Выступление на педагогическом совете по теме: "Организация преемственности между начальной и основной школой при реализации ФГОС на предметах естественнонаучного цикла"
Submitted by Александр Николаевич Емелин on Sat, 02/01/2016 - 17:05
Организация преемственности между начальной и основной школой при реализации ФГОС на предметах естественнонаучного цикла
Что же такое преемственность? Обратимся к словарю:
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Преемственность между начальным и основным общим звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Это связано с особенностями адаптационного периода при переходе из начальной школы в основную, такими как:
Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя, приобретал знания в одном кабинете.
Изменение требований. Период адаптации усложняется различием требований со стороны учителей-предметников.
Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика остаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки.
Качество естественнонаучного образования может быть обеспечено лишь на основе современных обобщенных знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе различных видов учебно-познавательной деятельности учащихся, а впоследствии превращаются в универсальную систему познания и деятельности будущих выпускников. Это возможно лишь на базе принципиально новой системы обучения, результатом которой должны быть такие новообразования, как системные предметные и метапредметные знания, обобщенные экспериментальные умения и навыки, необходимые не только для решения традиционных задач, но и глобальных проблем.
На основании ФГОС начального и основного общего образования, можно установить последовательную взаимосвязь в планируемых метапредметных результатах в соответствии с универсальными учебными действиями начального и основного общего образования.
Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные).
Универсальные учебные действия составляют основу преемственности. На сколько хорошо учащийся овладел ими в начальной школе, настолько успешен будет он в основной школе. Основной проблемой является работа с текстом, а именно– скорость чтения, выделение главного, составление краткого плана, умение отвечать на вопросы по тексту.Рассмотрим пример заданий из диагностической работы по биологии 5 класс……
Пути решения:
В первую очередь выпускники начальной школы в пятом классе часто испытывают трудности из-за того, что недостаточно сформированы такие умения, как самостоятельное распределение своего времени, принятие определённых решений в процессе текущей работы, умение самостоятельно работать, вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу, слушать и слышать собеседника.
Учителям основной школы продолжить формирование УУД на примере работы с текстом, выполнения практических и творческих заданий, лабораторных работ по биологии, географии, а в дальнейшем по физики, химии. То есть уметь ставить цели, соблюдать алгоритм выполнения работы, обобщать и делать выводы о результатах проделанной работы.