Submitted by Ольга Андреевна Фирзина on Wed, 01/07/2009 - 13:32
Урок в 8 классе ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
Цели и задачи:
1.Изучить главные черты географического положения России.
2.Сформировать знания о размерах, границах России.
3.Показать влияние географического положения на природу и расселение населения.
4.Обучать умениям характеризовать географическое положение России.
5.Закрепить умения вычислять географические координаты объектов на карте ипротяженность страны в градусах и км, пользуясь картографической сеткой.
Ход урока
I.Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Учитель напоминает понятие «географическое положение»; икак географическое положение влияет на природныеусловия материков, природных зон, государства. Для этогоучитель предлагает ответить на вопросы:
1. Что входит в характеристику географического положениятерритории?
2. Почему изучение любой территории - материка, страныначинается со знакомства с географическим положением?
Уточнив ответы, предлагается записать втетради понятие «географическое положение» и план географического положения России. Этот план можно будет затем использовать при характеристике географического положения отдельныхрегионов страны.
Географическое положение - это положение какого-либо объекта на земной поверхности по отношению к другим объектам илитерриториям.
План характеристики географического положения России:
1. Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану.
2. Крайние точки и их географические координаты.
3. Протяженность в градусах и км с севера на юг и с запада навосток.
4. Размеры территории России.
5. Положение в тепловых поясах и природных зонах.
6. Сухопутные границы. Соседние государства.
7. Морские границы. Соседние государства.
8. Влияние особенностей географического положения Россиина природные условия и жизнь населения.
II. Получение новых знаний.
1. Физико-географическое положение России характеризуется впроцессе диалога и выполнения практической работы № 1 «Характеристика географического положения России», используя атласы, интерактивные карты, слайды и видеоматериалыэлектронного пособия по географии 6-10 класс "Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учреждений с набором слайдов, видео и интерактивных карт" Министерства образования РФ ГУ РЦ ЭМТО, Республиканский мультимедиа центр, 2003г.
1) Россия располагается на территории Евразии в северном ивосточном полушариях, лишь Чукотский полуостров находится взападном полушарии.
2) Крайние точки и их координаты:
Записываются в тетрадь названия крайних точек и определяются их координаты.
Обучающиеся получившие опережающие дополнительные задания, выступают с сообщениями об истории открытия крайних точек.
• северная островная - мыс Флигели на островеРудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа;
• северная материковая - мыс Челюскин на полуострове Таймыр;
Мыс Челюскин открыт в 1742 году участником Великой Северной экспедиции штурманом С. И. Челюскиным и назван им Северо-Восточным. В 1843 году мыс получил имя своего первооткрывателя.
• южная - гора Базардюзю (41°11 'с. ш.) в республике Дагестан;
• западная - коса Гданьского залива Балтийского моря близКалининграда;
«В Калининградской области, на прибрежной косе, находитсязападная оконечность России. За косой раскинулось Балтийскоеморе, часть Атлантики, почти всегда серое под пасмурным небом итускло-синее, когда разойдутся облака.
...С шипением киль катера врезался в береговую отмель. Мывыпрыгнули и под скрипучие крики чаек, чуть не по колена увязаяв песке, стали карабкаться на крутую дюну. Высились голые горыпеска, как барханы в Каракумах, с полосатой рябью, с редкимипучками песчаного овса, с мелкими птичьими следами. Но чащехолмы покрыты лесом. Дюны двигались, погребая жильё; теперь ихпочти все закрепили.
.. .Выбираюсь на гребень дюны. Они здесь самые высокие в Европе. Песок очень мелкий, в нём видны золотые крупицы, наверное, янтарь.С гребня открывается вид с одной стороны на бескрайнее морес белой шумящей полосой прибоя, с другой - на спокойный замкнутый залив. Узкая зеленая лента косы тянется на десятки километров.
На косе крепко стоит полосатый красно-зелёный столб. Он отмечает самую западную точку нашей Родины».
Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической географии СССР. С. 7- 10.;
Электронная энциклопедия "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", "Кирилл и Мефодий", 2002г.
• восточная материковая - мыс Дежнева (169°40'з.д.) на Чукотском полуострове;
Открыт в 1648 году русским землепроходцем С. И. Дежнёвым,который впервые обогнул этот мыс. В челобитных Дежнева говорится, что он обошел Большой Каменный нос. В ХУП-ХУШ вв.упоминали этот мыс под названиями Необходимый нос, Чукотскийнос. В 1898 году в ознаменование 250-летия открытия мыса по ходатайству Русского географического общества он был переименован в честь его первооткрывателя.
«Стоя под моросящим дождем на самой восточной точке Азии,я ощутил, что стою на краю земли и что за мною простирается огромный материк, имя которому - Евразия.
Картина этой восточной оконечности Азии была до того угрюма и величественна и производила такое впечатление, что хотелось,как можно больше увидеть и запомнить, чтобы впоследствии обэтом рассказать. Мыс Дежнёва представляет собой совершенно обнаженную скалу разных горных пород, отвесно громоздящихся изводы прихотливо-разнообразными грядами. Вершины этих скал,изрезанные зубцами всевозможных форм, были прикрыты гигантским одеялом тумана, над которым быстро неслись черные шквальные тучи, гонимые воздушными потоками в разные стороны».
Першин А. А. Мыс Дежнёва. История памятника;
Электронная энциклопедия "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", "Кирилл и Мефодий", 2002г.
•восточная островная - на острове Ратманова (170°з. д.) в Беринговом проливе;
В 1816 году лейтенант О. Е. Коцебу открыл (как позже выяснилось, ошибочно) остров в Беринговом проливе и назвал его в честькапитан-лейтенанта М. И. Ратманова, вместе с которым он в1803 - 1806 гг. участвовал в первом русском кругосветном плавании. Когда стало ясно, что острова нет, название было перенесенона один из трех островов Диомида.
«...Вот уже который час наше судно настойчиво режет голубую толщу Берингова пролива. Вода здесь купоросного цвета. Ледяная, прозрачная. Над водой неусыпный гомон птиц.
...Мы держим путь на остров Ратманова. На востоке это последний кусочек суши, принадлежащий нашей стране. За ним остров Крузенштерна. Но это уже не наш остров - он принадлежитСоединенным Штатам Америки. Между островами пролегает меридиан, от которого принято отсчитывать время наступающегодня.
Обогнув остров Ратманова с севера, мы оказываемся междуостровами Диомида. В проливе неспокойно. Бутылочно-стеклянные волны бросают наше судно из стороны в сторону....Идем с севера на юг. Далеко у горизонта сиреневый берег материка. Справа каменной глыбой, грозной и торжественной, возвышаются берега острова Ратманова. Метров на четыреста вздымают они ровное плато, почти отвесным камнепадом спускаясь к беспокойной воде. Берега фантастически красивы. Осеннее солнце, хрустальная чистота воды и такая же голубизна неба врезают остров впрозрачную раму, отчего он кажется ещё более выпуклым и торжественным.
Слева от нас американский берег. Остров виден четко, как наладони. Такие же отвесные берега, каменные осыпи и белый прибой у их подножия. ...В ныряющем окуляре бинокля американскоеселение Елики. Это небольшой поселок, где живет человек пятьдесят эскимосов и несколько американцев».
Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической географии СССР. С. 7- 10.;
Электронная энциклопедия "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", "Кирилл и Мефодий", 2002г.
3) Затем обучающиеся самостоятельно определяют протяженность России в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.
Протяженность материковой части России по меридиану 100°в. д. составляет 28°, или 3108 км.
4) Россия - крупнейшее государство мира. Она занимает площадь, равную 17,1 млн кв. км.
В процессе диалога анализируются данные таблицы «Площадиотдельных материков и крупнейших стран мира», приведенной нас. 10 учебника. Школьники делают вывод о том, какие материки истраны Россия превосходит по площади (Антарктида, Австралия иОкеания, Канада, США, Китай, Бразилия).
«В Европе есть только одна страна, где можно понять по-настоящему, что такое пространство, - это Россия», - писал ГайдоГазданов.
5) Почти вся страна находится к северу от 50° с. ш., поэтомубольшие территории заняты зонами лесов (преобладает тайга), лесотундры и тундры.
6) Учитель дает определение понятия «государственная граница», ученики записывают его в тетрадь.
Государственная граница - это линия, определяющая пределыгосударственной территории.
Протяженность границ России - почти 61 тыс. км. Западная июжная границы преимущественно сухопутные, а северная и восточная - морские.
Пользуясь картой атласа «Географическое положение России»(с. 2 - 3), школьники самостоятельно наносят границы России, определяютсоседей и надписывают их названия).
7) Учитель обращает внимание обучающихся на то, что с некоторыми государствами Россия имеетморские границы. Здесь же необходимо дать определение понятия«территориальные воды», которое также записывается в тетрадь.
Территориальные воды - это морские воды, примыкающие ксухопутной территории государства и входящие в его состав. Ширина территориальных вод составляет 12 миль (или 22,2 км).
8) Учитель объясняет, как влияет географическое положение наособенности природы, хозяйства и жизни населения.
Россия - самое большое по площади государство. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Многие черты природы России связаны с её северным положением. Более половины территории страны (64,3 %) располагается к северу от шестидесятой параллели. Натакой же широте в Европе находится лишь Финляндия, Исландия,большая часть Швеции и почти вся Норвегия. Но в отличие от России эти страны интенсивно обогреваются теплыми водами и воздушными струями Атлантики и потому имеют относительно мягкий климат. Россия же характеризуется суровостью климата: низкими температурами зимы и её продолжительностью, меньшимколичеством осадков, большими годовыми амплитудами температур. За исключением некоторых небольших регионов Предкавказьяи Северного Кавказа, вся Россия - холодная северная страна. Этонепосредственно сказывается на всех сферах хозяйственной деятельности и повседневной жизни людей. Огромные средства тратятся на борьбу с холодом. За длинную суровую зиму на эти целирасходуется огромное количество энергоресурсов. Так, в Москве заотопительный сезон на одного жителя расходуется около 3 т угля(в единицах измерения условного топлива), в Норильске - 7 т. Лишь на 40 % территории нашей страны люди могут строить города и поселки без специальных дорогостоящих мер защиты от неблагоприятного воздействия суровой природной среды. Большиерасходы на отопление, строительство, одежду, питание удорожаютжизнь россиян.
Особенно пагубно сказывается суровость климата на сельскомхозяйстве. В холодной стране необходимо иметь в рационе питанияповышенное содержание белков животного происхождения. Ноинтенсивное животноводство в России затруднено из-за нехватки более ценных кормовых культур - кукурузы и сои: они могут вызревать у нас лишь на ограниченных территориях. Около 45 % всехземледельческих угодий находится в условиях недостаточного увлажнения. Совершенно обоснованно большинство земледельческихугодий России относят к зоне рискованного земледелия.
Холодные пространства России на огромном протяжении омываются холодными и прохладными морями. На морях СеверногоЛедовитого океана плавучие льды держатся в течение всего года. Внаиболее суровые зимы у берегов России замерзают почти все моря, даже находящиеся у её южных границ. Помимо льдов осенью изимой судоходству мешают густые холодные туманы. Всё это затрудняет работу портов России, требует дополнительных затрат испециальных мер по обеспечению их нормального функционирования.
-В целом влияние основных природных особенностей России нажизнь и хозяйственную деятельность её населения носит противоречивый характер. Северное положение страны, холодные замерзающие моря, омывающие её, многолетняя мерзлота резко ухудшают экологические качества природной среды, осложняют всевиды производственной деятельности, снижают жизненный уровень людей. В то же время обширные пространства России с хорошо сохранившимися естественными природными комплексамипредставляют огромную ценность в качестве экологического потенциала страны.
Обучающиеся делают общий вывод о влиянии географического положения на природные условия и хозяйственную деятельность населения.
Вывод:
Географическое положение России имеет как положительные, так и отрицательные черты:
Положительные
Отрицательные
а) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;
а) моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство;
б) наличие морских границ, свободный выход в океан;
б) ¼ часть площади России лежит за Северным полярным кругом (суровый климат);
в) расположение большей части России в умеренных широтах
в) огромная территория требует больших транспортных расходов.
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:§ 1, охарактеризовать Охотское море, пользуясь планом и картой.