Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ДПИ: дизайн

Submitted by Елена Валерьевна Игнатенко on чт, 22/10/2015 - 04:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Игнатенко Елена Валерьевна
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Авторская программа внеурочной деятельности &laquo;Декоративно &ndash; прикладное искусство: дизайн&raquo;&nbsp;</p>

Пояснительная записка.

1.Общая характеристика учебного предмета:

    Декоративно-прикладное искусство — создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.) .
Это обработка материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль), использование различных технологий и приёмов — литье, ковка, чеканка, гравировка, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства являются существенной частью окружающей человека предметной среды и несут не только функциональную, но и эстетическую нагрузку. Как правило, произведения ДПИ непосредственно связаны с архитектурно - пространственным окружением и нередко создаются как часть единого ансамбля (в ландшафтных композициях, экстерьере и интерьере) . Возникнув в глубокой древности, ДПИ всегда было одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров (Палех, Хохлома, Жостово) , а с начала XX века и с художественным конструированием (Абрамцевские мастерские, Баухауз) .
    Диза́йн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим. Дизайн, как дисциплина, стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. Дизайн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Предложено Томасом Мальдонадо. Утверждено VI Конгрессом ИКСИД.

 

2.Цели учебного предмета внеурочной деятельности:

- формирование духовно - нравственной личности ребенка;

- содействие в развитии образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно - образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности,  изобразительной грамотности и эстетического вкуса.

- создание условий для формирования творческой активности ребёнка;

 

 

 

 

3.Задачи учебного предмета внеурочной деятельности:

*обучающие:

- ознакомление с основными принципами декоративно-прикладного искусства и дизайна;

- овладение навыками соблюдения ритма, симметрии, гармоничного сочетания цветов;

- овладение навыков законов композиции в декоративно-прикладном искусстве и дизайне;

- закрепление умений работы, гуашью, тушью;

- знакомство с традициями  народного творчества;

- знакомство с новыми техниками и  приемами работы с ними;

- овладение приемами декоративно-прикладного искусства и подготовка учащихся со средними способностями к самостоятельному творчеству.

* развивающие:

- развитие абстрактного мышления;

- развитие воображения;

- развитие умения творческого видения;

- развитие творческой инициативы;

- приобщение к мировому и национальному культурному наследию;

- осуществление задачи ранней профессиональной ориентации наиболее одарённых учащихся;

- формирование общей культуры учащихся.

* воспитательные:

- формирование всесторонне развитой личности;

- практическая подготовка учащихся к жизни в современном обществе, создание условий для успешной социальной адаптации детей;

- формирование личности юного художника, участие в различных конкурсах, посещение выставок, обсуждение текущих конкурсных тем.

4.Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана авторская программа:

Авторская программа внеурочной деятельности «Декоративно – прикладное искусство: дизайн» разработана  на основе:

1. Закон  «Об образовании» Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (от «17» декабря 2010 г. № 1897),(приказ от 29.12.2014г № 1644).

2. Приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844.

3. Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16.

4.  Санитанно – эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4. 1251-03.

5.  На основе дополнения к положению МБОУ СОШ № 85 от «24»апреля 2015г.

 

5.Сведения о материалах использованных в моей программе:

  • «Дизайн и основы композиции», авт. М.В.Адамчик. – Минск,2010 г.
  • «Основы ДПИ», Москва,1998г
  • Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва. “Просвещение”. 2010.
  • Цифровые образовательные ресурсы
  • http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/1.html
  • http://www.jeducation.ru/6_2010/35.html
  • http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html
  • http://nogschool4.my1.ru/publ/15-1-0-30
  • http://dou908.narod.ru/docs/8945a.htm
  • http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2862
  • http://old.yamaledu.org/index.php?option=com_content&view=article&id=
    73:-111206-06-1844&catid=68:federalye-dokumenty&Itemid=105
  • http://www.allmedia.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=121657
  • http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_83152.html
  • http://nsportal.ru/fgos-v-nachalnoi-shkole/vneurochnaya-deyatelnost-v-ra...
  • http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm
  • http://plotnikova.ucoz.ru/load/vneurochnaja_dejatelnost/klassifikacija_
    rezultatov_vneurochnoj_dejatelnosti/10-1-0-182
  • http://prof-teacher.ru/drugie-stati/klassifikaciya-
    rezultatov-vneurochnoj-deyatelnosti-uchashhixsya/
  • http://do.gendocs.ru/docs/index-181874.html
  • http://sdr.lysva.biz/page27.html
  • http://63.018.ru/pages?id=3696
  • http://www.shimanovskadm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=
    964:2012-02-14-05-40-44&catid=75:2011-05-18-06-12-17&Itemid=100

 

 

6.Отличительные особенности программы:

  • целевая направленность (программа разработана для занятий внеурочной деятельности);
  • комплексный подход к содержанию, объединение декоративно-прикладного искусства и дизайна;
  • опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике, трудовому обучению, ботаники, ИЗО;

      

 

7. Основные принципы построения программы внеурочной деятельности:

постепенность и последовательность;

доступность и систематичность;

наглядность и достоверность;

активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы;

комплексное освоение материала;

преемственность;

результативность;

индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.

   

    Программа предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

8.Описание места учебного предмета в плане внеурочной деятельности:

Авторская программа составлена мною с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ из расчёта 1 час в неделю по субботам. Количество часов в год – 34 часа, в том числе посещение музеев, мастер – классов и текущих современных выставок.

 

9.Ведущие формы и методы, технологии обучения:

1.Словесные методы  (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия). 
2.Наглядные методы  (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия - иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.). 
3.Практические методы  (конкретные практические действия).

* информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный - учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приемами).

* репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приемов изображения, поиск композиции). Упражнения

* проблемное изложение ("метод творческих заданий"— постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения),

* частично-поисковый ("метод совместного творчества", т. к. поиск средств выражения)

* исследовательский ("метод самостоятельного художественного творчества")

10.Ожидаемые результаты:

Личностные результаты

 • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно- творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально - ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

 • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

11.Оценка и контроль результатов:

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Октябрь

Приобретение ЗУН при работе по составлению орнаментов используя характер линии, художественные возможности точки и пятна.

Фронтальный опрос.

 Проведение выставки “Фантазия и фантастика”.

Ноябрь

Приобретение ЗУН при работе с  декоративной композицией из геометрических фигур

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Осознанное использование декоративных элементов создании композиции.

Декабрь

Приобретение ЗУН при работе с  декоративной композицией из цветной бумаги.

Выполнение самостоятельной работы используя образное мышление. Осознанное использование декоративных элементов создании открытки для пожилых людей (ветеранов).

Февраль

Приобретение ЗУН при работе с  декоративной композицией в трёхмерном пространстве.

Выполнение самостоятельной работы используя образное мышление. Осознанное использование декоративных элементов создании картины «Парашютисты».

Март

Приобретение ЗУН в нетрадиционных техниках.

Выполнение самостоятельной работы используя коробки разного размера, создавая образ представляемого объекта.

Апрель

Приобретение ЗУН в определённом стиле.

Выполнение серии работ в рекламном направлении.

Май

Приобретение знаний, умений, навыков при изучении основных приёмов бумагопластики.

Участие в выставке “Дизайн, его роль в ДПИ ”. Тестирование.

 

12.Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.

Программа будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:

  • наличие светлого, просторного кабинета;
  • водоснабжение (раковина и слив);
  • наличие материалов необходимых для работы;
  • наличие компьютера и проектора;
  • инструменты в достаточном количестве (не менее 15 комплектов);
  • деревянные заготовки;
  • наличие мебели необходимой для работы с детьми и хранения материалов и изделий;
  • желание детей и поддержка администрации.

13.Содержание рабочей программы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы МБОУ СОШ № 85

 

Моя авторская программа внеурочной  деятельности состоит из трёх основных частей:

I .Дизайн и его роль в ДПИ - 16 часов.

1. Роль композиции в дизайне;

*Композиционные средства - симметрия;

*Композиционные средства – ассиметрия;

* Композиционные средства - равновесие;

2.Виды композиции;

* Линейная;

*Фронтальная;

*Объёмная;

*Пространственная;

I I.Стилизация в дизайне -10 часов

*Природные формы растений и их декоративная переработка – стилизация, фактура;

* Декоративная переработка пластических форм животного мира – упрощение;

* Декоративная переработка пластических формы человека –обобщение;

I I I. Дизайн в полиграфии-8 часов.

*Дизайн упаковки;

*Оформление открытки;

*Фирменный стиль.

    14.Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.

учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.

• дополнительные пособия для учителя:

• О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

• коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;

 • Е.С. Туманова и др.,  Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

• С.А.Казначеева, С.А.Бондарева.,  Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

• О.В.Павлова .,  Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

• О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты–Волгоград: Учитель, 2009г.;

• «Дизайн и основы композиции», авт. М.В.Адамчик. – Минск,2010 г.

• «Основы ДПИ», Москва,1998г

•Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва. “Просвещение”. 2010.

Цифровые образовательные ресурсы

•http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/1.html

•http://www.jeducation.ru/6_2010/35.html

  • http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html
  • http://nogschool4.my1.ru/publ/15-1-0-30
  • http://dou908.narod.ru/docs/8945a.htm
  • http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2862
  • http://old.yamaledu.org/index.php?option=com_content&view=article&id=
    73:-111206-06-1844&catid=68:federalye-dokumenty&Itemid=105
  • http://www.allmedia.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=121657
  • http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_83152.html
  • http://nsportal.ru/fgos-v-nachalnoi-shkole/vneurochnaya-deyatelnost-v-ra...
  • http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm
  • http://plotnikova.ucoz.ru/load/vneurochnaja_dejatelnost/klassifikacija_
    rezultatov_vneurochnoj_dejatelnosti/10-1-0-182
  • http://prof-teacher.ru/drugie-stati/klassifikaciya-
    rezultatov-vneurochnoj-deyatelnosti-uchashhixsya/
  • http://do.gendocs.ru/docs/index-181874.html
  • http://sdr.lysva.biz/page27.html
  • http://63.018.ru/pages?id=3696
  • http://www.shimanovskadm.ru/index.php?option=com_content&view

На уроках использую работу с ИКТ, использую таблицы поэтапного рисования предметов, растений и  животных.

Ребята используют шаблоны как заготовки для последующей обработки, в качестве образца или примера для создания однородных предметов, применяют их для поиска своих композиций.

 

15.Планируемые результаты по предмету внеурочной деятельности.

 

  • знание понятий: «композиция и её виды», «симметрия», «ассиметрия», «равновесие»
  •  умение использовать приемы  моделирования формы точкой, линией и пятном, форму предметов тоном;
  • навыки передачи фактуры и материала предмета.
  • знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
  •  знание основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства;
  • умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах.
  •  навыки работы в различных техниках и материалах;
  • навыки подготовки работ к экспозиции
  • знание разнообразных техник живописи;
  •  навыки использования основных техник и материалов;

 

 

 

Прикрепленный файл Size
ДПИ и дизайн.rar 46.82 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн