Вы не зарегистрированы

Авторизация



Поликультурное развитие детей дошкольного возраста.

Submitted by Екатерина Валерьевна Сисина on Wed, 02/12/2015 - 23:37
Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Но, пожалуй, ключевыми его моментами можно определить валеологическое, экологическое и поликультурное воспитание дошкольников. Эти три составляющие, грамотно объединенные мудрой рукой воспитателя, подобно граням одного кристалла, формируют в детском сознании индивидуальность, здоровую физически, духовно и нравственно. Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межличностные отношения. Методическая работа в МБДОУ — детском саду № 53 «Яблонька» г. Димитровграда Ульяновской области осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях: - совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению дошкольников к народной культуре; Похожая статья: Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования - вовлечение родителей в педагогический процесс МБДОУ; - апробация педагогических технологий поликультурного воспитания дошкольников посредством ознакомления с разными культурами. Эти направления реализуются при разнообразных средств: - общение с представителями разных национальностей; - устное народное творчество; - художественная литература; - игра, народная игрушка и национальная кукла; - декоративно-прикладное искусство, живопись; - музыка; Похожая статья: Развитие памяти у детей дошкольного возраста - этнические мини-музеи; - национальные кушанья. Комплексная воспитательно-образовательная работа по данному направлению делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами. Главные направления в работе с детьми: - развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов Поволжья; - развитие нравственных чувств у дошкольников. Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строятся на основе следующих подходов: - вовлечение детей в разнообразные виды деятельности; - интеграция различных видов искусств при опоре на разные жанры фольклора; Похожая статья: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом - использование взаимодействия в системе “педагог — ребенок — родитель”; - осуществление воспитательной работы на основе народной культуры. Главные направления в работе с родителями: - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей. - создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. - активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Проводя работу с педагогами, в каждой группе были оформлены уголки «Люби и знай, родной свой край», «Россия — Родина моя», а также уголки по ознакомлению детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями. Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в детском саду уголка поликультурному образованию. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагается иллюстрации к сказкам русских народов и стран ближнего зарубежья, куклы в национальных костюмах, театр народов ближнего зарубежья, народные игрушки. С нашей точки зрения, первостепенный осмысленный шаг в поликультурном становлении — это непротивление культурному многообразию. Достаточно не выказывать агрессивности, удерживать негативные мысли, раздражительность по отношению к другому, новому, непонятному. Однако человек, сделавший начальный шаг, может не пойти далее. Чтобы данного не произошло, нужен второй шаг –познание характерных особенностей конкретных культур, в результате которого происходит оценивание культурной самобытности и неповторимости. В процессе познания окружающих культур, ребенок осознает объективность культурного многообразия, самоценность каждого участника культурного развития. То есть совершается третий шаг –признание «другого». Переход от признания многогранности культурного мира к его принятию является следующим шагом в становлении поликультурной личности. Это означает, что человек принимает в качестве естественной и неоспоримой позитивную оценку культурных различий окружающей реальности. Пятым шагом в процессе движения к поликультурной личности является направленная заинтересованность к различным культурам. Только подлинно устойчивая заинтересованность человека в культурном разнообразии, как итог предшествующих шагов в развитии личности, вырастает в надобность поликультурного освоения мира (шаг шестой). Она побуждает к поиску новых знаний о разнообразных культурах. Седьмой шаг–межкультурное взаимодействие, в ходе которого формируется способность личности входить в диалог, что ведет к взаимодополнению культур и их дальнейшему развитию. Такое взаимодействие обеспечивает адекватное взаимопонимание и духовное взаимообогащение представителей разных культурных групп. Высшим показателем достижения личностью поликультурного развития является ее открытость другим культурам, ценностям и взглядам, любым иным различиям. Открытость предполагает активную позицию субъекта, когда уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений. Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности. К сожалению, сегодня издается недостаточно литературы, которую можно было бы использовать в качестве подспорья в деятельности по сплочению полиэтнического коллектива. Большинство наших педагогов интуитивно разрабатывали методы, направленные на работу с полиэтническим коллективом своих воспитанников. Благодаря целенаправленной, плодотворной работе по поликультурному образованию в нашем детском саду царит дружеская, благоприятная обстановка.