Официальный сайт openclass 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сложноподчиненное предложение (знаки препинания и употребление в речи)

Размещено: Марина Сергеевна Киселева - пт, 03/06/2016 - 20:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Киселева М.С.
Место работы, должность: 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова" (ГБПОУ КНТ им. Б.И. Корнилова), преподаватель русского языка и литературы

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Уровни образования: 
высшее профессиональное образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Данная синтаксическая тема является традиционно сложной для усвоения обучающимися, что объясняется разными причинами, среди которых основными можно назвать объективные трудности, связанные с опознаванием СПП, необходимостью разграничивать смысловые части в предложениях этого типа и видеть языковые средства связи между ними.</p> <p>Занятие разработано в соответствии с рабочей программой, составленной на основании примерной&nbsp; программы учебной дисциплины &laquo;Русский язык&raquo;, автор Воителева Т.М. - М: центр профессионального образования ФИРО, 2008 г. и тематическим планом&nbsp; дисциплины &laquo;Русский язык&raquo; для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.</p> <p>Обучающиеся таких групп&nbsp; проходят программу 10 &ndash; 11 класса учебной дисциплины за I семестр учебного года.</p> <p>Методическая разработка составлена на основе учебника Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык. 10-11 кл. &ndash; М., 2011.</p> <p><strong>Предполагаемый результат:</strong> у обучающихся совершенствуются умения вычленять сложноподчиненные предложения в речевом потоке, различать смысловые части предложений этого типа, а также продолжают развиваться навыки пунктуационной грамотности, основанной на лексико-грамматическом понимании.</p> <p><strong>Методическая цель:</strong></p> <p>- овладение методикой проведения занятий с применением информационно-коммуникационных технологий, разработка рекомендаций для использования материала в научно-методической работе преподавателей техникума.</p> <p>- разработка&nbsp; и внедрение &nbsp;в учебный процесс высокоэффективных технологий, основанных на системной и планомерной работе с языковым материалом и направленных на овладение обучающимися речевыми компетенциями.</p> <p>Данная методическая разработка может использоваться преподавателями русского языка на собственных занятиях (полностью или фрагментарно).</p> <p>Занятие апробировано на уровне образовательного учреждения.</p>
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение  среднего профессионального образования «Кстовский нефтяной техникум имени Б.И. Корнилова»

СК-МД-03-14

Система качества образовательного учреждения

Методическая разработка занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка занятия

с применением информационно-коммуникационных технологий

по дисциплине: «Русский язык»

 на тему: «Сложноподчиненное предложение

(знаки препинания и употребление в речи)»

 

 

 

 

 

                                                                                              

 

Выполнила

преподаватель

М.С. Киселева  

                                                                                             

 

 

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение  среднего профессионального образования «Кстовский нефтяной техникум имени Б.И. Корнилова»

СК-МД-03-14

Система качества образовательного учреждения

Методическая разработка занятия 

 

 

 

Автор (составитель)                                                                 М.С. Киселева

 

 

 

 

Рассмотрено на ПЦК

ОГСЭД

 

«___»_________20___ г.

 

Протокол №_________

 

 

Председатель ПЦК                                                                      Г.Н. Потапова  

 

 

 

 

 

Утверждено

на методическом

совете

 

«___»_________20___г.

 

 

Председатель методического совета                                           Е.А. Костина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Стр.

1

 

Пояснительная записка

4

2

 

Методическая разработка занятия с применением информационно-коммуникационных технологий

6

3

 

Список информационных источников

17

4

 

Приложение

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная синтаксическая тема является традиционно сложной для усвоения обучающимися, что объясняется разными причинами, среди которых основными можно назвать объективные трудности, связанные с опознаванием СПП, необходимостью разграничивать смысловые части в предложениях этого типа и видеть языковые средства связи между ними.

Знакомство с основными способами выражения логико-грамматических отношений – важнейшее условие полноценного формирования речи обучающихся. Лишь овладев языковыми средствами их выражения, они могут правильно понять и отразить в собственной речи те связи, которые постоянно или временно существуют между предметами и явлениями, более глубоко вскрывать существенные объективные зависимости между субъектами, анализировать и оценивать поступки людей. Настоящее занятие способствует восполнению пробелов, связанных с овладением обучающимися смысловых отношений в сложноподчинённых предложений.

Занятие разработано в соответствии с рабочей программой, составленной на основании примерной  программы учебной дисциплины «Русский язык», автор Воителева Т.М. - М: центр профессионального образования ФИРО, 2008 г. и тематическим планом  дисциплины «Русский язык» для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Обучающиеся таких групп  проходят программу 10 – 11 класса учебной дисциплины за I семестр учебного года.

Методическая разработка составлена на основе учебника Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2011.

Данное занятие является двенадцатым при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация». Оно рассчитано на два академических часа (90 минут) и включено в программу тематического планирования по русскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения. Благодаря концентрическому подходу в конструировании образовательной программы в ходе изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» на 1 курсе техникума осуществляется возвращение к материалу, изученному в период обучения в разных классах школы, но с усложнением и значительным расширением его содержания.

Поскольку основные знания о сложноподчиненных предложениях обучающиеся получили в 9 классе, механизм развития этих знаний на предложенном занятии можно представить следующим образом: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях - углубление информации о сложноподчиненных предложениях, соотнесение её с имеющимися знаниями - суммирование и систематизация информации. 

Использование информационно-коммуникационных технологий позволило активизировать процесс закрепления знаний, мотивацию обучающихся, рационально использовать время занятия, повышать  информативность и наглядность изучаемого материала.

Предполагаемый результат: у обучающихся совершенствуются умения вычленять сложноподчиненные предложения в речевом потоке, различать смысловые части предложений этого типа, а также продолжают развиваться навыки пунктуационной грамотности, основанной на лексико-грамматическом понимании.

Методическая цель:

- овладение методикой проведения занятий с применением информационно-коммуникационных технологий, разработка рекомендаций для использования материала в научно-методической работе преподавателей техникума.

- разработка  и внедрение  в учебный процесс высокоэффективных технологий, основанных на системной и планомерной работе с языковым материалом и направленных на овладение обучающимися речевыми компетенциями.

Предлагаемая  методическая разработка занятия учебной дисциплины «русский язык» представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности обучающихся, ориентированную на формирование у них предметной компетенции, поискового стиля мышления, развитие широкого кругозора.

Данная методическая разработка может использоваться преподавателями русского языка на собственных занятиях (полностью или фрагментарно).

Занятие апробировано на уровне образовательного учреждения.

 

 

 

 

Методическая разработка занятия

с применением информационно-коммуникационных технологий

 

Предмет: русский язык.

Тема: «Сложноподчиненное предложение (знаки препинания и употребление в речи)»

 

Эпиграф:

Самая большая ценность народа – язык, 
на котором он пишет, говорит, думает.
Д.С. Лихачев

Цели занятия:

1. Обучающие:

  • повторение и углубление знаний о сложном предложении;
  • повторение понятия «сложноподчиненное предложение»;
  • умение находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения;
  • совершенствование умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;
  • проверка понимания и степени усвоения материала по теме.

2. Развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности обучающихся;
  • развитие умения работать в парах, давать оценку ответам одногруппников;

3. Воспитывающие:

  • воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний;
  • воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей;
  • воспитание дружелюбных отношений между обучающимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.

 

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их творческое применение, а также контроль полученных знаний)

 

Форма занятия: исследование языкового материала с применением нетрадиционных информационных технологий.

 

Методы:

  • по характеру познавательной деятельности обучающихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
  • по степени активности обучающихся: репродуктивные и продуктивные;
  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование интерактивного носителя;

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

 

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор
  2. интерактивная доска
  3. ноутбук
  4. раздаточный материал (приложение 1)

 

Этапы занятия:

I. Организационный момент - 3 мин.

II. Активизация пройденного материала (комбинирование устного и письменного опроса) – 15 мин.:

  1. письменный опрос;
  2. фронтальный опрос;
  3. целеполагание.

III. Повторение имеющихся знаний и усвоение новых – 15 мин.

IV. Этап проверки понимания изученного – 16 мин.

V. Этап закрепления нового материала – 12 мин.

VI. Этап применения знаний и способов действий – 10 мин.

VII. Этап обобщения и систематизации знаний – 16 мин.

VIII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению – 3 мин.

 

Все задания и упражнения, представленные в данной методической разработке, выводятся на интерактивную доску и выполняются на ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на занятии и плодотворной, творческой работы.

 

II. Активизация пройденного материала (комбинирование устного и письменного опроса).

1) Письменный опрос.

На доске – предложения. Укажите вид предложения, способ связи частей в предложении.

  1. Свечи вынесли,  и комната опять осветилась одною лампадою.
  2. Ворох сухих листьев тускло разгорается, но костер пылает.
  3. Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
  4. Деревья быстро пожелтели.
  5. Покраснела рябина, посинела вода.

 

1 обучающийся работает у доски. В тетрадях у остальных должно быть написано:

  1. ССП, интонация, союз.
  2. ССП, интонация, союз.
  3. ССП, интонация, союз.
  4. ПП.
  5. БСП, интонация.

 

2) Фронтальный опрос.

  1. В каком разделе языкознания изучается предложение? (синтаксис)
  2. На какие группы делятся все предложения? (простые и сложные)
  3. В чем отличие простого предложения от сложного? (в количестве грамматических основ)
  4. Какие виды предложений вы знаете? (союзные и бессоюзные)
  5. В чем отличие союзных предложений от бессоюзных? (в союзных предложениях средствами связи между частями являются союзы и интонация, а в бессоюзных – только интонация)
  6. Какой вид предложений мы уже повторили? (сложносочиненные)

3) Целеполагание.

Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего занятия?

Ответы обучающихся.

 

Действительно, сегодня мы повторим, какое предложение называется СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения. А также, правило постановки знаков препинания в СПП.

 

III. Повторение имеющихся знаний и усвоение новых.

Работа с раздаточным материалом информационного характера (приложение 1). Работа с теоретическим материалом:

ЗАДАНИЕ № 1. Прочитайте. Какое из предложений более точно выражает причинные отношения между двумя ситуациями?

  1. Переходить реку опасно: лёд ещё очень тонкий.
  2. Переходить реку опасно, потому что лёд ещё очень тонкий.
  1. В чем сходство первого и второго предложений? Чем они различаются?
  2. При помощи чего связаны простые предложения во втором сложном предложении?
  3. Как называются такие союзные сложные предложения?

 

Запись обучающимися определения «СПП», «главное» и «придаточное» предложения.

 

Сложноподчиненным (СПП) называется сложное предложение, части которого связаны интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.

В СПП выделяются главное и придаточное (или несколько) предложения. Придаточными являются предложения, в которых находится союз или союзное слово.

ЗАДАНИЕ № 2. Проанализируйте представленные предложения. Что вы можете сказать о месте расположения придаточного предложения по отношению к главному?

                                                             Зачем?

  1. (Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет].

                         Какая?

  1. [Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его].

                                             О чём?

  1. весело мне думать], (что поэт меня поймет).

                                                                       Какая?

  1. [Помнится ему маленькая спальня], (в которой он спал напротив окна).

 

Работа с раздаточным материалом.

 

Правила постановки знаков препинания в СПП.

1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой. Например: Пока он говорил, я внимательно наблюдал за ним.

2. Придаточное предложение, находящееся внутри главного, выделяется запятыми с обеих сторон. Например: В пору цветения, если дотронуться до сосны, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы.

 

IV. Этап проверки понимания изученного.

УПРАЖНЕНИЕ №1. Объясните, как бы вы расставили недостающие знаки препинания. Определите, где главное предложение, где придаточное. Задайте смысловой вопрос.

1. Морозный воздух так обжигал что трудно было дышать.

2. Всё было бы спасено если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут.

3. Около заднего воза где был Егорушка шел старик с седой бородой.

4. Я думал о том что случилось и ничего не понимал.

5. Жара была такая что малейшее движение утомляло.

6.  Он не явился на занятия так как заболел.

7. Когда я сбился с дороги мой страх обратился в ужас.

8. И слышно было до рассвета как ликовал француз.

Данное упражнение выполняется устно.

Эталон ответов:

1. Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать (как?).

2. Всё было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут (при каком условии?).

3. Около заднего воза, где был Егорушка, шел старик с седой бородой (какого?).

4. Я думал о том, что случилось, и ничего не понимал (о чем?).

5. Жара была такая, что малейшее движение утомляло (какая?).

6.  Он не явился на занятия, так как заболел (почему?).

7. Когда я сбился с дороги, мой страх обратился в ужас (когда?).

8. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (что?).

 

УПРАЖНЕНИЕ № 2. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Чтобы не заблудиться в лесах надо знать приметы.

2. Маленький дом где я живу в Мещере заслуживает описания.

3. Ромашову приходилось ощупывать перед собой дорогу так как на дворе стояла совершенно непроницаемая ночь.

4. Мне кажется что я не покидал России.

5. Я вырастал в глухое время когда весь мир был глух и тих.

6. В небольшой комнате которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван.

7. С вечера я спал крепко потому что слишком измучился за день.

8. Над долиной где мы ехали сгустились тучи.

 

Данное упражнение выполняется по вариантам (1 вариант – 1-4 предложения, 2 вариант – 5-8 предложения). В это время 2 человека работают у доски. После окончания работы осуществляется взаимопроверка выполненного задания в тетрадях и выставление оценок.

Эталон ответов:

1. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы.

2. Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.

3. Ромашову приходилось ощупывать перед собой дорогу, так как на дворе стояла совершенно непроницаемая ночь.

4. Мне кажется, что я не покидал России.

5. Я вырастал в глухое время, когда весь мир был глух и тих.

6. В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван.

7. С вечера я спал крепко, потому что слишком измучился за день.

8. Над долиной, где мы ехали, сгустились тучи.

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

> 3 ошибок – «2»

 

V. Этап закрепления нового материала.

УПРАЖНЕНИЕ № 3. Прочитайте текст. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловые части (задайте вопрос), выделите средства связи.

1. На сегодняшний день строительство является одним из важных элементов развития человечества в целом. 2. С понятием «строительство» тесно связано понятие «общестроительные работы». 3. Давайте разберемся, что это такое.

4. Для характеристики термина «общестроительные работы» лучше смотреть на результат труда, так как данное понятие не имеет четкого определения. 5. Общестроительные работы – это фундамент дома, крыша, окна.

6. Общестроительными называются работы, непосредственно касающиеся возведения зданий и сооружений.

7. Современные компании часто включают монтаж кровли, отделку, озеленение и так далее в список общестроительных работ, потому что стремятся к дополнительной прибыли всеми возможными способами. 8. Это выгодно не только застройщику, но и заказчику. 9. Ведь если последнему придется искать компанию, специализирующуюся на кровле, расценки могут превзойти все ожидания. 10. Да и контролировать процесс намного легче, если за дело взялась одна компания.

Данное упражнение выполняется устно.

Эталон ответов:

1. На сегодняшний день строительство является одним из важных элементов развития человечества в целом. 2. С понятием «строительство» тесно связано понятие «общестроительные работы». 3. Давайте разберемся, что это такое.

4. Для характеристики термина «общестроительные работы» лучше смотреть на результат труда, так как данное понятие не имеет четкого определения. 5. Общестроительные работы – это фундамент дома, крыша, окна.

6. Общестроительными называются работы, непосредственно касающиеся возведения зданий и сооружений.

7. Современные компании часто включают монтаж кровли, отделку, озеленение и так далее в список общестроительных работ, потому что стремятся к дополнительной прибыли всеми возможными способами. 8. Это выгодно не только застройщику, но и заказчику. 9. Ведь если последнему придется искать компанию, специализирующуюся на кровле, расценки могут превзойти все ожидания. 10. Да и контролировать процесс намного легче, если за дело взялась одна компания.

 

VI. Этап применения знаний и способов действий.

УПРАЖНЕНИЕ № 4. Найдите среди представленных предложений те, в которых допущены ошибки при постановке знаков препинания. Выпишите только их, правильно расставляя знаки пунктуации.

1. Я должен был сидеть, и ждать когда меня уволят.

2. В гостиную входили из коридора, который оканчивался входом в кухню.

3. Когда Нехлюдов приехал на вокзал арестанты уже сидели, в вагонах за решетчатыми окнами.

4. Видно уж прошло, то время когда в письмах содержались целые философские трактаты.

5. Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг.

6. Чтобы увидеть море надо выйти за калитку, и пройти немного по тропинке.

7. Нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части океана находится наше судно.

8. Отец мой, говорил мне что в этом году будет отличный урожай.

 

Данное упражнение выполняется письменно в соответствии с заявленным заданием.

Эталон ответов:

1. Я должен был сидеть и ждать, когда меня уволят.

3. Когда Нехлюдов приехал на вокзал, арестанты уже сидели в вагонах за решетчатыми окнами.

4. Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты.

6. Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по тропинке.

8. Отец мой говорил мне, что в этом году будет отличный урожай.

 

VII. Этап обобщения и систематизации знаний.

Фронтальный опрос:

  1. Как называется сложное предложение, части которого связаны интонацией и подчинительными союзами? (сложноподчиненное)
  2. Какие части выделяются в составе СПП? (главная и придаточная)
  3. Как мы можем определить, какая из частей СПП главная, а какая – придаточная? (задать смысловой вопрос)
  4. Где может находиться придаточное предложение в составе главного? (в начале, середине или конце главного предложения)
  5. С помощью каких знаков препинания мы отделяем придаточную часть от главной? (запятые)

Контроль полученных знаний (работа по вариантам)

Вариант 1

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

(Л.Н.Толстой. Детство)

1,2,10,11

Вариант 2

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

 Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(1) немного не доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов — я до сих пор не могу простить это ему — пригласил ее,(4) только что она вошла,(5) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Мазурку я танцевал не с ней,(6) а с одной немочкой,(7) за которой я немножко ухаживал прежде.

(Л.Н.Толстой. После бала)

4,7

VIII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

§ 96, 97, упр. 448.

 

Благодарю вас за активную работу на занятии! Всего доброго!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список информационных источников

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2011. – 432 с.

2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 7-е изд., испр. – М., 2009. – 496 с.

3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006. - 368с.

4. Розенталь Д.Э.Сборник упражнений и диктантов по русскому языку. – М.:ОНИКС, 2010. – 448с.

5. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2009.

6. http://rus.1september.ru/urok/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ «Сложноподчиненное предложение

(знаки препинания и употребление в речи)»

 

ЗАДАНИЕ № 1. Прочитайте. Какое из предложений более точно выражает причинные отношения между двумя ситуациями?

1. Переходить реку опасно: лёд ещё очень тонкий.

2. Переходить реку опасно, потому что лёд ещё очень тонкий.

 

1. В чем сходство первого и второго предложений? Чем они различаются?

2. При помощи чего связаны простые предложения во втором сложном предложении?

3. Как называются такие союзные сложные предложения?

 

Сложноподчиненным (СПП) называется сложное предложение, части которого связаны интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.

В СПП выделяются главное и придаточное (или несколько) предложения. Придаточными являются предложения, в которых находится союз или союзное слово.

 

ЗАДАНИЕ № 2. Проанализируйте представленные предложения. Что вы можете сказать о месте расположения придаточного предложения по отношению к главному?

                                                   Зачем?

1. (Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет].

                         Какая?

2. [Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его].

                                             О чём?

3. [И весело мне думать], (что поэт меня поймет).

                                                                       Какая?

  1. [Помнится ему маленькая спальня], (в которой он спал напротив окна).

 

Постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении

1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой. Например: Пока он говорил, я внимательно наблюдал за ним.

2. Придаточное предложение, находящееся внутри главного, выделяется запятыми с обеих сторон. Например: В пору цветения, если дотронуться до сосны, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы.

 

УПРАЖНЕНИЕ №1. Объясните, как бы вы расставили недостающие знаки препинания. Определите, где главное предложение, где придаточное. Задайте смысловой вопрос.

1. Морозный воздух так обжигал что трудно было дышать.

2. Всё было бы спасено если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут.

3. Около заднего воза где был Егорушка шел старик с седой бородой.

4. Я думал о том что случилось и ничего не понимал.

5. Жара была такая что малейшее движение утомляло.

6.  Он не явился на занятия так как заболел.

7. Когда я сбился с дороги мой страх обратился в ужас.

8. И слышно было до рассвета как ликовал француз.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 2. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Чтобы не заблудиться в лесах надо знать приметы.

2. Маленький дом где я живу в Мещере заслуживает описания.

3. Ромашову приходилось ощупывать перед собой дорогу так как на дворе стояла совершенно непроницаемая ночь.

4. Мне кажется что я не покидал России.

5. Я вырастал в глухое время когда весь мир был глух и тих.

6. В небольшой комнате которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван.

7. С вечера я спал крепко потому что слишком измучился за день.

8. Над долиной где мы ехали сгустились тучи.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 3. Прочитайте текст. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловые части (задайте вопрос), выделите средства связи.

1. На сегодняшний день строительство является одним из важных элементов развития человечества в целом. 2. С понятием «строительство» тесно связано понятие «общестроительные работы». 3. Давайте разберемся, что это такое.

4. Для характеристики термина «общестроительные работы» лучше смотреть на результат труда, так как данное понятие не имеет четкого определения. 5. Общестроительные работы – это фундамент дома, крыша, окна.

6. Общестроительными называются работы, непосредственно касающиеся возведения зданий и сооружений.

7. Современные компании часто включают монтаж кровли, отделку, озеленение и так далее в список общестроительных работ, потому что стремятся к дополнительной прибыли всеми возможными способами. 8. Это выгодно не только застройщику, но и заказчику. 9. Ведь если последнему придется искать компанию, специализирующуюся на кровле, расценки могут превзойти все ожидания. 10. Да и контролировать процесс намного легче, если за дело взялась одна компания.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 4. Найдите среди представленных предложений те, в которых допущены ошибки при постановке знаков препинания. Выпишите только их, правильно расставляя знаки пунктуации.

1. Я должен был сидеть, и ждать когда меня уволят.

2. В гостиную входили из коридора, который оканчивался входом в кухню.

3. Когда Нехлюдов приехал на вокзал арестанты уже сидели, в вагонах за решетчатыми окнами.

4. Видно уж прошло, то время когда в письмах содержались целые философские трактаты.

5. Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг.

6. Чтобы увидеть море надо выйти за калитку, и пройти немного по тропинке.

7. Нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части океана находится наше судно.

8. Отец мой, говорил мне что в этом году будет отличный урожай.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 5. Выполните задание по вариантам.

Вариант 1

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

Л.Н.Толстой «Детство»

 

Вариант 2

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

 Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(1) немного не доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов — я до сих пор не могу простить это ему — пригласил ее,(4) только что она вошла,(5) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Мазурку я танцевал не с ней,(6) а с одной немочкой,(7) за которой я немножко ухаживал прежде.

Л.Н. Толстой «После бала»


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн