  • Упражнения как часть занятия по развитию речи
  • Упражнения, входящие в содержание других занятий
  • Утренняя речевая гимнастика
  • Прогулка и другие режимные моменты
  • Игры – дидактические, хороводные, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные (с произнесением слов).

 

6 раздел: «Художественная литература»

 

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

 

Детская литература – первооснова воспитания (И. Токмакова).

Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка (В.А. Сухомлинский).

 

Критерии отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам

(О.И. Соловьева, В.М. Федяевская, Н.С. Карпинская и др.):

 

  • Идейная направленность детской книги;
  • Высокое художественное мастерство, литературная ценность;
  • Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;
  • Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
  • Конкретные педагогические задачи.
  •  

Методы ознакомления с художественной литературой

 

-Чтение воспитателя по книге или наизусть;

-Рассказывание воспитателя;

-Инсценирование;

-Заучивание наизусть.

 

Методика художественного чтения и рассказывания детям

 

Типы занятий (М.М. Конина)

1.Чтение или рассказывание одного произведения.

2.Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой.

3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства.

4.Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

5.Чтение как часть занятия по развитию речи.

 

Подготовка к занятию:

-обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями, с учетом возраста, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, выбор методов работы с книгой;

-определение программного содержания;

-подготовка воспитателя к чтению произведения.

 

Приемы чтения:

  • Объяснение незнакомых слов;
  • Беседа до и после чтения (вопросы);
  • Показ иллюстраций.

 

Структура занятия:

1.Вводная часть (беседа до чтения)

2.Выразительное чтение или рассказывание

3.Беседа по первичному восприятию  произведения (Понравилась ли сказка? и др.)

4.Повторное чтение произведения или его отрывков.

5.Аналитическая беседа

6.Обобщение главной идеи произведения.

 

Методика заучивания стихотворений

 

Методические требования к заучиванию стихов:

  • Не рекомендуется заучивать стихи хором.
  • Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам).
  • Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии.
  • Учитывать индивидуальные особенности детей.
  • Создавать «атмосферу поэзии» в детском саду.

 

Построение занятия по заучиванию стихотворения

1.Начало занятия – создать эмоциональный настрой.

2.Выразительное чтение стихотворения наизусть без установки на запоминание (1-2 раза).

3.Беседа по содержанию (анализ стихотворения).

4.Повторное чтение с установкой на запоминание.

5.Воспроизведение стихов детьми (6-8 чел.).

6.Выразительное чтение воспитателем или ребенком.

 

Приемы, способствующие лучшему запоминанию стихотворения

  • Игровые;
  • Досказывание детьми рифмующегося слова;
  • Чтение стихов по ролям;
  • Драматизация с игрушками;
  • Воспроизведение стихов методом игры.

 

Использование художественной литературы вне занятий

 

Создание уголка книги, выставки детских книг, утренники, вечера досуга, литературные викторины и др.

 

 

7 раздел: «Подготовка к обучению грамоте»

 

Сущность подготовки к обучению грамоте

 

1.Общеречевое развитие детей;

2.Формирование речевой рефлексии, произвольности речевого поведения;

3.Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи;

4.Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом.

 

Основные направления содержания работы по подготовке к обучению грамоте:

 

  • Ознакомление детей со словом
  • Ознакомление с предложением
  • Ознакомление со словесным составом предложения
  • Ознакомление со слоговым строением слова
  • Ознакомление со звуковым строением слова
  • Подготовка к обучению письму.

 

 

Педагогические задачи

 

1.В групповой комнате детского сада стоял аквариум. В нем плавали рыбки. Дети (3г.5мес.) вместе с воспитателем ухаживали за ними: кормили, чистили аквариум и т.д. Дети могли хорошо видеть рыбок.

Однако на специальном занятии, посвященном рассматриванию рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы о них.

 

-Чем объяснить неумение детей рассказать о рыбках?

-Как следует организовать наблюдение детей?

 

Ответ:

Неумение детей рассказывать можно объяснить тем, что ранее не проводилось целенаправленное рассматривание рыбок. Знания детей приобретались бессистемно, не выявлялись общие связи и зависимости. Воспитатель не развивал у детей наблюдательность. Взрослый, организуя активную деятельность детей во время наблюдения, направляет внимание детей на следующее: обследование предмета; планирование действий; выявление общих связей и закономерностей явлений; обобщенные формы рассуждений; решение практических, познавательных и речевых задач.

 

2.В детском саду наблюдали за развитие фонематического слуха у детей. Исследователи записали характерный разговор некоторых детей:

Гриша говорил вместо рыба – «лыба»;

Саша говорил вместо шишка – «сишка»;

Петя говорил вместо садись – «дись»;

Вова говорил вместо сахар – «хасир».

 

-Какие недостатки в речи детей выявились в данном исследовании?

-Чем это можно объяснить?

-Что должны делать взрослые, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

Ответ: Исследователи отметили следующие недостатки речи детей: У Гриши и Саши – замену труднопроизносимого звука легкопроизносимыми; у Пети – пропуск первого слога; у Вовы – перестановку звуков и замещение их.

Несовершенство речи дошкольников объясняется несформированностью у них фонематического слуха, недостаточной дифференцировкой звуков.

 

3.При рассматривании картины «Улицы города» воспитатель задал детям следующие вопросы: что изображено на картине? Как вы узнали, что это улица города? Сосчитайте, сколько этажей в этом высотном доме. Как еще узнать, что здесь нарисована часть города? («Едут трамваи, автобусы».) Кто знает, как назвать их одним словом? (Детей знакомя с термином «транспорт».) Почему в городе должно быть много видов транспорта? Для чего в городе существуют правила уличного движения? Почему не все машины и пешеходы двигаются? Какие из них стоят?

 

-Проанализируйте вопросы воспитателя.

 

Ответ: Воспитатель задавал детям вопросы правильно, учитывая особенности мышления дошкольников.

Часть вопросов направлена на перечисление изображенных предметов, другая часть – на развитие понятий. Наиболее сложные для детей вопросы, которые использовал воспитатель, - это вопросы на обобщение. Воспитатель упражнял детей в следующих мыслительных операциях: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

 

4.Докажите, почему умение дошкольника производить звуковой анализ слов и осознание им словесного состава речи способствует успешному овладению чтением и письмом.

 

Ответ: Дошкольный возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям, легкость образования новых слов.

Дети легко изменяют слова, учитывая их исходную форму, проявляют интерес к звуковой форме слова, увлекаются его стихотворной формой. Постепенно развивающееся языковое чутье и с ним умственная работа над языком приводят к попытке осознания речи.

 

5.На занятии Саша разбирает у доски слово слон. Интонируя, он правильно называет первый и второй звуки, но когда доходит до третьего звука, кто-то подсказывает: «А». Мальчик поворачивается к группе и говорит: «Нет, не а, а о. Если бы а, то был бы слан, а тут слон».

 

-В каком возрасте ребенок осознает словесный состав речи?

-Может ли ребенок без специального обучения овладеть словесным составом речи?

Ответ: Словесный состав речи осознается ребенком к 6 г. На осознание словесного состава слова влияет овладение дошкольниками определенным  действием – действием подчеркнутого протягивания отдельных звуков. Это позволяет ему свободно ориентироваться в звуковом составе слова. Без специального обучения ребенок овладеть словесным составом речи не может.

 

 

Список литературы

 

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 400 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Издательский центр  «Академия», 1999. – 160 с.
  3. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1993. – 124 с.
  4. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе: Пособие для воспитателей, педагогов и родителей. – М.: Мозаика – Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.
  5. Венгер Л.А.  Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. - №8. – С.66-74.
  6. Горькова Л.Г. К вопросу о воспитании  и обучении дошкольников // Начальная школа. – 2002. - №4. – С.42-50.
  7. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа. – 1994. - №4. – С.11-13.
  8. Мельникова И.И. Развитие речи . Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.
  9. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Изд-во «Лайнер», 1995. – 99 с.
  10. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – 137 с.
  11. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С.77-86.
  12. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1995.
  13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
  14. Ушакова О. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 1. – С. 59-66.
  15. Филлипова С.О. Подготовка дошкольников к письму. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 94 с.

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн