Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи детей является одной из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования диалогической речи, развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Развитие связной речи является одной из важнейших актуальных задач в дошкольном учреждении, так как именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для начала формирования правильной речи.
Огромный вклад в изучение речевой деятельности внесли такие ученые-лингвисты, педагоги, деятели культуры как С.М. Бонди, А.В.Луначарский, Л.В. Щерба, В.И.Чернышов, В.В. Виноградов, С.И.Ожегов, А.В. Гвоздев, В.И.Городилова, Е.И. Радина и многие другие.
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи. Она формируется в онтогенезе позже, чем диалогическая речь, и требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. Основная функция связной речи — коммуникативная. Они осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если он поставлен в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. В процессе общения играет большую роль умение рассказывать. Для ребенка оно является средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. В общении ребенок использует и ситуативную, и связную, контекстную формы речи. Их особенности постепенно дифференцируются и применяются ребенком в зависимости от обстановки, от задач общения и содержания высказывания.
Монологическая речь имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.
Итак, формирование связной речи детей дошкольного возраста является длительным и трудоёмким процессом, требующим специального речевого воспитания.
|