Официальный сайт moscowout 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В РИСОВАНИИ

Размещено: Наталия Владимировна Дементьева - вс, 17/04/2016 - 14:13

1.ВВЕДЕНИЕ

Цель исследовании – изобразительная деятельность как средство развития творчества дошкольников.

Задачи. 1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

3. Исследовать занятия рисованием, как средство развития художественно-творческих способностей дошкольников.

           Данная тема является актуальной  в связи  с тем, что  наша  жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. В современном мире востребованы  творческие  личности,   обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

          Именно творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…» [1., С.1].

              Творческая личность отличается непреодолимым стремлением  к совершенствованию творческой деятельности. Характеризуя творчество, многие исследователи определяют его как некую  способность, развитие и реализация которой связаны с развитием творческого воображения, фантазирования. Следовательно, вполне логичным считается обращение ученых к пониманию творчества как свойства личности.

 

          

           2.1РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

           Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

           Изобразительная продуктивная деятельность (рисование) является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей  Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")

         Формирование интереса к эстетической стороне окружающей дейс- твительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружа- ющего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художест- венно- творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

           Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа   адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

                    В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Одним из видов изобразительной деятельности является рисование. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

         Рисование , по – моему мнению, является самым любимым занятием детей дошкольного возраста. В содержании детских рисунков отражаются впечатления, переживания и т.д. Я согласна, что необходимо поощрять творческие проявления ребенка, помогать развивать ему направленное, продуктивное воображение, которое оформляется в его произведениях. Это особенно важно в дошкольном возрасте, потому что именно у дошкольника вся его жизнь пронизана фантазией и творчеством. Влияния изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста показало, что в замыслах детей  под влиянием показа иллюстративного материала происходит конкретизации образов, обогащение их путем использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета; проявляются ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету. Внимание направляется на выбор средств для передачи образа, изображаемого события.

            Исследователи детского изобразительного творчества Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина,  А.П.Усова,  Е.П.Флерина указывали на то,  что в процессе рисования изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами рисования.     

         Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное.        Я считаю необходимым начинать работу по развитию творческих способностей с детьми двухлетнего возраста,  средствами нетрадиционного рисования.  У дошкольников этого возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются    неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать. Чтобы этого избежать, я  стала использовать нетрадиционные техники рисования. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, утверждают: "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" [2., С.4]. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.

            

 

2.2 ТВОРЧЕСТВО – КАК ВЫСШИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

         Под творчеством мы будем понимать – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество предполагает наличие задатков и способностей. Под задатками следует понимать необходимые условия для развития способностей. Следовательно, способности это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

         Создание чего-то нового, ценного, нешаблонного, нестереотипного происходит в различных видах творческой деятельности, этому способствуют творческие способности. Способность творить не что-нибудь чуждое себе, совершенно иное от себя, напротив, возможность воплощать ту идею, которая находится в самом человеке, определяет его внутренний мир, состояние.

         Творчество является неотъемлемой частью жизни общества. Ведь жизнь – это сам процесс творчества. Я согласна с  утверждением психолога Н.Н.Поддъякова, творчество детей носит глубоко личностный характер – оно определяется неповторимостью личности ребенка, неповторимостью накопленного опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка. Еще одна важная особенность творчества детей – оно всегда насыщенно яркими положительными эмоциями и благодаря этому привлекает внимание детей, которые признают радость первых своих «открытий», удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д.

         Следует отметить исследования Н.А.Ветлугиной, Р.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, В.Б.Косминской, посвященные проблеме развития творчества в онтогенезе. Под детским творчеством следует понимать способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта.

            К компонентам детского изобразительного творчества относят самостоятельность, активность, инициативность.

         Самостоятельность- умение применять знакомые способы действия в новых условиях и переносить их с одного содержания на другое. Самостоятельность всегда связана с исполнительской стороной деятельности. Проявление самостоятельности выражается в быстроте реакции при нахождении способов действий, находчивости при решении новых задач, использовании новых вариантов, комбинаций элементов, умении самостоятельно находить изобразительные материалы для передачи образа.

         Активность проявляется в увлеченности, искренности переживания, желании изобразить что- либо. Активность - заключается в получении результата т.е. умении довести начатое до конца. Для воплощения замысла ребенку необходимо хорошо развитое восприятие и умение исполнять задуманное.

         Качество детской продукции: какое содержание ребенок  выбрал, как его воплотил, с помощью каких выразительных средств- композиция, цвет, ритм, динамика и т.д.., т.е. как инициативу ребенок проявил, что он задумал изобразить.

         Инициатива- способность ребенка дополнять основное содержание деталями, продумывать содержание своей работ, умение вносить в рисунок новое содержание из личного опыта. Умение комбинировать знакомые образы в новые сочетания (воображение). Инициатива всегда связана с восприятием.

   Проявление творчества у детей дошкольного возраста, как отмечают психологи Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец в своих исследованиях, возникает не сразу, а постепенно, так как в процессе развития происходит переход от более элементарных и простых форм выражения к более сложным. Каждому возрастному периоду детства свойственна своя форма творчества, поэтому необходимо своевременное и целенаправленное воздействие на ребенка с целью закрепления и обогащения приобретенного опыта.

         Известный исследователь детского творчества Е.А.Флерина в своих работах писала: «Творческие способности мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, в лепке, конструировании, отражения, которые построены на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, подученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношении к изображаемому».

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Анализ методической  литературы выявил, что на развитие творчества влияют следующие составляющие: задатки, способности, художественно- творческие способности, а также необходимость в формировании изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. Рисование оказывает  влияние на развитие  творчества. 

         Исследователи разных лет придавали большое значение детскому рисованию, отмечая, что каждый из его видов и типов несет элемент творчества.


Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн