Submitted by Елена Валерьевна Игнатенко on чт, 22/10/2015 - 04:54
Пояснительная записка.
1.Общая характеристика учебного предмета:
Декоративно-прикладное искусство — создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.) .
Это обработка материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль), использование различных технологий и приёмов — литье, ковка, чеканка, гравировка, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства являются существенной частью окружающей человека предметной среды и несут не только функциональную, но и эстетическую нагрузку. Как правило, произведения ДПИ непосредственно связаны с архитектурно - пространственным окружением и нередко создаются как часть единого ансамбля (в ландшафтных композициях, экстерьере и интерьере) . Возникнув в глубокой древности, ДПИ всегда было одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров (Палех, Хохлома, Жостово) , а с начала XX века и с художественным конструированием (Абрамцевские мастерские, Баухауз) .
Диза́йн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим. Дизайн, как дисциплина, стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. Дизайн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Предложено Томасом Мальдонадо. Утверждено VI Конгрессом ИКСИД.
2.Цели учебного предмета внеурочной деятельности:
- формирование духовно - нравственной личности ребенка;
- содействие в развитии образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно - образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, изобразительной грамотности и эстетического вкуса.
- создание условий для формирования творческой активности ребёнка;
3.Задачи учебного предмета внеурочной деятельности:
*обучающие:
- ознакомление с основными принципами декоративно-прикладного искусства и дизайна;
- овладение навыков законов композиции в декоративно-прикладном искусстве и дизайне;
- закрепление умений работы, гуашью, тушью;
- знакомство с традициями народного творчества;
- знакомство с новыми техниками и приемами работы с ними;
- овладение приемами декоративно-прикладного искусства и подготовка учащихся со средними способностями к самостоятельному творчеству.
* развивающие:
- развитие абстрактного мышления;
- развитие воображения;
- развитие умения творческого видения;
- развитие творческой инициативы;
- приобщение к мировому и национальному культурному наследию;
- осуществление задачи ранней профессиональной ориентации наиболее одарённых учащихся;
- формирование общей культуры учащихся.
* воспитательные:
- формирование всесторонне развитой личности;
- практическая подготовка учащихся к жизни в современном обществе, создание условий для успешной социальной адаптации детей;
- формирование личности юного художника, участие в различных конкурсах, посещение выставок, обсуждение текущих конкурсных тем.
4.Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана авторская программа:
Авторская программа внеурочной деятельности «Декоративно – прикладное искусство: дизайн» разработана на основе:
1. Закон «Об образовании» Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (от «17» декабря 2010 г. № 1897),(приказ от 29.12.2014г № 1644).
2. Приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844.
3. Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16.
4. Санитанно – эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4. 1251-03.
5. На основе дополнения к положению МБОУ СОШ № 85 от «24»апреля 2015г.
5.Сведения о материалах использованных в моей программе:
«Дизайн и основы композиции», авт. М.В.Адамчик. – Минск,2010 г.
«Основы ДПИ», Москва,1998г
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва. “Просвещение”. 2010.
целевая направленность (программа разработана для занятий внеурочной деятельности);
комплексный подход к содержанию, объединение декоративно-прикладного искусства и дизайна;
опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике, трудовому обучению, ботаники, ИЗО;
7. Основные принципы построения программы внеурочной деятельности:
постепенность и последовательность;
доступность и систематичность;
наглядность и достоверность;
активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы;
комплексное освоение материала;
преемственность;
результативность;
индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.
Программа предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
8.Описание места учебного предмета в плане внеурочной деятельности:
Авторская программа составлена мною с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ из расчёта 1 час в неделю по субботам. Количество часов в год – 34 часа, в том числе посещение музеев, мастер – классов и текущих современных выставок.
9.Ведущие формы и методы, технологии обучения:
1.Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия).
2.Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия - иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.).
3.Практические методы (конкретные практические действия).
* информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный - учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приемами).
* репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приемов изображения, поиск композиции). Упражнения
* проблемное изложение ("метод творческих заданий"— постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения),
* частично-поисковый ("метод совместного творчества", т. к. поиск средств выражения)
* исследовательский ("метод самостоятельного художественного творчества")
10.Ожидаемые результаты:
Личностные результаты
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно- творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально - ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
11.Оценка и контроль результатов:
Сроки
Виды деятельности
Формы контроля и оценки результатов
Октябрь
Приобретение ЗУН при работе по составлению орнаментов используя характер линии, художественные возможности точки и пятна.
Фронтальный опрос.
Проведение выставки “Фантазия и фантастика”.
Ноябрь
Приобретение ЗУН при работе с декоративной композицией из геометрических фигур
Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Осознанное использование декоративных элементов создании композиции.
Декабрь
Приобретение ЗУН при работе с декоративной композицией из цветной бумаги.
Выполнение самостоятельной работы используя образное мышление. Осознанное использование декоративных элементов создании открытки для пожилых людей (ветеранов).
Февраль
Приобретение ЗУН при работе с декоративной композицией в трёхмерном пространстве.
Выполнение самостоятельной работы используя образное мышление. Осознанное использование декоративных элементов создании картины «Парашютисты».
Март
Приобретение ЗУН в нетрадиционных техниках.
Выполнение самостоятельной работы используя коробки разного размера, создавая образ представляемого объекта.
Апрель
Приобретение ЗУН в определённом стиле.
Выполнение серии работ в рекламном направлении.
Май
Приобретение знаний, умений, навыков при изучении основных приёмов бумагопластики.
Участие в выставке “Дизайн, его роль в ДПИ ”. Тестирование.
12.Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Программа будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:
наличие светлого, просторного кабинета;
водоснабжение (раковина и слив);
наличие материалов необходимых для работы;
наличие компьютера и проектора;
инструменты в достаточном количестве (не менее 15 комплектов);
деревянные заготовки;
наличие мебели необходимой для работы с детьми и хранения материалов и изделий;
желание детей и поддержка администрации.
13.Содержание рабочей программы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы МБОУ СОШ № 85
Моя авторская программа внеурочной деятельности состоит из трёх основных частей:
I.Дизайн и его роль в ДПИ - 16 часов.
1. Роль композиции в дизайне;
*Композиционные средства - симметрия;
*Композиционные средства – ассиметрия;
* Композиционные средства - равновесие;
2.Виды композиции;
* Линейная;
*Фронтальная;
*Объёмная;
*Пространственная;
II.Стилизация в дизайне -10 часов
*Природные формы растений и их декоративная переработка – стилизация, фактура;
* Декоративная переработка пластических форм животного мира – упрощение;
* Декоративная переработка пластических формы человека –обобщение;
III. Дизайн в полиграфии-8 часов.
*Дизайн упаковки;
*Оформление открытки;
*Фирменный стиль.
14.Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.
• дополнительные пособия для учителя:
• О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
• коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
• Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
• С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
На уроках использую работу с ИКТ, использую таблицы поэтапного рисования предметов, растений и животных.
Ребята используют шаблоны как заготовки для последующей обработки, в качестве образца или примера для создания однородных предметов, применяют их для поиска своих композиций.
15.Планируемые результаты по предмету внеурочной деятельности.
знание понятий: «композиция и её виды», «симметрия», «ассиметрия», «равновесие»
умение использовать приемы моделирования формы точкой, линией и пятном, форму предметов тоном;
навыки передачи фактуры и материала предмета.
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
знание основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства;
умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах.
навыки работы в различных техниках и материалах;
навыки подготовки работ к экспозиции
знание разнообразных техник живописи;
навыки использования основных техник и материалов;