Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок обобщения и повторения на тему "Россия в 17 веке"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова Любовь Пантелеймоновна
Место работы, должность: 

МБОУ "Кшаушская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики

учитель истории

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Повторение и закрепление знаний по истории России периода 17 века

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
17
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 7 класс

Используемая методическая литература: 

В. В. Кириллов Отечественная история в схемах и таблицах

Н. Ю. Бухарева "История России" контрольные задания

Используемое оборудование: 

мультимедийные средства, слайдовая презентация

Используемые ЦОР: 

http://www.uchportal.ru/

http://www.zavuch.ru/

Краткое описание: 
<p><strong>Задачи:</strong></p> <p><strong>I</strong><strong>.</strong><strong> Обучающая</strong></p> <p>- проверить понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала.</p> <ol style="list-style-type:upper-roman"> <li><strong>. Развивающая</strong></li> </ol> <p>- развитие коммуникативной, &nbsp;познавательной и информационной активности учащихся</p> <p>- развитие умения выстраивать логические цепочки, отыскивать связь между событиями, фактами, датами.</p> <p><strong>III</strong><strong>.&nbsp; Воспитывающая</strong></p> <p><strong>-&nbsp; </strong>воспитание гражданственности, патриотизма .</p> <p><strong>Основные &nbsp;понятия: </strong>Смута, гражданская война, закрепощение крестьян, заповедные, урочные&nbsp; лета, раскол, Соборное Уложение, присоединение Украины к России, реформы государственного управления, нестяжатели, старообрядцы</p> <p><strong>Выдающиеся личности:</strong> Василий Шуйский, Лжедмитрий, Филарет, Борис Годунов, Минин, Пожарский, Михаил Романов, Алексей Михайлович, И.Болотников, С.Разин, Никон, Аввакум, Богдан Хмельницкий, Фёдор Алексеевич, Софья, Симеон Полоцкий.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Оборудование урока: </strong>мультимедийные средства, слайдовая презентация, CD диск &laquo;История России&raquo;, часть 1,2, ПК.</p>

План урока.

  1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.
  2. Закрепление и обобщение изученного материала.
  3. Итог урока.

 

Ход урока.

Учитель:  

             Виктор Михайлович Васнецов говорил: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.

           В течение многих веков формировался уникальный образ жизни и тип мышления русского народа. При всём разнообразии человеческих личностей в каждом из нас можно разглядеть эти родовые черты. И поэтому, изучая историю России, мы кроме всего прочего, изучаем и самих себя.

           Итак, мы закончили с вами изучение событий, происходящих в России в17 веке. Главной нашей задачей сегодня станет повторение и закрепление знаний по данному периоду истории нашего государства. Вам предстоит показать, насколько  хорошо вы знаете события этого периода и их хронологию, владеете терминологией данного периода, знаете исторических деятелей, умеете анализировать, сравнивать, обобщать.

         

  1. Блиц-опрос 

Учащимся предлагается вспомнить события нашей страны в XVII веке.

Вопросы:

  1. Что такое смутное время? – эпоха социального, политического, экономического и династического кризиса в стране

2.       Что такое смута? Смута - это мятеж, восстание, возмущение, неповиновение

  1. Чем сопровождалось смутное время? – народные восстания, появление самозванцев, разорение страны, появление польско-литовских интервентов
  2. К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей. (Борис Годунов)

5.      Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века. (Дмитрий)

6.      Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг.

7.      Этот царь получил прозвище “Тишайший”.  – Алексей Михайлович

8.      ……..Почему 17 век называют «бунташным»? Восстания холопка, медный бунт, соляной бунт, восстание Степана Разина. (можно спросить годы)

 

Открываем тетради, пишем число, начинаем выполнять задания.

  1.  История в датах.  (работа в тетрадях) Учащиеся выполняют работу в тетрадях, а затем проверка и выставление оценок
  •  
  •  
  1.  

«Соляной» бунт в Москве

  1.  

Создание первого ополчения

  1.  

Церковный раскол

  1.  

Избрание Михаила Романова царём

 

Ответ:

  1.  

Избрание Михаила Романова царём

  1.  

Церковный раскол

  1.  

Создание первого ополчения

  1.  

«Соляной» бунт в Москве

 

В каждом ряду  даны  даты. Объясните логическую связь между этими датами.

 

  1. 1597, 1607,  1637, 1641, 1649 -
  2. 1603, 1606-1607, 1667-1671
  3. 1605-1606, 1607-1610

Ответ:

  1. Введение  «урочных лет» и увеличение их сроков:

1597 – Указ Фёдора Ивановича «Об урочных летах» - установление 5-летнего сыска беглых крестьян.

1607 – Василий Шуйский установил 15-летний сыск беглых крестьян

1637    – Указы Михаила -     срок сыска увеличен с 5 до 9 лет,

1641         Фёдоровича      -  а затем до 10 - сбежавших крестьян и до 15 лет            украденных одним феодалом у другого

1649 – Соборное Уложение Алексея Михайловича – установление бессрочного сыска беглых крестьян

  1. Крестьянские восстания 16-17 веков

1603 – восстание под предводительством Хлопка

1606-1607 – восстание под предводительством Ивана Болотникова

  1. - восстание под предводительством Степана Разина
  1. Годы появления самозванцев

1605-1606 – Лжедмитрий I 

1607-1610 – Лжедмитрий II

 

  1. История в лицах. Детей по желанию приглашаю к доске, они зачитывают задание, затем отвечают на вопрос.

Определите исторического деятеля, о котором идёт речь.

1. - Брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем.

- укреплял центральную власть, опираясь на дворянство; усиливал закрепощение крестьян.

- русский царь с 17 февраля 1598. (Борис Годунов)

  1. Самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича.

- Он— беглый дьякон Чудова монастыря (в Москве) Григорий Отрепьев

       - Во время восстания горожан против поляков, прибывших на свадебные торжества … и М. Мнишек, самозванец был убит боярами-заговорщиками (Лжедмитрий 1)

  1.  В Смутное время поддержал Лжедмитрия I, затем вступил в заговор против него.

- Став царем, подавил восстание И.И. Болотникова

- В «крестоцеловальной» записи, данной боярам, … обязался ограничить свою власть. Его приход к власти усилил борьбу среди боярства. (Василий Шуйский)

  1. Русский царь (с 1645) из династии Романовых.

- Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича.

- Прослыв «тишайшим» царем в «бунташный» век (Алексей Михайлович)

  1. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол.

-Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем.

-В 1658 оставил патриаршество.

- Собор 1666-67 снял с него сан патриарха. Сослан на Север (патриарх Никон)

  1. Донской казак,  предводитель Крестьянской войны 1667-1671 годов.

- В 1662-63 донской атаман, воевал с крымскими татарами и турками. (Степан Разин)

 

  1. Словарь эпохи.  Определите, о каком понятии идёт речь. На доске повесить эти термины, учитель зачитывает задание, учащиеся по желанию выходят к доске и выбирают ответ.
  1. Совещательный орган при царе  (Боярская дума)
  2. Система, при которой представители власти на местах не получали жалованья из казны, а должны были содержаться местным населением (кормление)
  3. Войско, собранное из добровольцев, непрофессиональных воинов (ополчение)
  4. Особый порядок назначения на должность в Русском государстве, при котором учитывались происхождение и заслуги предков (местничество)
  5. Земля, выдаваемая при условии несения государственной службы. В отличие от вотчины  не передавалась по наследству (поместье)
  6. Сборник законов, определяющий основные виды преступлений и наказаний (Судебник)
  7. Собрание представителей различных сословных групп и государственных институтов, созывавшееся для решения наиболее важных государственных вопросов (Земский собор)

 

  1. История в картинах.

Определите, какие исторические события запечатлены на картинах.

  1. Минин и Пожарский   М. Скотти. 1850 г. Холст, масло

2.      Восстание Болотникова Э. Лисснер, 1939 г.

  1.  М. Дерегус. Воссоединение Украины с Россией.
  2. В.Суриков «Боярыня Морозова»        1887г.
  3. Историческая путаница. (раздать детям на листочках)

 

Найди ошибки.

  1. В середине XVII века в России назрела необходимость проведения реформы Церкви. Начало её осуществления связано с именем митрополита Макария. Основные мероприятия реформы включали в себя исправление церковных книг  по древнерусским текстам. Следствием этой реформы стал раскол в русском обществе, т.к. значительная часть населения не приняла эти нововведения. Церковные деятели пытались повлиять на старообрядцев. Особенно ярко призывал к поддержке новшеств Аввакум Петров. Государственные власти не вмешивались в дела Церкви.

 

Ответ: В середине XVII века в России назрела необходимость проведения реформы Церкви. Начало её осуществления связано с именем митрополита  Никона. Основные мероприятия реформы включали в себя исправление церковных книг  по греческим образцам, привезённым из Венеции. Следствием этой реформы стал раскол в русском обществе, т.к. значительная часть населения не приняла эти нововведения. Церковные деятели пытались повлиять на старообрядцев. Особенно ярко выступал против новшеств Аввакум Петров. Он стал идеологом старообрядцев, за что был осуждён на ссылку, а в 1682г. сожжён на костре. Реформа проводилась государством. Все нововведения контролировались властями, велась борьба с еретиками.

 

VII.Кроссворд

              Кузьма  Минин  и  Дмитрий  Пожарский.

 

 

 

 

 

1.

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

1.            В  каком  городе  стоит  памятник,  на  котором  есть  такая  надпись:  «Гражданину  Минину  и  князю  Пожарскому – благодарная  Россия,  в  лето  1818  года.»?

2.            Кто  хозяйничал  в  Москве  в  начале  17  века?

3.            Какой  город  заняли  шведы  в  начале  17  века?

4.            Место,  где  проходили  собрания  новгородцев.

5.            Что  должно  было  защищать  народное  ополчение?

6.            Что  стали  собирать  новгородцы  для  создания  народного  ополчения?

7.            Кто  занимался  хозяйством  ополчения  и  его  казной?

8.            Верховным  воеводой  пригласили  князя  . . . .

9.            Войска  Пожарского  штурмом  взяли  Китай-город,  а  затем  сдался  и  гарнизон  . . . . 

(Ответы: 1. Москва,2. Поляки, 3. Новгород, 4. Площадь, 5. Отечество, 6. Деньги, 7. Минин, 8. Пожарский, 9. Кремль)

 

  1. Подведение итогов работы.

Назовите  главные события  и характерные черты 17 века.

(Начало 17 в. – Смутное время – эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса. Сопровождалась народными восстаниями, правлением самозванцев, разрушением государственной власти, польско-шведско-литовской интервенцией, разорением страны, развёртыванием национально-освободительного движения против интервентов. Воцарилась новая династия – Романовых. Восстанавливается государственность, происходит упорядочение системы управления на местах – вводятся воеводства. Появляются новые явления в хозяйственной жизни: преобразование ремесла в мелкотоварное производство, появление мануфактур, начало складывания всероссийского рынка. Происходит окончательное закрепощение крестьян (Соборное уложение 1649). Страну лихорадят социальные потрясения: городские восстания («соляной бунт» -1648, «медный бунт» -1662, восстания посадских людей в Пскове и Новгороде - 1650, крестьянское восстание под предводительством С.Разина -1667-1671, раскол церкви -1654. Россия продолжает борьбу за выход к Балтийскому морю, возвращает свои земли, утраченные в Смутное время, происходит воссоединение Украины с Россией, осваивается западная Сибирь) «Бунташный» век. От Руси традиционной к Руси Петровской.

 

 

Итак, мы проследили исторический путь России в 16,17 веках. К концу 17 века наметилось отставание России от большинства западноевропейских стран. России требовались масштабные реформы. Под занавес уходящего века на престол вступил Петр Алексеевич. С его именем связана новая эпоха в истории нашего государства. Нелёгкие задачи стояли перед ним. Какие? Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

Домашнее задание: Заполнить кроссворд.

 

 

Прикрепленный файл Size
Презентация урок 7 класс.ppt 2.09 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн