Материал для промежуточной аттестации по литературе в 10-11 классах (по программе Бунеева)
Submitted by Елена Ивановна Григорьева on вс, 03/04/2016 - 20:03
Материал для промежуточной аттестации по литературе в 10 кл.
Билет № 1
1.Жизненный путь героя в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Дайте определение термину «композиция».
2.Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Дайте определение термину «поэма».
Билет № 2
1.Мир пошлости в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Дайте определение термину «художественная деталь». Определите роль художественной детали в рассказе.
2.Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Дайте определение термину «пролог».
Билет № 3
1.Система персонажей в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Дайте определение термину «ремарка». Ремарка в пьесе.
2.Образы помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Дайте определение термину «поэма».
Билет № 4
1.Трагическое и комическое в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Дайте определение термину «комедия». Жанровое своеобразие произведения Чехова.
2.Композиционные особенности поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Перечислите фольклорные элементы в поэме и определите их роль.
Билет № 5
1.Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Дайте определение термину «подтекст». Подтекст в пьесе Чехова.
2.Система персонажей в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Дайте определение термину «поэма».
Билет № 6
1.Проблематика пьесы А.В. Вампилова «Старший сын». Дать определение терминам: «драма», «комедия», «трагедия». Определите жанр произведения Вампилова.
2.Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать». Дать определение термину «метафора». Определите роль метафор в поэме.
Билет № 7
1.Нравственные проблемы повести В.Г. Распутина «Живи и помни». Дайте определение термину «повесть».
2.Художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать». Принцип контраста в поэме.
Билет № 8
1.Проблематика повести В.Ф. Тендрякова «Ночь после выпуска». Дайте определение термину «реализм»
2. «Старый» и «новый» мир в поэме А. Блока «Двенадцать». Дайте определение термину «антитеза». Антитеза в поэме Блока.
Билет № 9
1.Народ и власть в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Дайте определение термину «гротеск».
2.Художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать». Дайте определение термину «символ». Символ в поэме Блока.
Билет № 10
1. «История одного города» - сатира на российское самодержавие. Дайте определение термину «сатира».
2.Композиция поэмы Блока «Двенадцать». Дайте определение терминам: «экспозиция», «кульминация».
Билет № 11
1.Человек и эпоха (по повести С. Довлатова «Компромисс» или по роману Ю. Полякова «Грибной царь»). Дайте определение термину «ирония».
2.Тематика поэмы В. Маяковского «Облако в штанах». Дайте определение термину «футуризм».
Билет № 12
1.Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве по рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Дайте определение термину «идея».
2.Образ лирического героя в поэме В. Маяковского «Облако в штанах». Перечислите тропы и фигуры речи.
Билет № 13
1.Герой-чудик в творчестве В.М. Шукшина (на примере рассказа «Чудик»). Дайте определение терминам: «юмор» и «сатира»
2.Образ Гриши Добросклонова в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Перечислите трехсложные стихотворные размеры.
Билет № 14
1.Жестокие нравы города Калинова в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Дайте определение термину «конфликт». Определите конфликт в пьесе Островского.
2.Композиция поэмы В. Маяковского «Облако в штанах». Дайте определение терминам: «эпитет», «метафора», «анафора», «эпифора».
Билет №15
1.Катерина – русская трагическая героиня (по пьесе Островского «Гроза»). Дайте определение термину «драма».
2.Образ Савелия в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Перечислите двусложные стихотворные размеры.
Билет № 16
1.Конфликт в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Дайте определение термину «конфликт».
2. «Люди лакейского звания» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Дайте определение термину «рифма».
Билет №17
1.Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отношение автора к своему герою. Дайте определение термину «реализм».
2. «Счастливые» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Дайте определение терминам: «ямб», «хорей».
Билет № 18
1.Полнота и сложность характера Обломова (роман И.А. Гончарова «Обломов»). Роль сна в романе.
2.Поэма В. Маяковского «Облако в штанах» - отражение мироощущения поэта. Дайте определение термину «ассонанс»
Билет №19
1.Андрей Штольц как антипод Обломова. Дайте определение термину «роман»
2.Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Дайте определение термину «аллитерация».
Билет № 20
1.Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов». Дайте определение термину «композиция».
2.Художественное своеобразие поэмы В. Маяковского «облако в штанах». Дайте определение термину «ассонанс».
На промежуточной аттестации по литературе в 10 классе проверяются предметные знания, предметные умения и коммуникативные учебные действия учащихся.
1.Предметные знания
1)Сведения об основных тенденциях русской литературы второй половины XIX в. и XX в.
2)Содержание литературных произведений, включенных в программу.
3)Биографические сведения о писателях.
4)Морально-нравственные категории, на которые опираются авторы в произведениях.
5)Исторические сведения об эпохе, изображенной в произведении, и о времени создания произведения.
6)Принципы построения художественного произведения.
7)Литературные приемы создания художественного образа.
8)Литературоведческие термины
2.Предметные умения
1)Анализировать тенденции русской литературы второй половины XIX в. и XX в.
2)Выделять в биографических сведениях о писателях те, которые созвучны анализируемым произведениям.
3)При необходимости излагать содержание произведения в кратком или развернутом виде.
4)Определять черты эпохи, описанные в художественном произведении, в их сочетании с замыслом автора.
5)Уметь характеризовать образ и соотносить его с идейным содержанием произведения.
6)Определять литературные приемы, которые использует автор в своем произведении.
7)Уметь анализировать произведение: выявлять идейно-художественные особенности, систему образов, определять тему, идею, проблематику, композицию, соотносить литературное произведение с конкретной исторической эпохой и культурной ситуацией.
8)Уметь давать определение литературоведческим терминам.
3.Коммуникативные учебные действия
1)Оформлять свои мысли для устного выступления.
2)Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.
3)Воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать свою.
Критерии оценки
Критерии
Оценка
Ученик продемонстрировал предметные знания и умения, грамотную речь, умение формулировать и аргументировать собственное мнение (при необходимости), отвечая на вопросы билета, не допускал ошибок.
5
Ученик продемонстрировал предметные знания и умения, грамотную речь, умение формулировать и аргументировать собственное мнение (при необходимости), отвечая на вопросы билета, допустил ошибку или давал неточные ответы.
4
Ученик продемонстрировал частично предметные знания и умения, грамотную речь, умение формулировать и аргументировать собственное мнение (при необходимости), отвечая на вопросы билета, допускал ошибки.
3
Ученик не смог продемонстрировать предметные знания и умения.
2
Произведения программы, предложенные для промежуточной аттестации учащихся
Материал для промежуточной аттестации по литературе в 11 кл.
Билет № 1
1.Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»). Дайте определение термину «полифония».
2.Тема Родины в творчестве А.А. Ахматовой. Дайте определение термину «метафора».
Билет № 2
1.Раскольников и его теория (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Дайте определение термину «идеологический роман»
2.Стихотворение А.А. Ахматовой «Лотова жена». Дайте определение термину «троп».
Билет № 3
1.Тема «двойничества» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Дайте определение термину «идеологический роман»
2.Тема судьбы поэта в творчестве А.А. Ахматовой. Дайте определение термину «акмеизм».
Билет № 4
1.Мир «маленьких людей» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Дайте определение термину «социально-психологический роман»
2.Особенности поэзии О. Мандельштама. Дайте определение термину «интертекст».
Билет № 5
1. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Дайте определение термину «реализм».
2.Тема творчества в лирике Б. Пастернака. Дайте определение термину «лирический герой».
Билет № 6
1.Праведники Н.С. Лескова (по рассказу «Запечатленный ангел» или повести «Очарованный странник»). Дайте определение термину «сюжет».
2.Лирический герой Б. Пастернака. Дайте определение термину «рифма».
Билет № 7
1.Тема пути в русской литературе (по произведениям Н.С. Лескова, или по повести А.П. Платонова «Сокровенный человек», или по рассказу В.Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева»). Дайте определение термину «хронотоп».
2.Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева. Дайте определение терминам: «анафора», «эпифора».
Билет № 8
1.Рассказ В.Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» - произведение о чести и возможности выбора. Дайте определение термину «конфликт».
2.Философская лирика Ф.И. Тютчева. Дайте определение двусложным стихотворным размерам.
Билет № 9
1. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Дайте определение термину «антитеза»
2.Основные темы лирики Ф.И. Тютчева. Дайте определение трехсложным стихотворным размерам.
Билет № 10
1.Духовные искания князя Андрея Болконского ( по роману Толстого «Война и мир»). Дайте определение термину «эпопея»
2.Тема любви в лирике А.А. Фета. Дайте определение термину «ассонанс».
Билет № 10
1.Жизненный путь Пьера Безухова (по роману Толстого «Война и мир»). Дайте определение термину «диалектика души».
2.Особенности лирики А.А. Фета. Дайте определение термину «аллитерация».
Билет № 11
1.Наташа Ростова – любимая героиня Толстого (по роману «Война и мир»). Дайте определение термину «художественная деталь».
2.Тема родины в творчестве С. Есенина. Дайте определение термину «эпитет».
Билет № 12
1.Философия истории. Кутузов и Наполеон (по роману Толстого «Война и мир»). Дайте определение термину «художественная деталь».
2.Философская лирика С. Есенина. Дайте определение термину «олицетворение».
Билет № 13
1.Тихон Щербатый и Платон Каратаев – две стороны народного характера (по роману Толстого «Война и мир»). Дайте определение термину «эпилог»
2.Тема любви в лирике С. Есенина. Дайте определение термину «инверсия».
Билет № 14
1.Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Дайте определение термину «историзм».
2.Особенности лирики С. Есенина. Дайте определение термину «имажинизм».
Билет № 15
«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Дайте определение термину «идея».
2.Стихотворения С. Есенина «Русь советская» и «Русь уходящая». Дайте определение термину «лирический герой».
Билет № 16
1.Особенности творческой манеры И. Бунина (по рассказу «Антоновские яблоки» или рассказа «Господин из Сан-Франциско»). Дайте определение термину «экспозиция».
2.Лирическая героиня А.А. Ахматовой (на примере стихотворений А. Ахматовой). Дайте определение термину «троп».
Билет № 17
1.Жизненный путь Григория Мелехова (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»). Дайте определение термину «эпос».
2.Лирический герой С. Есенина (на примере стихотворений С. Есенина). Дайте определение термину «метафора»
Билет №18
1.Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Дайте определение термину «лирическое отступление».
2.Тема Родины в лирике Н.М. Рубцова (на примере стихотворений Н. Рубцова). Дайте определение термину «сравнение».
Билет № 19
1.Народ и революция в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Дайте определение термину «роман»
2.Лирический герой Н.М. Рубцова (на примере стихотворений Н. Рубцова). Дайте определение трехсложным стихотворным размерам.
Билет №20
1.Художественное своеобразие романа М. Шолохова «Тихий Дон». Дайте определение термину «пейзаж».
2.Тема Родины в творчестве поэтов ХХ века (на примере изученных произведений). Дайте определение двусложным стихотворным размерам.
На промежуточной аттестации по литературе в 10 классе проверяются предметные знания, предметные умения и коммуникативные учебные действия учащихся.
1.Предметные знания
1)Сведения об основных тенденциях русской литературы второй половины XIX в. и XX в.
2)Содержание литературных произведений, включенных в программу.
3)Биографические сведения о писателях.
4)Морально-нравственные категории, на которые опираются авторы в произведениях.
5)Исторические сведения об эпохе, изображенной в произведении, и о времени создания произведения.
6)Принципы построения художественного произведения.
7)Литературные приемы создания художественного образа.
8)Литературоведческие термины
2.Предметные умения
1)Анализировать тенденции русской литературы второй половины XIX в. и XX в.
2)Выделять в биографических сведениях о писателях те, которые созвучны анализируемым произведениям.
3)При необходимости излагать содержание произведения в кратком или развернутом виде.
4)Определять черты эпохи, описанные в художественном произведении, в их сочетании с замыслом автора.
5)Уметь характеризовать образ и соотносить его с идейным содержанием произведения.
6)Определять литературные приемы, которые использует автор в своем произведении.
7)Уметь анализировать произведение: выявлять идейно-художественные особенности, систему образов, определять тему, идею, проблематику, композицию, соотносить литературное произведение с конкретной исторической эпохой и культурной ситуацией.
8)Уметь давать определение литературоведческим терминам.
3.Коммуникативные учебные действия
1)Оформлять свои мысли для устного выступления.
2)Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.
3)Воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать свою.
Критерии оценки
Критерии
Оценка
Ученик продемонстрировал предметные знания и умения, грамотную речь, умение формулировать и аргументировать собственное мнение (при необходимости), отвечая на вопросы билета, не допускал ошибок.
5
Ученик продемонстрировал предметные знания и умения, грамотную речь, умение формулировать и аргументировать собственное мнение (при необходимости), отвечая на вопросы билета, допустил ошибку или давал неточные ответы.
4
Ученик продемонстрировал частично предметные знания и умения, грамотную речь, умение формулировать и аргументировать собственное мнение (при необходимости), отвечая на вопросы билета, допускал ошибки.
3
Ученик не смог продемонстрировать предметные знания и умения.
2
Произведения программы, предложенные для промежуточной аттестации учащихся
№
Автор
Название произведений
Вторая половинаXIXвека
1
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание»
2
Н.С. Лесков
Рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Очарованный странник»
3
Л.Н. Толстой
Роман «Война и мир»
4
Ф.И. Тютчев
Стихотворения
5
А.А. Фет
Стихотворения
ХХ век
6
А.П. Платонов
Повесть «Сокровенный человек»
7
В.Т. Шаламов
Рассказ «Последний бой майора Пугачева»
8
И.А. Бунин
Рассказ «Антоновские яблоки», рассказ «Господин из Сан-Франциско»