Социально-творческий арт-проект «Читаем и рисуем» (далее — Проект) направлен на развитие интереса к чтению, стимулирование читательской активности, а также развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, образное познание жизни, через приобщение к чтению и изобразительному творчеству группы обучающихся с художественной одаренностью.
Организатором Проекта является МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» города Ростова-на-Дону.
Участники Проекта:
участники проекта являются группа обучающиеся с художественной одаренностью творческого объединения «Мир полон чудес» МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» города Ростова-на-Дону педагога Кузнецовой О.Н.
Автор проекта: педагог дополнительного образования высшей категории ДЭБЦ Кузнецова Ольга Николаевна.
Координатор проекта: заведующий лабораторией «Природа и фантазия» ДЭБЦ Тарасова Елена Анатольевна.
2. Цель и задачи Проекта
2.1. Цель Проекта:
Повышение престижа чтения среди учащихся с художественной одаренностью Центра средствами художественно-эстетического воспитания детей, связанных с образным познанием жизни.
2.2. Задачи Проекта:
-
стимулирование читательской активности, формирование интереса к чтению у детей с художественной одаренностью.
-
повышение общего художественного, культурного и образовательного уровня, расширение кругозора;
-
развитие творческого мышления, художественно-творческих способностей обучающихся.
3. Сроки реализации краткосрочного Проекта: февраль – апрель 2016 года.
4. Порядок реализации Проекта
Проект реализуется в несколько этапов.
1. Подготовительный.
2. Практический.
3. Финальный.
Пояснительная записка
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970–1980 годы возник и распространялся миф о СССР как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, собирательство книг, создание своих домашних библиотек — всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране.
На сегодняшний день ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки утратили былую значимость. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, интерес к чтению потерялся.
Актуальна эта проблема и для нашего общества, особенно для системы дополнительного образования. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Но при этом теряется интерес к книге - нравственному источнику. Ребенок может получить информацию через телевизор, компьютеры, радио, беседуя со сверстниками. А главным доступным источником информации, которая нравственно и духовно обогащает человека, была, есть и должна быть книга. В современных условиях основной задачей общества становится формирование коммуникативно-компетентной личности, способной адекватно взаимодействовать (вербально, невербально) с другими людьми на основе понимания.
Осознание важности поддержки чтения стало предметом заботы государства и общества во многих странах мира. Одним из критериев читательской культуры, является грамотность населения нашей страны.
Новизна данного инновационного проекта заключается в формировании нового подхода к проблемам развития читательской и информационной культуры при помощи книги и чтения и изобразительного творчества. Изобразительное искусство – главное средство эстетического воспитания детей, связано с образным познанием жизни. Художественные образы оказывают особое воздействие на эмоции детей, вызывают нравственно-эстетические переживания, активизируют познавательные процессы. Приобщая ребенка к богатейшему опыту человечества, накопленному в литературе, формируется у него эстетическое отношение к действительности, художественный вкус, способность воспринимать, понимать и эмоционально переживать эстетические грани мира.
С этой точки зрения литературные произведения являются эстетическим инструментом в развитии воображения ребенка, обогащении его эмоционального опыта.
«Литературная тема» многогранна и этим ценна в воспитании не только нравственно-эстетических категорий, но и патриотических чувств.
Уникальность проекта:
Синтез разных направлений развития детей в процессе восприятия литературных произведений: групповое чтение художественных произведений вслух, литературные викторины, кроссворды, иллюстрирование прочитанного, выставки творческих работ одаренных детей.
Виды интеграции образовательных областей, реализуемых в проекте по задачам и содержанию работы:
«Социально-личностное развитие» (развитие свободного общения между участниками проекта, умения слушать собеседника, высказывать свои мысли и эмоции, вести беседу, описывать услышанное).
«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в области литературы и изобразительного искусства, умения сравнивать).
«Чтение художественной литературы» (мотивация к чтению художественной литературы, формирование эмоционального отношения к литературным героям)
«Художественное творчество» (мотивация к продуктивной художественной деятельности, развитие умения передавать в собственных творческих произведениях образы героев прочитанных произведений).
«Музыка» (использование музыкальных произведений как сопровождение практической деятельности).
В ходе реализации проекта будут созданы условия, которые позволят приобщить учащихся Центра к культуре чтения, сформирует понятие ценности книги и обогатит духовно-нравственными ценностями.
Приемы работы
-
групповое чтение художественных произведений вслух,
-
литературные викторины,
-
кроссворды,
иллюстрирование прочитанного,
-
выставки творческих работ одаренных детей.
Ожидаемые результаты
Для воспитанников:
-
Воздействие на эмоционально-чувственную сторону детей, вызов эмоционального отклика на образы и события детских литературных произведений.
-
Получение информации об авторах детских литературных произведений, исторических событиях, связанных с сюжетами произведений.
-
Наличие у воспитанников интереса к литературе, изобразительному искусству.
Для учреждения, педагогического коллектива.
-
Наличие электронного каталога творческих работ участников проекта, оформленных выставок творческих работ, которые можно использовать в перспективе.
-
Продуктивно-творческая работа с воспитанниками – рисование на тему прочитанных произведений.
-
Повышение творческой активности педагогов, вовлечение их в творческий поиск инновационных проектов.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
-
|
Название проекта
|
«Социально-творческий арт-проект «Читаем и рисуем»
|
2.
|
Автор проекта
|
Кузнецова Ольга Николаевна педагог ДЭБЦ
|
3.
|
Координатор проекта
|
Тарасова Елена Анатольевна, заведующий лабораторией «Природа и фантазия» ДЭБЦ
|
4.
|
Сроки реализации
|
Февраль – апрель 2016 года.
|
5
|
Цель проекта
|
Повышение престижа чтения среди учащихся Центра средствами художественно-эстетического воспитания детей, связанных с образным познанием жизни.
|
6.
|
Задачи проекта
|
- стимулирование читательской активности, формирование интереса к чтению у детей;
- повышение общего художественного, культурного и образовательного уровня, расширение кругозора;
- развитие творческого мышления, художественно-творческих способностей обучающихся.
|
7.
|
Краткое содержание проекта
|
Социально-творческий арт-проект «Читаем и рисуем» направлен на развитие интереса к чтению, стимулирование читательской активности, а также развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, образное познание жизни, через приобщение к чтению и изобразительному творчеству.
|
8.
|
Целевая группа
|
Проект рассчитан на обучающихся творческого объединения «Мир полон чудес» 7-12 лет
|
9.
|
Место проведения
|
МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Детский эколого-биологический центр»,
«МБУ СОШ № 23»,
Библиотека им. Луначарского
|
10
|
Механизм реализации проекта
|
Реализация проекта состоит из логически выстроенных последовательных этапов. Каждый из этапов представляет собой систему мероприятий, которые влияют на успешность реализации проекта, определяют траекторию достижения цели и поставленных задач.
1 этап - подготовительный: февраль 2016 г. Разработка методологических и технологических основ проекта, анализ эффективных технологий развития читательского интереса, подбор литературных произведений, информирование участников образовательного процесса об арт-проекте «Читаем и рисуем».
2 этап - практический: март 2016 г. Реализация системы мероприятий по реализации проекта.
3 этап - финальный: апрель 2016 г. Организация итоговых выставок детского творчества и обобщение достигнутого опыта, оценка результатов реализации проекта.
|
11.
|
Ожидаемые результаты
|
Для воспитанников:
- Воздействие на эмоционально-чувственную сторону детей, вызов эмоционального отклика на образы и события детских литературных произведений.
- Получение информации об авторах детских литературных произведений, исторических событиях, связанных с сюжетами произведений.
- Наличие у воспитанников интереса к литературе, изобразительному искусству.
Для учреждения, педагогического коллектива.
- Наличие электронного каталога творческих работ участников проекта, оформленных выставок творческих работ, которые можно использовать в перспективе.
- Продуктивно-творческая работа с воспитанниками – рисование на тему прочитанных произведений.
- Повышение творческой активности педагогов, вовлечение их в творческий поиск инновационных проектов.
|
СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО АРТ-ПРОЕКТА
"ЧИТАЕМ И РИСУЕМ"
№ п.п.
|
Название мероприятия
|
Период проведения
|
Ответственные
|
Подготовительный этап: февраль 2016 г.
|
1
|
Разработка методологических и технологических основ проекта, анализ эффективных технологий развития читательского интереса
|
1-15 февраля 2016 г.
|
Тарасова Е.А.
|
2.
|
Подбор тематической литературы и литературных произведений для реализации проекта
|
16-22 февраля 2016 г.
|
Кузнецова О.Н.
|
3.
|
Информирование участников образовательного процесса об арт-проекте «Читаем и рисуем».
|
23-29 февраля 2016 г.
|
Кузнецова О.Н.
|
Практический этап: март 2016 г.
|
1. Русская художественная литература
|
Блок: произведения Носова Н.Н.
|
1.
|
Коллективное чтение произведений Носова Н.Н.:
- Незнайка учится
- Незнайка-путешественник
- Приключения Незнайки и его друзей
- Незнайка в Солнечном городе
- Незнайка на Луне
|
1-6 марта
2016 г.
|
Кузнецова О.Н., участники проекта
|
2.
|
Литературная викторина «Незнайка и его друзья»
|
3.
|
Иллюстрирование персонажей и сюжетов из произведений Носова Н.Н.
|
Блок: произведения Чехова А.П.
|
1.
|
Коллективное чтение произведений Чехова А.П.:
- Каштанка
- Белолобый
- Ванька
- Зиночка
|
6-12 марта 2016 г.
|
Кузнецова О.Н., участники проекта
|
2.
|
Интерактивная викторина по произведениям Чехова А.П.
|
3.
|
Иллюстрирование персонажей и сюжетов из произведений Чехова А.П.
|
Блок: произведения Чуковского К.И.
|
1.
|
Коллективное чтение произведений
Чуковского К.И.:
- Телефон
- Путаница
- Айболит
- Тараканище
- Путаница
|
11-16 марта 2016 г.
|
Кузнецова О.Н., участники проекта
|
2.
|
Турнир-викторина по произведениям К.И. Чуковского
|
3.
|
Иллюстрирование персонажей и сюжетов из произведений Чуковского К.И.
|
2. Зарубежная художественная литература
|
Блок: произведения Г.Х. А́ндерсена
|
1.
|
Коллективное чтение произведений
Г.Х.Андерсена:
- Оле-Лукойе
- Огниво
- Принцесса на горошине
- Свинопас
- Русалочка
|
16-21 марта 2016 г.
|
Кузнецова О.Н., участники проекта
|
2.
|
Литературный кроссворд по сказкам Г.Х.Андерсена
|
3.
|
Иллюстрирование персонажей и сюжетов из произведений Г.Х.Андерсена
|
Блок: произведения А. Линдгрен
|
1.
|
Коллективное чтение произведений
Астрид Линдгрен:
- Малыш и Карлсон, который живёт на крыше
- Пеппи Длинный чулок
|
21-25 марта 2016 г.
|
Кузнецова О.Н., участники проекта
|
2.
|
Блиц-турнир «Линдгрен и ее герои»
|
3.
|
Иллюстрирование персонажей и сюжетов из произведений А. Линдгрен
|
Блок: произведения Алана Милна
|
1.
|
Коллективное чтение произведений
Алана Милна:
- Винни-пух
- Принц-кролик
- Принцесса-несмеяна
|
26-31 марта 2016 г.
|
Кузнецова О.Н., участники проекта
|
2.
|
ТЕСТ-викторина по сказке Алана Милна "Винни-Пух и все-все-все"
|
3.
|
Иллюстрирование персонажей и сюжетов из произведений Алана Милна
|
|
|
Финальный этап: апрель 2016 г.
|
1.
|
Анализ практического этапа реализации проекта.
|
1-4 апреля 2016 г.
|
Кузнецова О.Н., Тарасова Е.А.
|
2.
|
Оценка эффективности и результативности проекта
|
3.
|
Создание электронного каталога творческих работ участников проекта
|
5-7 апреля 2016 г.
|
|
4.
|
Организация выставки творческих работ в библиотеке им. Луначарского
|
8-28 апреля 2016 г.
|
Тарасова Е.А.
|
|