Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Правописание приставок на -з /-с

Submitted by Ирина Николаевна Гвоздик on Tue, 31/05/2016 - 14:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гвоздик Ирина Николаевна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза И.И.Тенищева села Александровского Александровского района Ставропольского края

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>&nbsp;</p> <p><strong>Технологическая&nbsp; карта урока</strong></p> <p>по русскому языку в 4 классе&nbsp; (программа&nbsp; УМК&nbsp; &laquo;Перспективная начальная школа&raquo;)</p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Тема&nbsp; урока:</strong>&nbsp; Правописание приставок&nbsp; <a name="OLE_LINK1"></a><a name="OLE_LINK2">на -з / -с. </a></p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Цель урока:</strong> организовать совместную деятельность учащихся с&nbsp; целью&nbsp; научиться&nbsp; правильно&nbsp; писать&nbsp; слова с приставками&nbsp; на -з / -с и&nbsp; выделять приставки в словах.</p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Задачи:</strong></p> <ul> <li> <ul> <li>знать, как пишутся приставки на -з / -с</li> <li>находить в тексте слова&nbsp; с приставками на -з / -с</li> <li>правильно&nbsp; выделять приставки в словах;</li> <li>уметь работать с Обратным словарём&nbsp; и находить в нём слова с приставками&nbsp; на -з / -с;</li> <li>уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.</li> </ul> </li> <li>&nbsp;</li> </ul> <p><em>Регулятивные:</em> учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.</p> <p><em>Познавательные:</em> различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками на -з / -с; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь самостоятельно создать&nbsp; алгоритм правописания приставок на -з / -с ;уметь формулировать правило&nbsp; по написанию приставок на -з / -с.</p> <p><em>&nbsp;&nbsp;&nbsp; Коммуникативные</em>:&nbsp; уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать&nbsp; свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.</p> <p><strong>Личностные:</strong>&nbsp; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их&nbsp; в словах; понимать&nbsp; значимость правильного&nbsp; написания&nbsp; приставок.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <strong>Методы обучения</strong></p> <p><strong>По характеру учебно-познавательной деятельности: </strong>проблемно &ndash; поисковые.</p> <p><strong>По способу организации и осуществления познавательной деятельности:</strong> словесные, наглядные, практические.</p> <p><strong>По степени педагогического управления со стороны учителя:</strong> методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.</p> <p><strong>Формы организации учебной деятельности</strong>: фронтальная, групповая, индивидуальная.</p> <p><strong>Планируемые результаты</strong></p> <p><strong>Предметные:</strong> на уроке ученик получит знания о правописании приставок на -з / -с ;научится находить в тексте слова&nbsp; с приставками на -з / -с ;научится правильно&nbsp; выделять приставки в словах; закрепит умение работать с Обратным словарём&nbsp; и находить в нём слова с приставками&nbsp; на -з / -с ; закрепит умение работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.</p> <p><strong>Метапредметные:&nbsp; </strong></p> <p><strong>регулятивные:</strong> ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;&nbsp; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;</p> <p><strong>познавательные:</strong> ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;</p> <p><strong>коммуникативные:</strong> ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;</p> <p><strong>Личностные</strong>: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников</p>

 

 

 

Автор разработки урока:  Гвоздик Ирина Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Соза И.И.Тенищева  

Номинация: «Использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды на уроках в начальной школе»

Электронный адрес:

Программа: УМК «Перспективная начальная школа»

Урок: русский язык,  4 класс

Тема урока:  «Правописание приставок  на- з / -с».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая  карта урока

по русскому языку в 4 классе  (программа  УМК  «Перспективная начальная школа»)

        Тема  урока:  Правописание приставок  на -з / -с.

        Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с  целью  научиться  правильно  писать  слова с приставками  на -з / -с и  выделять приставки в словах.

        Задачи:

    • знать, как пишутся приставки на -з / -с
    • находить в тексте слова  с приставками на -з / -с
    • правильно  выделять приставки в словах;
    • уметь работать с Обратным словарём  и находить в нём слова с приставками  на -з / -с;
    • уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.
  •  

Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками на -з / -с; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь самостоятельно создать  алгоритм правописания приставок на -з / -с ;уметь формулировать правило  по написанию приставок на -з / -с.

    Коммуникативные:  уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:  формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их  в словах; понимать  значимость правильного  написания  приставок.

                                                   Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты

Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании приставок на -з / -с ;научится находить в тексте слова  с приставками на -з / -с ;научится правильно  выделять приставки в словах; закрепит умение работать с Обратным словарём  и находить в нём слова с приставками  на -з / -с ; закрепит умение работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.

Метапредметные: 

регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;  преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников

Ресурсы: 

1.  Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. «Русский язык, 4 класс», учебник, ч.2; ч.3. Москва: Академкнига/ Учебник, 2013.

2. Байкова Т.А. «Русский язык, 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». -  Москва: Академкнига/Учебник, 2013.

3.  Даль В.И.  «Толковый словарь живого великорусского языка». –  Санкт- Петербург – Москва: «Астрель», 2006.

4.  Василенко Т.В. «Толковый словарь для начальных классов». – Москва: «Грамотей», 2005.

 

 

Тема урока:

Правописание приставок  на –з/ -с

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Цель: Организация

направленного внимания на начало урока

Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.

(слайд № 1)

Уточнить, как готовы дети к уроку.

- Оцените свою готовность к уроку.

 

 

 

Подтвердить свою  готов-ность к уроку, проанализи-ровать, как готовы к уроку.

 

Личностные результаты:

Самоопределение  к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

2

Актуализация знаний

Цель:

Мотивировать учащихся на изучение темы

Учитель сообщает:

- Сегодня у нас  очередное заседание клуба  «Ключ и Заря» и мы являемся  участниками  заседания  клуба

«Ключ и Заря»  (слайд № 2 )

Заседание клуба начинаем чтением отрывка из стихотворения

великого русского поэта

А.С. Пушкина:   (слайд № 3 )

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух. И опыт – сын ошибок трудных  и  гений – парадоксов  друг…»

- Как вы думаете, почему именно с этих строчек мы начала  заседание? 

- Вам сегодня предстоит сде-лать открытия,  вы,  как учёные,  которые исследуют и объясняют настоящее с прошлым,  делают открытия и познают новое.

- Какие слова  показались Вам незнакомыми ?( гений, парадокс  и просвещение)

Давайте попробуем объяснить, что обозначают эти слова с помощью Толковых  словарей  В.И. Даля и Т.В. Василенко. (слайд № 4)

 

- Значит, на уроке сегодня мы будем  что-то разъяснять,  рассказывать,  распространять рассматривать, расследовать.

- Какая  часть слов  объединяет все эти названные слова?

 

Слушая  внимательно друг  друга,  мы  узнаем и изучим   что-то новое на уроке.

 

Учащиеся  высказывают свои ответы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На уроке мы сделаем какие-то открытия, узнаем  что-то новое.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  находят   значе-ния слов  в Толковых словарях  В.И. Даля  и Т.В. Василенко. (слайд № 5)

Дают объяснение словам:

Гений – человек, обладаю-щий высшей степенью ода-рённости, таланта.

Парадокс – мнение, сужде-ние,  противоречащее здравому смыслу.

Просвещение – распространение знаний, образование.

 

 

Учащиеся  дают свои высказывания:

- Все слова имеют приставку раз- или рас-.

Предметные:  понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём.

Метапредметные: Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают  друг друга;  умеют  выражать свои мысли  в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации.

 

3

Постановка учебной задачи

Цель:

Познакомить  учащихся  с учебной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кто-то догадался,  о чём   сегодня  мы будем говорить?  

- Кто сможет назвать  тему

  заседания? 

- Правильно, тема заседания: «Правописание приставок на -з/с-»

 Объяснить задание:

- Запишите дату занятия в  рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу. (Слова с пропусками букв даны на доске)  (слайд № 6)

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Праз..ник, а…ея,  лес..н…ца, мес…ц, д…кабр.., …нвар.,.  р…кета, расстояние, ф..врал. . 

- Что вы заметили при спи-сывании? (Слово расстояние  не имеет пропусков букв)

- Как вы думаете, почему? (Так как это словарное слово мы ещё не учили)

- Какая часть слова отличает это слово от всех остальных?

Выделите в этом слове  приставку  рас-

- А что такое приставка?

- Чем отличается приставка от предлога?

- Проведём взаимопроверку написания словарной работы, проверьте работу друг у друга      (слайд № 6 )

- На уроке вы будете исследовать и открывать  что-то новое. Тема заседания записана на доске

«Правописание приставок 

на -з/с»  (слайд № 7)

И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку на -з, а  в каких словах пишется на -с и почему?

Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть  приставка  рас- (расстояние).

 (слайд  № 8-9)

Коллективная работа

Работа с обратным словарем на – ный, - стный с. 134-135

 

 

 

 

Высказывают свои ответы:

 - Мы будем говорить о правописании приставок  раз-  или рас-.

Значит, тема заседания:  «Правописание приставок на -з/с-»

 

Проговорить, как поняли задание  и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно.

 

-Слово расстояние  не имеет пропусков букв.

 

-Это словарное слово мы ещё не учили.

-Приставка рас-

 

Ответы учащихся:

- Приставка – часть слова.

- Приставка отличается  от предлога тем, что пишется со словом всегда слитно.

Взаимопроверка  задания в парах.     Самооцека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная  работа

Работа с обратным словарем выбирают слова с приставками на– без, -бес распределяют их в два столбика.

( В I столбик учащиеся записывают слова с приставкой - без- беззлобный, беззаботный.

Во II столбик слова с приставкой- бес

- бесспорный, бескорыстный, бессовестный

  (слайд № 8)

 

Проверка Самооценка

Метапредметные:

Анализируют учебную задачу и принимают её,

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга;  умеют выражать свои мысли.

Познавательные:  различать приставки и предлоги.

Коммуникативные:

уметь работать в парах;  внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные результаты:

уметь работать

с Обратным словарём и находить в нём слова с данными  приставками, обобщают и выстраивают модель алгоритма

по написанию приставок на  -з, -с

 (что я знаю, что не знаю)

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил,

понятий,

алгоритмов)

Цель:

Учить  детей  самостоятельно фор-мулировать правило и создавать

алгоритм по написанию слов с приставками 

раз-, рас-.

Самостоятельная работа (слайд № 10)

После написания: упражнения  учитель  спрашивает:

- Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З)

- Подчеркните букву З и ту, с которой начинается корень. Какой звук она обозначает?

Составление алгоритма написания приставок на –з/ -с.

(Слайд 11)

- Сформулируйте самостоятельно правило о правописании приставок на –з/ -с.

(Приставка  на – з -пишется в словах, корни которых начинаются  с  гласных или звонких согласных.

Приставка  на –с -  пишется в словах, корни которых начи-наются  с глухих согласных).

 

Учащиеся сам-но читают задания с доски.

Записывают слова, выде-ляют приставки, подчёрки-вают буквы и делают  вывод о написании приставок на – з, - с.

Проговаривают алгоритм:

- читаю слово;

- определяю, с  какого звука начинается корень;

- делаю выбор приставки. (слайд № 11)

Затем  учащиеся  самостоятельно составляют правило о правописании приставок  на – з/ -с.

  (слайд № 12)

Метапредметные:

Регулятивные:   

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в  устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз-, рас-;

уметь формулировать правило  по написанию приставок  раз-, рас-.

Предметные результаты:

знать, как пишутся приставки раз-, рас-

5

Динамическая  пауза

Цель: Дать возмож-ность уч-ся отдохнуть

-Проведём музыкальную физминутку

 

Учащиеся выполняют движения под музыку

(слайд № 13 - 14)

 

6

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и реше-ния учебных задач

Цель: Обобщить

полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.

-Задание в «Тетради для самостоятельной работы»,ч.2

№ 64, с. 69-70. (слайд № 15)

 

Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, кото-рые испытывают затруднения в работе.

- Проверьте, как вы выполнили  это задание.

Самостоятельное выполне-ние задания № 64 в «Тетради для самостоятельной работы»

ч. 2, с. 69-70.

Учащиеся читают отрывки из стихотворений, объясняют выбор буквы в приставке.

 

Самоконтроль и самооценка.         (Слайд 16)

Метапредметные:

Самоопределяются в УД.

7

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Цель: Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания

 

 

 

 

 

Работа в группах

Повторить правило работы в группах. Упр. 137, учебник ч. 3, с. 129.

Выпишите словосочетания  с приставками в рабочую тетрадь.

Выделите приставки. Каждой группе по три словосочетания.

С любым словосочетанием составить предложение  (задание повышенной сложности).

Учащиеся работают в группах.

 

(слайд №  17)

Самоконтроль и самооценка.

 

(1 – развести костёр, осеннее бездорожье, взъерошить волосы;

2 – вспомню рассказ, возрождение героя, раскрашивает рисунок;

3 – устроить беспорядок, испуганный малыш, израненная птица;

4 – восхождение альпинистов, списал задачу, свить гнездо).

1. На берегу озера рыбаки развели костёр.

2.На уроке рисования дети раскрашивали рисунок.

3.Испуганный малыш забрался в угол.

 4.На контрольной работе Петя списал задачу у соседа.

Метапредметные:

Самоопределяются  в УД.

Личностные результаты:

осознают смысл изучения правописания приставок и успешного их использования в словах, понимают значимость правильного написания  приставок .

8

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Цель: Закрепить ранее изученный ма-

териал, продолжить формирование умений и навыков.

Орфоэпическая минутка (слайд  № 18)

Положи письмо в конверт,

Пусть прочтёт его эксперт.

Стоп, ребята, не соваться

И прошу не баловаться.

 

Он все книги уволок,

Чтоб составить каталог

 

Учащиеся читают и записывают только слова требующие орфоэпической работы. А затем проверяют.

 Самоконтроль и самооценка.

(Слайд 18)

Метапредметные:

Сформированный способ деятельности.

Личностные результаты:

Самоопределение  к деятельности, спо-собность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

9

Рефлексия деятельности

Цель: Сформировать личную ответственность за результаты своего труда.

- Завершается работа клубного заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе.

Учитель задаёт вопросы по уроку (слайд №  19).

- Оцените свою работу на уроке.

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.

 

Личностные:

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

 

10

Домашнее задание

Цель: Дать

инструктаж выполнения домашнего задания.

 

Записать домашнее задание на доске      (слайд № 20 )

     1.  Д/з. упр. 65 

      2. Упр. 67*

в «Тетради для

самостоятельной работы»,

 ч.2, с.70-71.

- Прочитайте домашнее задание.

- На этом работа клубного 

заседания «Ключ и Заря»   

завершена. Благодарю Всех участников клуба «Ключ и Заря» за хорошую  работу .

 

Учащиеся читают задание про себя.

Задают вопросы по выполнению задания.

Понимают, как надо  выполнить домашнее задание.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн