Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью научиться правильно писать слова с приставками на -з / -с и выделять приставки в словах.
Задачи:
знать, как пишутся приставки на -з / -с
находить в тексте слова с приставками на -з / -с
правильно выделять приставки в словах;
уметь работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками на -з / -с;
уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.
Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками на -з / -с; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь самостоятельно создать алгоритм правописания приставок на -з / -с ;уметь формулировать правило по написанию приставок на -з / -с.
Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их в словах; понимать значимость правильного написания приставок.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты
Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании приставок на -з / -с ;научится находить в тексте слова с приставками на -з / -с ;научится правильно выделять приставки в словах; закрепит умение работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками на -з / -с ; закрепит умение работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.
Метапредметные:
регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Цель: Организация
направленного внимания на начало урока
Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.
(слайд № 1)
Уточнить, как готовы дети к уроку.
- Оцените свою готовность к уроку.
Подтвердить свою готов-ность к уроку, проанализи-ровать, как готовы к уроку.
Личностные результаты:
Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2
Актуализация знаний
Цель:
Мотивировать учащихся на изучение темы
Учитель сообщает:
- Сегодня у нас очередное заседание клуба «Ключ и Заря» и мы являемся участниками заседания клуба
«Ключ и Заря» (слайд № 2 )
Заседание клуба начинаем чтением отрывка из стихотворения
великого русского поэта
А.С. Пушкина: (слайд № 3 )
«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух. И опыт – сын ошибок трудных и гений – парадоксов друг…»
- Как вы думаете, почему именно с этих строчек мы начала заседание?
- Вам сегодня предстоит сде-лать открытия, вы, как учёные, которые исследуют и объясняют настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
- Какие слова показались Вам незнакомыми ?( гений, парадокс и просвещение)
Давайте попробуем объяснить, что обозначают эти слова с помощью Толковых словарей В.И. Даля и Т.В. Василенко. (слайд № 4)
- Значит, на уроке сегодня мы будем что-то разъяснять, рассказывать, распространять рассматривать, расследовать.
- Какая часть слов объединяет все эти названные слова?
Слушая внимательно друг друга, мы узнаем и изучим что-то новое на уроке.
Учащиеся высказывают свои ответы:
- На уроке мы сделаем какие-то открытия, узнаем что-то новое.
Учащиеся находят значе-ния слов в Толковых словарях В.И. Даля и Т.В. Василенко. (слайд № 5)
Дают объяснение словам:
Гений – человек, обладаю-щий высшей степенью ода-рённости, таланта.
Парадокс – мнение, сужде-ние, противоречащее здравому смыслу.
Просвещение – распространение знаний, образование.
Учащиеся дают свои высказывания:
- Все слова имеют приставку раз- или рас-.
Предметные: понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём.
Метапредметные:Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3
Постановка учебной задачи
Цель:
Познакомить учащихся с учебной задачей.
- Кто-то догадался, о чём сегодня мы будем говорить?
- Кто сможет назвать тему
заседания?
- Правильно, тема заседания: «Правописание приставок на -з/с-»
Объяснить задание:
- Запишите дату занятия в рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу. (Слова с пропусками букв даны на доске) (слайд № 6)
- Что вы заметили при спи-сывании? (Слово расстояние не имеет пропусков букв)
- Как вы думаете, почему? (Так как это словарное слово мы ещё не учили)
- Какая часть слова отличает это слово от всех остальных?
Выделите в этом слове приставку рас-
- А что такое приставка?
- Чем отличается приставка от предлога?
- Проведём взаимопроверку написания словарной работы, проверьте работу друг у друга (слайд № 6 )
- На уроке вы будете исследовать и открывать что-то новое. Тема заседания записана на доске
«Правописание приставок
на -з/с» (слайд № 7)
И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку на -з, а в каких словах пишется на -с и почему?
Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть приставка рас- (расстояние).
(слайд № 8-9)
Коллективная работа
Работа с обратным словарем на – ный, - стный с. 134-135
Высказывают свои ответы:
- Мы будем говорить о правописании приставок раз- или рас-.
Значит, тема заседания: «Правописание приставок на -з/с-»
Проговорить, как поняли задание и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно.
-Слово расстояние не имеет пропусков букв.
-Это словарное слово мы ещё не учили.
-Приставка рас-
Ответы учащихся:
- Приставка – часть слова.
- Приставка отличается от предлога тем, что пишется со словом всегда слитно.
Взаимопроверка задания в парах.Самооцека
Коллективная работа
Работа с обратным словарем выбирают слова с приставками на– без, -бес распределяют их в два столбика.
( В I столбик учащиеся записывают слова с приставкой - без-беззлобный, беззаботный.
Во II столбик слова с приставкой- бес
- бесспорный, бескорыстный, бессовестный
(слайд № 8)
Проверка Самооценка
Метапредметные:
Анализируют учебную задачу и принимают её,
сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли.
Познавательные: различать приставки и предлоги.
Коммуникативные:
уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
уметь работать
с Обратным словарём и находить в нём слова с данными приставками, обобщают и выстраивают модель алгоритма
по написанию приставок на -з, -с
(что я знаю, что не знаю)
4
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил,
понятий,
алгоритмов)
Цель:
Учить детей самостоятельно фор-мулировать правило и создавать
алгоритм по написанию слов с приставками
раз-, рас-.
Самостоятельная работа (слайд № 10)
После написания: упражнения учитель спрашивает:
- Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З)
- Подчеркните букву З и ту, с которой начинается корень. Какой звук она обозначает?
Составление алгоритма написания приставок на –з/ -с.
(Слайд 11)
- Сформулируйте самостоятельно правило о правописании приставок на –з/ -с.
(Приставка на – з -пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных.
Приставка на –с - пишется в словах, корни которых начи-наются с глухих согласных).
Учащиеся сам-но читают задания с доски.
Записывают слова, выде-ляют приставки, подчёрки-вают буквы и делают вывод о написании приставок на – з, - с.
Проговаривают алгоритм:
- читаю слово;
- определяю, с какого звука начинается корень;
- делаю выбор приставки. (слайд № 11)
Затем учащиеся самостоятельно составляют правило о правописании приставок на – з/ -с.
(слайд № 12)
Метапредметные:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз-, рас-;
уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.
Предметные результаты:
знать, как пишутся приставки раз-, рас-
5
Динамическая пауза
Цель: Дать возмож-ность уч-ся отдохнуть
-Проведём музыкальную физминутку
Учащиеся выполняют движения под музыку
(слайд № 13 - 14)
6
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и реше-ния учебных задач
Цель: Обобщить
полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.
-Задание в «Тетради для самостоятельной работы»,ч.2
№ 64, с. 69-70. (слайд № 15)
Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, кото-рые испытывают затруднения в работе.
- Проверьте, как вы выполнили это задание.
Самостоятельное выполне-ние задания № 64 в «Тетради для самостоятельной работы»
ч. 2, с. 69-70.
Учащиеся читают отрывки из стихотворений, объясняют выбор буквы в приставке.
Самоконтроль и самооценка. (Слайд 16)
Метапредметные:
Самоопределяются в УД.
7
Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
Цель: Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания
Работа в группах
Повторить правило работы в группах. Упр. 137, учебник ч. 3, с. 129.
Выпишите словосочетания с приставками в рабочую тетрадь.
Выделите приставки. Каждой группе по три словосочетания.
С любым словосочетанием составить предложение (задание повышенной сложности).