Submitted by Марина Тамерлановна Гулунова on Tue, 05/01/2016 - 23:53
«ЖИВОТНЫЕ ЛУГА»
Цели урока:
1) Обобщить знания по теме: «Растения луга»
2) Познакомить с разнообразием обитателей лугов.
3) Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, книги о природе, плакат с изображением луга, картинки с обитателями луга.
Литература:
1) Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: учеб. для 2 кл. – М.; Вентана-Граф, 2003.
2) Зотов В. Лесная мозаика. – М.; Просвещение, 1993.
3) Серова Е. Лужайка. – Ленинград, 1985.
4) Аракчеев Ю. Весёлое лето. - «Малыш», Москва, 1983.
5) Сборник загадок: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Викторина «Лекарственные растения наших лугов».
4. Сообщение темы урока.
5. Знакомство с разнообразием обитателей луга.
6. Физкультминутка.
7. Знакомство с разнообразием обитателей луга.
8. Выполнение заданий в рабочей тетради.
9. Охрана лугов.
10. Итог урока.
11. Выставление оценок.
12. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
-Сейчас у нас открытый урок, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.
-Урок мы начинаем с «минутки поэзии».
Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова:
Зелёный луг, как чудный сад,
Пухуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
-С чем поэт сравнивает луг? Как описывает букеты луговых цветов?
2. Проверка домашнего задания.
- А теперь расскажите, о каких луговых цветах вы подготовили сообщения. (Сообщения учащихся.Приложение.)
3. Викторина «Лекарственные растения наших лугов»
- И ещё я просила вас узнать, какие растения наших лугов используют для лечения.
- Какое луговое растение поможет при простуде? (ромашка лекарственная)
- А какое растение поможет при болезнях желудка? (тысячелистник)
- Отвар из какого растения освежит и успокоит? (мята)
- Какое растение помогает при лечении 99 болезней? (зверобой)
4. Сообщение темы урока.
- На прошлом уроке мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения. Подумайте, какие животные могут жить в таких условиях? (Предположения учащихся.)
- Сегодня мы поговорит о том, кто же живёт на лугу. Тема урока: «Животные луга». (Тема записана на доске.)
5. Знакомство с разнообразием обитателей луга. Насекомые.
-Крупные животные не могут жить на лугу, так как им негде прятаться. Зато мелких животных на лугу множество!
- Особенно много насекомых. А каких именно, вы узнаете, если разгадаете мои загадки. (Дети отгадывают и размещают изображения этих насекомых на лугу(таблица).)
1) Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Лечу – вою,
Сяду – землю рою. (Жук.)
2) Опустился вертолёт
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
3) Осенью в щель забьюсь,
А весной проснусь. (Муха.)
4) Сок из цветов я наберу
И в сотах сладкий мёд коплю. (Пчела.)
- Прочитайте в учебнике (с. 136) статью о пчёлах.
5) Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо! (Оса.)
5) Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик.)
- Почитайте, что сообщается о кузнечике в учебнике (с. 136).
6) Спинка в веснушках,
Ах, как неловко,
И покраснела…… . (Божья коровка.)
- А про это насекомое расскажет ваша одноклассница. (Сообщение ученицы.)
7) Над цветами я летаю,
То, как солнце, золотая,
То бела или пестра,
Лета ясного сестра.
Не умею петь я песен,
Но наряд мой так чудесен.
Одного боюсь, дружок,
Не попасть бы в твой сачок. (Бабочка.)
- А про это насекомое расскажет ваша одноклассница. (Сообщение ученицы.)
6. Физкультминутка «Бабочка».
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
На цветочек тихо села.
7. Знакомство с разнообразием обитателей луга.
-И ещё одна загадка:
Висит сетка на ветках.
Рыболов пришёл, муху нашёл. (Паук.)
- А что о пауке сказано в учебнике?
- Насекомые – основная пища для луговых птиц – перепела, коростеля, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой «пить-полоть», а коростель – громким скрипучим криком «дёрг-дёрг» (поэтому его ещё называют дергач). Легко узнать трясогузку: она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название. Свои гнёзда эти птицы устраивают на земле среди травы.
- Про перепёлку можно прочитать в учебнике (с. 136).
- На лугу живут полёвки и мыши, так как они питаются растительной пищей. Поохотиться на мышей прилетают совы.
- Так же на лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.
- Как видите, на лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой. Поэтому луг называют природным сообществом.
8. Работа по рабочей тетради.
- Давайте выполним задания в рабочей тетради ( с. 35- 36, № 1 – 6).
9. Охрана лугов
-Прочитайте текст на странице 140 вашего учебника. (Чтение текста.)
- Ответьте на вопросы, данные после текста.
-Человек не имеет права вмешиваться в жизнь луга, так как луга – украшение нашей земли.
- Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для домашних животных, на других заготавливают сено. Но есть такие участки лугов, где много редких растений и насекомых. Такие луга охраняются.
- И ещё одно стихотворение:
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(Самед Вургун)
10 . Итог урока.
- Интересно ли вам было на этом уроке?
- Что запомнилось?
- Как вы будете вести себя на лугу?
11 . Выставление оценок.
12. Домашнее задание.
Дома вы прочитайте тексты из разделов «Этот удивительный мир» и «Со-чи-нял-ки» (с.138). И ещё нарисуйте знак, посвящённый защите лугов.
-